Конспект лекций по "Теории
творчества"
11.03.94.
Литература:
Основы теории творчества. 1. Автоматизация поискового
конструирования. Под ред. Половин-
кина А.И. - М.: Радио и связь, 1981. 2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.:
Мир, 1982. 3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.:
Радио и связь,
1973. 4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная
наука: теория решения
изобретательских
задач. - М.: Советское радио, 1979. 5. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. -
М.:Радио и связь,
1982. 6. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой
личности. 7. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и
творчество. - М.: Радио и
связь, 1982. 8. Буш Г.Я. Методы технического творчества.
- Рига: Лиесма,
1972. 9. Буш Г.Я. Методологические основы
научного направления изо-
бретательством. - Рига: Лиесма, 1974.
10. Буш Г.Я.
Рождение изобретательских идей. -
Рига: Лиесма, 1976.
11. Буш Г.Я.
Аналогия и техническое творчество. -
Рига: Лиесма, 1979.
12.
Джонс Д.К. Инженерное и ходожественное конструирование. - М.: Мир, 1976.
13.
Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.
14. Диксон.
Проектирование систем:
изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: Мир, 1969.
15.
Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914.
16. Уилсон
А., Уилсон М. Управление и творчество при
проектировании систем. - М.: Советское радио, 1976.
17. Энгельмейер
П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910.
Технология творчества.
18. Шумилин
А.Т. Проблемы теории творчества.
- М.: Радио и связь, 1989.
19.
Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р.П.
Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А.Н. Мышление и творчество.
22.
Рибо Т. Творческое воображение.
23.
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
24.
Библер В.С. Мышление как творчество.
25.
Поспелов Г.С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое планирование и управление созданием
комплексов военной техники. - М.: ... ,1990.
26. Клир Дж.
Системология. стр 402-...
18.03.94.
Системология творчества
1.
Определение творчества
Творчество
- вид деятельности, порождающий нечто
качественно
новое, никогда
ранее не существовавшее.
Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с
одной стороны и по полученному
результату с другой стороны. Результат
творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество
- процесс создания нового. Творческая деятельность
- как правило
многообразная деятельность. Каждый элемент
искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это
антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание
нового.
Техническое творчество. Существует две формы
получения твор-
ческого
результата (решения):
- изобретение;
- рационализация.
Изобретение - новое, обладающее существенными
отличиями техническое решение задачи в
любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства
или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.
К творческой может быть
отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание
вещей, обладающих высокой общественной
значимостью. Не всегда результат творческой
деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
2. Категории новизны.
Результат деятельности может характеризоваться с различных
точек зрения.
Различают:
- принципиально новое (качественно);
- новое во времени.
Принципиально новое - это результат
творческой деятельности, который создается
или возникает впервые. Такое новое не
имеет аналогов в предыдущем.
Новое во времени - это
результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества
у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.
3. Понятие новизны.
Новизна - это понятие, связывающее
субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение
человека (общества) к результату (продукту деятельности).
По отношению к "творцу", новизна
клиссифицируется:
1. Индивидульная новизна. Результат
деятельности "творца" для общества не является новым. Такое
новое является субъективным, индивидульным, психолигически
новым.
2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат
творческой
деятельности
является новым для группы или коллектива людей.
3. Регионально-новое. Новизна
распространяется или ограничивается
рамками отдельной страны, государства
или определенного региона.
4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна
определена
для всего сообщества, человечества, всего мира.
4. Фазы творческого процесса.
Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое
деятельное состо-
яние как
предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание,
инкубация направляющей
идеи (работа
на уровне подсознания).
3) Переход бессознательного в сознание.
Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в
сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде
гипотезы, в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа. Развитие идеи,
окончательное оформле-
ние идеи.
В основу выделения фаз Понамарев закладывает:
- переход от сознательного поиска к
интуитивному решению;
- эволюция
интуитивного решения в логически завершенное.
Для решения творческой задачи можно выделить
следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.
2.
Фаза интуитивного решения.
3.
Фаза вербализации интуитивного решения.
4.
Фаза формализации вербализованного решения.
На фазе 1 для решения творческой задачи
используются знания, которыми обладает
Решатель. Решатель должен быть компетентным
и интеллектуальным.
На фазе 2 определяется интуитивный,
неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным
является необходимый или требуемый
результат.
На фазе 3 осознанным является не только требуемый
результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм
решения творческой задачи.
На
фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения,
предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.
5.
Многоуровневость творчества
(Спектр творческих задач)
Фазы творческого процесса отражают
структурно-уровневую природу
механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация
внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в
этой задаче противоречий между творцом
и проблемной ситуацией.
Творческие задачи можно разделить на два
класса:
ТЗ1 - задачи,
которые могут быть решены посредством планомер-
ного
использования осознаваемых способов, приемов.
ТЗ2
- решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых
в начале решения. Обязательным признаком задач
ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность
всех этапов, в результате реализации
которых получается творческий
результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться
как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого
цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.
-----------------------¬
¦
Логический анализ ¦ _¬
L---------T------------- ¦ ¦ ¦ _
¦
-----------------------¬ ¦ --