Как компании продвигают под одним брендом товары в нескольких ценовых нишах
Как компании продвигают под одним брендом товары в
нескольких ценовых нишах
Дмитрий Фролов
Один
из самых простых способов увеличить доходы — расширить круг покупателей.
Основных путей для этого три: выйти на новые рынки, начать осваивать смежные
товарные группы или, оставаясь в той же товарной группе, начать работу в других
ценовых сегментах. Но стоит ли в последнем случае выводить на рынок новую марку
или лучше диверсифицировать уже существующую?
В
конце мая на прилавках российских супермаркетов появилась новая марка пива с незамысловатым
названием «Т». О том, что производителем напитка является известная своими
премиальными брендами компания «Тинькофф», знают только участники рынка — в глазах
конечного потребителя новое пиво с именем известного предпринимателя Олега
Тинькова никак не связано. «Наш бренд „Тинькофф“ находится в нише
ультрапремиум, темпы роста которой ниже темпов роста всего пивного рынка России,
— рассказывает Елена Николаева, менеджер по маркетингу компании „Тинькофф“». —
Поэтому решение о позиционировании нового бренда «Т» в массовом премиальном
сегменте, который обладает наиболее высоким потенциалом развития,
представлялось нам наиболее целесообразным. Преимущества такого решения в том,
что оно позволяет охватить новую целевую аудиторию и выйти на новые рынки
сбыта. Это ведет к расширению портфеля брендов и соответственно увеличению
стоимости компании, а также повышению рентабельности бизнеса. Достичь тех же
целей, не создавая новых марок, невозможно — ведь у них разные целевые
аудитории. Нас просто не поймут».
По
такому же пути пошла компания «Страта Партнерс": в отличие от конкурентов
-World Class и «Планеты Фитнес» — она развивает сразу две сети фитнес-клубов:
премиальную Orange Fitness и более демократичную CityFitness. Руководство
«Страты» объясняет свое решение тем, что продвигать под одним брендом разные по
целевой аудитории и ценовой политике клубы они посчитали нецелесообразным.
Большинство
экспертов согласны: попытка привлечь к одному бренду разные целевые аудитории
может стоить ему жизни.
«Корневая
проблема заключается не столько в необходимости создания „зонтика“ (эту-то
проблему можно решить с помощью маркетинговых исследований), сколько в осознании
недопустимости ориентации на разные социальные страты товара под одним именем
(торговой маркой), — полагает Николас Коро, содиректор Capital Research Group
(Neims). — Единственное исключение — это увязка близко расположенных сегментов:
масс-маркет и средний или же средний и премиум. Объединение более далеких
сегментов — масс-маркет и премиум или же масс-маркет, средний и премиум — не просто
ошибочно, а преступно по отношению к своему бренду. Разностратифицированный
потребитель не простит производителю „измены“ с антагонистичным классом».
С
этим согласен и Олег Гвоздик, директор по стратегиям консалтинговой компании
Semperia. «Невозможно предлагать один продукт (услугу) всем группам возможных
потребителей, — говорит он. — Однако варианты сочетания интересов близких групп
возможны. Так, продуктовые магазины самообслуживания (в частности,
супермаркеты) могут быть ориентированы на ценовые группы воздействия «средний
минус», «средний», «средний плюс» и «высокий минус». Но это совсем не значит, что
бабушки-пенсионерки не могут купить там продукты из-за высоких цен. Для них
предусмотрены утренние скидки в будние дни (фактически пенсионеры покупают те же
товары и по тем же ценам, что и на оптовом рынке, но с гарантированным
качеством и в лучших условиях). Супермаркетам выгодно «прокачивать» большие
объемы товара для получения дополнительных скидок от поставщиков».
В одной лодке
Однако
бывают ситуации, когда производитель товара или услуги все-таки должен
одновременно работать с потребителями, имеющими достаточно сильно различающиеся
ценности. В самом деле, как быть авиаперевозчику, который должен на одном борту
разместить пассажиров эконом- и бизнес-класса? Одни из них стремятся
сэкономить, для других цена менее значима по сравнению с удобствами в полете.
Но все они находятся в одном самолете и покупают билет одной авиакомпании.
Другими словами, покупатели разные, но продавец один и торговая марка у него
одна. По мнению Алтуга Бекдемира, генерального менеджера авиакомпании Austrian
Airlines в РФ, выход из ситуации может быть в выделении отдельных сегментов
потребителей, имеющих четко выраженные потребности, и введении для них
специальных цен. При этом очень важна «самоидентификация» клиента, он должен
сразу понять, что данное предложение направлено именно ему. Для этого каждое
предложение имеет короткое название и является фактически суббрендом.
