Два типа интернет-стратегий
Два типа интернет-стратегий
Владимир Серов
Интернет
- это коммуникативная среда со своими законами и условиями взаимодействия, и
тот, кто относится к ней с недостаточным вниманием, совершает большую ошибку.
При этом продвижение товара или услуги в интернете может происходить с
применением вполне традиционных инструментов.
Сетевые инструменты
Интернет,
являясь уникальной по своим характеристикам информационной средой,
предоставляет возможность использования его в качестве эффективного элемента
большинства инструментов маркетинговых коммуникаций. К этим инструментам
относятся: реклама; стимулирование сбыта; связи с общественностью; прямой
маркетинг. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Реклама
Преимущества:
избирательность; возможности интерактивного контакта; относительно низкие
затраты.
Недостатки:
новизна среды; небольшое число пользователей в СНГ.
Стимулирование сбыта
Преимущества:
возможность интерактивного контакта; низкая стоимость распространения
информации о купонах, скидках, специальных распродажах.
Недостатки:
нецелесообразно использовать при продвижении ряда товарных групп (в основном -
категории ТНП) в России.
Прямой маркетинг
Преимущества:
возможность интерактивного контакта; широкий географический охват; низкая
стоимость при ориентации на делового клиента (при продвижении профессиональных
услуг, продуктов Hi-Tech, услуг и продуктов для корпоративного пользователя).
Недостатки:
в России нецелесообразно использовать при продвижении ряда товарных групп.
Развитие общественных связей
Преимущества:
оперативность при распространении информации о компании или продукте; полнота
предоставления информации; потенциальная возможность охвата большего количества
СМИ в стране; низкая стоимость.
Недостатки:
минимизирована возможность влияния на издания, публикующие негативную
информацию о компании или ее продуктах.
Маркетинговые стратегии в интернете
По
продолжительности проведения маркетинговые стратегии можно разделить на два
типа - долгосрочные и краткосрочные. Опыт показывает, что в настоящее время в
Рунете преобладают именно краткосрочные акции продолжительностью не более 6-12
недель. Подавляющее число акций длится 3-5 недель.
Краткосрочные маркетинговые стратегии
Наиболее
эффективные инструменты - реклама и стимулирование сбыта. Максимальный эффект
достигается при их сочетании. Оптимальным вариантом является использование
интернета в рамках единой рекламной кампании одновременно с привлечением других
каналов распространения информации: прессы, радио, телевидения, наружной
рекламы. При этом в случае применения микс-маркетинга, важно использование
единого слогана и единых образов. Кроме того, краткосрочные стратегии больше
всего подходят для продвижения товаров и услуг компаний мелкого и среднего
бизнеса. В этом случае использование остальных каналов продвижения может
сводиться к нулю.
Из
интернет-инструментов, используемых при реализации краткосрочных стратегий,
наиболее эффективны:
баннерная
реклама;
промо-сайт;
проведение
викторин, конкурсов, розыгрышей, как в рамках собственного промо-сайта, так и в
рамках других ресурсов, аудитория которых соответствует целевой аудитории
продвигаемого товара.
Использовать
интернет для проведения краткосрочных PR-акций имеет смысл в следующих случаях:
поддержка
вывода на рынок нового товара;
поддержка
мероприятий по репозиционированию торговой марки;
антикризисное
реагирование.
В
остальных случаях наиболее эффективны долгосрочные маркетинговые стратегии.
Долгосрочные маркетинговые стратегии
К
наиболее эффективным инструментам реализации долгосрочных маркетинговых
стратегий относится, в большей степени, развитие общественных связей и прямой
маркетинг, в меньшей - реклама.
Наиболее
важные функции, которые выполняет долгосрочная маркетинговая программа по
связям с общественностью в Сети, это:
Обеспечение
более полного контакта с прессой (возможность оперативно и в полном объеме
предоставлять позитивные новости о деятельности компании).
