Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии
2В В Е Д Е Н И Е
Отечественная социальная
психология открывает свою
новейшую
историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория
социальной психологии при
отделении психологиии Ленинградского
Университета.Начиная с этой даты, а особенно
в последнии годы,
увеличился поток литературы
социально-психологического содержа-
ния. Возросло несомненно количество
переводных изданий стран за-
падной европы и США.Можно даже
утверждать,что на Россию обрушился
поток публикаций, монографий,
а также сборников охватывающих не
только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. В
своей исследовательской работе автор
хотел бы по возможности наи-
более точно дать рецензионную оценку
американского учебника Дэвида
Майерса "Социальная
психология". По мнению профессора
кафедры со-
циальной психологии А.Л.Свеницкого "Появление
данной работы на
русском языке, можно считать немаловажным событием для любого из
наших психологов, ибо
впервые он получает западный (американский)
учебник", а не монографии и
сборники, как уже было описано выше,
захлестнули Россию в последнее время."Учебник Д.Майерса
занимает
немаловажное место, будучи для многих американских студентов
пер-
вой книгой, которая знакомит их с
основами социально-психологичес-
ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий
американский учебник по со-
циальной психологии весьма
своеобразен.Автор трактует социальную
психологию преимущественно в рамках
когнитивизма, приводя исключи-
тельно интересные данные полученные им и
его ближайшеми коллегами
в сфере межличностного познания и
социального воздействия.Сильной
стороной учебника Д.Майерса является и ориентация автора на
прак-
тическое использование социально-психологических знаний.Многие
.
- 2 -
страницы книги посвящены применению социальной
психологии в
юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конф-
ликтов".
Но несмотря на уже позитивно высказанную
точку зрения на этот
счет профессором А.Л.Свеницким, постараемся в свою очередь дать
свою характеристику данного
учебника, сравнив его его по некоторым
параметрам с нашими отечественными, такими как "Социальная психо-
логия" под редакцией
Г.М.Андреевой, "Социальная психология" под
редакцией А.В.Петровского и
"Психология общения" М.И.Станкина.
В своем исследовании автор проводит экскурс по всем основным
разделам данного учебника, останавливаясь подробно в рассмотрении
наиболее интересных и новых данных, особенно тех, которые не вхо-
дят в отечественные учебники по
социальной психологии.
.
- 3 -
Социальная психолгия - это
научное исследование того, о чем
люди думают, как они влияют друг на друга и как относяся друг
к
другу.Социальная психология - дочерняя
отрасль социологии и психо-
логии, которая стремится быть более
индивидуальной по своему со-
держанию и более экспериментальной в
своих методах, чем другие об-
ласти социологии.По сравнению с психологией
личности социальная
психология менее сосредоточена на
различиях между индивидами и бо-
лее - на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг
на друга.Социальная психология
- экзогенная наука; она выявляет
как социальные условия влияют на
поведение.Посмотрим как интерпре-
тируется определение социальной
психологии в учебнике Андреевой
Г.М. "Социальная психология -
отрасль психологической науки, кото-
рая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обус-
ловленные включенностью их в социальные
группы, а также психологи-
ческие особенности самих этих групп".(1) Листая учебник
Андреевой
Г.М. "Социальная
психология" мы невольно
сталкиваемся с очень
конкретными названиями абзацев,такими
как: "дискуссия о предмете
социальной психологии", "задачи социальной психологии и
проблемы
общества", находим такие громкие
фразы типа "сфера собственных ин-
тересов социальной психологии"
просматривается довольно четко, что
и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от
проблем общей психологии.В свою очередь
учебник Д.Майерса как бы
не ставит задачей обратить внимание
на столь конкретные формули-
1. Г.М.Андреева
"Социальная
психология", Москва: Аспект
Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.
.
- 4 -
ровки, и последовательность
изложения материала переходит
очень
"плавно" от раздела к разделу. На взгляд исследователя,
Дэвид Май-
рс весьма справедливо сопоставил
социальную психологию с фразой
Артура Конан Дойля "Вы никогда не
можете предсказать, что сделает
любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-
виды могут меняться, но процент остается
постоянным".