«Для
самых экономных пассажиров введен специальный тариф, который называется Red
ticket («красный билет»), — рассказывает Бекдемир. — Его цена существенно ниже
стоимости обычного, разница может доходить до 28 евро». Чтобы купить такой
билет, надо самостоятельно заказать его через Интернет-систему продажи билетов,
самостоятельно распечатать и самостоятельно зарегистрироваться на рейс. Низкая
цена в этом случае не приносит убытков компании, она обоснована снижением наших
издержек на обслуживание таких клиентов. Словом, покупка организована так же,
как в формате «магазин-склад», где товары выставлены на стеллажах прямо в коробках:
если поработать самому, то получится дешевле». Пока авиакомпания не предлагает
такие билеты в России, но, как говорит Бекдемир, с развитием инфраструктуры
аэропортов и появлением соответствующей правовой базы билеты Red ticket намного
упростят путешествия и снизят их стоимость.
В
компании «Трансаэро» считают, что для авиакомпании использование множественных
тарифов — один из наиболее эффективных маркетинговых приемов. «Сегодня он используется
практически всеми регулярными авиаперевозчиками, — говорит директор по связям с
общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал. — Разница в тарифах обусловлена
условиями бронирования: сроком действия билетов бизнес- и эконом-класса, а также
дополнительными услугами на земле (в частности, обслуживанием в VIP-зале
пассажиров бизнес-класса). Однако в воздухе все пассажиры каждой из категорий
получают одинаковый сервис, уровень которого определяется классом (бизнес или эконом),
но не тарифом. Таким образом, общий бренд авиакомпании необходим, он наполнен
содержанием: стандарты обслуживания на земле и в воздухе, уровень безопасности
в полете и ряд других важных показателей являются общими для всех пассажиров
авиакомпании».
Черная метка
Создание
суббрендов — процесс затратный. Помимо прочего неизбежны дополнительные
инвестиции в рекламу и PR. Но можно сэкономить, если в роли одной из важнейших
«коммуникативных» характеристик продукта выступает его цена. Обычно в таких
случаях делают упор на низкие цены. Но это совершенно необязательно.
«Высокая
цена может стать неким ситом, отделяющим зерна от плевел, — утверждает Ольга
Стрелкова, коммерческий директор консалтинговой компании «Организация времени».
— Для нас всегда было предметом мучительного выбора: совмещать или не совмещать
дорогие и «экономичные» услуги. С одной стороны, мы позиционируем себя как «первые
в теме», а потому должны ориентироваться прежде всего на дорогие продукты, с другой
— мы заинтересованы в максимальной широте охвата. Однако наши попытки
предлагать одновременно дорогие и дешевые продукты были неудачны».
Дистанционный курс «Школы тайм-менеджмента» за 100 евро с тренерами-стажерами
давал массу мелких организационных проблем и постоянную тревогу за качество
услуги. «В то же время начал расти спрос на расширенную версию консультирования
в рамках той же „Школы“ стоимостью свыше 1000 евро, — продолжает Стрелкова. —
Изменился и состав слушателей: стало гораздо больше высокомотивированных
индивидуальных клиентов, оплачивающих услуги „из своего кармана“». Важная
особенность консалтинговых услуг в том, что их невозможно пассивно
«потреблять». Для того чтобы они были эффективно использованы, необходима
готовность клиента к работе над собой. Цена, таким образом, выступила элементом
позиционирования, выражая качество услуги и готовность клиентов к изменениям,
практически исключив необходимость дополнительных объяснений того, «что это такое
и почему так дорого стоит». «Высокая цена подразумевает и иное содержание
продукта, — утверждает Стрелкова. — Во втором случае занятия ведут только
ведущие эксперты по тайм-менеджменту и личным финансам».
Однако
в роли такой «основной метки», позволяющей клиентам быстро выделить продукт из ряда
аналогичных, может выступать не только цена. Например, компания
«Максимаркетинг», одно из направлений деятельности которой — организация
краткосрочных семинаров по маркетингу, пошла по пути присоединения к уже
раскрученному бренду. По словам Олега Хаева, гендиректора «Максимаркетинга», в качестве
ведущих семинаров, проводимых его компанией, выступают только авторитетные
члены Российской гильдии маркетологов (РГМ). «Логотип гильдии является
фактически „знаком качества“ этих семинаров, — считает Хаев, — что позволяет
держать достаточно высокие цены за участие в них. Тематически серия семинаров
объединяется в цикл, состоящий из 10 — 12 семинаров. Среди достаточно широкого
слоя потенциальных покупателей выделяется сегмент, для представителей которого
важны авторитетность ведущего и системность тематического охвата. Жизнь
подтвердила эффективность этого подхода: ежегодно мы проводим два цикла и сейчас
завершаем уже пятый».
