Проза о крыльях
ПРОЗА О
КРЫЛЬЯХ
ПРОГРАММА
"ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И PUBLIC RELATIONS" как СИСТЕМА ИДЕЙ
ХОТЕЛИ
КАК...
Издревле люди
хотели летать непременно "как птица". Но полетели-то "как
воздушный шар", "как планер", "как самолет", "как
ракета", наконец. К чему это в статье о компьютерной программе? А вот к
чему: известная формула "хотели как лучше..." при старте новых идей
или услуг почти всегда приводит первых "энтузазистов" к сверхрекламе.
Вспомним
обещания благ сплошной робототизации, компьютеризации, ваучеризации,
непознанных возможностей Internet и даже, страшно сказать, недавние
сверхобещания счастья народного "на пути демократических реформ"...
Конечно, очередные сверхобещания - хоть большевиков, хоть демократов - позже
приходят в норму. Но только спустя какое-то время.
То же самое
происходило и с классом компьютерных программ, о котором пойдет речь. На
основании буйной фантастики 60-х и, чего греха таить, авансов кибернетиков,
каждый 30-й человек с высшим образованием до сих пор донимает нас вопросом:
"А что, теперь нажимаешь Enter, и программа сама всю статью пишет,
да?"
НО, КАЖЕТСЯ,
ВЗЛЕТЕЛИ КАК...
Осознавая
эффект "сверхобещаний", разработчики программы "ПРИЕМЫ
ЖУРНАЛИСТИКИ и PR" сразу отказались от ненаучной фантастики:
"Программа пишет весь текст сама, без участия человека!". Давайте,
сказали мы друг другу, постараемся вначале взлететь, если не как натуральная
птица, то как нормальный планер. Но взлететь! Что в переводе с
"самолетного" языка на обычный означает: если уважаемый Автор знает,
о чем писать ("фактуру") - постараемся вывести его в область
приличных журналистских, литературных решений.
Как показывает
статистика, даже признанные Мастера текста используют в своих работах не более
10 - 15% известных риторических и стилистических приемов (заметим, это
соотношение близко к известной закономерности Вильфредо Парето: 80% работ
выполняют 20% активных людей). И, вероятно, причина здесь не в особенностях
конкретных людей или их обучении, и даже не в спасительном для бездельников
"кризисе российской экономики" и т.п., а в том, что человек вообще
склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось.
Вспомним:
спортсмены-борцы
устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из всего
арсенала;
на персональных
выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые
разрабатывает автор;
на серии
спектаклей или фильмов заметны любимые находки режиссера и актеров;
да и
авторитетный вузовский преподаватель зачастую повторял уже не раз слышанные
остроты...
Наш вывод: то,
что получается - тиражируется. И уже не столь важно: осознает Автор это или
нет. Эффект есть.
Так вот, если
мы сможем за несколько минут вывести Автора в область приличных (пусть даже на
ремесленные "четыре с минусом") и расширяющих его индивидуальную
палитру (помните о 10 - 15%?) решений, то Автор, знающий "фактуру",
сможет создать хороший текст.
В проекте
"Приемы журналистики" мы стараемся объединить достоинства Человека с
достоинствами машины: интуицию и знания Автора с оперированием большими
объемами информации, хорошо удающимся компьютеру.
ВАРИАНТ и
ИНВАРИАНТ от ЛУЧШИХ ТЕКСТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
(теоретическая
глава, которую можно пропустить!)
Нефилософский
вопрос: сколькими арифметическими способами можно превратить одно число в
другое?
Ответ-1:
шестью, вот они: сложение; вычитание; умножение; деление; возведение в степень;
извлечение корня;
Ответ-2:
четырьмя, поскольку возведение в степень и извлечения корня - производное от
умножения и деления;
Ответ-3: двумя
- сложением и вычитанием, ибо остальные арифметические действия - производны от
них.
Ответ-4: одним
- в компьютерах все арифметические операции сведены к сложению двоичных чисел.
Заметим: чисел - бесконечное множество, а (сейчас будет важное слово!)
преобразований чисел друг в друга - всего несколько (сравните Ответы-1, 2, 3 и
4). Сходную идею высказал еще Цицерон в речи "Об ораторе":
"Разница между построением слов и мыслей состоит в том, что при перемене
слов словесное построение нарушается, а построение мыслей сохраняется, какими
бы словами ни пользоваться".
