Социальная реклама государственных институтов
Социальная
реклама государственных институтов
Евгения
Курочкина
Реклама
государственных институтов, таких как армия, ГИБДД, налоговая полиция, прочно
вошла в нашу жизнь. Как правило, она вызывает самые разнообразные чувства у
населения. Одни считают рекламу, призывающую, например, заплатить налоги,
бесцельной тратой денег самих же налогоплательщиков. Другие, наоборот,
поддерживают «сие правое дело», помогающее поднять престиж «загнивающей» армии
или напоминающее водителям лишний раз о необходимости соблюдения правил
дорожного движения.
Как показывает
практика, обыватель редко задумывается о том, а что именно рекламирует такая
реклама. Например, по результатам исследования, проведенного в декабре 2000
года по заказу Управления Правительства Москвы по делам наружной рекламы,
информации и оформления города, выяснилось, что большинство респондентов даже и
не знают такого термина, как «социальная реклама».
Нам же важно
понять, каким образом, механизм социальной рекламы используется
государственными структурами. И не является ли реклама государственных
институтов рекламой самих себя?
Итак, задача
данного рассуждения представляется в том, чтобы раскрыть понимание социальной
рекламы в контексте использования ее государственными институтами.
Для достижения
цели необходимо решить следующие задачи. Сперва, принимая во внимания новизну
термина «социальная реклама», следует дать объяснение этому понятию. А затем
рассмотреть механизм использования социальной рекламы государственными
институтами в общем и на конкретных примерах.
С первых дней
своего существования реклама всегда воспринималась как «двигатель торговли».
Практически во всех учебниках специалисты рассматривают рекламу именно в этом
аспекте, уделяя социальной стороне лишь незначительное внимание. Аналогичная
ситуация в основном складывалась и в практике рекламы.
Однако западные
фирмы и организации раньше других осознали, что необходимо учитывать результаты
своей деятельности под углом зрения мощного влияния общественного мнения. Это
особенно важно при принятии стратегических решений, включая крупные штатные
передвижения с известными политиками, экономистами, при определении ценовой
политики, выводе новых товаров на рынок, переговорах с профсоюзами и т.д.
Каждое из этих событий по-своему оказывает влияние на различные общественные
слои и группы. И наоборот, общественное мнение может быть направлено в нужном
для фирмы направлении.
Действительно,
ведь любой организации приходится постоянно сталкиваться с проблемой общения, а
значит, и взаимопонимания. Это общение может носить как внешний характер – с
представителями органов власти, покупателями, представителями прессы, так и
внутренний характер – с сотрудниками этой организации, которые, в свою очередь,
также являются частью общества.
Рекламу можно
рассматривать как средство общения с потенциальными покупателями или
партнерами. Чем крупнее фирма, тем обширнее поле ее деятельности, тем больше
времени требуется уделять этому общению. А в настоящее время в качестве одного
из способов воздействия на общественное мнение широко применяется социальная
реклама.
В России
социальная реклама появилась несколько позже коммерческой и сразу вызвала
интерес со стороны общественности. Безусловно, мы до сих пор помним необычные
девизы социальной рекламы: «Позвоните родителям», «Заплати налоги и спи
спокойно», «Скажи нет наркотикам». Телевизионные ролики, например, Фонда помощи
детям-сиротам, об инвалидах-слепых, живущих рядом с нами, вакцинации от
полиомиелита, не могли оставить людей равнодушными.
Появление
социальной рекламы на экранах телевизоров показало, что средства рекламы могут
быть использованы в социальном аспекте, и сделало продуктом рекламы не торговую
марку, товар или услугу, а общечеловеческие ценности. Согласно Закону о рекламе
«Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и
направлена на достижение благотворительных целей».
Сравним цели
социальной и обычной коммерческой рекламы. В то время как коммерческие
рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или иному товару
или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания
к общественному явлению. К примеру, если конкретной целью коммерческого ролика
для рекламы нового антиперспиранта является изменение потребительских привычек,
то целью ролика социальной рекламы, например по борьбе со СПИДом, является
привлечение внимания к этой проблеме, а в долгосрочной перспективе – изменение
поведенческой модели.
Классификация
социальной рекламы по типу организаций, которые ее используют
Социальную
рекламу можно различать по видам организаций, которые ее используют. Выделим
три крупные группы: некоммерческие институты, различные ассоциации,
государственные структуры. Рассмотрим подробнее какую именно рекламу размещают
эти организации.
