Гендер и обман в рекламе
Гендер
и обман в рекламе
Алина Дударева
Сейчас я перехожу к вопросу о доверии к рекламе. Вопрос
этот очень важен, так как если реклама не вызывает доверия, то рекламируемый в ней
товар не купят.
Думаю, что эти слова не вызывают ни малейшего сомнения,
но многие даже не подозревают, что между доверием и полом существует прямая связь.
Однако это так. Известно, что женщина по природе своей более доверчива, чем мужчина,
причем это явление имеет историческую подоплеку и берет свое начало, как это не
удивительно, еще в первобытном обществе. Дело в том, что в те далекие времена женщина
всецело зависела от мужчины, а потому должна была ему доверять. Мужчина же, напротив,
должен был защищать племя, а значит всегда быть настороже, предвидеть опасность.
Эта информация отложилась на генетическом уровне и передавалась из поколения в поколение.
Прошли века, мужчина перестал быть единственной опорой женщин, но доверчивость и
по сей день является характерной чертой женщин.
Доверчивость эта отнюдь не является золотой жилой для недобросовестных
рекламистов, и воспользоваться ей не так легко, как кажется на первый взгляд. Несмотря
на то, что женщина стремится видеть в людях только хорошее, обмануть ее не так-то
просто, и для того чтобы убедить ее в покупке товара, надо приложить немало усилий.
Пожалуй, женщина защищена от недобросовестной рекламы в большей степени, чем мужчина.
Мужчина, склонный анализировать полученную информацию, скорее всего, поверит рекламе,
если то, что сказано в ней о товаре не вступает в противоречие с логикой и не кажется
явной ложью. Поэтому для мужской рекламы очень важен текст, который должен быть
предельно лаконичным, ясным, логичным. То, насколько убедительной будет игра актеров,
не так уж важно, так как жесты и мимика для мужчин несут мало дополнительной информации,
напомню, что мужчина способен воспринимать не более 2000 интонационных и невербальных
сигналов, в то время как женщина, более 5000. Иначе обстоит дело с рекламой для
женщин. Природа, которая сделала женщину изначально доверчивой, наградила ее таким
ценным качеством, как проницательность. Именно поэтому обмануть женщину гораздо
сложнее, чем мужчину, так как женщина, в отличие от мужчины, способна различать
интонации, микрожесты.
Потому, что до недавнего времени единственным способом
определить, здоров ли ребенок было внимательное отслеживание малейших изменений
в его поведении. Для так называемого слабого пола не существует мелочей, и очень
часто детали заслуживают серьезного внимания. Особенно большую роль играет умение
декодировать невербальные сигналы, которые говорят гораздо больше, а главное более
правдиво, чем слова. Значит перед тем, как приступить к созданию ролика, нацеленного
на женщин, необходимо тщательно изучить то, какое значение имеет тот или иной жест,
а актеры должны приложить все усилия, чтобы их движения были максимально убедительными
и искренними. Особенно язык жестов важен тогда, когда целевой аудиторией являются
матери маленьких детей, которые еще не разговаривают. Ведь именно в этот период
своей жизни женщина особенно наблюдательна и чутка к проявлению невербальных сигналов,
благодаря которым она и понимает своего ребенка. К тому же в это время женщина утрачивает
излишнюю доверчивость, так как она должна оберегать своего ребенка. Этот момент
особенно важен при создании рекламы для детских товаров (подгузники, детское питание
и тому подобное).
Другим немаловажным аспектом при создании рекламы является
использование голоса. Установлено, что мужской голос вызывает больше доверия, чем
женский. Точнее — голос женщины доверия не вызывает. Именно поэтому женщина, как
правило, произносит лишь ту часть текста, которая создает эмоциональный настрой.
А мужчина за кадром уверенным голосом рассказывает о достоинствах рекламируемого
товара. Потом слово вновь «дают» женщине и она, с придыханием, произносит все известные
ей междометия, выражающие восхищение товаром. Сейчас подобное распределение голосовых
ролей между мужчиной и женщиной стало правилом, которое помогает сделать рекламу
более эффективной. В основе же этого явления лежит гендерный стереотип о том, что
женщины болтливы и склонны приукрашать действительность, а излишняя эмоциональность
лишь усиливает недоверие к женщинам. У мужчин — другая репутация. Они, в противовес
женщинам сдержаны, логичны и объективны. То, насколько подобное положение вещей
правомерно, уже другой вопрос, главное, что знание о нем помогает сделать рекламу
эффективной.