На основе
изучения более 12 500 русскоязычных текстов, мы утверждаем: число
преобразований Текста-1 в Текст-2 тоже конечно. Велико. Но конечно. При этом не
столь принципиально, о чем Текст-1 (об одических тенденциях в произведениях
Рылеева и Кюхельбекера, об аэрогриле или о похождениях кота президента Клинтона
и т.п.), так же как не принципиально для таблицы умножения, что на что
перемножать: километры на рубли или грузовики на ящики. Поскольку если мы знаем
приемы преобразования - мы перемножим числа верно. Поэтому если изучать
собственно тексты, число коих стремится к бесконечности (утверждают, что
количество работ по изучению наследия А.С. Пушкина уже в сотни раз превышают по
объему работы первоисточника), то это можно делать долго, честно и... не очень
результативно, если иметь в виду ответ на вопрос: "А как написать
приличный текст?" Так вот, мы стали изучать Приемы преобразования текста =
инварианты, а не варианты текстов. Повторюсь: вариантов (читай - текстов) -
бесконечно много. А способов их преобразований друг в друга (инвариантов) -
значительно меньше!
Действительно,
убедиться в этом каждый может самостоятельно. Для этого достаточно взять
субботним вечером том публицистики признанного Автора и прочитать подряд 100
окончаний (или начал) его произведений. Весьма скоро даже в отсутствии
программы "Приемы журналистики" станет ясно: да, тексты разные и о
разном, но их моделей, формул, или, как мы обычно говорим, преобразований,
приемов, инвариантов - всего несколько и они послушно укладываются в
оговоренные выше проценты "индивидуального стиля"ю
Заметим,
разработчики программы получают тексты из разных городов, классифицируют их по
инвариантам (а не по фамилии Автора) и все равно тексты одного и того же Автора,
в итоге оказываются всего в нескольких ячейках. И, как правило, в соседних.
Разные варианты
и общее в них - инвариант.
КАК РАБОТАЕТ
ПРОГРАММА?
По отзывам ряда
наших Клиентов, обычно к программе прибегают тогда, когда "не
пишется", "не идет", "нужен толчок", "важно
ухватить основную идею сценария" и т.п. Опуская технические подробности (с
ними легко ознакомиться, скачав бесплатную сокращенную версию программы), это
происходит так:
Для получения
рекомендаций Автор указывает:
Каков Предмет
описания, то есть О ЧЕМ пишет Автор (о Товаре/Объекте; Герое; Услуге;
Информации; Эмоции и т.п.);
Каково исходное
отношение Читателей(!) к выбранному в пункте 1 Предмету описания
(положительное; безразличное; отрицательное. Например, к симпатичному щенку
большинство читателей относятся положительно; к сообщению о выведении новой
породы собак для канадских лесорубов - скорее безразлично; а к сообщению о
бездомных собаках, живущих на лестницах жилых домов - скорее отрицательно...);
КАКУЮ ЗАДАЧУ
РЕШАЕТ Автор (привлечь внимание Читателя; подтвердить уже известное; научить;
сделать рекламу или "отстройку от конкурентов" и т.п.).
После чего
Программа выдает систему проверенных рекомендаций, по аналогии с которыми
Автору и предлагается создавать свой текст (заметим, программа работает как
опытный библиограф или поисковая машина в internet: после постановки задачи она
выдает ряд рекомендаций, которые Автор может перебрать в ручную. То есть,
программа позволяет резко "сузить" область поиска нужных решений.).
Допустим, в течение
15 секунд (время реальное) требуется приступить к созданию текста, который бы
вызывал в Читателе определенную Эмоцию. При этом Читатель изначально достаточно
безразличен к Предмету описания. Введем данные и получим ТАБЛИЦУ 1.
Здесь, в левой
колонке? будут даны рекомендации программы по структуре предполагаемого текста
на уровне фраз или коротких абзацев, в средних колонках - приведены два примера
и в правой - отдельные комментарии разработчиков.
ТАБЛИЦА 1
Микроструктура Приема
теоретические рекомендации на уровне
фраз и абзацев
|
Микроструктура текста
детально разобранный пример-1
|
Микроструктура текста
детально разобранный пример-2
|
Примечания
|
ИНВАРИАНТ
|
ВАРИАНТ 1
|
ВАРИАНТ 2
|
|
Автор кратко упоминает:
либо ситуацию;
либо известную Читателю проблемную ситуацию;
либо Автор задает риторический вопрос.
|
"Чистый, как слеза
комсомолки, экзерсис на ту же тему - картина "Счастье Анны".
|
"- В название главы вынесено
слово "манипуляция". С помощью каких приемов общения мы можем
управлять вниманием собеседника?
|
В теоретической колонке приведены
3 варианта создания этой фразы/абзаца. Характерная деталь - программа
рекомендует не описывать ситуацию, а кратко упомянуть.
