Реклама звучащая
Реклама звучащая
Александр Чернышов
Как
формируется слуховой рефлекс у потребителей
В
понятие «реклама» изначально заложен звук. Причем не тихий, а, наоборот, очень
даже навязчивый: реклама (reclamo) с латинского языка переводится как
«выкрикиваю». И это неспроста — именно звук делает рекламное обращение
максимально действенным. Весь секрет в соблюдении простейших
музыкально-звуковых принципов.
Видимую
рекламу мы созерцаем в наших мегаполисах практически везде: на вокзалах и центральных
улицах, в магазинах и театрах, в газетах и на масштабных плакатах. Вот мы заходим
в супермаркет, и реклама приобретает звуковые формы: это вы можете купить в таком-то
отделе, а это — на втором этаже. Садимся в автомобиль, включаем радио — звуковая
реклама преследует нас и здесь. Дома мы ужинаем под звуки телевизионной рекламы
и к своему ужасу понимаем, что реклама теперь видна и звучна одновременно. Стоит
отметить, что слуховые рецепторы намного более беззащитны, в сравнении со зрительными:
глаза легко можно закрыть, и визуального образа нет как нет. А попробуйте-ка избавиться
от ненужного шума: беруши закроют ваши слуховые каналы только частично, и звуки
все равно проберутся к вам через ватные тампоны. Это настоящий рекламный психоз,
думаем мы, выключая телевизор. Ложимся спать, и нам снятся прекрасные пострекламные
сны...
Этот
гигантский объем рекламы свидетельствует о том, что она уже не может быть просто
финансовым предприятием. Она стала феноменом намного более обширным. Так, рекламные
ролики электронных СМИ сегодня — это настоящие художественные развлекательные минипроизведения,
вызывающие всеобщий интерес и занимающие одно из первых мест в формировании эстетического
вкуса и шкалы гуманистических ценностей слушателя и зрителя. Не случайно происходит
даже фольклоризация анонимных рекламных слоганов и песенок, проводятся масштабные
креативные фестивали и конкурсы. А также существует целый пласт так называемой социальной
рекламы, призывающей к сохранению экологии, патриотизму, здоровому образу жизни,
сочувствию, заботе о больных и детях.
Например,
хочется смотреть и смотреть японский мелодраматический социальный видеоролик Draw
с призывом понять наших детей. Музыкальное оформление ролика классическое: 32-тактовая
балладная тема, с каждым восьмитактовым предложением которой усиливается лирическое
напряжение сюжета: ни учительница, ни родители, ни доктора — никто не сможет понять
маленького школьника, который на уроках рисования черным карандашом замазывает альбомные
листы. Оказалось, что из них мальчик собирается сложить масштабную картину китенка.
Звуковая сторона брендов
В
основе коммерческой рекламы лежат особенности драматургической связи изображения
и звука, построенной на психографических и нейрофизиологических эффектах воздействия.
Поэтому для работы над звуковым оформлением рекламы часто приглашают особых специалистов
— саунд-дизайнеров. Они ориентируются во многих параметрах звукозрительного восприятия.
Здесь важны и ассоциативное мышление, и знание символики психоанализа Фрейда, и
оперирование гражданскими, национальными, родительскими или дружескими мотивами,
и тонкое чувство юмора, и умение манипулировать человеческими аффектами.
Так,
движение в кадре снизу вверх или слева направо лучше сочетается с восходящим движением
в музыке. Это «светлое» развитие сюжета, вызывающее только положительные эмоции
у зрителя. Сочетание нисходящих или направленных налево движений с понижающейся
музыкальной тесситурой создаст более напряженный, «нереальный» образ. Если же движение
в кадре налево соединить с восходящей музыкой, то это может послужить возникновению
«стереофонического» расщепления изображения и звука, и, как следствие, внести эффект
рассредоточения внимания (для того чтобы сфокусировать его потом на главном — на
самом продукте). В одном из голландских рекламных роликов фирмы Adidas (2005) «нисходящая»
адаптированная музыка Арама Хачатуряна («Танец с саблями») олицетворяет бегущие
за футбольным мечом фантастические полчища — справа налево, сверху вниз и по диагонали
в левый нижний угол телеэкрана.