Социальная психология сталкивается
с двумя противоречивыми
критическими замечаниями.Во-первых она
тривиальна, поскольку удо-
стоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия
могут быть использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-
ресно в данной главе "ошибки
хиндсайта", или другими словами фено-
мена "я знал это!", как с позиций
просто изложения информации, так
и с позиции "идущей
вдаль", т.е. объяснения последствия данного
феномена.Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных
источников, даже из политики, Д.Майерс
не только заинтересовывает
данной проблеиой, но и заставляет
задуматься.Способы изложения ма-
териала очень восприимчивы для запоминания, т.к. подкрепляются,
как уже было сказано выше
"убедительным числом убедительных приме-
ров".Большинство
социально-психологических исследований относится
либо к
корреляционным, либо к
экспериментальным.Корреляционные
исследования, для проведения которых
иногда используют метод сис-
тематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, та-
кими, например, как уровень образования
и доход.Ставя эксперименты
социальные психологи иногда
создают ситуации которые
затрагивают
эмоции людей.В этом случае они обязаны
следовать профессиональным
этическим правилам: получать согласие от
осведомленных испытуемых,
следовать принципу "не
навреди", после завершениыя
эксперимента
полностью раскрывать им любой временный
обман.
.
- 5 -
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспери-
ментов в теории.Лаборатрные
эксперимениты позволяют проверить
идеи, собранные по крупицам из
жизненного опыта, и затем применить
принципы и результаты в реальном мире.Изложенность данного текста
о социально-психологических
исследований удивляет своей
доступ-
ностью всех читателей, несмотря на
достаточное количество научных
терминов, в процессе просмотра читатель
как бы забывает, что перед
ним не
художественное произведение на заданную тему, а научная
книга.Подводя краткий итог данной
главы исследователь приходит
к выводу о том, что интерпретация
социальной психологии в амери-
канском учебнике и отечественном
отличается.Но отложим на
время
эти первоначальные выводы
о вступительной части
американского
учебника.Перейдем к рассмоторению первой
части, содержащей опреде-
ление социальной психологии как науки, изучающей,
что мы думаем
друг о друге.А теперь рассмотрим
изложение материала о " Я
-
концепции" и
"Самопрезентации".
Как культура формирует наше
чувство "Я"? Кто вы? Вы - уни-
кальное и сложное создание и можете
по-разному дополнить предложе-
ние "Я - ...". Элементы вашей Я - концепции, т.е.
специфические
убеждения, с помощью которых вы
определяете, кто вы есть - это ва-
ши же
Я - структуры. Структуры - это
психические модели, с по-
мощью которых мы организуем нашу
жизнь.Они влияют на то, как
мы
воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя.Рассмот-
рим, как Я влияет на память, явление известное под названием "Эф-
фект ссылки на себя". Когда информация применима к нашим Я - кон-
цепциям, мы быстро ее обрабатываем и
хорошо помним.Эффект ссылки
на себя
иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение
самих себя лежит в центре нашего
мира.Рассматривая себя обычно как
.
- 6 -
центральное звено, мы
переоцениваем, в какой степени поведение
других нацелено на нас.И часто берем
ответственность за события, в
которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция включает в
себя не только наши убеждения в том, кто
мы сейчас, но также и то,
кем мы
могли бы стать - наши возможные
Я.Они заключают в себе то
какими мы видим себя в наших мечтах, -
богатый Я, худой Я, страст-
но любимый и любящий Я.Они также заключают в себе Я, которыми мы
боимся стать, - безработный Я, больной
Я, отстающий в учебе Я.Такие
возможные Я мотивируют нас к достижению
особой цели - к той жизни,
к которой мы стремимся. Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я
-
концепция более
индивидуализированной, когда Восток
встречается с
Западом". У японских
студентов, выезжавших по обмену и пробывших
семь месяцев в университете Британской
Колумбии, повысилось самоу-
важение.У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, са-
моуважение выше, чем
у недавно иммигровавших и тех,
кто живет в
Азии.Самоуважение - всеобъемлющее
чувство собственного достоинс-
тва, которое влияет на то,
как мы оцениваем свои особенности и
способности.Сомопознание, однако имеет
слабые стороны.Мы часто не
знаем, почему ведем себя так, а не
иначе.Люди различаются своими Я
- концепциями.Одни, особенно в
индивидуалистических западных куль-
турах, принимают концепцию независимого Я.Другие, часто в Азии и
культурах стран третьего мира, -
взаимозависимого Я.Эти противопо-
ложные идеи способствуют культуральным различиям в социальном по-
ведении.Высокое самоуважение также
приносит дивиденды.Дополнитель-
ные исследования локуса
контроля и приобретенной беспомощности
объединил Альберт Бандура в
концепцию, названную концепцией само-
эффективности.Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы,
менее тревожны и менее склонны к депрессиям,
лучше учатся.Хотя
.
