Ресурсы успеха в менеджменте
Ресурсы
успеха в менеджменте
Успех зависит
от личностных качеств и умений анализировать ситуацию, находить решения, а
также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность
в значительной степени влияют на достижение выдающихся результатов в бизнесе и
карьере.
Виктор
Сергеевич Алексеевский
Успех
управления зависит как от субъективных, так и от объективных предпосылок в
каждой конкретной ситуации. Так, многое зависит от личностных качеств и умений
менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать
ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности.
Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на
достижение конечных результатов в бизнесе.
С объективной
стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок эффективного управления:
информированность людей в организации, ее адаптивность, т.е. приспособляемость
к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, применяемых
при управлении фирмой. Такой подход к предпосылкам успешного управления
сложился у российских ученых. Но есть еще другие национальные школы
менеджмента: американская, японская, европейская, которые по-своему рассматривают
слагаемые успеха в управлении бизнесом.
Согласно
американской модели, основными составляющими успеха считаются:
—
компетентность руководителя;
— способность
психически настроиться на восприятие и мышление партнера;
— доверие, как
переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию
полномочий.
Европейская
модель также определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:
— положительный
настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на
успех);
— верно
выбранный тон (условия коммуникации);
— выбор
правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима
оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в
ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать,
желать, формировать впечатления.
Японский
менеджмент предполагает также три необходимых условия успеха в бизнесе:
— единение,
стремление к гармонии предприятия как единой семье, где недостаток одних
компенсируется достоинствами других ее членов (особенно при принятии решения в
группе);
—
восприимчивость прекрасного (работа правого полушария мозга) — эстетика,
образность, этика, социальная ответственность менеджмента перед обществом;
—
гарантированность занятости (лояльность фирме, ее руководству, доверие как
условие выполнения стратегических целей).
Все эти
подходы, не противоречащие друг другу, концентрируют наше внимание на
совокупности профессиональных навыков и знаний, на их гармонии с духовным
богатством личности руководителя, которые в целом составляют потенциальный
ресурс менеджера.
По мнению
российских ученых, авторов книги «Менеджмент и самоменеджмент в системе
рыночных отношений», успешность деятельности менеджера во многом связана с
процессами самореализации этого потенциального ресурса, т.е. с
самоменеджментом. Как эта модель осуществляется на практике, студенты узнают из
ряда дисциплин: «Менеджмент», «Деловое общение», «Эффективный менеджмент», а
также других дисциплин, которые постепенно сформируют представления о тех внешних
и внутренних возможностях, которыми может воспользоваться менеджер, если он
будет обладать навыками самоменеджмента, деловой этики и делового поведения.
Совокупность деловых, профессиональных и личностных характеристик, формируемых
как в процессе обучения, так и в процессе работы позволяют представить их в
виде профессионально-личностной модели менеджера, которая раскрывает этапы
формирования и этапы использования всех качеств руководителя.
Так, в качестве
основных ресурсов, определяющих успех менеджера, следует назвать
профессионализм и все его составляющие: организационная и деловая культура,
профессиональные и личные качества (экономическое мышление, умение общаться),
личность менеджера и ее составляющие субъективного характера (темперамент,
воля), а также свойства руководителя приспосабливаться к изменяющимся условиям
работы организации, повышать качество знаний и умений управлять подчиненными.
В качестве
объективных внешних ресурсов, которые могут быть использованы в качестве
ресурса менеджмента, следует прежде всего назвать налаженность и качество
информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и применяемых
методов управления. Прогрессивность методов управления в свою очередь исходит
из практического использования современных психотехнологий на базе
гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на
применении управленческих информационных технологий, современных каналов и
способов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, локальных и
интернациональных информационных систем.
Таким образом,
современный менеджмент обладает гораздо большими и качественно иными
возможностями и ресурсами для эффективного управления сложными
взаимоотношениями в условиях значительной неопределенности, характерной для
переходного периода экономики. Бывшие на вооружении прежних руководителей
методы социального управления (административное воздействие, стимулирование,
социальная ориентация и др.) не обладали возможностью эффективно учитывать
быстро изменяющиеся ситуации и человеческий фактор и потому оказываются
недостаточно эффективными при их сегодняшнем применении, особенно для новых
организационных структур.
Для переходного
периода в российской экономике очень важно формировать и использовать на всех
уровнях ресурс менеджмента как новый фактор развития и обновления. Чтобы
эффективно управлять формируемой в России смешанной экономикой, необходимо
четко различать методы, соответствующие каждому сектору.
Государственный
сектор, состоящий из казенных и унитарных предприятий, использует
соответственно государственное и муниципальное управление. Основой такого
управления являются методы социального управления, исходящие из принципов
демократического централизма и планомерности. Это слабо ориентированные на
человеческий фактор методы, которые не годятся для рыночного сектора экономики.