Асексуальность в рекламе
Асексуальность рекламы. К сожалению, все это далеко от
секса. Такая совмещенная (сдвоенная) позиция соответствует достаточно ранней стадии
детского развития, когда проблема половой идентичности еще не стоит, и речь идет
о построении идентичности вообще. На этой стадии ребенок, как отмечает Лакан, обнаруживает,
что его желание — это желание другого, «...желание человека получает свой смысл
в желании другого — не столько потому, что другой владеет ключом к желаемому объекту,
сколько потому, что главный его объект — это признание со стороны другого» (Лакан,
1995. С.38). Реклама, обращаясь к народу, демонстрирует признание его существования,
со всеми осознаваемыми и неосознаваемыми импульсами, чувствами, потребностями. Можно
сказать, что между миром рекламы и зрителем «ничего нет». Общение строится в русле
максимальной интимности, что особенно выражено в рекламе «неприличных товаров»
— памперсов, тампаксов, различных желудочно-кишечных лекарств, таблеток от запаха
изо рта и прочих вещей, о которых открыто не говорят. Но между своими все можно
и кроме того, возвращает нас в те блаженные детские времена, когда общение с мамой
строилось вокруг этих самых интимных зон и интимных проблем. В результате реклама
воспроизводит прямую имитацию секса, в которой рекламируемый товар оказывается вторичным
и вобщем-то не обязательным элементом. Как излишней оказывается и вербализация желания,
вписывания его в символический регистр. Наивысший эффект рекламы достигается тогда,
когда потребитель и не догадывается, что именно ему предлагают, а тем более к каким
потребностям при этом обращаются. Такое, ничем не опосредованное признание желаний
так и остается неузнанным субъектом — его не в чем отразить. «До тех пор пока желание
не научится узнавать себя посредством символа, оно видимо лишь в другом. Первоначально,
до подключения языковой деятельности, желание существует единственно в плоскости
воображаемого соотношения зрительной стадии — проецированным и отчужденным в другом»
(Лакан, 1998. С.225). Фокус рекламы как раз и состоит в том, чтобы максимально стереть
.разницу между зрителем (потребителем рекламы) и персонажем. Кто размышляет о сравнительных
достоинствах обычного моющего средства и Ферри? Персонаж или зритель? В идеальном
случае — зритель как персонаж. Тогда и Ферри окажется у него в руках, как и у персонажа.
В результате актуализированное желание, допустим, быть такой же очаровательной барышней, все вычистить, привести
в порядок и утереть нос приятельнице остается не узнанным и непризнанным, будучи
вместе с тем ясно видимо в другом. Это не я захожу в мужской туалет, а героиня рекламы,
и никакой зависти к фаллосу у меня нет, просто прокладки действительно удобные!
Закон, противостоящий инстинктам, сливается с силой инстинктов. В результате нет
дистанции, нет двух и более языков, нет возможности что-либо опускать, осмеивать
и нет трансформации, развития. Результатом становится разрушение пространства, в
котором может существовать индивидуальное сознание и формироваться личность. Если
обратиться к представленному выше треугольнику, то исчезновение расстояния между
официальной и массовой культурой, между Оно и сверх-Я, приводит к исчезновению и
всего пространства треугольника, очерчивающего пространство индивидуального сознания.
Места для Я уже не остается.
Реклама обращается к мужской части сексуальности, предлагая
нечто и предполагая в зрителе наличие потенции, возможности это приобрести. Реклама
часто воспринимается как адресованная мужчине и эксплуатирующая образ женщины, подаваемый
как предмет потребления, товар «... женский образ, тело, фигура способные не только
побуждать, но и пробуждать потребности покупателя, используются в качестве предметов
эксплуатации, побудителя потребности покупателей, катализатора продажи товаров и
услуг». При этом во многих случаях речь идет о рекламе, адресованной женщинам, побуждающей
их к приобретению дезодоранта, колготок, стирального порошка, чая, бульонных кубиков...
Что позволяет говорить не столько о реальной гендерной принадлежности адресатов
рекламы, сколько о психологической позиции, мужской сексуальности, пробуждаемой
как в мужчинах, так и в женщинах. Обилие рекламы создает иллюзию безграничности
потенции. Даже если это потенция экономности и бережливости. Вопреки ограниченным
возможностям имеются безграничные возможности по преодолению неблагоприятных обстоятельств.
Одновременно и сама реклама занимает мужскую позицию, стремясь «поиметь» зрителя,
позволяя ему чувствовать себя женщиной, за которой ухаживают, которую хотят. Реклама
агрессивно вторгается практически в любое пространство — фильма, газетной статьи,
пейзажа, ненавязчиво помечая территорию. Она просит прийти, обещает райское блаженство
— попробовав раз, будешь счастлив вечно.
Зрителю и читателю остается только пассивная позиция и
возможность временной обороны.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://ec-dejavu.ru/
|