Тулуз Лотрек как мастер рекламы
Тулуз Лотрек
как мастер рекламы
Главные
свершения Т. Лотрека в искусстве рекламы - это расширение сферы эстетического и
гуманистического, новое понимание человечности через афиши, плакаты и т. д..
Его рекламное искусство представляет собой очередной акт самопознания и
самоосознания человека в мире стремительно меняющихся социальных и нравственных
ценностей, в мире, теряющем привычные ориентиры-как духовные, так и
пространственно-временные. В его произведениях отражается извечная проблематика
искусства: человек и мир, человек и общество, но отражается таким образом, что
заставляет говорить о нем как о мастере принципиально новой генерации, сумевшем
выразить не только свое сугубо личное восприятие явлений современности, но и
трагично-смутные предощущения будущего.
Тулуз-Лотрек
принадлежал к блестящей плеяде художников-постимпрессионистов, определивших
судьбы европейского искусства XX века. Это были П. Сезанн, В. Ван Гог, Гоген.
Но параллельно с ними творили и другие мастера, значительные и полузабытые.
Нельзя понять своеобразие Лотрека вне общекультурного контекста.
В последние
десятилетия XIX века художественная жизнь Франции являла собой весьма пеструю
картину. Медленно, постепенно ослабевали позиции официального
салонно-академического искусства. Продолжали успешно работать импрессионисты -
именно с них на рубеже 60-70-х годов началось радикальное обновление искусства.
В 80-е годы заявил о себе неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк). Чуть позже
сформировалась группа «Наби» (П. Серюзье, Э. Бернар, М. Дени, П. Боннар и др.),
связанная с символизмом. Все больше распространялся «арнуво» («стиль модерн» по
принятой у нас терминологии) - особенно в плакате, декоративном искусстве.
Значительную роль в повседневной жизни играли в ту пору камерные, «прикладные»
разновидности графики: оформление книг, сборников песен, нот-и, наконец,
«изобразительная журналистика» - неотъемлемый элемент прессы тех лет,
отражавшей динамичный, беспокойный ритм общественного бытия.
Разумеется,
многие из этих течений, направлений, групп, сфер рекламного и художественного
творчества при внешней, да порой и программной несхожести обнаруживали все же
известные точки соприкосновения. На разных уровнях прослеживаются не только общие
стилевые моменты, но и новые подходы к произведению искусства, и в первую
очередь к живописи и графике. Так, например, начинает складываться понимание
картины не как «окна в мир», а как предмета, обладающего собственной
вещественной значимостью. При этом происходит эстетизация и автономизация
выразительных средств - цвета, линии; не подчиняясь больше задаче
жизнеподобного воспроизведения натуры, они обретают самоценность, подчас
декоративную красоту. Утверждается право художника на свободную трансформацию
видимого мира ради воплощения его индивидуальных представлений о
действительности, неких сущностных моментов, жажды обрести пластическую
адекватность одолевающим его чувствам.
Самые общие и
самые отчетливые стилевые изменения сказываются в ту пору в усилении
плоскостности изображения, динамизации пространственных соотношений, резкой
активизации линейно-ритмического начала и эмоциональной силы цвета.
Все это имеет
самое прямое отношение к Тулуз-Лотреку - как к основным стилевым
закономерностям его работ, так и к их содержанию. Лотрек был независим в своих
пристрастиях, но многими нитями связан с большим и «малым» искусством своего
времени, с его «одинокими вершинами» - Ван Гогом, Сезанном, Гогеном и массовым
искусством улиц - однодневными, обиходными произведениями.
Лотрек, может
быть, единственный из крупных мастеров конца века, сумевших органично сплавить
в своем творчестве масштабность общечеловеческой, общемировой проблематики с
непосредственной отзывчивостью на частные, мелкие события будней. Он был наиболее
универсальным мастером, создавшим шедевры в разных видах искусства: живописи,
печатной графике, плакате-и обогатившим их выразительные возможности. Он
воплотил в них единый мир, но с разными эмоциональными оттенками, интонациями,
идя от описательности к лаконичности формулы и наоборот или же от интимной
приглушенности - к нарочитой броскости.
