Абсолютный потребитель
Абсолютный потребитель
Владимир ЗАВЬЯЛОВ
Реклама
- это средство воздействия на человека с целью вызвать у него желание купить
рекламируемый товар. Для того, чтобы человек "захотел" что-либо
иметь, используются самые разнообразные средства манипуляции сознанием.
Реклама, как и другие элементы современной рыночной экономики, стремится
сформировать самое необходимое и ценное для осуществления принципов свободного
рынка - потребительское поведение человека. Сбыт продукции - самый главный
момент этой экономики, поэтому ей нужен потенциально неистощимый Потребитель.
В
идеале таким является потребитель типологии наркомана: он "намертво"
привязывается к выбранному продукту (товару); испытывает эйфорию от приема
(радость потребления); идеализирует этот продукт (формирует "имидж"
товара); ждет от него немедленных эффектов (выгода от потребления); потребляет
в нарастающем темпе (рост потребления); рационализирует потребление (доказывает
себе, почему он это потребляет, несмотря на очевидные негативные стороны);
ссылается на авторитет других.
Если
мы попытаемся составить обобщенный портрет рекламного героя, взяв рекламные
обращения, например, телевизионные клипы в их совокупности, то увидим
Аддиктивную Личность (аддиктивное поведение - термин, означающий стремление
человека к изменению своего психического состояния и уходу от реальности путем
приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных
предметах или видах деятельности):
Герой выбирает только один товар (или определенную группу товаров), все
остальное его не интересует - привязанность к одному.
Герой радуется, просто счастлив от факта обладания выбранным товаром
("комплекс оживления" при встрече с товаром, эйфория от
употребления).
Героя не интересуют истинные свойства и потребительские качества товара - он
воодушевлен некой идеей, "имиджем" товара, поэтому он говорит только
о "замечательных" свойствах и "волшебных" эффектах товара.
("Окси - твое новое лицо".)
Герой немедленно реагирует на "прием" товара - мгновенно проходит
насморк, простуда, аллергия, головная боль, изжога, плохое настроение и прочее
(купирование абстиненции).
Количество "действующего вещества" в рекламируемом товаре постоянно
увеличивается, и у героя таким образом увеличивается толерантность: в
батончиках "Марс" - все больше орехов, в жевательной резинке
"Стиморол" - все больше устойчивого вкуса, в телевизорах
"Самсунг" - все больше экранного пространства и прочее.
Герой испытывает тревогу от того, что у него не будет под рукой любимого товара
в нужное время - во рту может произойти непоправимое, если под рукой не
окажется подушечки "Орбита", не доедет до дома, если с собой не
прихватит витаминный комплекс "Дейли Пак", не преодолеет пустыню и
"засохнет", если у него не будет замечательных напитков.
Герой доказывает себе и другим необходимость потребления именно этого продукта
("Вот почему...").
Герой ссылается на авторитетное мнение других - сверстников, службы надзора и
проверки продуктов, положительную реакцию аудитории и прочее.
Это
далеко не полный перечень характеристик аддиктивности Рекламного героя, но и по
ним уже можно судить о том, какую модель поведения навязывает реклама. Нами
разработан метод шкальной оценки рекламного сообщения по 8 критериям, кратко
описанным выше, который назван "Индексом аддиктивности". Этот метод
позволяет сравнивать воздействие рекламы рекламируемого продукта с наркотиком -
за 100 процентов принимается сумма оценок по 8 шкалам такого наркотика, как
героин.