Реклама,
размещаемая некоммерческими организациями. Некоммерческие организации – это,
как правило, больницы, церкви, различные благотворительные фонды. Характер их
деятельности – помощь людям больным, нуждающимся во многом, обуславливает и
характер социальной рекламы, размещаемой ими. Это, как правило, привлечение
средств либо на строительство храма, либо в различные фонды, например, Красного
Креста, либо целевая помощь конкретным людям, нуждающимся в лечении. Кроме этого,
часто в рекламе лишь говорится о существовании проблемы, т.е. целью является
привлечение внимания к явлению (например, в рекламе об инвалидах-слепых). В
рекламе больниц или станций переливания крови, кроме акцентирования внимания на
проблемах, присутствует явный призыв, к примеру, вступать в ряды доноров или
прививать детей от различных заболеваний. Пропаганду здорового образа жизни,
безопасного секса, несмотря на специфичность, также можно отнести к социальной
рекламе, которую размещает Фонд борьбы со СПИДом. В целом можно сказать, что
среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой
информации, именно реклама этих организаций встречается наиболее часто и,
соответственно, находит больший отклик среди людей.
Реклама,
размещаемая ассоциациями. Различные профессиональные, торговые и гражданские
ассоциации также пользуются рекламой для достижения своих целей. Часто целью
такой рекламы является создание позитивного общественного мнения, общественного
спокойствия. В России такая ассоциация –Рекламный Совет – была создана в 1993
году. Это консультационный и координационный орган, членство в котором
определяется вкладом в его деятельность. Однако уникальность этой добровольной
ассоциации заключается в том, что материальных вложений, например, в виде
взносов, не требуется - средства массовой информации представляют свободные
газетные площади и эфирное время, рекламные фирмы и агентства производят
видео-, аудио-, и полиграфический рекламный продукт. Общественные и
благотворительные организации участвуют в разработке тем и отслеживают
результаты социальной рекламы.
Поскольку в
Рекламный совет входят все ведущие телеканалы, радиостанции, газеты и рекламные
агентства России, то традиционное мнение о незаинтересованности в социальных
проектах средств массовой информации и коммерческих структур вполне можно
опровергнуть. Первым проявлением деятельности этой ассоциации стали рекламные
ролики, демонстрировавшиеся по каналу ОРТ. В них были сюжеты из повседневной
жизни, заканчивавшиеся слоганами с утверждением простых жизненных истин
(например, у комбайнеров – «Всё у нас получится», у солдата с Красной Площади –
«Помни о близких» и т.д.). Однако установление общественного спокойствия не
являлось единственной целью социальной рекламы данной ассоциации. Следующая
акция ставила целью решение проблемы одиноких стариков: напоминание о
телефонном звонке родителям получило широкий резонанс общественности, возможно,
благодаря четкому призыву: «Позвоните родителям!».
За рубежом
многие средства массовой информации размещают социальную рекламу. Так, к
примеру, в Великобритании корпорация Би-Би-Си имеет специально оговоренный
пункт в своем Уставе о размещении социальной рекламы. В России пока такого нет,
но появление Рекламного совета демонстрирует, что есть люди, ставящие на первое
место общечеловеческие ценности, а не только деньги.
Реклама,
размещаемая государственными организациями. В нашей стране в последнее время
активными пользователями рекламных средств стали правительственные
департаменты, государственные органы – налоговая инспекция и полиция, ГИБДД.
Объем такой рекламы невелик, но весьма подвержен колебаниям. Например, в
течение апреля, последнего месяца подачи налоговых деклараций, ролики,
призывающие платить налоги, особо учащаются.
Но в России
подобная социальная реклама финансируется государством недостаточно, и, как
следствие, такая реклама быстро исчезает. Тогда как в США, например, реклама,
размещаемая государственными организациями, регулярно повторяется. Большая
часть ее содержит объявления о предоставлении пособий безработным или о наличии
такого сервиса, как помощь потребителю. Немало средств затрачивается на
объяснение общественности, как в полной мере пользоваться услугами
соответствующих правительственных служб. Почтовая служба, к примеру, в течение
многих лет ведет кампанию по привлечению граждан использовать почтовые индексы
и заблаговременному планированию рассылки поздравлений к Рождеству. Такая
практика России пока, к сожалению, незнакома.