Лотрек не был
столь решительным реформатором всей системы изобразительно-выразительных
средств искусства, как отказавшиеся от принципов внешне жизнеподобного воспроизведения
действительности Сезанн, Ван Гог или Гоген. И объясняется это прежде всего тем,
что на протяжении всей своей короткой жизни он был искренне привязан к
непосредственно наблюдаемой натуре, упивался бесконечным богатством ежеминутно
даруемых ею зрительных впечатлений. Аналитик и исследователь окружавшего его
мира, он угадывал в частном проявление всеобщего и, утрируя сугубо
индивидуальное, добивался сжатости высказывания. И если аналитический дар
сближал его с импрессионистами, то способность мгновенного синтеза,
трансформации внезапно, казалось бы, выхваченного «куска» жизни в обладающий
внутренней цельностью автономный мир картины делала его уже представителем
иного поколения.
В рекламных
видах искусства эти способности Лотрека раскрывались по-разному. Но в основе
всего лежал его исключительный талант рисовальщика. Трудно найти другого такого
художника, который обладал бы столь блистательным даром моментально улавливать
движение в его отдельных фазах и в развитии, передавать живость мимики, характерное
или случайное выражение лица. Кажется порой, что в скорости реакции рука
опережает глаз художника, фиксируя стремительные переходы, перемены в состоянии
натуры. Лотрека можно считать подлинным виртуозом рекламного ракурсного
рисования - особо трудного для художников, и такая виртуозность была,
несомненно, результатом поразительной профессиональной тренированности руки и
глаза, непрерывного, практически никогда не прекращавшегося визуального
познания натуры с карандашом или пером в руке.
Лотрек - непревзойденный
мастер прежде всего рекламного линейного рисунка; и линия его предельно
красноречива - то задиристая и острая, твердая и ломкая, то мягкая, изгибистая,
нервно спутанная или тающая, одновременно отражающая в широком диапазоне
свойства натуры и ее эмоциональное восприятие художником.
И если
способность к динамическому линейному рисунку проявилась у Лотрека еще в
детские годы, то чувство цвета развилось у него позже, и в этом плане
безусловно сыграл свою раскрепощающую роль импрессионизм. Лотрек в полной мере
овладел выразительными возможностями цвета, и рекламная живопись его не менее
оригинальна, чем графика. Своеобразие его живописного стиля - в синтезе
линейного рисунка и цвета. Лотрек пишет легкими, длинными мазками, цветными,
будто шевелящимися штрихами, то «обегающими» форму экспрессивным контуром, то
распадающимися на мелкие пятнышки, так что возникает впечатление
дематериализации объема и вибрации поверхности плаката или афиши. Достигаются
подобные эффекты самой техникой живописи. Лотрек обычно работал сильно
разбавленными масляными красками, обретающими чуть ли не консистенцию гуаши.
Отсюда свобода и быстрота движения кисти, стремительный темп «танцующих»
линий-мазков, тонкий красочный слой, через который часто просвечивает цвет
основы. Непринужденно переходил он в рамках одного произведения от графической
четкости к колористической сложности, от дробности к обобщенности.
Непосредственное
сопоставление стиля, манеры изображения и смысла может быть слишком
прямолинейным, но все же трудно удержаться от соблазна отметить то
обстоятельство, что сочетание отчетливой натурной определенности воссоздаваемых
сцен и персонажей с одновременно происходящим в живописи Лотрека растворением
материальной плоти всего сущего сообщает миру его афиш нечто мнимо-реальное, а
порой и ирреальное. Достоверность оказывается обманчивой, жизнь - эфемерной...
Стиль невольно отражает скрытую философию отношения к действительности.
Пробуждается чувство, что запечатленный Лотреком мир увеселений не столько
опьяняет, сколько разочаровывает. Прекрасное сливается с безобразным,
безобразное оборачивается истинно человечным... Но все относительно, все
преходяще в этом мире. И, пожалуй, именно в создании рекламных произведений
становятся ощутимыми такие настроения.
Цвет в этом
плане играет огромную роль. Художник воспринимал его как в необычайном
богатстве тончайших, изысканных оттенков, так и в диссонирующей броскости
контрастов («В „Мулен Руж"»), порожденных обычно эффектами искусственного
света. Дневному свету он предпочитал искусственный - газовое освещение,
своеобразные эстетические возможности которого открыл до него Дега. Холодный,
но резкий голубовато-зеленый свет заливает многие рекламные рисунки Лотрека,
преображая, а иногда и «съедая» живые краски натуры, превращая лица в маски.