Кроме
того, велика роль взаимодополнения цветосветовой гаммы и музыкальной палитры.
В
видеоролике может осуществляться целая музыкальноцветосветовая драматургия. Так,
в хачатуряновском Adidas по мере усиления напряжения в развитии сюжета и музыки
зеленые цвета сменяются красными, а световое поле постепенно мрачнеет (иллюстрация
вверху справа). И, как вывод, на черном экране проявляется белый логотип компании.
Однако
с музыкальной стороны, помимо сложных саунддизайнерских параметров, в профессиональной
коммерческой рекламе присутствуют и простые методы звукового оформления. Во-первых,
это узнаваемость и популярность музыкального материала — звуковой бренд. Конечно
же, он основан на оригинальной музыке, обычно специально написанной композитором.
Чаще это довольно банальные, насаждающиеся и назойливые, а потому быстро запоминающиеся
мотивы. К примеру, бегущие в адидасовских кроссовках улитки (2003) оформлены элементарной,
неоднократно повторяющей ритмомелодической фразой (риффом) в духе национальной латиноамериканской
самбы, а многие ролики компании «МегаФон» содержат мелодию, построенную целиком
на «призывных» квартовых интонациях (нотная запись на с. 86 внизу).
Во-вторых,
это акцентирование наименования товара. То есть особое формопостроение, когда музыкальные
средства подчеркивают имя рекламируемого продукта. Например, в упомянутой голландской
рекламе Adidas на изображенное название фирмы приходится жесткий удар литавры. А
в двухминутном видеоролике Honda Accord (2003) музыка вступает в последние 20 секунд,
когда после зрительно-шумового показа отдельных деталей в кадре появляется автомобиль
целиком.
В
профессиональном рекламном радиоролике подчеркивание наименования товара и другое
звуковое оформление, касающееся характера, структуры и интонации речи, шумов и музыки,
заложены изначально в сценарии. Вот вариант сценария для рекламного ролика одной
московской фирмы по производству продуктов питания. Здесь имя компании сначала подчеркнуто
музыкальным кадансом, а потом оно, наоборот, произносится в полной тишине.
Кстати,
появление названия марки в тишине — также очень эффективный способ, так как после
насыщенного аудиопотока в разряженной звуковой фактуре наименование очень хорошо
врезается в сознание. В качестве примера можно привести ролик IKEA 2002 года. Здесь
под музыкальное сопровождение пара любовно поедает вермишель, а после того как девушка
по ошибке начинает всасывать не вермишелину, а шнурок от обуви друга, в полной тишине
возникает слоган «Tidy up» («Приведи в порядок») и название фирмы (иллюстрация вверху
слева). Название может и вокально распеваться после речитативно начитанного текста.
Так часто делают и на телевидении, и на радио. Послушайте, к примеру, радиоролик
«Почты России».
В
принципе, по своей звуковой партитуре рекламные ролики очень разнообразны. Жанровая
типология их говорит о том, что они охватывают любые комбинации звуковых слоев.
Есть и ролики-закадры, и ролики-синхроны, и сугубо шумовые или музыкальные ролики,
и микс-варианты быстро меняющегося звукового оформления рекламы, включающие и трансляционное
звучание (например, коммерческий анонс концерта), и фрагменты другого аудио- или
видеопроизведения (например, коммерческий анонс кинофильма). Поэтому музыка в сжатой
форме может выполнять здесь абсолютно любые функции, такие же, как и в полнометражных
передачах. Рекламная песенка умудрилась стать даже своеобразным лейтмотивом. Так,
на одной и той же особо удачной инструментальной музыке или песне порой выстраивают
целые сериалы о товаре (например, Coca-Cola).
