Можно ли создать формулу успешного продукта
Можно ли создать формулу успешного продукта
Алексей Кузьмин
Создание
нового продукта – это и возможность и риск. Возможность для компании удержать и
привлечь клиентов, и получить большую прибыль на конкурентном рынке. И риск
того, что продукт не будет иметь достаточного спроса и компания понесет убытки.
Можно
верить в успех продукта, но нельзя ответственно гарантировать, что проект
застрахован от провала. Однако вероятность успеха можно было бы значительно
повысить, если учесть важные моменты. Рассмотрим их подробнее.
Понимание
рынка (Mu - Market understanding)
Прежде
всего, надо хорошо понимать, что уже есть на рынке, что на нем происходит, что
из имеющихся продуктов пользуется спросом, а что не востребовано и почему.
Понять "почему" наиболее трудная и важная задача. В этом мало чем помогут количественные опросы
и тем более фокус группы. То, что может помочь - это:
-
объективная статистика покупок и потребления/использования продуктов;
-
личный опыт приобретения и использования продуктов (своей компании и
конкурентов);
-
наблюдения за процессом приобретения и использования продуктов;
-
многочисленные глубокие интервью с покупателями и потребителями;
-
знание психологии восприятия;
-
анализ и выявление ключевых факторов успеха / провала продукта и проверка своих
гипотез.
Здесь
недостаточно классического "знать клиентов компании". Нужно понять, а
лучше прочувствовать:
-
какие проблемы заботят Ваших покупателей, их клиентов и конечных пользователей/потребителей
продуктов (далеко не всегда это одни и те же люди);
-
какие проблемы решают существующие продукты и сопутствующие услуги (Вашей
компании и конкурентов) и
-
в какой степени.
Тогда
Вы станете настоящим экспертом по данному сегменту рынка.
Гениальная
идея (GI - Genius Idea)
Это
главный компонент будущего продукта, определяющий его успех или провал. Идея должна быть блестящей, качественной,
сильной, а лучше – гениальной. Проходя через различные этапы реализации, сила
идеи будет постепенно ослабляться. Будьте к этому готовы и отбирайте только
самые ценные и жизнеспособные идеи.
В
значительной степени жизнеспособность идеи зависит от того, насколько будущий
продукт и политика компании будут соответствовать требованиям четырех компонентов:
-
привлекательность продукта (Attraction);
-
простота понимания и удобство использования (Usability);
-
удовлетворенность от использования продукта (Satisfaction);
-
экономическая выгода (Profitablity).
При
отборе идеи важно уметь представить уже готовый продукт, взглянуть на него с
точки зрения покупателя и потребителя. При экспертном понимании рынка и непредвзятом
подходе это не должно быть проблематичным. К тому же, такой экспертный подход
позволит компании сберечь массу времени и средств на исследованиях, порой
больше вредных, чем полезных (почитайте Джека Траута).
С
отбором идей понятно, скажите Вы, а как придумать эти самые идеи? Иногда это
происходит так: "щелк" и есть классная идея! Но есть и другой способ,
древний, как профессия маркетолога: перенять чужую удачную идею и адаптировать.
Привлекательность
(A - Attraction)
Сразу
стоит подумать о том, как выделить новый продукт в местах продаж. Он должен
сразу привлечь внимание, понравиться, заинтересовать. Это должна быть
"любовь с первого взгляда", то, что сразу зацепит и заставит подойти
рассмотреть. Придумывать можно бесконечно – поле благодатное. Здесь есть, где
разгуляться буйной фантазии маркетолога.
Простота
и удобство (U - Usability)
Usability
в бизнес-среде в основном понимается, как удобство использования веб-страниц. И
совершенно напрасно. Простота понимания и удобство использования продукта –
очень критичный параметр.
Очарование
дизайна, обещания продавца или рекламы развеются, как только покупатель
столкнется со сложностями настройки/освоения продукта. Сегодня пользователь и
тем более покупатель перегружен различной информацией и у него совершенно нет
времени и желания прилагать значительные усилия для изучения чего-то нового.
