Фокусы рекламы: теория и практика
Фокусы
рекламы: теория и практика
Белоусов Юрий
По
теории рекламы написано огромное количество литературы, проведена масса
исследований, как в области маркетинга, так и по психологии потребителей. Общая
масса авторов книг по теории рекламы, упражняясь в искусстве словоблудия,
«открывают нам глаза» на то, как все должно быть «на самом деле». Изложение
материала в этих книгах и статьях можно сравнить с разговорами психологов или
юристов: нет ни четкой линии, ни позиции, ни стратегии. Даже знаменитая книга
Джека Траута «Дифференцируйся или умирай» по сути звучит как «Дифференцируйся
или умирай, но в принципе можно не дифференцироваться и достойно процветать».
Прописные истины - вот то единственное, что можно почерпнуть из подобных книг.
Потратив массу времени, мы получаем лишь грустный осадок в душе от осознания
того, что так и не поняли, как действовать дальше. Теоретики рекламы пишут
гигантские опусы о том, как надо придумывать идеи, говорят о многогранности
вещей, о том, что такое «на самом деле» креатив. В большинстве своем такие
произведения пишутся специально для творческих импотентов, чтобы человек,
вместо того, чтобы придумать идею, умно рассуждал о технологии ее придумывания,
извергая при этом тонны англоязычных рекламных терминов. Авторы этих книг
вдаются в такие подробности и тонкости, что в конце концов забывают с чего
начинали, прыгают с одной темы на другую, сыплют огромным количеством примеров,
которые противоречат друг другу, и радостно заканчивают каким-нибудь банальным
«выводом». Правда, написание качественного словоблудия - это тоже своеобразное
искусство, по крайней мере, необходимо быть в теме.
Читать или
не читать?
Для того чтобы
понять, нужно ли читать подобные книги, надо выяснить для себя, зачем вообще мы
что-то читаем. Научными трудами, благодаря своей витиеватости подобные книги
быть не могут, следовательно, быть руководством к действию они тоже не
способны. Читать их может быть интересно только из-за любопытных примеров роста
и гибели компаний. Относиться к ним надо как к историческим заметкам, которые
можно почитать на досуге. Такие книги дают простым смертным возможность
нахвататься рекламных терминов, чтобы в будущем уподобится «динозаврам
маркетинга».
Кто такие
рекламисты?
Популяризация
«науки о рекламе» приводит к тому, что нынешние рекламисты - это не только и
даже не столько работники рекламных агентств. Девяносто девять процентов
менеджеров среднего и высшего звена считают себя специалистами по рекламе. Почему
99%, а не 100%? 99% взято так, для красного словца, чистого вида спекуляция
цифрами. Спросите у любого менеджера, работающего даже в небольшой компании о
том, как он оценивает ту или иную рекламу, тот или иной продукт, он тут же
начнет сыпать понятиями «позиционирование», «имидж», «креатив», «целевая
аудитория», «эмоциональная и рациональная сторона бренда» и так далее и тому
подобное. Откуда, откуда они черпают терминологию и такие «глубокие» знания
маркетинга и рекламы? Именно оттуда, из подобных книг по маркетингу, креативу,
рекламе, PR. Возможно, что они еще прошли курсы креатива, или отучились
несколько лет в институте рекламы и стали в этом деле «профессионалами». Почему
в кавычках? Потому что нет такой науки «Как придумать идею», а для того, чтобы
обсуждать идею, не нужно никаких глубоких познаний в рекламе, нужен лишь
здравый смысл.
Отступление:
целевая аудитория – «рекламисты».
Учитывая
вышеизложенное, хочется отметить, что, делая рекламу для менеджеров среднего и
высшего звена, нельзя забывать, что они являются теми самыми рекламистами,
перед которыми вам необходимо «выпендриться», они оценивают вашу рекламу с
точки зрения ее «креативности», «дизайна», «эмоциональности» и так далее и тому
подобное. Эта целевая аудитория – искушенные ценители вашей рекламы.
Зачем же
тогда это всё?
Продать идею
можно за «спасибо», «большое спасибо», «огромное человеческое спасибо», а можно
за $10000 и больше. Как же продать хорошую идею за большие деньги? Мы ведь
знаем, что некоторые агентства получают даже за очень посредственную рекламу
десятки тысяч долларов. Когда заказчик дает вам задание, и на следующий день вы
выдаете на одном листочке результат, то ощущение от этого такое, что стоить ваш
продукт должен крайне мало, так как придумали вы его за пять минут. И за это вы
получаете по праву в денежном эквиваленте «спасибо большое» и то, в лучшем
случае.
Другое дело,
если через месяц «кропотливой работы» вы вместе с этой идеей выдадите тридцать
страниц документации о том, почему и как эта идея писалась, промодиск с
лазерным шоу и в придачу сыплющего терминологией менеджера. Это уже стоит
больших денег. Весь пафос в том, что сегодня принято платить не за идею, а за
шоу. Заказчик сможет в будущем с гордостью сказать, что заказал это в известном
агентстве и заплатил большие деньги.
Резюме всей
этой статьи в том, что выхода из сложившейся ситуации два: развенчать миф о
«научном» подходе в рекламе, либо смириться и подавать свои идеи, обличенные
«научными» обоснованиями. С первым бороться бесполезно в связи с большим числом
сторонников «научного» подхода. Однако не стоит забывать, что негативное
отношение к «научному» подходу растет с каждым новым бездарным результатом
рекламных агентств. Заказчикам нужны идеи, а не тексты о том, как эти идеи
придумать. И единственное, чем можно и необходимо аргументироваться в сфере
рекламы - это здравый смысл, опыт и интуиция.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.e-generator.ru/
|