Хронометраж
рекламного ролика обычно составляет 10, 15, 30, 45, 60, 90 или 120 секунд. Более
длинные рекламы создаются для подробного рассказа о товаре и призыву купить его
немедленно (hard sell). Это и телешопинг (TV-shopping), и большие рекламные передачи
(infomercial). В качестве психодраматургического нагнетания (формирования ажиотажа)
часто используют ритмомелодическое остинато — например, на доминанте (нотная запись
на с. 86 вверху справа).
Лого в нотах
Помимо
коммерческой рекламы («со стороны») для повышения рейтинга компании рекламируют
сами себя в своем же эфире. Это самореклама. Сюда относятся логотип, анонсы и так
называемый имидж канала. Музыкальным логотипом телеканала является его отбивка,
а радиостанции — основной музыкально-речевой джингл. Логотип основан на коротком
мелодическом (шумовом) мотиве или фразе (2–10 с). Например, вот на этой десятисекундной
блюзовой фразе построен джингл Business-FM: первые два такта заняты речевым текстом,
вторая половина — музыкальный логотип радио (к которому далее прикреплена подложка)
(нотная запись вверху).
На
песенных радиостанциях логотип особенно часто используется. Так, на Best-FM, «Радио
Джаз», «Русской службе новостей» он возникает практически после каждой транслируемой
песни.
Анонс
— это афиша, объявляющая о фильме, новостном выпуске, концерте и т.д. Он сжато зарисовывает
эфирный продукт компании. Анонс конкретной передачи обычно именуют промо, и для
эффективности воздействия в его качестве выступает аудио- или видеонарезка с комментариями
на музыке, то есть музыкальный ролик. И, как в любой рекламе, в нем необходимо придерживаться
элементарных правил звукового PR-оформления — музыкальной уникальности и акцентирования
названия.
Более
обширный анонс, касающийся нескольких телепередач («смотрите на нашем канале сегодня»,
«далее в эфире», «завтра на нашем экране» и т.п.), называется «шпигель» (от нем.
Spiegel — зеркало, отображение). Это простое перечисление телевизионных тем или
продуктов. В отличие от промо, шпигель не требует от оформителя знания каких-либо
специально рекламных музыкальных законов. Единственное, необходимо, чтобы шпигели
систематически звучали на одной и той же музыке, вызывая слуховой рефлекс привыкания
к электронному СМИ-каналу. Собственно, она здесь выполняет ту же эмблемо-символическую
роль, что и мотив логотипа. Поэтому и шпигель, и логотип могут существовать на одном
или родственном музыкальном материале, на котором, кстати, может строиться и имиджевая
реклама. Последняя представляет собой те же проморолики, но направленные не на пропаганду
произведений эфира, а на изображение культурной политики канала в целом.
Один
из имиджевых видеороликов MTV сделан так: на «ковбойском» фоне девочка в красном
купальнике, пританцовывая, напевает на «па-па-па» военный марш (иллюстрация вверху
справа). Контраст фривольного изобразительного ряда по отношению к «государственной»
мелодии — это символ «нового американца без предрассудков», а заодно и образ молодежного
национального музыкально-развлекательного телеканала.
На
радио есть понятие «джингл ID» (от англ. identiёcation — отождествление). Это также
имиджевая реклама, включающая основной слоган радиостанции («Я и джаз. Остальное
не важно» и т.п.). Однако многие радиоcтанции умышленно смешивают логотип с имиджевой
рекламой. Так, например, «Сити-FM» имеет такой отождествляющий ролик определенной
музыкально-звуковой конструкции. К тому же слоган и музыкальный логотип используются
здесь и в качестве заставки выпусков «Новостей». А логотип выступает еще в роли
монотематического лейтмотива всего музыкального софта радиостанции.
Как
видим, премудрости использования звука в рекламе не знают границ. И традиции со
временем обновляются, ведь саунд-дизайнеры разрабатывают все новые способы привлечения
внимания, манипуляции сознанием и поступками людей посредством телевидения и радио.
Список литературы
Индустрия
рекламы № 13–14 [136–137] июль 2007
|