|
Автор, по мере развертывания
текста, намеренно ДЕЛАЕТ ОШИБКУ сам и... "коварно" вовлекает в нее
Читателя.
|
Осень. Сельская активистка Анна по
зову партии вчистую выгребает зерно из родного села и с боями везет в город.
|
С помощью логического ударения и
не только. Помните поговорку "Каждой твари по паре"? Так вот,
теперь я задаю Вам вопрос: "Сколько животных каждого вида Моисей взял в
свой ковчег?" (автор при этом выделяет голосом слово
"сколько")
|
|
Автoр:
либо приводит типичные ошибочные ответы,
действия;
либо дает дополнительную информацию
Читателю (которой не было у Героев текста);
либо ПОДСТАВЛЯЕТ Читателя в позицию
НАБЛЮДАТЕЛЯ, оценивающего совершенную ОШИБКУ.
|
Весна. Сеять нечем. Анна едет в
город, героически выбивает зерно у тамошних бюрократов и с боями привозит в
родное село...
Поперхнулись, прочтя?
|
- Выходит, что два...
|
В теоретической колонке приведены
3 варианта созданий этой фразы/абзаца.
|
После чего Автор:
намеренно спокойно делает свой
уточняющий вывод, акцентируя "правильное" понимание;
реже: позволяет Читателю поразмышлять об
истоках ошибки самостоятельно.
|
Значит, вы - не коммунист.
А теперь попробуйте представить, какая
смесь была в головах людей, безропотно производивших и потреблявших такое
кино".
|
Я всегда задаю этот вопрос слушателям
своих курсов. Самые умные говорят: "четыре"... Правильный ответ -
ни одного, поскольку ковчег принадлежал не Моисею, а Ною. Поставив логическое
ударение на слове "сколько", я отвлек Ваше внимание от других
важных слов.
Вот и вся манипуляция. Загадка "А и
Б сидели на трубе" - из той же серии. Правильный ответ должен учитывать
наличие или отсутствие логического ударения на букве "и".
|
В теоретической колонке приведены 2
варианта создания этой фразы/абзаца.
|
ИСТОЧНИК:
|
Матизен В.
Товарищ, верь!,
журнал "Столица", 1994,
№ 6, с. 32.
|
Левит Л.З.,
Интервью с частным психологом,
Минск: "Красико-принт", 1996,
с. 107.
|
|
Теперь
допустим, что по аналогии с тремя левыми колонками нам нужно создать свой текст
и записать его в пустую правую (там, где сейчас отдельные комментарии). Думаем,
это будет проще, чем создавать текст с нуля...
При этом - за
неимением места - мы показали лишь 1 механизм программы - Микроструктуру
текста, два примера, и НЕ показали:
несколько
десятков Приемов, иначе(!) решающих ТУ ЖЕ проблему;
десятки
иллюстрирующих эти Приемы отборных примеров, по аналогии с которыми можно создать
свой текст;
схему
эмоционально-смысловых ударений (композиционную схему) текста;
возможные
Приемы усиления создаваемого текста;
типовые ошибки
Автора при работе именно с этим Приемом и т.п.
Но тут
уважаемому Читателю лучше самому посмотреть демо-версию программы.
ЧТО ЖЕ
СДЕЛАНО?
На основе
анализа уже более 12 500 текстов Мастеров мы выявили и систематизировали как
известные, так и новые приемы риторики. Почему пришлось
"перелопачивать" снова столько произведений - разве нет учебников?
Учебники и справочники есть. Но используют настолько простые модели, что с их
помощью можно проводить лишь поверхностное, ознакомительное обучение. Вряд ли
такие справочники помогут сделать программу для специалистов, пришедших в
профессию не вчера. Впрочем, филологи сами признают: "Классическая
стилистика предлагала обширные перечни стилистических фигур; многочисленные
классификации сводились к внешней их сортировке".
Интуитивно
понятно, что назвать несколько десятков способов привлечения внимания Читателя
к материалу, либо приемов коррекции мнения Читателя - задача, практически
невыполнимая даже для крепкого профессионала. Но эта задача вполне по силе
компьютеру. Задача же Автора - не тратя времени на поиск, отобрать наиболее
подходящую систему рекомендаций из числа предлагаемых программой Приемов и
наполнить их конкретной фактурой. Упрощая, можно сказать, что программа -
"умный" справочник по Приемам создания текста: учебного,
публицистического, рекламного, мемуарного и т.п.
Теперь зачастую
мучительный процесс написания "с нуля" сводится к отбору и
совершенствованию рекомендованных программой решений.
А если Автор
хочет писать не как рекомендует программа, а по-своему?
