Возникновение и развитие  понятие и признаки права  Понятие правосознания  основные функции  виды Возникновение и развитие  понятие и признаки права  Понятие правосознания  основные функции  виды
Возникновение и развитие  понятие и признаки права  Понятие правосознания  основные функции  виды РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Возникновение и развитие понятие и признаки права Понятие правосознания основные функции виды


СОДЕРЖАНИЕ:
Возникновение
и развитие права.                                           
Понятие
и признаки права.                                                     
Понятие
правосознания.                                                         
Основные
функции правосознания.                                       
Виды
правосознания.                                                              
Структура
правосознания.                                                      
Понятие
правовой культуры.                                                  
Подразделение
правовой культуры на виды.                         
Структура
правовой культуры.                                               
Взаимодействие правовой 
культуры  с  другими                  
областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона                    
в формировании культуры.
Список
использованной литературы.                                     
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени действовали правила
пове­дения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обы­чаев, нормы
обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые
действия, быт и семейные отношения. Мно­гие из обычаев являлись одновременно и
нормами морали, рели­гии, которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было
то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не
было четкого разграничения прав и обязанностей. Испол­нение норм поведения
обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся
правила, а также при не­обходимости обеспечивалось общественным мнением родовой
общины или племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации
общества возникает право. Источниками права явля­ются: 1.
санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и
охраняемые государством от нару­шений; 2. юридический прецедент, которому
государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3.
издание государством нормативных актов,содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА.
Как было сказано выше, право, как и государство, является
продуктом общественного развития. Оно возникло в государствен­но организованном
обществе как основной регулятор общественных отношений.
Есть различные  точки зрения
о том,  что такое право,  но
все они имеют ряд общих положений:
- право - это социальное явление, без которого
невозможно существование цивилизованного общества;
- право в нормативной форме должно отражать
требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом,
а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как
первоосновы общества;
- право частной собственности является основой
всех прав человека.
Право - это система норм и правил поведения,
которые исходят от государства, сформулированы в специальных госу­дарственно-нормативных
актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают
волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.
Признаками права являются:
- общеобязательная нормативность;
- выражение норм в законах или в других нормативно-право­вых
актах, признаваемых государством;
- право действует через дозволения, через
субъективное право;
- государственная
обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим признаком правового государства,
обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры
населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура  представляет
собой разновидность общей
культуры,
состоящей из духовных и материальных ценностей, от­носящихся к правовой
действительности. При этом правовая куль­тура включает лишь то, что есть в
правовых явлениях относи­тельно прогрессивного, социально полезного и ценного.
Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная
правовая культура понимается как образ мышления, нор­мы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура
подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуаль­ную
правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это
правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к
активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового
регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности
(или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в
необходимости служения закону как высшей цен­ности. Особую разновидность
групповой и индивидуальной право­вой культуры составляет
профессионально-правовая культура юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного по­ведения. Не всякое правомерное
поведение можно считать осу­ществлением такой активности. Критериями
разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый
ре­зультат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто
инициативное исполнение своих обязанностей долж­ностным лицом. Такая инициатива
является прямым служебным дол­гом, в частности профессиональным долгом, юриста
и заключается в обязанности безупречно служить закону.
Если рассмотреть правовую активность как
интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д.Г.Богоявленской,
можно выделить три уровня:
1. если субъект права при самой добросовестности и
энер­гичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного
способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному
уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то,
что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего
стимула;
2. если субъект права, имея достаточно надежный
способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, струк­туру своей
деятельности, сопоставляет между собой цели и зада­чи, что приводит его к
открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию
закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется
эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представи­телей
других сходных профессий;
3. самый высокий уровень интеллектуальной
активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность
становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а
самостоятельной проблемой. Не стимулированная изв­не, самостоятельная
постановка проблемы - качественная, осо­бенность личностей, обладающих этим
уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в
право­вой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей
ее мыслительную и мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием
правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации
общества, социальных групп и слоев населения, а также индиви­дов, имеющие
юридическое значение. Они концентрируются в пра­восознании. Наивысшими среди
них являются ориентации на обще­человеческие ценности, а их ядром -
человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к
области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкрет­ных
исторических условиях. И сама правовая культура представ­ляет собой ценность в
той мере, в какой позволяет людям поль­зоваться благами свободы и
справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении
достойного и достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую,
культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную
(аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она
понимается как качественное состояние право­вой жизни общества на каждом данном
этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и
основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным примени­тельно к
этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества
как качественного состояния право­вой жизни общества, выражающегося в
достигнутом уровне совер­шенства правовых актов, правовой и правоприменительной
дея­тельности, правосознания и правового развития личности, а так­же в степени
свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности,
положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий
существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в
рассматри­ваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание пра­ва,
осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и
формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права,
правильное понимание принципов права и задач правового регулирования,
профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном
соот­ветствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая
степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно
для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной
подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры
предполагает по­нимание ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ,
относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-соци­ологическом аспекте соответственно
включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов
имеют свое определенное содержание и качественный уровень:
- право как систему норм, выражающих возведенную в
закон государственную волю;
- правоотношения как систему общественных
отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
- правосознание как систему духовного отражения всей пра­вовой
действительности;
- правовые учреждения как систему государственных
органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль,
реализацию права;
- правовое поведение,
деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ
ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ.
Правовая культура функционирует во взаимодействии
с дру­гими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной
(этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом
содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности,
свойственные как господствую­щей культуре данного общества, так и отдельным ее
областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми
элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе
законности и правопорядка.
