Инструмент оценки эфира
Инструмент оценки эфира
Виктор Коломиец
Утро
рабочего дня у любого руководителя телевизионного канала начинается одинаково -
с просмотра рейтингов, которые бесстрастно выставляют оценку и его труду, и
труду коллег-конкурентов по цеху. Если рейтинги канала соответствуют ожиданиям,
а конкурент явно "провалился", то можно порадоваться своим успехам.
Если же ситуация противоположная - рейтинги совершенно не радуют, - то и
реакция характерная: "Мура полная! Как они считают?!" - возникает
острая потребность призвать к ответу исследовательскую компанию - поставщика
рейтингов, потребовав пересчета и сатисфакции за "неправильные
баллы".
В
отличие от телевизионной премии "ТЭФИ", которая присуждается только
раз в год и коллегами, рейтинг оценивает труд телевизионщика немедленно и от
имени зрителя. Рейтинг не награда, а приговор, основания которого человеку,
занимающемуся телевизионным творчеством, не очень ясны. Он - фетиш, но вместе с
тем и главный экономический инструмент телевизионно-рекламного менеджмента. Он
определяет не только психологические, но и философские, культурологические и
социологические аспекты в работе всех, кто задействован в телевизионном
производстве.
Каждый
социальный институт, работающий с массовой аудиторией и не имеющий
непосредственного контакта с ней, хочет знать, как его деятельность
воспринимается той самой публикой, на которую она, деятельность, и рассчитана.
К таким институтам относятся все средства массовой информации, в том числе и
телевидение.
В
советское время основным инструментом обратной связи были письма граждан.
Большое их количество свидетельствовало об успехе программы. Хотя, конечно,
вовсе не определяло ее судьбу. Высокий зрительский интерес к КВН в свое время
не спас его от закрытия.
Письма
телезрителей - инструмент важный, вероятно, необходимый, но очень сложный с
точки зрения статистической интерпретации. Их авторы, как правило, не являются
типичными представителями общества, по ним нельзя судить о действительной
успешности или неуспешности телевизионной программы, сериала или кинофильма,
показанных на ТВ.
Сегодня
широко применяются интерактивные опросы, которые страдают тем же недостатком.
Число позвонивших во время программы в студию не свидетельствует о ее
популярности среди всех тех, кто не позвонил, а их подавляющее большинство.
Определенным
подспорьем для выяснения популярности телевизионных передач служили и служат
социологические опросы населения, проводимые по репрезентативной выборке.
Будучи эпизодическими, они позволяют зафиксировать ситуацию в определенный
период времени, но не могут оценить интерес населения к каждой программе.
Именно появление рекламы и коммерческого телевидения актуализировало
потребность в изучении зрительских предпочтений.
История
развития разного рода социальных измерений в России свидетельствует о том, что
инициаторами постоянных и надежных замеров телевизионной аудитории выступили
особые представители рынка - рекламодатели и рекламные агентства. Им для
финансовых расчетов с телевидением понадобился показатель, который бы
признавался всеми субъектами коммерческих отношений и выступал в качестве
рекламной валюты. Таким показателем стал рейтинг (количество аудитории в
процентах от целевой группы), который успешно обменивается телевидением на деньги
рекламодателей. С 1994 по 1998 год включительно существовала дневниковая
общероссийская телевизионная панель, позволявшая получить характеристику
каждого пятнадцатиминутного интервала телевизионного эфира. С 1 января 1999
года в стране работает электронная система измерения телевизионной аудитории,
которая фиксирует рейтинг каждой минуты телесмотрения городской аудитории
России.
Возникновение
электронной системы существенно повысило точность и оперативность определения
реальности аудитории и привлекло к ней внимание уже телевещателей. И рейтинг
был немедленно включен в информационный ресурс телевизионного менеджмента. С
этого момента долговечность любой программы в сетке определяется ее рейтингом,
то есть количеством зрителей, ее посмотревших.
В
настоящее время рейтинг - это не только немедленное удовлетворение любопытства
высшего телевизионного менеджмента, но и необходимый технологический инструмент
функционирования всей системы телевизионно-рекламного рынка. Основными
потребителями телевизионных рейтингов являются рекламные агентства, которые на
их основе закупают рекламные возможности на телевидении и планируют размещение
своих сообщений с учетом телесмотрения различными целевыми группами (по полу,
возрасту, образованию, уровню дохода и т.п.). Например, рекламное агентство
покупает 100 пунктов рейтинга на канале СТС для размещения рекламного ролика
шоколадного батончика "Mars" по стоимости 500 долларов за один пункт
рейтинга и платит, соответственно, 50 тысяч долларов. Рейтинг в данном случае
выступает всеобщим эквивалентом отношений рекламного и телевизионного рынков.
Телевизионный
вещатель использует рейтинг несколько иначе. Для него это инструмент
программирования и контрпрограммирования, телевизионного маркетинга и
менеджмента. Программный директор старается так разместить свой
профессиональный продукт в сетке эфира, чтобы собрать на собственном канале как
можно больше аудитории. Война между телеканалами ведется за рейтинги как
показатели влияния на зрителя. Те, у кого рейтинги выше, получают больше денег
за свое рекламное пространство и, следовательно, могут закупать дорогие
программы, привлекать лучших специалистов. В результате коммерческая стоимость
канала растет, ведь он строится как любое предприятие, стремящееся к извлечению
максимальной прибыли.
Однако
рейтинг - это лишь численный критерий успеха программы. С его помощью
невозможно оценить коммуникативную эффективность телевизионного сообщения.