Поэтому возникли методы менеджмента, адекватные открытой организационной
структуре рыночно ориентированных предприятий и фирм. Такие методы позволяют
быстро реагировать на изменения потребительского спроса, быстро перестраиваться
к новым формам и направлениям производства на основе имеющихся человеческих и
технологических ресурсов фирмы. Дело в том, что спрос на товары и услуги
необычайно быстро изменяется под воздействием развивающихся и обновляющихся потребностей
населения, которые сами постоянно испытывают влияние научно-технического
прогресса, образования, рекламы, моды. И предпринимателю, и менеджеру обо всех
этих изменениях в потребностях населения нужно узнавать своевременно. С этой
целью нужно организовать поступление информации в организацию по следующим
каналам:
— просматривать
газеты, рекламы, объявления;
— заказать
информационные обзоры из разных источников: статистических изданий, прессы,
научных журналов, монографий ученых и т.п.;
— организовать
самостоятельный поиск информации, проведение опросов, наблюдение за поведением
людей.
Поэтому для
сбора и обработки информации на предприятии необходимо иметь подразделение или
специалиста, осуществляющего функции маркетинга, который готовил бы предложения
для руководителя по мере изменения ситуации на рынке. В противном случае
организация будет просто слепа.
Чтобы процесс
производства товаров или услуг предприятия был непрерывным, необходимо
своевременно подготавливать запасы ресурсов для изготовления продукции
(материалы, энергия, технологии, рабочая сила, оборудование и т.п.), а также
финансовые средства для приобретения всех этих ресурсов. Причем все это нужно
заранее рассчитать, определить источники, заключить договоры о поставках,
организовать это поступление, своевременную доставку на фирму. Данными
процессами также занимаются менеджеры, и все их возможности также формируют
ресурс менеджмента данной организации.
На уровне
непосредственного изготовления деталей, узлов или частей продукции, ее сборки,
испытания и упаковки нужен менеджер — организатор производства. Его умение
организовать все изготовление вовремя и с хорошим качеством формирует также
ресурс менеджмента на нижнем уровне организации.
И, наконец,
нужен руководитель — специалист по организации не технологических процессов
(это задача технологов, инженеров), а по организации самих этих специалистов и
рабочих. Для этой цели нужны менеджеры среднего и высшего уровня, которые
своими профессиональными способами воздействия на людей смогли бы побуждать их
к высокоэффективному труду. Тем самым они также создавали бы предпосылки успеха
организации на своем уровне.
Таким образом,
ресурсы менеджмента создаются и реализуются на всех уровнях функционирования
менеджеров и в целом создают предпосылки для достижения целей организации.
Питер Дракер,
один из выдающихся теоретиков менеджмента, выделял 7 категорий результативности
менеджмента, которые также можно рассматривать как составные элементы ресурса
менеджмента:
1.
действенность;
2.
производительность;
3.
экономичность;
4. качество
продукции;
5. инновации;
6. качество
жизни работников;
7.
прибыльность.
Несколько
другой подход к оценке эффективности менеджмента раскрывают Т. Питерс и Р.
Уотермен в своей знаменитой книге «В поисках эффективного управления». Они
определили эффективность как систему «7С», которая обеспечивает эффективность
управления фирмой:
1. структура;
2. системы
(формальные и неформальные);
3. символика
поведения (стиль, мотивации);
4. состав
персонала;
5. совместные
ценности;
6. стратегия;
7. сумма
навыков — профессионализм работников по всем этим направлениям.
Для более
четкого понимания сущности ресурса менеджмента следует сопоставить эти два ряда
категорий эффективности менеджмента и определить, с каких двух главных позиций
описаны критерии эффективности.
Но, как
показала практика современного менеджмента, для достижения хороших результатов,
помимо установления критериев эффективности, очень важно научиться использовать
положительный опыт руководителей-предшественников. Безусловно, что управленческие
ситуации не повторяются полностью, но основные проблемные моменты и способы их
решения можно свести к определенным повторяющимся моментам: технологиям,
алгоритмам, стратегиям. В последние десятилетия XX века специально обученные
менеджеры уже умеют более точно применять полученные теоретические знания к
конкретным ситуациям и получать искомый результат за счет отработанных приемов
и технологий управления. С помощью этих технологий менеджеры конкретизируют
разнообразные источники ресурса менеджмента: им удается использовать
последовательность уже знакомых образцов поведения и выработать более новый
образец управленческого решения. Дело в том, что сколько существует управляемых
социальных объектов (предприятий, обществ, фирм и их разновидностей), — столько
существует и соответствующих технологий, которые призваны дать оптимальные
управленческие решения проблем существования и развития организаций. Изучению
технологий управления посвящены дисциплины стратегического и эффективного
менеджмента.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
|