Типология К Г Юнга и модель информационного метаболизма аушры аугистинавичюте
Государственный комитет Российской Федерации по
высшему образованию
Новосибирский Государственный Технический Университет
Реферат
по дисциплине
Психология”
на тему :
ТИПОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА И МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА
АУШРЫ
АУГУСТИНАВИЧЮТЕ.”
Факультет : АВТ
Группа: АМ-511
Студент: Лобанович Александр
г. Новосибирск
1998 г.
Наиболее зрелой для понимания совместимости и
несовместимости разных типов людей является типология К.Г.Юнга. Этому
способствует подход автора
к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии
других авторов имеют
описательный характер. Может возникнуть
вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное,
потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с
отдельными пациентами, углубляясь в
познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать
за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на
работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически
здоровые люди - однотипны, что
определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от
нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить
типичные черты какой-то акцентуации
или психопатии. Хотя, например,
А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы
от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека
не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим
заболеваниям.
Типология
К.Г.Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило,
ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения.Типология К.Г.Юнга - это
типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно
бывает.Но она не совершенна.Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов,
требующую доделки и завершения.
В чем же
заключаются преимущества типологии Юнга ?
Это - структурный подход. Кроме
того, автор классифицирует здоровых, а не
больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными
названиями как другие. За его названиями
не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые
автором психическими функциями. Основные функции - это способности человека с
особым умением разбираться в определенных
аспектах мира.
Но
существует и другая типология,разработанная на принципах типологии Юнга и
теории информационного метаболизма А.Кемпинского, созданная Аушрой Аугустинавичюте из
Литвы в конце 70-х годов.
Автор
теории,научных открытий и основатель науки соционика - Аушра Аугуста
(Аугустинавичюте), родилась 4 апреля 1928 г. в Литве под
Каунасом. В
1953 г. окончила экономический факультет Вильнюсского Государственного
Университета,по специальности - финансист. Работала в Министерстве финансов
Литвы, затем преподавала политэкономию в учебных заведениях Вильнюса. В
настоящее время на
пенсии,продолжает
научные работы над усовершенствованием программирования информационных
(психических) процессов. Во многих странах бывшего Советского Союза
имеет много учеников и последователей.
Эта типология сходится с другими известными
типологиями: с типологией и акцентуациями А.Е.Личко, К.Леонгарда. В отличии от западных
психологов,пользующихся типологией Юнга и типологией Майерс-Бриггс, Аушра Аугуста /Аугустинавичюте/
усовершенствовала ее и теоретически доказала 16-типность типологии человека.
Ее
типология воспринимает каждого человека как носителя определенного типа
переработки информации. Под типом переработки информации подразумевается
порядок восприятия, селекции и переработки получаемых извне и из самого
организма сигналов.
Многие
психологические свойства - внимание, способности, склонности, интересы, память,
целенаправленность и мотивация
поведения,отношения
с другими людьми могут быть выведены из предложенного ею механизма
информационного метаболизма.
Ее
классификация типологии исходит из следующих предпосылок:
1.
Необходимым условием существования любого организма являются его двойные связи
с окружающим миром. Процессом энергетического метаболизма/ЭМ/ он включен в
химический обмен веществ. Процессом информационного метаболизма/ИМ/ в систему
информационного взаимодействия с окружающим миром. Как образно выразился А.Кемпинский -
для информационного метаболизма внешние сигналы являются тем же самым, чем пища для
энергетического метаболизма.
2. Мозг
функционирует как аппарат ИМ при условии его обеспечения химичискими
веществами/ЭМ/ и постоянными сигналами /ИМ/ из
окружающего
мира. Если поток сигналов обрывается, через некоторое время наступает начало
дезинтеграции психики.
3. Сама по
себе жизнедеятельность живого существа, т.е. любое взаимодействие организма с
окружающей средой является источником
двухстороннего
потока сигналов: потока принимаемых и потока посылаемых сигналов.
4.
Человеческая психика, как любая другая система,воспринимает только
тождественную информацию, т.е. принимает сигналы только о том, о чем и сама может сигнализировать.
Раздражитель воздействует на организм лишь постольку, поскольку он сам в нем в
каком-нибудь виде находится. А.Аугуста создала энергетическую модель структуры психики
человека, образованную из двух колец, в которой свое место, но уже в ином порядке, нежели у К.Юнга,нашли все 8
элементов информационного метаболизма (Юнг их называл психическими функциями).
