Речевое воздействие и языковое манипулирование в рекламе
Речевое воздействие и языковое манипулирование в
рекламе
Сергей Николаевич Литунов, кандидат технических наук,
доцент кафедры дизайна, рекламы и технологий полиграфического производства
Омского государственного технического университета.
Языковое
манипулирование — это отбор и использование таких средств языка, с помощью
которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, языковое
манипулирование предполагает такое воздействие на потребителя рекламы, которое
тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации о товаре.
Несмотря
на то что языковое манипулирование используется практически во всех сферах
применения языка, особенно часто оно применяется в политике, психотерапии и
рекламе. Вряд ли можно отрицать то, что, каждый день общаясь друг с другом, мы
пытаемся периодически навязать кому-нибудь свою точку зрения: свое личное
отношение к человеку, ситуации, свой взгляд на проблему и ее решение и т.п.
Таким образом, уже само наше существование в оыбществе диктует нам правила
использования языка и его психолингвистических возможностей. Что же касается
рекламы, то она в силу своих основных задач (повлиять на выбор потребителя в
пользу товара) может быть признана практически целиком манипулятивной сферой
приложения языка.
Суть
языкового манипулирования в рекламе заключается в следующем: рекламная
информация подается таким образом, чтобы потребитель на ее основе
самостоятельно сделал определенные выводы. Так как потребитель приходит к этим
выводам сам, он автоматически принимает такое знание за свое собственное, а
следовательно, относится к информации менее критично и с большим доверием.
Кроме
того, русский язык обладает настолько богатыми и выразительными средствами всех
уровней, что позволяет одно и то же явление, предмет, одни и те же ситуации
описывать по-разному. А это приводит к возможности создавать манипулятивные
картины действительности, которые, с одной стороны, ориентированы на
подсознательное психологическое воздействие на потребителя, а с другой —
создают образ такой действительности, которая целиком подчинена авторской
позиции и моделирует авторскую точку зрения на рекламируемый объект. Например,
одного и того же человека, который «любит рассказывать небылицы», мы можем, с
одной стороны, назвать «фантазером и мечтателем», а с другой — «вруном, лжецом,
обманщиком». Или одну и ту же встретившуюся нам собаку — «песиком, собачкой»
или «псиной, дворнягой, шавкой». Более того, если я опишу вам свежеприобретенную
в магазине вещь как «ужасную, страховидную тряпку», это вовсе не означает, что
она на самом деле является такой — здесь вы столкнетесь с моим индивидуальным,
субъективным взглядом на предмет. А может быть, кому-то из вас она покажется
«забавной и оригинальной вещицей»?
Таким
образом, сталкиваясь с языковым манипулированием, мы имеем дело не с
объективным описанием действительности, а с вариантами ее субъективной
интерпретации.
Существует
три основных направления языкового манипулирования, которые используются в
рекламе.
Эмоции.
Для рекламы очень важным является воздействие именно на эмоциональную сферу,
так как:
общая
эмоциональная реакция на рекламу товара автоматически переносится на сам товар
и оказывает значительное влияние в ситуации потребительского выбора;
эмоциональная
память является одним из самых устойчивых видов памяти;
эмоции
сильнее и непосредственнее логических рассуждений, поэтому их легче
смоделировать.
Общеизвестно,
что выделяются положительные и отрицательные эмоции.
Бесспорно,
в рекламе важно обращаться именно к положительным эмоциям, чтобы впоследствии
связать их с товаром. Не случайно реклама пестрит разного рода экспрессивными
высказываниями типа:
Наслаждение
совершенством не требует слов. Молчание — золото. Nescafe Gold — стремление к
совершенству.
В
чем секрет индивидуальности? Когда появляется магия? Что придает неповторимость
вкусу? Новый Voque. Легкий акцент в настроении.
Свежее
дыхание утра дополни волшебным ароматом великолепного чая Greenfild. И пусть
каждый твой день станет прекрасным. Чай Greenfild. То, что ты ценишь.
Безусловно,
не все положительные эмоции можно отнести к одному уровню: вряд ли можно
отнести к одноуровневым эмоциям восхищение совершенством и удовольствие от еды
или секса. Поэтому мы будем выделять два уровня положительных эмоций.
уровень
идеального — любовь, творчество, восхищение, красота, совершенство, стремление
к идеалу, мечта, нежность и т.д. ( Margaret Astor. Как ты прекрасна!)