Поддержка
при репозиционировании торговой марки. Интернет в данном случае представляется
одним из самых дешевых инструментов.
Повышение
лояльности потребителя к марке путем вовлечения его в процесс деятельности и
развития интернет-проекта, ориентирующегося на интересы потребителей.
Повышение
осведомленности потребителей через освещение в сетевых СМИ деятельности
некоторого интернет-проекта.
Укрепление
доверия потребителей к марке путем организации прямого диалога с
представителями компании, при этом не только о продукте, но и о любых
предметах, интересующих потребителя.
Формирование
и укрепление имиджа марки или компании путем совместных акций с известными
сетевой аудитории личностями, проектами.
Формирование
и расширение постоянной аудитории вокруг проекта для использования в других
маркетинговых акциях - рекламных, по стимулированию сбыта, прямого маркетинга.
Формирование
постоянного контакта с журналистами сетевых и традиционных СМИ для
использования в антикризисных PR-акциях.
Согласно
данным за 2001 год исследовательского агентство ActivMedia Research, среди всех
целей присутствия компании в интернете, связи с общественностью занимают 3-е
место (Табл. 1.).
Табл.
1. Цели присутствия коммерческих предприятий в Сети
Тип присутствия
|
%
|
Увеличение объемов сбыта и
прибыли
|
98
|
Взаимодействие с клиентами
|
75
|
Развитие общественных связей
|
72
|
Внутренние коммуникации
|
47
|
Использование
длительных маркетинговых стратегий выгодно с точки зрения текущих затрат. В
среднем, стоимость годовой программы по поддержке традиционно оффлайнового
брэнда в Рунете может составлять менее $200 тыс. Поэтому, чем меньше бюджет,
выделенный на продвижение, тем целесообразнее развитие общественных связей для
завоевания места в сознании потребителя.
Согласно
исследованиям, проведенным компанией WebScan Technologies, в 2001 году наиболее
информационно активными были марки сектора информационных технологий (Табл.
2.).
Табл.
2. Наиболее активные брэнды в Рунете по секторам рынка (по результатам
исследования Топ 100 самых упоминаемых брэндов Рунета - 2001,
http://www.webscan.ru/top100.php
Сектор рынка
|
%
|
Информационные технологии
|
41
|
Автомобильный сектор
|
13
|
Средства массовой информации
|
10
|
Продукты питания
|
6
|
Нефтегазовый сектор
|
4
|
Одежда, обувь и аксессуары
|
4
|
Сотовая связь
|
3
|
Страхование и табак
|
3
|
Пиво
|
3
|
Мебельный сектор
|
2
|
Банки и финансы
|
2
|
Потребительский сектор
|
2
|
Финансовый
|
1
|
Недвижимость
|
1
|
Парфюмерия
|
1
|
Прохладительные напитки
|
1
|
К
интернету стоит прислушаться
Пример
недооценки интернета продемонстрировала компания Intel, выводя марку Pentium на
американский рынок. В июне 1994 года специалисты компании Intel обнаружили
некоторый дефект в процессорах Pentium, но пришли к выводу, что эта ошибка вряд
ли отразится на большинстве пользователей. В начале октября некий профессор
Найсли все-таки нашел ошибку и отправил письмо в компанию Intel. Не получив
разъяснений от специалистов компании, профессор разослал сведения об ошибке
своим друзьям и коллегам. Через некоторое время информация попала на
технический форум, а затем на страницы оффлайновой версии Electronic Ehgineering
Times. На эту информацию обратил внимание журналист компании CNN, который, не
обнаружив никаких комментариев о данном факте на сайте компании, осветил
события вокруг процессора в телепрограмме "Финансы". Курс акций
корпорации Intel упал на 1,4 пункта.