Можно только определить, что пользуется успехом, а что нет. Но именно
коммерческий успех в настоящее время является наиболее легитимным типом успеха
в общественном сознании. Телевидение, как и все общество, переживает в
настоящий момент этап подросткового максимализма, когда содержание находится в
некотором противоречии с общественными представлениями о должном. В этом смысле
морально-этическая сторона продукта находится под пятой финансовой выгоды.
Возникают искушения и возможности эксплуатации низменных страстей. Годится все,
что способно привлечь зрителя, а значит, увеличить прибыль.
Борьба
за расширение аудитории приводит к тому, что распространитель начинает
диктовать творцу. Возникает потребность и необходимость подстроить творчество
под спрос, чтобы заработать деньги. "Через механизм рейтинга коммерческая
логика начинает управлять производством творческих произведений", - пишет
известный французский социолог Пьер Бурдье.
В
результате рейтинговый менталитет выступает основной философией
функционирования данного института. И дело здесь не в рейтинге - необходимом
инструменте менеджмента и маркетинга. Главное в самих "правилах
игры", сложившихся в обществе.
Основное
условие, которое приводит к гипертрофии рейтинга и превращению его в демиурга
отечественного эфира, заключается в том, что в России существует только
коммерческое телевидение и аудитория предстает только как рынок. Существование
на периферии телевизионного пространства канала "Культура", который
смотрит полтора процента населения, не меняет ситуацию по сути. В этих условиях
рыночная ментальность становится доминирующей формой телевизионной
интерпретации реальности.
Задача
бесплатного телевидения - удержать зрителей в кресле, чтобы он посмотрел
рекламу. Каналы зарабатывают на том, что в нужное время привлекают максимально
возможную аудиторию. Вот почему беспрестанно измеряется наличие зрителей и
разрабатываются методики для выяснения того, какие передачи сильнее притягивают
людей к экранам телевизоров и как их нужно делать.
Менеджмент
использует широкий спектр интеллектуальных инструментов для изучения и
дифференциации потребностей телезрителей и их удовлетворения разнообразными
телевизионными форматами. Применяются различные формы анализа для извлечения
нужной информации из массы статистики, которые позволяют подойти к публике
более персонализированно. С ростом конкуренции сведения о разных группах
потребителей телевизионного продукта становятся все более важным
производственным ресурсом, как, впрочем, и прогнозирование изменения их вкусов.
Например,
в настоящий момент совершенно ясно, что главной стратегией привлечения
телезрителей на любой канал являются отечественные сериалы, которые пришли на
смену недавно успешному латиноамериканскому "мылу". Рейтинговые
успехи и неудачи вещателей определяются именно этим программным продуктом,
который ставится в прайм-тайм и повторяется в утреннем эфире. Возникает
закономерный вопрос: как долго наши сериалы будут доминировать? Каков
зрительский потенциал данного продукта? Вопросы очень важные, поскольку в
условиях постоянной конкурентной борьбы необходимо вовремя принять правильные
решения. Телевидение - инерционный институт. Запущенный в производство новый
телевизионный формат окажется на экране только через восемь-десять месяцев.
Рейтинговая
модель функционирования телевидения приводит к тому, что требования логики
бизнеса зачастую противоречат общественному одобрению. Любой руководитель
канала понимает, что качество эфира - это прежде всего показатель его ума,
целей и нравственных приоритетов. Отзывы публики и оценки критиков зачастую
являются более благоприятной почвой, чем бизнес и экономика. Реальность
заставляет топ-менеджеров балансировать между двумя, как правило,
противоположными оценочными системами. Их взгляды приобретают достаточно
причудливые формы, когда необходимо принимать решения о запуске в производство,
например, детской программы, которая не принесет высоких рейтингов, и
одновременно заботиться о том, чтобы деньги для нее были заработаны другими
проектами.
Для
тех, кто делает телевидение, рыночная модель телевизионного вещания навязывает
совершенно определенные правила поведения. В отличие от стандартизированного
производства автомобилей, стульев или строительства домов, телевидение можно
назвать творческим бизнесом. Стоимость продуктов определяется здесь не столько
величиной производственных вложений, сколько их ценностью для покупателя.
Секрет успеха - понимание производителем интересов и потребностей наиболее
вероятных телезрителей и особенностей их поведения у телевизионного экрана.
В
этой логике самое простое - ориентироваться на уже получивший признание
продукт. Отсюда большое количество лицензионных программ (ток-шоу и игр),
которые с успехом прошли за рубежом. Телевещатель не слишком заинтересован
экспериментировать, рисковать. Используются в основном апробированные,
коммерчески успешные схемы, что позволяет закрыть проект в случае неудачи,
перекупить персонаж или программу на другом канале. Копирование и подражание
становится центральным инструментом телевизионного творчества.
Вместе
с тем в условиях пока еще дикого отечественного капитализма именно рейтинговая
ментальность позволяет телевидению зарабатывать себе на существование, быть
задиристым, молодым - со свойственными этому этапу развития перегибами.
Телевидение
меняется вместе с обществом. Оно, хотя и влияет на происходящие в стране
процессы, само по себе не может быть принципиально иным. Рейтинг - удобный
инструмент. Изменение его роли в телевизионном пространстве возможно только с
развитием самой социальной системы, с появлением условий, позволяющих содержать
другое телевидение, с возникновением большого слоя относительно небедных людей,
которые готовы платить за удовлетворение своих телевизионных интересов.
Многообразие телевизионного вещания, к которому мы неизбежно придем, приведет к
иной профессиональной ментальности и, соответственно, к снижению роли рейтинга.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://grp.ru/
|