Есть ли иные гипотезы, кроме синдрома недостроенного забора
ЕСТЬ ЛИ ИНЫЕ
ГИПОТЕЗЫ, КРОМЕ СИНДРОМА НЕДОСТРОЕННОГО ЗАБОРА
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЧИНЫ НЕЗАВЕРШЕНИЯ ТЕКСТОВ
Для России
характерен синдром "недостроенного забора": полуработающий, но до
конца никогда не собираемый радиолюбителем приемник; никогда не прекращающийся
ремонт, который, согласно определению классика жанра М.М. Жванецкого, "...
невозможно закончить, но можно прекратить"; хронические обещания
"продолжить движение по пути демократических реформ".
Аналогичная
проблема существует в искусстве: нередко мало-мальски подкованный зритель,
просмотрев лишь половину фильма, в состоянии предсказать концовку.
Заметим, что
согласно экспериментальным данным, в русскоязычных текстах (научно-популярных,
рекламных, публицистических и т.п.) интересных ОКОНЧАНИЙ встречается в 10-12
раз меньше (!), чем аналогичных АНОНСОВ и НАЧАЛ. Почему так? Если откровенно -
точно неизвестно.
На наших
учебных семинарах получен следующий перечень гипотез, стремящихся объяснить
этот эффект:
Гипотеза-1:
Автор просто
устает к концу работы, который часто совпадает и с окончанием материала
(Примечание: далеко не каждый Автор пишет ОКОНЧАНИЕ отдельно.);
Гипотеза-2:
в газетах и
еженедельниках часто сокращение материала идет в спешке и "с конца";
А вот
присланные гипотезы:
Гипотеза-3
Анны Еселевой:
"Попытаюсь
предложить вариант объяснения с энергетической точки зрения.
Любой процесс,
любая ситуация порождаются тем или иным энергетическим импульсом (иначе говоря,
причиной). В зависимости от заряда (чаще всего эмоционального, т.к. это -
основной источник энергии) процесс разворачивается, длится, угасает с той или
иной проявленностью. Если есть источник подпитки, он влияет на процесс, усиливает
его, изменяет естественное течение. Если эту картинку спроецировать на процесс
написания текста, это выглядит так: возник первоначальный импульс, порождающий
желание (или необходимость) создать текст.
Естественно,
НАЧАЛО наиболее выигрышно - энергия пока максимальна. (Увы, энтропия!) И если
потом заниматься серединой, то понятно, что достается окончанию. НО! Если
процесс создания подпитывается какими-то событиями (причинами) - что бывает
нечасто! - именно окончание может оказаться сильнее.
Ввиду особой важности
окончания, можно предложить варианты:
Создать начало
и план текста. Создать окончание. И только потом создавать середину.
Сразу начать с
окончания.
А, может,
традиционно начать с начала?
ЭНТРОПИЯ - вот
главный враг окончания!"
Гипотеза
- 4 Юрия Багрина:
"Ответить
подробно не могу, но хочу написать, что представляется существенным моментом
при объяснении причины. [ ... ]
Обычно на
написание материала отводится определенный срок - к выпуску номера, к дате, до
окончания денежного запаса…
Принимаясь
писать, хочется делать материал основательно, "на уровне" и вначале
так и подходишь к написанию - больше обдумывания, сравнения с другими, поиски
материалов, деталей, подбор слов и т.д. По мере движения к концу усиливается
цейтнот времени, и соответственно все менее можешь позволить себе доводок,
подбирания оптимальной фразы, поиска совершенства для выражения мысли и т.д. В
самом конце - аврал. Это все, конечно, накладывается на вкус и способности к
написанию именно вступлений, сути или окончаний и др., но одна из причин -
неумение равномерно распределить время на написание частей материала".
- День Киева
Гипотеза - 5
Виктории Николаевой:
"Ближе
всего лично для меня версия Анны Еселевой: ЭНТРОПИЯ - вот главный враг
окончания!
Хочу добавить,
что здесь есть еще момент "наслоения" новых эмоций. Действует простая
схема. Ты работаешь над Проектом № 1 (статья, рекламный текст...), но твое
окружение (новые проекты, идеи, контакты...) подбрасывает тебе идею Проекта № 2
и твоя голова УЖЕ заполнена чем-то новеньким, а значит - руки чешутся написать
все "оригинальное и еще неведомое людству", ведь по Проекту № 1 это
уже сделано, а значит сливки сняты! Наверное - это не есть хорошо, но это
так."
ООО
"Школа", г. Киев
ЗА ГИПОТЕЗЫ
СПАСИБО, ОДНАКО...
Мы благодарим
Авторов гипотез.
Но, кажется,
что приведенные гипотезы лишь частично объясняют эффект, ранее названный в
Анкете:
"Остается
непонятной причина "Икс", ибо даже в Собраниях сочинений признанных
Авторов окончания зачастую слабее начал, а этих Авторов уже не сокращали и,
явно имелась возможность отредактировать тексты..."
Более того: над
сценарием фильма работает масса людей и, наверное, всегда можно найти еще
"творчески неуставшего" сценариста...
Каковы же
истинные причины "недостроенного забора" в текстах/сценариях?
САМОЕ
ТРУДНОЕ В ОКОНЧАНИИ
А что же
является по мнению рекламистов наиболее трудным в создании окончания
текста/сценария?
Вот рейтинг
наиболее трудных проблем, полученных при проведении опроса на нашем сайте по
адресу: /vote
(в опросе участвовало 65
человек). Участвовавшие в опросе могли выбирать и указывать несколько проблем.
Статистика
ответов (по мере нарастания сложности проблемы):
Проблемы
ОКОНЧАНИЯ текста и/или сценария для меня НЕ существует... Это элементарно - 3 клика.
Подытожить весь
материал, сделать "свернутый вывод" из всего текста - 8 кликов.
Сделать
компактный вывод в конце - не проблема. Проблема в том, чтобы прочитанный или
просто просмотренный Читателем текст ЗАПОМНИЛСЯ ему - 19 кликов.
Подытожить весь
материал для меня не проблема... Проблема - дать эмоциональную окраску,
передать Читателю некое ощущение - 20 кликов.
Проблема в том,
чтобы Читатель прочитал ОКОНЧАНИЕ, захотел еще раз перечитать весь текст или
его фрагмент (скажем, из начала или середины)... - 22 клика.
Подытожить не
проблема... Проблема - чтобы Читатель ЗАПОМНИЛ байку ("речевой
модуль") в конце текста/сценария и потом ее добровольно пересказывал... -
22 клика.
Проблема в том,
чтобы сделать такой текст (сценарий), чтобы при неоднократном прослушивании или
просматривании аудио- или видеоролика, Клиент находил в нем новые смыслы... -
33 клика.
Данные
проведенного электронного голосования хорошо согласуются с опросами участников
серии наших семинаров "Прикладная журналистика" в 1992-1993 г.г., а
также рядом опросов на семинарах по public relations в 1998-1999 г.г.: главная
трудность позиционирования идей, товаров и/или услуг начинается на 2-3 уровне.
Мы благодарим
всех, кто уже высказал своё мнение - это поможет в работе над новыми версиями
компьютерной программы "Приемы журналистики и public relations"
.
Помните:
согласно психологическому "эффекту края", человеку свойственно лучше
запоминать то, что было в начале и конце. Например, совсем просто запомнить то,
что упомянутая программа предлагает от нескольких десятков до сотен вариантов
окончаний текстов/сценариев.
Список
литературы
И.Л. Викентьев.
Есть ли иные гипотезы, кроме синдрома недостроенного забора?
|