Социально-психологический тренинг - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
2Социально-психологический тренинг. Название: Человек в конфликте. Время: 2 (два) часа.
Цели : Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влия ние в ходе конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния. Понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.
2Упражнение 1. Название: Работа с ассоциативным рядом"конфликт".
Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструк цию ведущего: " В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы гово рим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем , как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исс ледуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии челове ка. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово "конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение? " После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее:
- если конфликт - это мебель, то какая? .. - если конфликт - это посуда, то какая? .. _ если это одежда.... Рефлексия. - 2
В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: "Для чего мы делали это упражнение? " Важно заметить, что ассоциации были выражением оп ределенного эмоционального состояния, вызванного словом"конф ликт". Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.
2Упражнение 2. Название: Эмоциональная тропинка.
Подберите символические рисунки, с помощью которых можно отра зить свое эмоциональное состояние в различные моменты развития конфликта. Нарисуйте в тетради самоанализа свою "тропинку" и свои символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте. Можно до полнить их краткими фразами. Пункт А -"все хорошо! " *---*----*-----*-----*-----*-----* ----*-----*------*-----*---*---* Пункт В - "все снова хорошо! "
2Упражнение 3. Название: Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают "скульптора". Он строит скульптурную группу "конфликт" и занимает свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле
- 3
у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоци ональной и физической напряженности.
2Упражнение 4.
Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне из мененного состояния сознания. Ведущий предлагает поработать с конфликтом в особом состоя нии. Ведущий объясняет смысл упражнения примерно так: ".... Эмоцио нальное напряжение, возникающее в конфликте, тесно связано с мышеч ным напряжением. Представьте себе лицо человека, который чувствует себя в конфликте с кем-либо. Его скулы сведены и напряжены, зубы стиснуты. Между бровями пролегли вертикальные складки. Как мы можем ожидать от него гибкого поведения, если он закован в жесткий каркас напряженных мышц? Человек - существо целостное. Эмоциональное нап ряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот. Поэтому мы попро буем через расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напря женности в конфликте. Для этого нужно сесть поудобнее.... " Далее ведущий приводит ряд формул для релаксации. Когда группа погружается в расслабленное, комфортное состояние, ведущий говорит следующий текст: " Представьте перед вашим внутренним взором расши тый узорами тяжелый театральный занавес. Он медленно раздвигает ся. Вы знаете, что это пьеса о вашей жизни. На сцене вы видите знако мых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зритель ного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите голо са.... О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Она вам не нравится, и вы решаете переодеть всех в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни, и вы - ее режиссер, вы - ее главный герой. Вы пе реносите эту сцену на экран телевизора. Попробуйте представить ее в
- 4
черно - белом изображении.... Теперь - в цветном изображении. Поро буйте выключить звук. Теперь участники вашей пьесы жестикулируют в полном безмолвии. Через некоторое время вы включаете звук, чтобы ус лышать слова главного героя - себя. Вы включаете звук и слышите эти слова. О чем вы говорите? Представьте экран в виде шахматной доски. Над ней поднимаются объемные фигурки. Вы видите на этой шахматной доске участников ва шего конфликта и себя. Где ваше место на этой доске? Представь те, как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выст раиваете их в один ряд. Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в коробочку. Ко робка закрывается, вы набрасываете на нее крючочек и бережно стави те на место. Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться тя желым театральным занавесом. Вы вспоминаете, что все происходило на телевизионном экране, и поворачиваете выключатель. Экран тускне ет. Некоторое время на нем остается светящаяся точка. Затем исчезает и она". После приведенного выше текста дается ряд формул выхода из аутогенного погружения и проводится обсуждение упражнения.
Рефлексия.
Учащиеся делятся своим впечатлениями. Ведущий спрашивает о том, что мешало выполнению упражнения. Особое внимание уделяется то му, как изменилось эмоциональное состояние после упражнения, как из менилось отношение к конфликту, человеку - стрессору, какие из прие мов, предложенных ведущим, повлияли на это отношение. В заключении ведущий советует использовать показанные приемы саморегуляции психофизического состояния самостоятельно.
Доклад по теме: Социально-психологический тренинг. Сдан: в сентябре 1998. Московский Городской Педагогический Университет. Преподаватель: Беляева Н. В.
|