Простота
понимания и удобство использования продукта это настолько естественная вещь,
что непонятно, как некоторые компании умудряются создавать продукты с точностью
до наоборот. Возникает ощущение, что разработчики и их руководители – существа
с другой планеты или их просто не заботит результат.
Неспособность
взглянуть на продукт глазами пользователя – типичная болезнь разработчиков.
Маркетолог не должен ей поддаваться. Если же такое случилось, попросите коллегу
из другой отрасли опробовать вашу новинку. В этом случае вы получите
квалифицированную оценку восприятия продукта неискушенным пользователем.
Удовлетворенность
(S - Satisfaction)
Как
минимум от использования продукта должно оставаться чувство позитивного
удовлетворения. В идеале пользователь должен быть в восторге. Это напрямую
связано с качеством продукта и с ожиданиями пользователя.
Если
продукт придет в негодность через какое-то не очень продолжительное время, вряд
ли дизайн и удобство его спасут. А благодаря Интернету, "слава" о
таком продукте быстро распространится по сети.
Ожидания
пользователя – тема отдельная и весьма обширная. Но есть общее правило:
успешный продукт должен превосходить ожидания пользователя. Помните об этом.
Выгода
(P - Profitablity)
Какими
бы замечательными потребительскими свойствами не обладал Ваш продукт, его
производство, продажа и использование должны быть экономически выгодными. С
одной стороны, цена продукта должна быть приемлемой (посильной) для покупателя
по сравнению с приобретаемой ценностью. С другой, цена и предполагаемые объемы
продаж должны обеспечивать достаточно высокую прибыль, как производителю, так и
посредникам (дилерам, торговым сетям и др.). При этом, важно не забыть оценить
и включить в расходную часть затраты на рекламу и продвижение продукции.
Разработка
и тестирование (DT - Development & Testing)
Большим
заблуждением является ожидание того, что разработчик сделает продукт в
приемлемом для пользователя качестве и в точном соответствии с требованиями
заказчика разработки.
Имея
опыт участия в проектах по разработке новых продуктов, могу ответственно заявить:
именно маркетолог должен участвовать в составлении "пользовательских"
требований к продукту, а также контролировать их реализацию разработчиком.
Мнение
маркетолога при формировании "пользовательских" требований должно
быть на порядок приоритетнее мнения разработчиков, а сам проект разработки не
может считаться завершенным, пока не выполнены эти требования к продукту.
Другой
важный момент – тестирование продукта. Оно делится на внутреннее и внешнее.
Внутреннее
тестирование проводится в два этапа. Это проверка результатов работы самими
разработчиками и, затем, проверка работы группой тестирования (QC&QA). Еще
одним распространенным заблуждением является то, что разработчик может сам
выявить все ошибки/недоделки в продукте, а группа тестирования не нужна.
Российская и зарубежная практика управления проектами показывает – такая группа
необходима. Причем она должна быть независимой, т.е. быть вне подчинения
руководителя группы разработки.
Продукт,
успешно прошедший финальное тестирование, должен передаваться на тестирование
внешнее – испытание в реальных рыночных условиях, на настоящих покупателях и
пользователях. Это "момент истины", выявляющий то, что не смогли
предусмотреть ни Вы, ни разработчики, ни кто-либо еще в компании – реальную
реакцию множества клиентов на воплощенную инновацию. Знаменитое высказывание Ф.
Ницше "то, что не убивает нас, делает нас сильнее" в полной мере
относится и к новому продукту. Если продукт "не умрет" во время
внешнего тестирования, то будет усовершенствован по его результатам и займет
достойное место на рынке.
Разумеется,
необходимо будет наладить сбор обратной связи и статистики по тестируемому
продукту. Не следует забывать и об эффекте новинки - первом всплеске интереса,
который может угаснуть, как только покупатели/пользователи
"распробуют" продукт и решат, что он вовсе не так хорош, как
казалось. Для разных видов продуктов этот период имеет разную протяженность.
Так, например, практика показывает, что неудачные игры для ПК
"умирают" в течение 2-3 недель, а видеоигры для игровых автоматов - в
течение 2-3 месяцев.