Данная
модель позволяет с математической точностью описать механизм психических процессов
человека и функционирования общества в целом. По сути А.Аугуста создала теорию
матаматизации мышления. С ее появлением модель К.Юнга потеряла свою
актуальность.
Кроме
этого, А.Аугуста является автором ряда научных открытий об интертипных
отношениях и основоположником новой науки СОЦИОНИКА - "науки о
соционе,соционной природе человека и соционной структуре общества, о разных
формах взаимоотношений между ними. Это точная наука,показывающая, что в основе
восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и развития
общества лежат законы физики".
Первым
крупным открытием А.Аугусты было открытие закона диады или дополняемости
психологических типов. Оказалось, что общество
образовано
не только из 16 различных типов информационного метаболизма, но и из восьми
диад (8 пар взаимодополняемых
психологических
типов).
Вторым
важным открытием было открытие особенностей так называемой третьей функции в
структуре психики человека, того,что у
А.Е.Личко
называется местом наименьшего сопротивления/МНС/, и что, как оказалось,
является причиной стрессовых конфликтных отношений.
Третьим
открытием было установление того факта, что все восемь диад образуют два кольца
социального прогресса или социон,которыми и можно объяснить давно замеченную
спиралевидность социального развития общества. Социон, как образование из 8
диад, оказался
самостоятельным
информационно-энергетическим образованием. Это высшая форма организации
психической энергии. Кроме этого, значимым для конкретной практики при
организации малых групп, является открытие квадры (состоящей из двух диад),
оптимальной по психотерапевтическому самовоздействию рабочей и лечебной группы
людей. Знания соционики имеют большое прикладное значение и могут применяться
везде, где требуется определить адекватное соответствие
данного
индивида (социотипа) его профессиональной деятельности, где требуется прогноз
степени психологической совместимости с
определенными
типами людей.
Знания этого необходимы для выбора спутника
жизни,воспитания ребенка, для определения тактики и стратегии поведения с любым
партнером, для формирования любой компактной долгодействующей производственной
группы под определенную цель.
Соционика,
в какой-то мере, продолжает и дополняет экономическую теорию К.Маркса. Она
учитывает все проблемы того, что К.Маркс
называл
рабочей силой, а мы называем рабочим фактором. Можно сказать, что соционика -
это теория рабочей силы или использование
рабочего
фактора в современных условиях производства. Конечно, можно дать и более точные
названия, по той причине, что соционика -
многофункциональна.
Например, только соционику, а не какую-то другую науку, сегодня можно назвать
физикой живого организма.
Повидимому,
в будущем появятся новые научные направления: соционическая биология,
соционическая история, соционическое
литературоведение,
соционическая лингвистика (наука о типальности языка каждого человека) и т.п.
Области применения соционики: социально - экономическая сфера (педагогика,
психология, медицина, социология,бизнес армия, космонавтика и многие другие).
Теоретические разработки соционики используют в Российском Центре подготовки
космонавтов.
Таким
образом на основании открытий А.Аугусты можно предположить, что совершенно
новым этапом развития человеческого общества будет СОЦИОНИЗМ - такая
общественно-экономическая формация,которая будет организована на знании
соционических законов,законов организации не только человеческого интеллекта,
но и интеллекта всего"живого" во Вселенной, со своими, присущими
только этому этапу стадиями развития:
1.
Дуализация (объединение в диады).
2.
Объединение в квадры
3.
Объединение между квадрами
4.
Объединение в СОЦИОН ( объединение 16 различных типов в самостоятельную
энергетическую единицу общества)
5.
Объединение соционов.
Аушра
Аугустинавичюте пишет в своей работе “О дуальной природе человека”: “Люди всегда мечтали жить в хороших
отношениях, мечтали быть понятыми и
хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть доброжелательными. Мечтали все,
удавалось немногим. Сегодня мы знаем,
что нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой
жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей
разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей
общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация,
которая каждому человеку предоставит
возможность для достаточного количества контактов с нужными для его
психического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется эта мечта, но другой дороги нет”.
Список
литературы:
1. АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ Дуальная природа человека.Очерк по
соционике.
2. В. Гуленко Концепция соционики.
|