Его воздействие усиливает неестественность зрелища, но в то же время сообщает
ему болезненную притягательность, внутреннюю возбужденность.
Драматично-терпким
бывает у Лотрека столкновение едких, ядовитых пятен с более светлыми и
прохладными или же контраст ярких пятен чистого цвета, вспыхивающих на темном
фоне. Цвет для Лотрека - это своего рода драгоценная субстанция, источник
некоей автономной, чаще всего не связанной с сюжетом красоты, в каких-то
случаях внешне облагораживающей сюжет.
Завоевывающая себе
самостоятельность жизнь формальных элементов, открываясь восприятию зрителя,
постепенно становится компонентом образного содержания произведения. Такое
содержание оказывается шире и глубже лежащей в его основе фабулы, богаче в
смысловых оттенках.
С искусством
великих постимпрессионистов у Лотрека была и иного рода связь - пусть неявная,
хотя и принципиальная с точки зрения смутно намечающегося перелома в
мироощущении эпохи. В постимпрессионизме происходит некое психологическое
раздвижение рамок бытия, генерализация запечатленного явления. Зарождается
новое ощущение расширения пространственно-временных координат мира, исходящее
уже не из эмпирического опыта повседневного существования. Действительность как
поле рекламной человеческой жизнедеятельности воспринимается лишь как часть
универсума, в котором властвуют могучие, не подчиняющиеся человеку и вне
человека функционирующие силы. В творимом художником образе того или иного
рекламного произведения отражается это чувство своеобразной глобальности сущего,
при котором ритмы реального, привычного бытия отдельной личности отступают
перед более общими и властными ритмами большого мира.
Напряженно-натужное
ощущение вызывают работы, выполненные в «синтезирующих» видах искусства - в
живописи и особенно в плакате. Станковая графика: рисунки и серии литографий -
являет движение в его полноте - переходности и сиюминутности. Такие листы схожи
с кинокадрами, фиксирующими процесс в его динамичном развитии. Так, в сериях
литографий они следуют один за другим, сменяя друг друга и воссоздавая живой
многоаспектный облик модели в переменчивости моментов.
Если оценивать
искусство Лотрека в его многосторонних связях с временем, то следует бы особо
остановиться на такой значительной области его творчества, как искусство
плаката, в развитии которого он сыграл решающую роль. Собственно, создателем
многокрасочной, исполненной литографским способом изобразительной афиши стал в
1860-е годы Жюль Шере. С самого своего возникновения афиши должны были
выполнять не столько рекламную, сколько декоративную функцию, украшая
многочисленные заборы, которые возникли в перестраивавшейся по проекту
архитектора Османна французской столице. Они должны были привлекать взгляд
издалека, моментально приковывать к себе внимание. Плакаты Шере, с их кокетливостью,
открыли возможность выхода художественного творчества на улицу, к широчайшей
публике и стимулировали тем самым творчество других мастеров; наиболее ярким из
них стал Лотрек. Переняв технологические усовершенствования, осуществленные
Шере в области литографии, Лотрек создал свой стиль - броский, строящийся на
эффекте внезапности: на неожиданности сопоставлений предельно обобщенных
плоских силуэтов, изящных и грубых форм. Визуально резкими были и контрастные
скачки в масштабных соотношениях, ритмический рисунок, непривычная
фрагментарность композиции. Экспрессия четких контуров - то круглящихся, то
напряженно-угловатых - сочеталась с остротой цветовых сочетаний.
Нередко эти
плакаты связывают со стилем «ар нуво», но такая связь сомнительна. Слишком много
внутренней энергии, монументальной силы было в афишах Лотрека. Очевидна разница
и чисто стилистическая, ведь основной признак стиля «ар нуво» - мягко текучая,
уподобленная движению органических форм извилистая линия, сплетающаяся в
прихотливые орнаменты. Даже в лучших произведениях «ар нуво» есть нечто
эстетски-изысканное, что всегда вызывало у Лотрека ироническую реакцию.
Список
литературы
Кулешов А.М.
Тулуз Лотрек как мастер рекламы.
|