Вот
некоторые примеры измерения рекламных роликов:
Лекарства:
|
Мазь "Оxy"
("Твое новое лицо")
|
88%
|
Кларетин ("Космонавт"
с аллергическим насморком)
|
76%
|
Колдрекс ("Промокший как
собака" в аптеке)
|
76%
|
Танакан
("Помолодевший" саксофонист)
|
65%
|
Моющие средства:
|
Мыло Camay ("Неотразимое
искусство обольщения")
|
73%
|
Шампунь Pantene Pro-V (Инженер
- строитель с перхотью)
|
73%
|
Фруктовый чай Lipton
("опьяневшая" от чая компания измазывает друг
дружку масляными красками -
"Все краски вкуса")
|
73%
|
Магнитофон Philips (танцующая
толпа на улице)
|
65%
|
Шведский холодильник Electrolux
(соблазнение)
|
59%
|
Дезодорант Fa (полеты
надушенной дамы)
|
59%
|
Батончик Mars (два шофера и
собака)
|
56%
|
Шоколад "Россия"
(церковные купола)
|
44%
|
Кофе "Элит-классик"
(спорящая парочка)
|
38%
|
Если
не учитывать оценку по критерию "Рационализация", то наиболее
"аддиктивным" клипом из всех изученных нами нужно признать ролик,
рекламирующий чудодейственные свойства фруктового чая Lipton. Рекламные герои
ведут себя точь-в-точь как зависимые от субстанции субъекты - испытывают
абстиненцию, которая мгновенно снимается приемом "чая", пьянеют от
"всех красок вкуса" и ведут себя, как "обкурившиеся"
гашишисты: хохочут, измазывают себя "всеми красками", расторможенно
двигаются ("танцуют"). Крепкий чай, как известно, - препарат выбора
для находящихся в вынужденной абстиненции наркоманов и алкоголиков
("чифирь", "цихнар"). В массовом сознании чай никак не
относится к классу "наркотиков", наоборот, он считается неоспоримо
полезным. Реклама, таким образом, соединяет воедино наркоманическое поведение и
полезный для здоровья продукт. Налицо скрытый обход закона, запрещающего
рекламировать наркотики, алкоголь и табак: относящиеся к классу наркотиков
вещества не показываются, а вот наркотическое поведение демонстрируется в
полную силу.
Намылиться - и забыться?
...Реклама
магнитофона Philips, например, показывает нам массовое и внезапное
"музыкальное опьянение", напоминающее мотив из русских сказок - когда
ноги невольно идут в пляс от звуков волшебных гуслей. Смысл рекламной идеи
этого клипа становится еще более понятен, если мы вспомним, что на современных
дискотеках танцующим предлагаются наркотики - стимуляторы ("Экстази"
и другие), которые подавляют чувство усталости и "заставляют"
танцевать без устали много часов подряд. Соблазняющая реклама мыла Camay рисует
грезы намыленной дамы, которые весьма похожи на фантазии морфинистки ("И
Париж качает Вас на качелях любви...") - это художественное изображение
так называемой "продуктивной эйфории".
Наиболее
близко к пропаганде наркотизма подходят, конечно, рекламные клипы лекарственных
препаратов.
"Чемпионом"
в этом списке является средство от прыщей Oxy ("След реактивного самолета
в небе образует слово "Oxy"). Рекламный ролик атакует точно
выбранного адресата - подростков, привлекая наиболее сильные средства:
обращение к фантазиям о собственной неотразимости и сексуальной
привлекательности, предоставление эмпирических доказательств эффектов,
мифологизация эффекта ("новое лицо"), процедура "инициации"
нового потребителя, использование в качестве предписанта сверстника адресата.
Ситуация, изображенная в клипе, очень похожа на "первое угощение"
наркотическим средством.
В
60-х годах эксперты ВОЗ ввели в обиход понятие "лекарственная
зависимость" для обозначения механизма привыкания к наркотикам и алкоголю.
Имелось в виду то, что люди, злоупотребляющие в ущерб своему здоровью
различными веществами, относятся к этим веществам, как к лекарствам. Позднее
это понятие сменило более современное - "синдром психической
зависимости", которое обозначало целый комплекс связанных между собой
психологических феноменов: воспоминания об эйфоризирующем действии наркотика,
наделение наркотика символическими свойствами ("мифологизация
потребления"), непереносимость трезвости и так далее. Учитывая возможную
роль рекламы в формировании аддиктивного поведения людей, особенно молодежи,
следует, как нам представляется, вернуться к забытому термину
"лекарственная зависимость". Как показывают наши пилотажные
исследования, наибольшим потенциалом в деле воспитания Неистощимого Потребителя
обладает как раз реклама лекарственных препаратов.