Во-первых, как
правило, программа выдает не одно, а систему решений - Автор может отобрать из
них и "дотянуть" наилучшее.
Во-вторых,
истинное творчество заключается не столько в непризнании проверенных сотнями
Авторов идей, сколько в их плодотворном развитии.
В-третьих, и
самое неприятное: да, упомянутые выше 10 - 15% характерны для лучших Авторов
(Аграновский А.А., Андроников И.Л., Вознесенский А.А., Гранин Д., Довлатов С.,
Конецкий В.В., Минкин А., Моруа А., Невзоров А.Г., Олеша Ю., Перельман Я.И.,
Паустовский К., Сент-Экзюпери А., Тынянов Ю.Н., Чехов А.П., Шкловский В.Б.,
Эренбург И.Г. и еще несколько сотен). Мы не приводим проценты, характерные для
менее известных Авторов. Надеемся, наш Читатель понял - мы это делаем из
христианских соображений...
СКУЧНЫЕ, НО
ПОЛЕЗНЫЕ ВЫВОДЫ
Данный проект
далеко не первый, поэтому мы знаем: через несколько лет у нас появятся
последователи. Вот ряд несекретных выводов для них:
Учитывая
массовое распространение компьютеров, Internet и CD-рекордеров, скоро появятся
электронные библиотеки с названиями вроде:
1000 рекламных
слоганов;
365
избирательных листовок и предвыборных обещаний;
100 наших
фотомоделей;
лучшие
рекламные объявления, аудио- и видеоролики Украины-99 и т.п.
Подобные базы
полезны как накопление профессионального опыта, но провоцируют плагиат и вряд
ли будут снабжены продуманной классификацией, позволяющей не только
просматривать их содержимое, но и решать конкретные задачи.
В решении
глобальной проблемы "научить компьютер синтезировать текст" уже
освоена доступная ступенька: текст пишет Автор, но компьютер направляет его в
область приличных решений, ...провоцируя интуицию Автора с помощью системы
аналогий. Таким образом, Большая Задача "написания текста с нуля, в том
числе в отсутствие вдохновения", теперь заменена решением более простых
задачек:
получением за
несколько секунд гаммы возможных решений;
отбором лучшего
решения и написанием своего текста "не с нуля".
Это явно
избавляет от рутинных и творческих трат нервов Автора, Лектора, Сценариста.
Впрочем, еще Максим Горький заметил: "Русский человек любит
пострадать", поэтому точно найдутся персонажи, ратующие за "боль и
страдание" на рабочем месте.
К сожалению, мы
не знаем Автора (и будем благодарны, если Читатели его назовут!), который писал
бы иначе, чем уже зафиксировано в "Приемах журналистики...". Другое
дело, каждому Автору хочется надеяться, что его опыт уникален или, как любит
говорить Бэлла Ахмалдулина, "своеобычен".
Описание
сложных систем, а приемы преобразования текстов - сложная система (независимо
от того, как разные научные школы понимают это определение) - тоже многомерно.
Например, определение "...риторический вопрос - утверждение, высказанное в
вопросительной форме", научить создавать эти вопросы никого не может. (Это
то же самое, что изучать секреты приготовления борща по черно-белой
фотографии.) Здесь требуется принципиально более многомерное описание -
примерно такое, как это сделано в ТАБЛИЦЕ 1. Важны не только те или иные
инварианты (приемы), но и их система. Первый, кто это внятно понял и сделал в
XX веке - Г.С. Альтшуллер, создавший теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ.
(Важно: единичные приемы были известны и до него, но мы акцентируем внимание
наших Читателей именно на системе приемов).
И еще: начав
работу над проектом в 1991 году, за последние 2 года мы добавили к уже
найденным только 3 новых приема преобразования текста. Все остальные
повторяются. У Вас нет нового приема?.. С благодарностью примем и обещаем
сделать его Вашим именным.
Список
литературы
1. Альтшуллер
Г.С. Творчество, как точная наука, М., "Советское радио", 1979.
2. Альтшуллер
Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности,
Минск: "Беларусь", 1994.
3. Викентьев
И.Л. Приемы рекламы и public relations: 214 примеров, 130 учебных задач и 15
практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС", 1998.
4. Викентьев
И.Л. И пальцы просятся к перу, перо к программе... Описательные и
инструментальные модели при обучении маркетингу, рекламе и public
relations//Рекламное Измерение, 1999, № 6 (59), с. 6 - 7.
5. Gordon W.J.J. Synectics: the development of
creative capacity, "Harper & Row", New York, 1961.
6. И.Л.
Викентьев. Проза о крыльях.
|