Газета
New-York Times опубликовала собственный материал об этом скандале, указав, что
Intel до сих пор продает дефектные процессоры. Материал аналогичного содержания
появился в ленте новостей Associated Press, а в след за этим ее опубликовали
более 200 печатных изданий, также эта информация попала во многие телевизионные
и радио-выпуски новостей. Технические конференции были переполнены гневными
сообщениями в адрес Intel. Корпорация IBM опубликовала пресс-релиз о
приостановлении поставки компьютеров на базе Intel Pentium. Акции Intel упали
еще на 3,25 пункта. Все это произошло в течение 6 недель с момента обнаружения
ошибки.
Наконец
в декабре компания Intel принесла официальные извинения и объявила, что готова
заменить по первому требованию каждый процессор, для чего мобилизует весь штат
и расширяет службу технической поддержки. В январе 1995 Intel взял на себя
обязательство выкупить все произведенные процессоры Pentium. (Vince Emery, How to Grow Your Business on the
Internet, 1998).
Все
сообщения телеконференций в интернете не дадут и сотой доли того результата,
что принесет одна единственная публикация в New-York Times. Но традиционные СМИ
могут превратить в сенсацию любую мелочь, обнаруженную ими в интернете. Таким
образом, стратегия использования компанией интернета в качестве
коммуникационного канала должна включать в себя отслеживание, анализ и
оперативную реакцию на публикации в сетевых СМИ.
Пример краткосрочной стратегии
Средний
автомобильный дилер, находящийся в Москве, использует следующие каналы
продвижения:
радио-реклама;
наружная
реклама (в непосредственной близости от места продаж);
личные
продажи;
прямой
маркетинг;
реклама
в специализированной прессе;
интернет-реклама;
конкурсы
в интернете.
На
некоторый период дилер принимает решение использовать интернет-канал в качестве
основного инструмента продвижения. На это время снижаются объемы радио- и
печатной рекламы, и дилер запускает рекламную кампанию по специализированным и
наиболее посещаемым ресурсам в сети. В результате акции, длящейся 2 недели,
дилер получает один заказ на покупку одного автомобиля от клиента,
привлеченного через сеть. Прибыль дилера от продажи автомобиля в этом случае
существенно превышает затраты на кампанию. Акцию можно считать успешной и
экономически выгодной.
Регулярность
таких акций зависит от многих факторов, но важно одно - акции, построенные по
одной и той же схеме, будут эффективны только в случае достаточного разнесения
во времени. В данном случае акцию имеет смысл проводить не чаще 4-х раз в год.
В остальное время необходимо проводить акции другого типа (например,
ориентированные на другой сегмент покупателей или с использованием другого
маркетингового инструмента).
Пример долгосрочной стратегии в Сети
Длительная
маркетинговая стратегия в интернете крупной транснациональной корпорации -
производителя продуктов питания (в основном кисломолочные продукты) -
предусматривает создание и развитие двух интернет-ресурсов:
корпоративного
сайта с информацией о компании, контактными данными для журналистов, подборкой
пресс-релизов и полным перечнем продуктов, представленных на российском рынке;
тематического
интернет-проекта, ориентированного на конечного потребителя (целевая группа -
дети до 13 лет).
Если
за первым ресурсом стоит сама компания, то за вторым - некоторая редакция,
включающая в себя репортеров, журналистов, news-мейкеров и т. д. Сам ресурс не
пропагандирует употребление товаров компании, его основная задача -
сформировать постоянную аудиторию вокруг ресурса, повысить лояльность аудитории
к марке за счет выстраивания ассоциаций вида "Интересный ресурс -
Марка". С точки зрения потребителя, ресурс живет собственной жизнью,
проводя собственные акции по привлечению аудитории, привлекая в партнеры
известные потребителю сетевые ресурсы.
Спустя
год после создания ресурса можно подвести итог. Постоянная аудитория ресурса
состоит из:
60%
преданных марке потребителей,
35%
тех, кто покупает продукты этой компании время от времени.
5%
- случайные посетители.
За
это время компания увеличила свое присутствие на российском рынке кисломолочных
продуктов с 9 до 15%.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.prlink.ru/
|