Стоит
только вспомнить "Панадоловую Марию", которая появлялась на экранах
телевизора регулярно в течение двух лет и хладнокровно объясняла телезрителям,
что она "всегда" принимает только таблетки панадола. На языке
наркоманов такое поведение называется "сидеть на колесах". Если это
не изображение "лекарственной зависимости", то что это? Надо иметь в
виду еще и возможные аллюзии с именем "Мария". Мария - великая
утешительница (Мадонна, Богоматерь, раскаявшаяся блудница, исцеленная Иисусом и
ставшая мироносицей Мария Магдалина), и на языке рекламистов это - фигура
Предписанта, то есть того, кто обладает наибольшей силой внушения.
Телевизионная Мария утешает "панадоловой надеждой" и предписывает
путь спасения от головной боли - потреблять без размышлений и рецепта
обезболивающие таблетки.
"Купи, а то хуже будет!"
Теперь
сравним эти данные с характеристиками поведения детей 5 - 12 лет. Вот некоторые
обобщенные данные.
Быстрыми
темпами возрастает аддиктивность детей и подростков. Дети стремятся потреблять
то, что видят в рекламе, а также то, что потребляют их сверстники. Многие
родители жалуются на то, что их дети проявляют большую настойчивость в
выпрашивании жвачки, леденцов, шоколада, этикеток ("Барби") и прочая.
У детей появляются приемы силового воздействия на родителей - "Если не
купишь, то..." Дети и подростки раньше начинают приобщаться к табаку и
спиртным напиткам.
Возрастает
интерес к вещам, быстрее формируется потребительское поведение, дети знают цены
на вещи, могут по наличию вещей (одежда) определять социальный статус
сверстников и взрослых. Проявляют зависть к тем, кто имеет хорошие вещи,
"комплексуют" из-за отсутствия престижных вещей. Детские психиатры
отмечают появление "вещизма" даже у олигофренов, чего ранее не
наблюдалось.
Возрастает
интерес к покупкам. Можно достаточно определенно сказать, что дети гораздо
лучше знают "как тратить", чем "как зарабатывать" деньги. В
школах распространены товарно - денежные отношения.
Осознание
детьми власти денег. Дети, и особенно подростки, понимают, что за деньги можно
получить почти все, а сами деньги становятся главным фактором жизни. Отмечаются
факты подкупа сильных, покупка личной безопасности, оплата услуг среди детей и
подростков. В детском психиатрическом отделении, например, один ребенок,
находящийся на обследовании, подкупал санитара, который за деньги выпускал его
"в домашний отпуск". Распространение получают различные формы
"кредитования", займа под проценты, игры в должника (включение
"счетчика", выбивание долгов).
Стремление
заработать (или украсть) деньги, чтобы тратить. Особенностью нашего времени
является то, что все больше и больше детей втягиваются в процесс
"зарабатывания". Дети хотят иметь наличные деньги и покупать то, что
им нравится, а не ждать, когда взрослые им что-то подарят. Понятие
"клептомания" снова становится актуальным: на консультирование
приводят детей и подростков из благополучных семей, которых неудержимо тянет
украсть деньги. Это не обыкновенные воришки, их мучает совесть, они осознают
пагубность своего поведения, но наступает момент - и они, как испытывающие
жажду наркоманы, вновь крадут.
Моделирование
в играх "крутых" парней, разбойников. Мальчишки всегда моделировали в
играх воинов, однако сейчас такие игры приобретают другой смысл: дети чаще
изображают "героя - одиночку", имитируют поведение "черепашек -
ниндзя" и других подобных героев мультфильмов. Все чаще наблюдается
имитация поведения "крутых", как в рекламной заставке 12 канала
телевидения Новосибирска ("Мы много покупали, много продавали. Были
простыми, а стали крутыми").
Обеднение
игровой деятельности и прагматизм. Дети, предоставленные самим себе, часто
играют в стереотипные игры, которые включают бессмысленное подкидывание
предметов. Уменьшается количество игр, в которых моделируется процесс создания
вещи. Детский фольклор обедняется. Среди детей мало интересных рассказчиков. В
целом, подрастающее поколение становится в большей степени прагматичным, учится
охранять собственные интересы.