уровень
физического — удовольствие от еды, сексуальное наслаждение, ощущение комфорта и
пр. ( Love-радио. Регулярно и с удовольствием) (Удовольствие нельзя показать.
Его надо почувствовать. Mars. Когда тебе хочется).
Такое
разделение, конечно, не является абсолютным, так как часто мы не в состоянии
провести четкую границу между идеальным и материальным: например, где
заканчиваются идеальные любовные эмоции и начинаются сексуальные? Так,
например, в слогане косметики «Красная линия» («Нежнее нежного») присутствует и
идеальное, и физическое значение. Однако такое разделение делает нашу
классификацию более полной и обоснованной.
Обращение
к негативным эмоциям в рекламе нежелательно. Однако существует ряд товаров,
основная задача которых — решение проблемы, а потому при описании проблемы
приходится использовать негативные эмоции. Реклама лекарств, видов страхования,
социальная реклама активно работает с отрицательными эмоциями. Важно помнить,
что в таком случае реклама должна строиться следующим образом: проблема
(отрицательные эмоции) — товар (акцент на эффективности) — решение проблемы
(положительные эмоции. Приведем несколько примеров использования негативных
эмоций:
Прыщи
и угри — это болезнь, которую можно и нужно лечить. Пользуясь «Зинеритом», уже
через 2 недели Вы будете выглядеть намного лучше. «Зинерит» — надежное средство
от прыщей!
Orbit:
Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во рту нарушается
кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса.
Социальные
установки.Для любого человека очень важными являются отношения «я — общество —
я в обществе». Поэтому реклама часто манипулирует различными социальными
установками человека: самооценка, самоутверждение, общественное мнение и пр.
Здесь можно выделить несколько основных позиций:
стремление
к лидерству, успеху:
Canon:
Ставка на лидера.
Nivea
for Men: Для мужчин, способных позаботиться о себе.
Ноутбуки
Sharp: Новая формула успеха.
Peugeot:
Я непобедим! Уверенность, которая всегда с тобой;
включение
в группу «звезд», профессионалов:
Filodoro.
Колготки для маленьких принцесс.
Lux.
Мыло красоты для звезд экрана.
Max
Factor International. Косметика для профессионалов;
место
в социальной иерархии:
Chevrolet
Blazer: Мы свое место в жизни нашли;
причастность
к «эталонным» городам, странам и их жителям:
L&M.
Свидание с Америкой.
Lucky
Strike — настоящая Америка!
«Электролюкс».
Швеция. Сделано с умом.
Сегодня
в России вы можете ощутить восхитительный мир Парижа.
Картина
мира.Каждый человек имеет собственные представления о мире и его законах.
Знания, навыки, опыт, эмоции и ощущения постепенно складываются в единую
картину действительности, в своей объективной основе совпадающую с
общепринятой, но, безусловно, различающуюся субъективными личностными оценками.
Как следствие, в рекламе мы имеем дело не с объективной картиной мира, а с ее
интерпретацией. Такая разница в восприятии позволяет рекламщикам создавать
собственные «версии мира» (его эмоционально-оценочные образы) и выдавать их за
реальные.
Выделим
три основных направления в рамках картины мира, которые использует реклама.
Образ
действительности. Реклама выстраивает собственный образ части действительности,
подавая ее целевой аудитории как объективный факт (в форме аксиомы). Здесь мы
сталкиваемся с высказываниями в форме мудрых мыслей, афоризмов,
безапелляционных заявлений и т.п., притягивающих восприятие мира к
рекламируемому объекту. Именно к образу действительности стоит отнести фразу
«Тефаль. Ты всегда думаешь о нас».
«Леккер»:
Просто, как все гениальное.
Украшения
Dolphin Ore: Прелесть мира — в разнообразии.
Пиво
Patra: Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка.
Пиво
«Золотая бочка»: «Золотая бочка». Жизнь прекрасна!
В
телевизионной рекламе мыла Dove используются сплошные установки на образ
действительности. При этом нам внушают явное отличие мыла Dove от другого мыла,
на чем и построена вся реклама.
Мыло
сушит кожу. Dove отличается от обычного мыла. Он на четверть состоит из
увлажняющего крема. Попробуйте увлажнение Dove.