В связи с этим особо значимым является
взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и
областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное
поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через
нравственное и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит
непосредственным внутренним (личностным) меха­низмом определения правовой
позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому
основными состав­ляющими профессионально-юридической культуры следует считать
профессионально-правовую и профессионально-нравственную куль­туры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В
ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Связь права и культуры не так явна, как
соотношение пра­ва и политики, права и морали. Но она существует, поскольку
право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное,
ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и
частной жизни, стремление совер­шенствовать социальную действительность
посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности
общества.
Право определяет и специфический вид общей
культуры об­щества - правовую культуру.
Правовая культура - это одновременно:
- определенный уровень правового мышления и чувственного
восприятия  правовой действительности;
- состояние процессов правотворчества и реализации права;
- специфические способы правовой деятельности;
- результаты правовой деятельности в виде духовных
и ма­териализованных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может
рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону
личностных свойств и качеств, и на уровне универса­листких обобщений, когда
обращается внимание на функционирова­ние социального организма в его
целостности. И в том, и в дру­гом случае принимается во внимание деятельное
творческое нача­ло, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизован­ности.
Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую
все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической
деятель­ности.
Основополагающей культурной ценностью являются
само право и правовые законы. Закон как инструмент организации обществен­ных
отношений и как основной источник права является пока неп­ревзойденным и
всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля.
Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или
поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно,
в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери,
упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть
: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно
из про­явлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обуслов­ленные
правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры
в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно ука­зать на
законность и правосудие. Без них трудно было бы ожи­дать надлежащего
правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-про­цессуального
порядка. Об уровне правовой культуры свидетельст­вуют, например, такие
процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения
конфликтов между властя­ми, отправление правосудия по уголовным или гражданским
делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявля­ется,
что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры.
Во-первых, будучи отражением правовой идео­логии, закон способен питать
правовые идеи, способствовать по­явлению новых, более прогрессивных подходов к
решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются
подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие
об уровне правовой культуры. В-третьих, че­рез посредство закона и основанных
на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих
мини­мальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или
оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру
в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное
(отражающее психи­ческие процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм
права), поведенческое (указывающее на характер действий), объ­ективизированное
(закрепляющее результаты правовой деятель­ности) - подвластно в той или иной
степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая
разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным
говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на
средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные
люди, раз­ные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти,
и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой
сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные
препятствия в дости­жении единства интерпретации правовых явлений в качестве
куль­турных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История
выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня
культуры, и на этой основе создается воз­можность для определения основных
направлений повышения право­вой культуры, в том числе с помощью закона. К их
числу следует отнести:
- формирование чувства права и законности;
- освоение достижений логико-правового мышления;
- совершенствование законодательства;
- увеличение объема и качественное совершенствование пра­вопослушного
поведения;
- совершенствование юрисдикционной и иной
правопримени­тельной деятельности;
- разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных
учреждений;
- изучение памятников права и правоприменительной практи­ки
как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с
одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение
юридических учреждений, законодательных, исполни­тельных и правоохранительных
органов.
Определяя роль закона в формировании правовой
культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в
государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных
лиц связано с преодолением узкове­домственных, национальных и региональных
интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, твор­ческая
личность, которая нуждается в помощи и защите со сторо­ны государства. Но в
фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем
общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым,
классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при
этом и если при этом игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой
куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной
культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений.
Повышение профессиональной культу­ры связано с глубиной юридического образования,
формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью разви­тия
юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью
правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие
отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов
является делом не менее тонким, чем регулирование дру­гих отношений. Есть
большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное
развитие общества. Поэтому из­даваемые государством законы если и должны в
качестве опреде­ленной модели вести за собой (формировать) соответствующие от­ношения,
то не настолько, чтобы отрываться от них и превра­щаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа
людей нор­мативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и
юридическая), поскольку они не знают конкретных норматив­но-правовых
предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко
впасть и в другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в
формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно
- через правоприменительную практику (решение
юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзь­ями
и коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь
закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль
культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правопримене­ния общая
и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с
ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но
при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше,
поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной
заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или
отсталости, сориентированности на социаль­ные ценности. Роль законодательства в
сфере культуры, взаимо­действие и взаимопроникновение этих феноменов
социального бы­тия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реали­зации
права (микроуровень) или на уровне законодательной дея­тельности (средний
уровень), но и на самом высоком (макроуро­вень) срезе - государство и общество.
Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества,
правово­му закону и правовому государству. Неразвитость культуры, нап­ротив,
обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования.
Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области
культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту
регулирования.
Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в
рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной,
нравственной, правовой культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С.С. "Государство и право" Начальный курс.
Москва, 1996.
Алексеев С.С. Закон и
наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент
правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания. Москва, 1974.
Каминская В.И., Ратинов
А.Р. Указательные работы.
Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б.М. Что такое правовое
государство. Москва, 1990.
Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций.
Редакторы Малько А.В. и Матузов Н.И.  
Москва, 1996.
Учебник для ВУЗов "Философия права"
Редактор Нерсесянц В.С. Москва,
1997.
Хабермас Ю. Демократия.  Разум.
Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.
Юридический словарь.
Москва, 1989.
Рефераы по уголовной ответственности за нарушение избирательного права в Украине. Рефераы на тему правосознание виды правосознания функции. Реферат на тему Понятие о внимании его функции виды. Культура право и правосознание в россии в хх веке. Реферат на тему Понятие признаки функции права. Правосознание понятие признаки функции виды. Возникновение понятие и признаки права. Возникновения понятия и признаки права. Понятие признаки и функции политики. Понятие функции и признаки права. Понятие и виды источников права. Функции права и его применение. Возникновение и развитие права. Возникновение права понятие. Признаки правосознания.

      ©2010