- 7 -
психологическое исследование и
толкование самоэффективности явля-
ется новым, акцент на вашей личной
ответственности за свою жизнь и
реализацию своего потенциала не нов.Тема "Ты можешь
сделать это",
является бессмертной американской
идеей.В процессе переработки ин-
формации, относящейся к нашему Я,
вторгается предрасположение.Мы
охотно прощаем свои неудачи принимаем
похвалу за наши успехи и во
многом считаем себя выше
среднего.Такое завышенное мнение о себе
позволяет большинству из нас
наслаждаться преимуществами высокой
самооценки, хотя есть
опасность "задрать нос".Предрасположение в
пользу своего Я появляется и в том
случае, когда люди сравнивают
себя с другими.
У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-
ценивая или недооценивая степень того
факта, что другие думают или
поступают также, как мы, - феномен называемый " эффектом ложного
консенсуса".Если рассматривать
мнение, то мы находим поддержку на-
ших позиций, считая, что с нами согласно
большинство.Можно утверж-
дать, что ложный консенсус встречается т.к. мы делаем обобщение
из ограниченной выборки.Что касается
наших способностей или ситуа-
ций, чаще встречается эффект ложной
уникальности.Такое воприятие
отчасти возникает из мотива поддержать и
повысить самооценку - по-
буждения, которая спасает людей от
депрессии, но способствует не-
дооценки и групповому конфликту.
Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-
лаемый образ как для аудитории вне
(другие дюди), так и для ауди-
тории внутри (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая
себя как определенный тип человека.Для
некоторых сознательная са-
мопрезентация - образ жизни.Те, у кого
высокие показатели по шкале
тенденции к самомониторингу действуеют
как социальные хамелеоны,
.
- 8 -
т.е. приспосабливают свое поведение в
соответствии с внешними ситу-
ациями.Люди с низкими показателями
самомониторинга меньше заботят-
ся о том, что о них думают другие.Они
больше руководствуются внут-
ренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как
чувствуют на самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-
альна в наше время.В различной степени
мы являемся самомонитора-
ми,мы обращаем внимание на наше
поведение и регулируем его,чтобы
произвести желаемое впечатление.
Подводя определенные итоги по
второй главе мы не можем срав-
нить с нашими отечественными учебниками
те же
определения,напри-
мер,как самоэффективность,самопрезентация или
самомониторинг.Их
нет даже в психологическом словаре
А.В.Петровского,возможно они
имеют другое толкование и другое
определение.На мой взгляд Д.Ма-
йерс слишком углубился в псмхологию
личности,задействовав концеп-
цию самоэффективности А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-
тера.Однако в разделе Я - концепция
достаточно убедительно был
описан "эффект ссылки на себя".Самопрезентация
представлена здесь
второй основной частью этой главы
включая феномен ложной скромнос-
ти и новое определение - самомониторинг.
Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи
которых формируются убеждения
о социальном
окружении,демонстри-
руя,как склонны ошибаться люди.Также как
и почти все главы,эта на-
чинается с вопроса:"Кому приписать
причину:человеку или ситуации?"
Объясняя поведение людей мы делаем
фундаментальную ошибку атрибу-
ции т.е.когда мы наблюдаем за
кем-либо,именно эта личность нахо-
дится в центре нашего внимания,а
ситуация незаметна.Когда мы дейс-
твуем,наше внимание обычно направлено на
то,на что мы реагируем,-и
ситуация проявляется более явно.Наши
предубеждения сильно влияют
.
- 9 -
на то, как интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем
свои суждения,или получая анекдотичные
или бесполезные данные мы
пренебрегаем базовой оценочной
информацией.И на наши суждения час-
то влияет настроение.
Исследования социальных
убеждений и суждений
показывают,как
мы формируем и лелеем свои
убеждения,которые иногда вводят
нас в
заблуждение.
Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-
тановки",попытаемся сравнить,что имеется ввиду под установками в
американском и отечественном
учебниках.Американский вариант дает
порнятие установки как благоприятная или
неблагоприятная оценочная
реакция на что-либо или на
кого-либо,которая выражается в мнени-
ях,чувствах и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-
тивный способ дать окружающему миру
оценку.Описывая установки
пользуются одной из трех
следующих
характеристик:аффект(чувс-
тва),поведение(намерение),и познание(мысли).Изучение установок
близко
по духу социальной психологии и исторически являлось одной
из ее задач.В отечественном
учебнике дано определение установки
Узнадзе:"установка является
целостным динамическим состоянием
субъекта,состоянием готовности к
определенной активности,состояни-
ем,которое обуславливается двумя
факторами:потребностью субъекта и
соответствующей объективной
ситуацией"(1).
Однако
по определению сравнения можно уже и закончить в связи с
тем,что в учебнике Г.М.Андреевой
социальная установка(аттитьюд) и
1. Г.М.Андреева
"Социальная
психология", Москва, Аспект
Пресс, 1997. стр. 289.
.
- 10 -
ее
интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в
другом направлении.На мой взгляд данная
тема в отечественном учеб-
нике
приобретает более научную
направленность,в тоже время как в
американском учебнике представляется
более социолого-психологичес-
кая
тематика.Заметим также,что в
учебнике Д.Майерса присутствует
значительное количество
социологических данных.Понятно,что соци-
альная
психология опирается на социологические данные,но социаль-
ная психология должна оставаться
социальной,а не социологичес-
кой.Эти данные исследований очень
дополняют и несколько приукраши-
вают информацию содержащуюся в
учебнике,но в тоже время "размыва-
ют" ее психологическое содержание.Тем не менее,особого внимания
заслуживают прикладные исследования социальных психологов
приве-
денные
в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже
на данном этапе выявить определенную
традицию,когда в самом начале
задается вопрос,затем следует изложение
различных точек зре-
ния,подтверждения или опровержения, и
наконец,выдается ответ.Этот
ответ рождает новый вопросы т.д.
Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-
вует о вкладе социальной психологии в
понимание,лечение и суждения
клинических психологов.Социальные
психологи активно исследуют ат-
рибуции и ожидания депрессивных,одиноких
и соматически больных лю-
дей.Примечательно появление новой
отрасли - Психология здо-
ровья,которая исследует связи между болезнью,стрессом и пессимис-
тическим стилем объяснения.
Подводя итог первой части
книги,тема которой" Социальное мыш-
ление",следует заметить,что объем
информации вошедшей во все раз-
делы огромен и очень четко
подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-
личество примеров,результатов
исследований,дабы приоткрыть тот ос-
.
- 11 -
тов на который все так органично
вписывается.Конечно,можно было бы
и покритиковать за значительные
углубления в сферу психологии лич-
ности, и особенно в социологию,но как бы поверхностному взгляду
это не особо заметно.Следует сказать о
продуманности изложения ма-
териала в первой части и предполагать тоже самое по поводу второй
и третьей частей.
Вторая часть книги "Социальное влияние",состоит
из пяти
глав,каждая из которых по-своему
неповторима.Например,шестая глава
"Пол,гены и культура" повествует о гендерных различиях.Наиболее
ярко эти различия проявляются в агрессии
или сексуальности.Гендер-
ные различия в сексуальных установках
оказывают влияния и на пове-
дение.Эпизодический "одноразовый"секс
наиболее характерен для муж-
чин
с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-
являются и в сексуальных
фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос
о"куль-
туре и поведении",приводя очень
интересные данные.Вводится опреде-
ление личностного пространства как
буферного пространства,которое
мы
предпочитаем сохранять вокруг себя.Размер этого пространства
зависит от нашей близости с
собеседником.Далее приводятся примеры
дистанций,которые практически совпадают
с теми,что мы уже видели в
курсе лекций по "Психологии
общения" М.И.Станкина.
Рассмотрим теперь
определение коллективизма в американском
учебнике и сравним его по
А.В.Петровскому.Коллективизм-
концеп-
ция,отдающая приоритет целям
той или иной группы по сравнению
с
личными целями.В соответствии с этим
происходит самоидентификация.
