Производство средства массовой информации
Производство средства массовой информации
(на примере газеты «Крылья Сибири»)
Производство
средства массовой информации – это штучная и очень эксклюзивная работа. Каждый
новый выпуск газеты должен быть непохож на предыдущий, иначе она очень быстро
наскучит читателям. Специально для этого выпуска мы решили подготовить материал
о корпоративном издании, создатели которого никогда не стояли на месте.
Рассказывает Глеб Осокин, редактор газеты "Крылья Сибири"
(Новосибирск).
Первичная идея газеты и специфика авиапредприятия
Газета
«Крылья Сибири» была создана в январе 1995 года по инициативе первого
генерального директора авиакомпании «Сибирь» Геннадия Куличева. В первом номере
газеты он высказал основную цель и задачу газеты. Газета позиционировалась как
источник информации для сотрудников авиакомпании, где они могли найти различные
материалы об основных событиях в жизни предприятия, то есть она попадала в
группу изданий для внутренней общественности.
Здесь
надо отметить, что авиакомпания – достаточно специфичное предприятие, персонал
которого состоит из очень разных групп сотрудников, разделяющихся по
социальному статусу, уровню образования и, что очень важно в плане
информирования, по технологии работы и времени присутствия на рабочем месте.
В
основном можно выделить три таких группы – летный состав, включая
бортпроводников, технический состав и работники финансово-экономического
комплекса. Если бухгалтера и экономисты находятся на стационарном рабочем месте
постоянно и ежедневно, то технический состав работает посменно, а летчики и
бортпроводники большее время находятся в полетах или на отдыхе дома. Все это
накладывает определенные трудности для нормального информирования всех
сотрудников авиакомпании.
На
первом этапе своего развития, в 1995-97 годах «Крылья Сибири» в принципе
справлялись со своей задачей. На страницах газеты стандартного формата А3
периодически появлялись не только текущие новости и высказывания первых лиц
компании, но и экскурсы в историю предприятия, охватывая весь период его
деятельности, ведущей начало с конца 1950-х годов.
Смена руководства предприятия, новые задачи издания
В
январе 1998 года авиакомпанию «Сибирь» возглавил новый генеральный директор
Владислав Филев со своей командой менеджеров-финансистов. Важной особенностью
новой команды руководителей было отсутствие опыта работа в гражданской авиации,
что первоначально вызвало определенное недоверие к новым начальникам со стороны
коллектива.
Вставшая
у руля управленческая команда по-новому смотрела на многие стороны деятельности
авиакомпании, в том числе и на роль корпоративной газеты. У нее появился новый
редактор, и перед газетой была поставлена задача налаживания диалога между
новой администрацией и коллективом компании, а также разъяснение новых задач,
встающих как перед авиакомпанией в целом, так и перед основными ее
подразделениями.
В
первую очередь было серьезно изменено внешнее оформление издания. Оно стало
выходить в полноцветном исполнении на мелованной бумаге. Практически
одновременно со сменой внешнего и внутреннего содержания у газеты появилась
новая важная функция – по причине отсутствия у компании других собственных
печатных изданий «Крылья Сибири» стали де-факто визитной карточкой авиакомпании
для внешних структур – государственных и авиационных властей, партнеров и
крупных потенциальных клиентов.
Это
было важно, так как на фоне многолетнего спада в отрасли динамика развития
«Сибири» в течение 1998-2001 годов была действительно уникальной. Ежегодно
открывались новые филиалы в различных городах Сибири и Москве, в расписании
добавлялись новые маршруты, появлялись принципиально новые самолеты,
увеличивался штат компании за пределами Новосибирска, вводились новые
информационные технологии. В 2001 году впервые в отечественной гражданской
авиации было успешно проведено слияние «Сибири» и бывшей второй по объемам
деятельности в стране московской авиакомпании «Внуковские авиалинии». Одной из
главных задач газеты на этом этапе было создание позитивного имиджа компании во
внешней среде.
Возврат к персоналу
В
начале 2002 года администрация решила обратить серьезное внимание на
психологический климат внутри предприятия. Это, естественно, коснулось и
корпоративной газеты. Журналисты стали больше писать о внутренних проблемах
коллектива. Особое внимание стало уделяться людям, работающим на предприятии.
Появилось больше материалов о сложностях, возникающих в результате мощного
развития компании, а также информации из регионов, где «Сибирь» представлена в
виде мощных производственных филиалов и представительств. В связи с ростом
численности коллектива, тираж издания был увеличен до 3500 экз.
В
настоящее время основными рубриками каждого номера газеты являются: заглавное
интервью одного из директоров авиакомпании на актуальные темы, новости,
рассказы о деятельности отдельных подразделений и сотрудников, материалы о
работе "Сибири" в регионах России и зарубежья. Примерно раз в два
месяца публикуются развернутые материалы об истории предприятия и новых
технологиях авиационного бизнеса, используемых или планируемых для
использования в авиакомпании.
Объем
издания - 8 полноцветных полос формата А3. С 2001 года существует открытая
электронная версия, которая находится по адресу http://gazeta.s7.ru. В 2004
году планируется реконструкция сайта газеты с целью более удобного
представления информации для читателей.
Внешнее информирование
В
ходе многочисленных обсуждений в Директорате по рекламе и связям с
общественностью данной авиакомпании на тему лучшего информирования о своей
деятельности внешней общественности с целью дальнейшего улучшения имиджа и
инвестиционной привлекательности компании было решено проводить это
информирование с помощью нового корпоративного издания - ньюслеттера (или
информационного бюллетеня).
Выход
ньюслеттера журнального формата А4 объемом 8 полос осуществляется с начала 2003
года с периодичностью четыре раза в год. На страницах этого издания размещаются
квартальные итоги деятельности компании, наиболее важные для внешней
общественности новости и события, рассказы о работе отдельных подразделений,
освещаются визиты в авиакомпанию высоких должностных лиц и проведение важных
презентаций «Сибири» в городах России и за рубежом.
Главной
задачей ньюслеттера является формирование позитивного имиджа успешной и
динамичной авиакомпании на уровне государственных и авиационных властей,
информирование партнеров и потенциальных инвесторов о новых достижениях
«Сибири» и перспективах ее дальнейшего развития.
С
апреля 2004 года авиакомпания выпускает бортовой журнал (инфлайт) для пассажиров,
который распространяется бесплатно на рейсах "Сибири". Его
периодичность составляет 10 номеров в год. Каждый номер состоит из 144 страниц.
В нем имеется информация об основных событиях, произошедших в авиакомпании в
течение минувшего месяца, в области улучшения обслуживания пассажиров. Это
открытие новых рейсов и представительств, информация о льготах, рекламных
акциях, новых предложениях для туристов и т.д. Отдельным блоком стоят
справочные данные об авиакомпании – сеть маршрутов, адреса авиакасс,
турагентств авиакомпании, расположенных в различных городах страны, информация
о сотрудничестве с зарубежными авиаперевозчиками, схемы аэропортов и т.д. Эти
материалы занимают 10% от общего объема издания. На остальных страницах
публикуются различные развлекательные материалы, интервью со знаменитыми
людьми, рассказы о странах, куда летают самолеты "Сибири",
исторические рассказы и небольшие литературные зарисовки в основном
юмористического характера.
Таким
образом, в авиакомпании для трех различных аудиторий с разными запросами и
ожиданиями выходит три разных издания, что соответствует принятым международным
стандартам в авиационном бизнесе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketolog.ru
|