Рассмотрим
подробнее механизм использования социальной рекламы государственными
институтами России.
Социальная
реклама государственных институтов
Из всего
множества государственных структур социальную рекламу более или менее регулярно
используют лишь несколько: ГИБДД, Налоговая полиция России. Также некоторое
время назад в Москве появлялись щиты с рекламой армии.
В принципе,
такую рекламу трудно назвать социальной на сто процентов. Причина в следующем:
государственный институт, используя для рекламы какую-то социально значимую
ценность, преследует и свои коммерческие цели (например, поднятие престижа,
улучшение имиджа и непосредственно материальный интерес). С помощью такого
механизма государственные институты и используют социальную рекламу.
Рассмотрим это
на следующих примерах. Некоторое время назад ГИБДД размещало социальную
рекламу, которая оказалась весьма действенной. ГИБДД, вешало вдоль
автомобильных трасс щиты с портретом изуродованного мужчины. Надпись под этим
портретом никого не оставляла равнодушным: «Не все, кто садятся за руль пьяным,
умирают». Также многим знаком плакат с изображением женщины с ребенком на руках
и надписью «Мы ждем тебя дома». Таким образом, ГИБДД использует, во-первых, два
типа социальной рекламы: агрессивного и позитивного характера, причем первый,
скорее всего, является гораздо эффективнее. Во-вторых, ГИБДД апеллирует к
социальным ценностям: семьи, домашнего очага, здоровья и т.д. А в-третьих,
ГИБДД преследует и свои цели: уменьшение показателей по ДТП и повышение
престижа службы в глазах населения. Последнее следует прояснить. В сознании
водителей, да и пеших граждан, Государственная Инспекция по Безопасности
Дорожного Движения прочно закрепилась как крайне коррупционная и взяточническая
служба. А использование социальных мотивов в рекламе, да и просто
предупреждения об осторожности на дорогах могут быть восприняты рядовым
обывателем крайне положительно по отношению к ГИБДД.
Коснемся
другого примера. В Москве зимой-весной можно было наблюдать на улицах рекламу
следующего характера: на большом наземном щите был изображен какой-либо род
войск и шла надпись «Есть такая профессия – родину защищать». Действительно,
великолепная социальная идея, заложенная в сознании более старшего поколения
еще со времен фильма «Офицеры». В наши дни, когда престиж армии низок до
предела, когда призывники валом «косят» от срочной службы, данная реклама с
изображением, к слову, самых престижных войск (например, морской пехоты) да еще
и в очень выгодном ракурсе, призвана хоть как-то улучшить представление
молодежи об армии. В данном случае, государство преследовало и две собственные
цели: во-первых, улучшить показатели по явке призывников в военкоматы (реклама,
кстати появилась незадолго до начала весеннего призыва), во-вторых,
пропагандировать службу по контракту.
И, наконец,
вспомним рекламу налоговой полиции. Этот государственный институт обладает,
пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных роликов, плакатов и т.д. Все мы
помним, конечно, фразы, ставшие уже штампами «Пропало желание – заплати
налоги», «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени» и т.д.
Налоговая
полиция, избрав для своей рекламы в принципе традиционную и бесспорную идею о
том, что налоги необходимо платить вовремя и полностью, пожалуй, больше других
госструктур пытается поддерживать свой имидж как организации, стоящей на защите
интересов государства. Дело в том, что в общественном сознании часто остаются
эпизоды, когда люди в масках врываются на предприятия, в банки, кабинеты. И
налоговая полиция пытается с помощью социальной рекламы трансформировать этот
негативный имидж. Конечно, налоговая полиция имеет непосредственный
коммерческий интерес в такой рекламе, поскольку существование самой организации
непосредственно зависит от собранных налогов, а вовремя и полностью собранные
налоги избавляют налоговую полицию от значительной массы работы.
***
Подводя итоги
вышесказанному, можно определенно сказать, что социальная реклама - это сильный
инструмент формирования общественного мнения, который в нашей стране стали
постепенно применять государственные структуры.
Надо заметить,
что эффективность рекламы государственных институтов по сравнению с обычной
социальной рекламой гораздо лучше поддается оценке. Действительно, ведь
эффективность государственной рекламы может выражаться, например, в уменьшении
показателей ДТП, количестве поданных налоговых деклараций и т.д.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.socreklama.ru/
|