Несколько иное понятие дает
А.В.Петровский:"коллективизм - принцип
организации взаимоотношений и совместной
деятельности людей,прояв-
ляющийся в осознанном подчинении личных
интересов общественным ин-
тересам,в товарищеском сотрудничестве,в
готовности к взаимодейс-
.
- 12 -
твию и
взаимопомощи,во
взаимопонимании,доброжелательности и так-
тичности,интересе к проблемам и нуждам
друг друга"(1).
Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма
в азиатских культурах и в странах
третьего мира.Приводятся инте-
ресные данные исследований проведенные
кросс-культуральными психо-
логами о противостоянии индивидуализма и
коллективизма.
Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-
циальной роли как набору
норм,определяющих, как должны
вести себя
люди в
данной социальной
позиции.Примерно похожее определение мы
встречаем у М.И.Станкина в
"Психологии общения":"социальной ролью
называется ожидаемое поведение
человека,занимающего данное общест-
венное положение,обязывающее его вести
определенным образом"(2).
В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-
ние поведения или убеждений в результате
реального или воображае-
мого давления группы.В данном учебнике
приводятся такие классичес-
кие эксперименты,как эксперименты
Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема
и т.д..Ссылки на данные эксперименты
имеются и в нашем отечествен-
ном учебнике Г.М.Андреевой,но они
не более,чем краткое описание
некоторых из них.Проблеме
конформизма к сожалению до сих
пор не
занимались в нашей
стране.Поэтому,конечно интересно
будет прочи-
тать об этом в американском
учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень
1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.
Психология. Словарь.М.:
Политиздат, 1990 г. стр. 167.
2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-
хологии, 1996 г. стр. 164.
.
- 13 -
объемных вопроса:"Почему
проявляется конформизм?",и "Кто проявляет
конформизм?".Делая выводы по
главе американский автор обращает
внимание, что социальная психология к
могуществу социального дав-
ления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не
марионетки.В группе мы лучше всего
осознаем,чем отличаемся от дру-
гих.Данной проблеме придано
большое значение в этом учебнике,ис-
пользован значительный вклад психологов
занимающихся в этой облас-
ти.
В учебнике Г.М.Андреевой показана
модель коммуникативного
процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:ком-
муникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно
таже модель коммуникативного процесса описана на страницах амери-
канского учебника,где показаны
четыре фактора этого
процесса:
"коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту мо-
дель Д.Майерс приводит пример действия
последней в процессе втяги-
вания в
секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для
отечественной социальной психологии т.к.по
всей видимости, ка-
ких-либо разработок или исследований в
этом плане пока не наблюда-
ется.
Переходя к следующей главе,
которая называется "влияние
групп" мы уже можем сравнивать
ее с
нашим разделом "Социальная
психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком
направлении пойдет рассмотрение
даннного вопроса в
американском
учебнике. Итак группа:" двое или
более лиц которые взаимодействуют
друг с другом, влияют друг на друга
дольше нескольких мгновений и
воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю
А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы
схоже
с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-
.
- 14 -
носительно небольшое число,
непосредственно контактирующих индиви-
дов, объединненых общими целями или
задачами".
В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных
влияний как, "социальная
фасилитация" - усиление доминантных реак-
ций в присутствии
других;"социальная леность"
- тенденция людей
прилагать меньше усилий в том
случае, когда они объединяют свои
усилия ради общей цели; и
"деиндивидуализация" - утрата самосозна-
ния
и боязни самооценки.Особый
интерес занимает проблема лидерс-
тва,
которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Ли-
дерство в американском учебнике
определяется как процесс, посредс-
твом которого определенные члены группы
мотивируют и ведут за со-
бой
группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких
границ, между понятиями лидер и
руководитель.Однако в американском
учебнике появляются обозначения, помимо
официального и неофициаль-
ного характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Це-
левые лидеры организуют работу,
устанавливают стандарты и сосредо-
точены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают
команду,
улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-
пользуют директивный стиль, чтобы
отдавать правильные приказания,
они
сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней
задаче. У социальных лидеров
часто проявляется демократический
стиль руководства, при котором власть
делегируется членам группы и
поощряется их участие в принятии
решений.Как видно из текста, сти-
ли лидерства в американском варианте
представлены только два: ди-
рективный и демократический.В то же
время Г.М.Андреева описывает
три стиля лидерства, такие как:
авторитарный, демократический и
попустительский стили.