Фигаро здесь, Фигаро там
Однако
бывает и так, что у одного и того же покупателя в разных ситуациях возникают
разные потребности, то есть он одновременно находится в разных покупательских
сегментах. Именно такая ситуация, по мнению Ольги Беликовой, директора по маркетингу
российской компании Kraftway (производство компьютеров и рабочих станций),
сложилась на компьютерном рынке.
В
качестве частного лица покупатель может быть заинтересован в приобретении
недорогих моделей домашних компьютеров, и тот же покупатель, но уже в качестве
представителя фирмы, может выбрать продукт среднего или дорогого ценового
сегмента. «Поэтому компаниям, работающим в обоих сегментах, в рекламно-коммуникационной
стратегии следует быть особо осторожными, дабы не навредить, — считает
Беликова. — Имея один зонтичный бренд, трудно сочетать имидж, условно говоря,
«народного ПК» для дома и дорогого бренда для бизнеса. Поэтому на своем рынке
мы рассматриваем задачу сохранения ценности и целостности бренда в матричной
проекции, содержащей 12 вариантов позиционирования, причем разные категории
потребителей одного и того же ценового сегмента могут представлять для компании
разный интерес в данный момент времени».
Для
реализации этого принципа Kraftway создает бренды «второго порядка» или суббренды,
однако деление идет не по ценовому признаку, а по ситуации использования товара
— для дома или для бизнеса. «Принципиальная разница между компьютерами,
предназначенными для разных категорий покупателей, заключается не в постоянных
характеристиках — качестве, надежности или сроках гарантии, а в изменяемых —
функционале и мощности. Их можно при желании изменить, увеличив, скажем, объем
памяти», — поясняет Беликова.
При
этом название фирмы является фактически зонтичным брендом, не мешая, впрочем,
проводить границы между различными категориями покупателей. Больших инвестиций
в продвижение суббрендов не требуется, однако для одного из них,
ориентирующегося на розницу, они планируются. Выбранное позиционирование
технологического лидерства предусматривает фокусировку прежде всего на верхней
части среднего и на высоком ценовом поле.
«Новые
продукты надо создавать таким образом, чтобы не изменялось позиционирование
компании, — считает Беликова. — Их можно выделять по функциональному
назначению, способу дистрибуции или географическому признаку. Например, в 2004
году такой новой нишей для нас стали розничные магазины, продающие компьютеры.
Еще одна ниша — это расширение дистрибуции, выход в новые сети и географическая
экспансия. Наконец, можно разрабатывать инновационные продукты, функционально
предназначенные для сравнительно узких категорий покупателей — например,
медиа-центры и геймерские компьютеры».
Анастасия
Ушакова, руководитель проектов компании «Иванов и партнеры», полагает, что развитие
продуктовой линейки при подобном «матричном брендировании» требует большой
осторожности. «Главная опасность заключается в расширении своего бренда за его
„естественные границы“, — говорит она. — Например, на рынке электроинструментов
много брендов так называемого бытового инструмента, который используется дома.
Велик соблазн добавить к названию марки приставку professional, так как это повышает
стоимость товара иногда на порядок. Но марка, зарекомендовавшая себя как бытовой
инструмент, может не пойти на рынке специалистов, которым „непрестижно“
работать с известным брендом бытового инструмента. И еще хуже, если в продукции
ничего, кроме названия, не меняется. Так можно просто загубить уже раскрученный
бренд».
Дифференцируйся
или умри
Компания, торговая марка
(марки)
|
Способ дифференциации
|
Преимущества
|
Недостатки, и ограничения
|
«Тинькофф": марки
«Тинькофф», «Т"
|
Создание разных торговых марок,
позиционирующихся в сегментах ultrapremium и premium
|
Расширение портфеля брэндов и соответственно
стоимости компании
|
Рост рекламного бюджета
|
«Страта Партнерс": марки
Orange Fitness и CityFitness
|
Создание разных торговых марок,
позиционирующихся в сегментах premium и middle
|
Концентрация коммуникаций на каждом
из сегментов ЦА
|
Рост рекламного бюджета
|
Austrian Airlines
|
Выделение суббрендов
|
Ценовое стимулирование покупки
|
Необходимость введения в действие
специальных законодательных актов и увеличение количества пользователей
Интернета
|
«Организация времени"
|
Ценовая дифференциация продукта
|
Возможность образования
коммуникативного канала с наиболее привлекательным сегментом ЦА
|
Сужение клиентской базы
|
Kraftway
|
Матричная дифференциация
|
Возможность коммуникаций с каждым
сегментом ЦА
|
Высокая сложность планирования
и проведения рекламных кампаний
|
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://adme.ru/
|