Информирование
о продукте (Ip - Informing about Product)
Когда
Ваш замечательный новый продукт готов к продажам нужно, чтобы о нем узнало
необходимое количество потенциальных покупателей. Почему не "как можно большее"?
Ответ прост. Ваша компания должна быть готова удовлетворить тот спрос, который
вызовет программа информирования о продукте. Простой пример: выходит реклама и
промо статьи о новой игре для ПК, тысячи пользователей хотя купить игру, а в
продаже ее еще нет. Издатель не успел выпустить нужное количество копий или еще
не приступал к тиражированию. Тогда "пустоту" заполняют пиратские
копии: урезанная и "сырая" тестовая версия игры разочаровывает
покупателей, подрывая продажи готовой версии и репутацию производителя.
Но
не будем о грустном. Итак, цель информирования покупателей, сделать продукт
известным, понятным и желанным. Поэтому подготовьте информационные материалы о
новинке с простым, ясным изложением выгод на языке покупателя. Ну и конечно,
используйте все приемлемые каналы маркетинговых коммуникаций.
Продажи
(Ss - Sales)
"Люди
покупают у людей" – кто не знает этого высказывания? Тем не менее,
довольно часто информированию торгового персонала о поступающих в продажу
новинках уделяется недостаточно внимания.
А ведь место покупки это та точка, где все усилия и затраты на разработку и
производство продукта, рекламу, выставки, полиграфию могут быть за секунды
спущены в сточную канаву. Это может произойти из-за элементарного незнания
новинки, неконкретных ответов на уточняющие вопросы или неумения
продемонстрировать продукт.
Поэтому
при запуске нового продукта:
-
проведите обучающий семинар по продукту (чтобы сотрудники все знали о новинке и
могли рассказать своими словами), причем, это касается не только менеджеров по
продажам, но и операторов call-центра, секретарей, сервис-инженеров – всех, к
кому покупатель в принципе может обратиться с вопросом о новинке;
-
организуйте проверку полученных знаний (тренинг, экзамен);
-
позаботьтесь, чтобы требование знания продукта и соблюдение стандартов
обслуживания клиентов присутствовало в должностных инструкциях (ДИ);
-
само собой стандарты обслуживания (СО) также должны быть прописаны;
-
совместно со службой персонала и руководителями подразделений организуйте контроль
за выполнением ДИ и СО, гласный (лучше внеплановый) и негласный (по методу
"таинственный покупатель");
-
совместно с торговым отделом создайте "корпоративную книгу продаж"
(Sales Guide) по новому продукту. В ней могут быть даны описания проблем, которые
позволяет решать новый продукт, выгоды по сравнению с конкурентными
предложениями, ответы на типичные вопросы и возражения.
Поддержка
(Cs - Customer support)
Информационная
и техническая поддержка покупателей и пользователей нового продукта должна быть
готовы к работе, как только рынок начнет узнавать о новинке, и начнутся ее
продажи.
Основное
требование здесь то же, что и для сотрудников отдела продаж: знать продукт.
При
этом сотрудники службы поддержки (операторы call-центра, сервис-инженеры) должны
знать продукт настолько хорошо, чтобы с ходу понять причину проблемы и, по
возможности, по телефону разрешить ее.
Дополнительные
рекомендации: обеспечьте круглосуточный (24/7) режим работы службы поддержки,
при этом ожидание ответа не должно быть больше 3-х гудков, ответ оператора не
более, чем через минуту и, естественно, по телефонам call-центра всегда должна
быть возможность дозвониться.
Заключение
А
может из всего перечисленного можно создать универсальную формулу успешного
продукта. Давайте попробуем. Например, она может выглядеть вот так:
Mu
+ GI*(A+U+S+P) + DT + (Ip+Ss+Cs) = успешный продукт
Конечно,
она не создаст успешный продукт за Вас. Но поможет избежать главных ошибок и
уделить внимание наиболее важным моментам в пути от идеи до хита продаж.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://advertology.ru/
|