Система
ценностей. Любой человек в течение жизни усваивает систему ценностей, принятых
в обществе, и на ее основе выстраивает свою. Реклама активно использует
различные ценностные установки, обращаясь или к общественно-идеальным ценностям
(любовь к ближнему, стремление к лучшей жизни, свобода, нравственность,
справедливость, патриотизм, гражданские права и др.), или к
индивидуально-материальным (экономия, выгода, прибыль, эффективность, гарантия,
надежность, защита, польза).
Новая
«Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде.
Не
все так доступно, как низкие цены Теле2 GSM.
Оргбанк:
Стабильность надежного бизнеса.
Компьютеры
марки Desten — надежная опора вашего бизнеса.
Сетевое
оборудование 3COM и CISCO: Остров стабильности в океане бизнеса.
Стереотипные
рецепты деятельности. Реклама может использовать и наши представления о
типичном поведении в повторяющихся ситуациях, диктуя нам свои варианты решения
и достаточно жестко предписывая направление действий. Здесь мы имеем дело с
разнообразными «волшебными рецептами», способными избавить нас от всех проблем.
Чаще всего нам таким образом навязывают лекарства, моющие средства, пищевые
продукты.
«Нурофен»
— и боль прошла!
Zippo
— однажды и на всю жизнь.
«Ваниш»
— легко белье от пятен избавишь.
Шампунь
Organics: Для прекрасных волос сегодня и завтра.
Асе.
Бережное удаление пятен.
С
«Оливиком» вкус мягче и нежнее.
Одно
из средств языкового манипулирования — это явные и скрытые сравнения. Как
известно, использование в рекламных текстах явных (открытых) сравнений с
конкурентами является крайне нежелательным: откровенное принижение чужого
товара может грозить судебным разбирательством. Не случайно поэтому мы
постоянно слышим о загадочных «обычных порошках» и «других прокладках», всем
скопом не выдерживающих никакого сравнения с рекламируемым средством.
Однако
рекламщики нашли еще один способ использования сравнений — это скрытые
сравнения, которые на первый взгляд как бы только излагают преимущества товара,
но при этом утверждают, что он «единственный», «уникальный», «сверхновый»,
«новинка», «первый» «революционный» и т.п. Таким образом, создается представление
о неповторимости товара, рядом с которым все остальные подобные товары просто
теряются.
Рассмотрим
основные виды сравнений (они могут быть и явными, и скрытыми), использующихся в
рекламе.
Расширенное
сравнение. Такое сравнение образуется за счет сопоставления рекламируемого
объекта с товарами этой же товарной категории.
«Супер-джинс».
Никогда еще качественная мобильная связь не была такой доступной.
Новый
Pampers. Он впитывает быстрее других подгузников и помогает сохранять кожу
вашего малыша сухой.
Суженное
сравнение. Сравниваются товары одной и той же марки.
Новый
утюг от «Филлипс» создает больше пара, гарантируя превосходный результат.
Новый
Dirol. Живи с улыбкой.
Новая
«Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде.
Новый
гель для душа Timotey — ванильная фантазия. Прикосновение природы.
Смещенное
сравнение. Сравниваются товары разных товарных категорий.
Телефоны
Samsung. Лучшее, что может дать сотовая связь.
M&M's.
Молочный шоколад. Тает во рту, а не в руках.
Неопределенное
сравнение. Товар сравнивается неизвестно с чем (непонятно с чем).
Кофе
«Максвелл-хаус». Удивляет новым приятным, насыщенным вкусом. Готовься к новым
ощущениям.
Samsung.
Вы видите больше, чем когда-либо.
«Имуннелия».
Новая идея здоровья. Идея новой жизни.
Не
все так доступно, как низкие цены Теле 2 GSM.
«Чибо».
Давать самое лучшее.
Вырожденное
сравнение. Это не столько сравнение, сколько констатация уникальности товара и
его безусловного превосходства (часто искусственно созданного) над остальными:
единственный, уникальный, революционный и т.п.
Когда
защита ослабевает, на помощь приходят особые бактерии, которые есть только в
Актимель.
Duru
1 + 1. Уникальное мыло с линиями природных экстрактов.
Краска
для волос L'Oreal. Уникальная технология цвета.
Жокей.
Всегда, когда хочешь кофе.
Для
рекламы в целом не характерно использование только буквального смысла. Реклама
— своего рода «притворяющееся» высказывание:
реклама
говорит о фактах, а имеет в виду ценности;
реклама
показывает не реальный товар и его свойства, а образ товара;
реклама
говорит о свободе выбора, но ориентирует на приобретение конкретного товара.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
|