.
- 15 -
Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-
хологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно
всем другим экспериментам в
социальной психологии, лабораторные
эксперименты, описанные здесь помогают
нам сформулировать теорети-
ческие положения и
принципы, которые мы можем
применять при ин-
терпретации более сложного мира нашей
повседневной жизни.
Подводя итог второй части
"Социальные воздействия",
отметим
наиболее более важные разделы нашего
исследования, такие как "Кон-
формизм", "Убеждения",
"Влияние группы" и
"Лидерство".Последний
раздел "Социальная психология и
правосудие", интересует нас в пла-
не проникновения американской социальной
психологии в систему пра-
восудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы
влияем друг на друга, наконец подходим к
третьему аспекту социаль-
ной психологии - как мы относимся друг
к другу.Наши чувства
и
действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда пози-
тивными.В одиннадцатой и двенадцатой
главах "Предрассудки" и
"Аг-
рессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отноше-
ний.Предрассудки - это неоправданно негативные
установки.У них
есть и эмоциональные корни.Предрассудки
обеспечивают чувство соци-
ального преводсходства, а также могут
облегчать маскировку чувства
неполноценности.Агрессия -
физическое или вербальное
поведение,
направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два
разных
типа агресии: враждебная (злость) и
инструментальная (цель).
Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также
как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография,
телевидение и групповые влияния.Проводя
сравнительный анализ раз-
дела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "сти-
хийные группы и массовые движения"
в учебнике Г.М.Андреевой, при-
.
- 16 -
мечательно использование достаточно
похожих терминов, таких как
"заражение" и
"рассеянность ответственности"
и "деиндивудуализа-
ция" - понятие, которое мы уже
рассматривали выше.
Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и
близость".Ни одна глава
так легко не поддавалвсь определенному
анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни
жил человек, его взаимоот-
ношения с окружающими - действительно существующие или чаемые -
определяют настрой его мыслей и окраску
эмоций.Найдя родственную
душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем
до-
верится, мы чувствуем, что нас принимают
и ценят такими, какие мы
есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую
радость, тоскуя по любви
и приязни, мы тратим миллиарды на
косметику, наряды и диеты.
Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого
количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и
сопоставив примеры безразличия и
бездушия, и напротив, проявления
чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к самостоятельной
"расшифровке", данного
понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-
бо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими
интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос
"Почему
мы оказываем помощь ?", получаем
ответ, довольно противоречивый по
своей сути.Иногда оказание
помощи выглядит как замаскированный
эгоизм, норма взаимности побуждает
нас на
помощь, отвечать по-
мощью, норма социальной
ответственности вынуждает нас
оказывать
помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа
альтруизма:
1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;
2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-
вий.
.
- 17 -
Люди склонны оказывать помощь,
когда уже видят, что другие
бросились помогать, или
когда они не спешат.И наконец существует
потрясающее явление: "Хорошее
настроение - хорошие поступки".
В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-
ны скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от
последних.Женщины так же чаще обращаются
за помощью.Мы более всего
склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает
ее, а
также тем, кто похож на нас.
В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-
лема конфликта и примирения.Конфликт -
это воспринимаемая несов-
местимость действий или целей.Из-за чего
разгораются конфликты ?
В ходе социально-психологических исследований выявлено нес-
колько
причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на
всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличност-
ные,
межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-
ного восприятия" прослежена
тенденция ведущая к
гонке вооруже-
ний.Очень актуально вписываются примеры,
совсем недавнего проти-
востояния сверхдержав СССР и США, в
данном учебнике.
Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-
ные конфликты, не отобразив, как
следует, межличностные и межгруп-
повые.И опять же отсутствуют четкие
границы разделения конфликтов,
ощущаетя некая неструктурированность при
достаточной продуманности
учебника.Хотя конфликты легко
порождаются и подпитываются социаль-
ными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые
не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество,
коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию.
.
