Теории      творчества Теории      творчества
Теории      творчества РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Теории творчества


          Конспект лекций по "Теории
творчества"
11.03.94.
             Литература:
         Основы теории творчества. 1. Автоматизация поискового
конструирования.  Под ред. Половин-
    кина А.И. - М.: Радио и связь, 1981. 2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.:
Мир, 1982. 3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.:
Радио  и  связь,
    1973. 4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная
наука:  теория решения
изобретательских
задач. - М.: Советское радио, 1979. 5. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. -
М.:Радио и связь,
    1982. 6. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой
личности. 7. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и
творчество. - М.: Радио и
    связь, 1982. 8. Буш Г.Я. Методы технического  творчества. 
-  Рига:  Лиесма,
    1972. 9. Буш Г.Я. Методологические основы
научного  направления  изо-
    бретательством. - Рига: Лиесма, 1974.
10. Буш Г.Я.
Рождение изобретательских  идей.  - 
Рига:  Лиесма, 1976.
11. Буш Г.Я.
Аналогия и техническое творчество. - 
Рига: Лиесма, 1979.
12.
Джонс  Д.К.  Инженерное  и  ходожественное  конструирование. - М.: Мир, 1976.
13.
Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.
14. Диксон.
Проектирование систем: 
изобретательство,  анализ  и принятие решений. - М.: Мир, 1969.
15.
Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914.
16. Уилсон
А., Уилсон М. Управление и творчество при 
проектиро­вании систем. - М.: Советское радио, 1976.
17. Энгельмейер
П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910.
          Технология творчества.
18. Шумилин
А.Т. Проблемы  теории  творчества. 
-  М.:  Радио  и связь, 1989.
19.
Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р.П.
Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А.Н. Мышление и творчество.
22.
Рибо Т. Творческое воображение.
23.
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
24.
Библер В.С. Мышление как творчество.
25.
Поспелов Г.С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое  пла­нирование и управление созданием
комплексов военной техники. - М.:     ...  ,1990.
26. Клир Дж.
Системология.   стр 402-...
18.03.94.
         Системология творчества
       1.
Определение творчества
Творчество
- вид деятельности, порождающий нечто 
качественно
новое, никогда
ранее не существовавшее.
   Творчество - как созидательная  деятельность  характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с
одной стороны и  по полученному
результату с другой  стороны.  Результат 
творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество
- процесс создания нового. Творческая деятельность
- как правило
многообразная деятельность. Каждый элемент 
искус­ственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это
антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого  ха­рактера деятельности является созидание
нового.
Техническое творчество. Существует две формы
получения  твор-
ческого
результата (решения):
   - изобретение;
   - рационализация.
   Изобретение - новое, обладающее существенными
отличиями  тех­ническое решение задачи в
любой области хозяйственной деятельно­сти, социально-культурного строительства
или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать  положительный  эф­фект.
   К творческой может быть
отнесена лишь такая деятельность, ре­зультатом которой может быть создание
вещей, обладающих  высокой общественной
значимостью. Не всегда результат творческой 
деяте­льности совпадает с результатом его практической применимости  и значимости.
       2. Категории новизны.
Результат деятельности может  характеризоваться  с  различных
точек зрения.
Различают:
   - принципиально новое (качественно);
   - новое во времени.
   Принципиально новое - это результат
творческой  деятельности, который создается
или возникает впервые. Такое  новое  не 
имеет аналогов в предыдущем.
   Новое во времени - это
результат творческой деятельности, со­зданию или возникновению которого  предшествовало  существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого  качества 
у предмета, в силу которого этот предмет  представляет  еще  один, очередной экземпляр исходного.
       3. Понятие новизны.
   Новизна - это понятие, связывающее
субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение
человека (общес­тва) к результату (продукту деятельности).
   По отношению к "творцу", новизна
клиссифицируется:
   1. Индивидульная новизна. Результат
деятельности "творца" для общества не является новым. Такое
новое  является  субъективным, индивидульным, психолигически
новым.
2. Локально-новая (групповая) новизна.  Результат 
творческой
деятельности
является новым для группы или коллектива людей.
   3. Регионально-новое. Новизна
распространяется  или ограничи­вается
рамками отдельной страны, государства 
или  определенного региона.
4. Объективно-новая (всемирная) новизна.  Новизна 
определена
для всего сообщества, человечества, всего мира.
       4. Фазы творческого процесса.
   Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое
деятельное состо-
яние как
предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание,
инкубация направляющей
идеи (работа
на уровне подсознания).
   3) Переход бессознательного в сознание.
Этап  вдохновения.  В результате бессознательной работы  в 
сферу  сознания  поступает идея решения. Первоначально в виде
гипотезы, в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа. Развитие идеи,
окончательное оформле-
ние идеи.
   В основу выделения фаз Понамарев закладывает:
- переход от сознательного поиска к
интуитивному решению;
- эволюция
интуитивного решения в логически завершенное.
   Для решения творческой задачи можно выделить
следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.
2.
Фаза интуитивного решения.
3.
Фаза вербализации интуитивного решения.
4.
Фаза формализации вербализованного решения.
   На фазе 1 для решения творческой задачи
используются  знания, которыми обладает
Решатель. Решатель должен быть компетентным 
и интеллектуальным.
   На фазе 2 определяется интуитивный,
неосознанный способ разре­шения противоречия. На этой фазе осознанным
является  необходимый или требуемый
результат.
   На фазе 3 осознанным является не только  требуемый 
результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм
решения  твор­ческой задачи.
   На
фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация ре­зультата решения,
предание найденному  результату  окончательной, логически завершенной формы.
       5.
Многоуровневость творчества
           (Спектр творческих задач)
   Фазы творческого процесса отражают
структурно-уровневую  при­роду
механизма  творчества.  Целесообразно  говорить  о  спектре творческих задач. Дифференциация
внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в
этой задаче  про­тиворечий между творцом
и проблемной ситуацией.
   Творческие задачи можно разделить на два
класса:
ТЗ1 - задачи,
которые могут быть решены посредством планомер-
ного
использования осознаваемых способов, приемов.
   ТЗ2
- решаются в результате "развязывания"  противоречий  не­осознаваемых
в начале решения. Обязательным признаком задач 
ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совоку­пность
всех этапов, в результате реализации 
которых  получается творческий
результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться
как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого
цикла, присуща научному творче­ству, изобретательству.
     -----------------------¬
     ¦ 
Логический анализ   ¦ _¬
L---------T-------------  ¦ ¦               ¦ _              
¦
   -----------------------¬  ¦ --

      ©2010