Надо
ли удивляться тому, что за последние 5 - 6 лет количество наркоманов
увеличилось в несколько раз. На Дальнем Востоке, например, в 50 раз! Конечно,
дело не только в рекламе, но и в ней тоже. Нарастает количество других форм
аддиктивного поведения: злоупотребление пищей и пищевыми добавками, азартные
игры, включая многочисленные лотереи, сексуальные аддикции, работоголизм (у
детей - это неуемное стремление только зарабатывать, нежелание заниматься
учебой, которая "ничего не дает" в смысле увеличения заработка).
Ты - мишень и я - мишень
С
нашей точки зрения, можно говорить о следующих особенностях рынка рекламы
(рекламной продукции) в России:
Наивно
- непосредственная реакция людей на рекламу.
Реклама
- относительно новый вид социально - психологического воздействия, у населения
еще не выработались способы защиты от этого вида манипуляции, реакцию людей на
рекламную продукцию можно до сих пор считать наивно - непосредственной:
любопытство, интерес (соблазнение); негативно - враждебное отношение (активное
сопротивление); аналитически - ироническое отношение (препарирование).
Эти
реакции отражают отношение к рекламе как к персональному обращению - "Они
обращаются ко мне с предложением, а я должен ответить на это", хотя фактически
реклама не обращена к личности человека, она выбирает в качестве мишени
"субличности", чувства, интересы, бессознательные мотивы поведения,
обращена к "темным" (то есть не осознанным, неизвестным) сторонам
человека. Такое несоответствие порождает, как нам кажется, негативно -
враждебное отношение. Замечены также факты "прилипания" к рекламным
роликам и рекламным заставкам детей до 5 лет. До 6 - 7 лет ребенок оперирует
так называемым "связывающим мышлением", когда предметы и события
связываются не с помощью логики или общим смыслом, а случайно, ассоциативно.
именно такой тип связи преобладает в рекламе. Возможно, поэтому детей до 5 лет
так интригует реклама.
Редкая
реакция - нейтральное отношение, которая отражает совершенно другой смысл -
реклама не есть "обращение лично ко мне", а есть нечто другое -
признаки жизни каких-то организаций.
Рынок
рекламной продукции представляет собой дикую смесь профессиональной и
доморощенной рекламы: с одной стороны мы видим образцы западной, подогнанной
под конкретного потребителя рекламы; с другой - образцы творчества
непрофессионалов, в рекламе которых отражается их личный опыт, в том числе опыт
зависимости от чего-либо. Рекламный рынок представляет собой питательную среду
для самых разнообразных идей - идет свободная, не контролируемая борьба идей за
свое существование. Как писал в свое время философ и культуролог Г.Бейтсон, в
мире идей идет "естественный отбор идей" - "сильные идеи"
(способные привлекать большие деньги) выживают, поглощают более
"слабые" и устанавливают свое верховенство - доминируют.
Реклама
рекламирует не столько товар, сколько себя саму (рекламные идеи) - это
динамичный рынок коротких идей, агрессивно конкурирующий с традиционными
культурными хранилищами идей - библиотеки, искусство, наука и прочее. Например,
при опросе детей, узнают ли они отрывок из музыкального произведения (ставилась
Шестая симфония Бетховена), многие "узнавали" рекламу батончика
"Марс" (в рекламном ролике, рассказывающем о содержимом батончика,
использовался визуальный ряд альпийских лугов и музыка
"Пасторальной").
Итак,
реклама - не "простая игрушка", она требует к себе уважительного
отношения со стороны специалистов, занимающихся проблемами психического
здоровья населения. "Уважительное" - означает внимательное и
непредвзятое изучение самой рекламной продукции: что в ней, что она выражает,
что отражает, а также изучение реакции людей на рекламу. Последнее -
чрезвычайно сложная вещь. Речь идет не только о временной эмоциональной реакции
человека на рекламный телевизионный ролик или рекламный плакат, но, главным
образом, о долговременном эффекте рекламы в целом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/
|