2З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного
учебника,проведя собственное
исследование.Нет оснований не согла-
ситься с мнением профессора
А.Л.Свеницкого об уникальности этого
учебника и его безусловном влиянии на
нашу социальную психологию и
психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в
пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что амери-
канская социальная психология и
российская социальная психология
это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изу-
чения социальной психологии, различные аспекты проблем исследова-
ния и
т.д.В американской социальной
психологии основной акцент
ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в
группе.В нашей отечественной социальной
психологии акцент ставится
на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в
глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса
исследований о массовых дви-
жениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, напри-
мер, придается особое
значение.Коллективизм в американском учебни-
ке это не более, чем культурный подход противоположный
индивидуа-
лизму.Можно не сравнивать определения в
наших отечественных источ-
никах, они заведомо разные, а к понятию
и значению индивидуализма,
например, в учебнике А.В.Петровского,
уже не хочется возвращаться,
пытаясь найти в нем что-то позитивное.
Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-
тельное внимание, поднимается ряд вопросов требующих
дальнейших
исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически
не существует к сожалению,судя по
источникам.Все ссылки,если и
есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их
иссле-
.
- 19 -
дованиям.Уже исходя из этих
немногочисленных сравнений можно сде-
лать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психо-
логии,что было описано выше,опираясь в
основном на данные практи-
ческих
исследований.Теоретизированная
отечественная социальная
психология,уступает американской,хотя бы
в областях применения.Уже
достаточно был представлен в данном
исследовании краткий экскурс
по всем главам, и соответственно краткие
выводы по ним.На протяже-
нии всего исследования автор пытался
произвести сравнение, чуть ли
не "двух разных социальных
психологий по учебникам".И буквально
в
каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для
какого-либо основательного сравнения, в
своем исследовании.Пытаясь
произвести сравнение по определенным
проблемам и вопросам, автор в
конце концов подошел к сравнению определений
некоторых основных
психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом
опять различия исследователь в конце
своей работы сделал выводы о
совершенно различном подходе изучения
социальной психологии в аме-
риканской и отечественной социальной
психологии.
Учебник Д.Майерса, как уже было
описано выше содержит огром-
ное количество различного рода
публикаций, практических исследова-
ний, примеров из всевозможных
источников.Оформление, способы изло-
жения материала, его насыщенность,
аргументированность заметно от-
личают его от наших отечественных
учебников.
В своем исследовании автор взял за основу в основном учебник
Г.М.Андреевой "Социальная
психология" и пришел к выводу, что
дан-
ный источник несомненно надо
переиздавать и подкреплять как прак-
тическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных
примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования
было
взято новое издание учебника
Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича-
.
- 20 -
ется от предыдущего.Тоже самое
касается учебника А.В.Петровского
"Социальная психология", который необходимо просто заново переиз-
давать, избавив его от идеологических
основ, ориентируясь на ны-
нешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей
социальной психологии в целом, которая
может ориентироваться, нап-
ример, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что да-
лее будет развиваться по своему
собственному пути.
.
- 21 -
2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Г.М.АНДРЕЕВА
"СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.
2. Д.МАЙЕРС
"СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ
ПИТЕР, 1997.
3. Т.В.КУТАСОВА
"ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-
БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-
ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.
4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. -
М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,
1987.
5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ,
М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ.
"ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -
М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.
6. М.И.СТАНКИН
"ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-
ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.
.
2МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
2УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа на тему: «Сравнительный
анализ отечественной и
Американской
социальной психологии»
Студента Психологического Факультета
Третьего курса, первой группы
Эрнесто
Родригез.
2Москва, 1998 г.
.
2П Л А Н
2В В Е Д Е Н И Е
21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2З А К Л Ю Ч Е Н И Е
2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
Данная курсовая работа
была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.
Сдавалась: май, 1998. Проф.
Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см.
список литературы.
Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображае мого давления группы. Сравнительный анализ анализ американского и японского менеджмента курсовая. Сравнительный анализ этических принципов предложенных разными психологами. Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии. Социальная психология реферат на тему Анализ социального явления. Конформизм и его исследования в социальной психологии по майерсу. Реферат по социальной психологии на тему социальное воздействия. Реферат на тему Развитие отечественной социальной психологии. Сравнительный анализ этических принципов ам и рос психологии. Американская организационная социальная психология реферат. Сравнительный анализ американской и российской модели. Сравнительный анализ социальных систем сша и россии. Социальное познание и здоровье человека реферат. Сравнительный анализ этических норм психологов. Сравнительный анализ в социальной психологии.
|