Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии
Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии


                         2В В Е Д Е Н И Е
    
Отечественная социальная 
психология  открывает свою
новейшую
историю с 1962 года,  когда открылась первая в стране  лаборатория
социальной психологии  при 
отделении  психологиии  Ленинградского
Университета.Начиная с этой даты,  а особенно 
в  последнии  годы,
увеличился поток  литературы 
социально-психологического содержа-
ния. Возросло несомненно количество
переводных изданий стран  за-
падной европы и США.Можно даже
утверждать,что на Россию обрушился
поток публикаций,  монографий, 
а также сборников охватывающих не
только узкие,  но и широкие вопросы по разнообразным тематикам.  В
своей исследовательской работе автор
хотел бы по возможности  наи-
более точно дать рецензионную оценку
американского учебника Дэвида
Майерса "Социальная
психология".  По мнению профессора
кафедры со-
циальной психологии  А.Л.Свеницкого  "Появление 
данной  работы на
русском языке,  можно считать немаловажным событием для любого  из
наших психологов,  ибо 
впервые он получает западный (американский)
учебник", а не монографии и
сборники,  как уже было описано  выше,
захлестнули Россию  в последнее время."Учебник Д.Майерса
занимает
немаловажное место,  будучи для многих американских студентов
пер-
вой книгой, которая знакомит их с
основами социально-психологичес-
ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий
американский учебник по со-
циальной психологии  весьма 
своеобразен.Автор трактует социальную
психологию преимущественно в рамках
когнитивизма, приводя исключи-
тельно интересные данные полученные им и
его ближайшеми коллегами
в сфере межличностного познания и
социального  воздействия.Сильной
стороной учебника  Д.Майерса является и ориентация автора на
прак-
тическое использование   социально-психологических   знаний.Многие
.
                              - 2 -
страницы книги  посвящены  применению  социальной 
психологии  в
юриспруденции, медицине,  практике урегулирования социальных конф-
ликтов".
Но несмотря на уже позитивно высказанную
точку зрения на этот
счет профессором  А.Л.Свеницким,  постараемся в  свою  очередь дать
свою характеристику данного
учебника,  сравнив его его по некоторым
параметрам с нашими отечественными,  такими как "Социальная психо-
логия" под редакцией
Г.М.Андреевой,  "Социальная  психология"  под
редакцией А.В.Петровского и
"Психология общения" М.И.Станкина.
    
В своем исследовании автор проводит экскурс по всем  основным
разделам данного учебника,  останавливаясь подробно в рассмотрении
наиболее интересных и новых данных,  особенно тех, которые не вхо-
дят в отечественные учебники по
социальной психологии.
.
                              - 3 -
    
Социальная психолгия  - это
научное исследование того,  о чем
люди думают,  как они влияют друг на друга и как относяся  друг 
к
другу.Социальная психология - дочерняя
отрасль социологии и психо-
логии, которая стремится быть более
индивидуальной по  своему  со-
держанию и более экспериментальной в
своих методах, чем другие об-
ласти социологии.По сравнению с  психологией 
личности  социальная
психология менее сосредоточена на
различиях между индивидами и бо-
лее - на том,  как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг
на друга.Социальная  психология 
- экзогенная наука;  она выявляет
как социальные условия влияют на
поведение.Посмотрим как интерпре-
тируется определение  социальной 
психологии  в учебнике Андреевой
Г.М. "Социальная психология -
отрасль психологической науки, кото-
рая изучает  закономерности поведения и деятельности людей,  обус-
ловленные включенностью их в социальные
группы, а также психологи-
ческие особенности  самих этих групп".(1) Листая учебник
Андреевой
Г.М. "Социальная
психология"  мы  невольно 
сталкиваемся  с  очень
конкретными названиями абзацев,такими
как:  "дискуссия о предмете
социальной психологии",  "задачи социальной психологии  и 
проблемы
общества", находим такие громкие
фразы типа "сфера собственных ин-
тересов социальной психологии"
просматривается довольно четко, что
и позволяет  отграничить  ее  как от проблем социологии,  так и от
проблем общей психологии.В свою очередь
учебник Д.Майерса  как  бы
не ставит  задачей  обратить внимание
на столь конкретные формули-
    
1. Г.М.Андреева 
"Социальная 
психология",   Москва:   Аспект
Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.
.
                              - 4 -
ровки, и последовательность
изложения  материала  переходит 
очень
"плавно" от  раздела к разделу. На взгляд исследователя,
Дэвид Май-
рс весьма справедливо  сопоставил 
социальную психологию с фразой
Артура Конан Дойля "Вы никогда не
можете предсказать,  что сделает
любой из нас,  но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-
виды могут меняться, но процент остается
постоянным".
    
Социальная психология сталкивается 
с  двумя  противоречивыми
критическими замечаниями.Во-первых она
тривиальна,  поскольку удо-
стоверяет очевидное,  во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия
могут быть  использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-
ресно в данной главе "ошибки
хиндсайта", или другими словами фено-
мена "я знал это!", как с позиций
просто изложения информации, так
и с позиции "идущей
вдаль",  т.е.  объяснения последствия  данного
феномена.Приводя достаточно  убедительные  примеры из всевозможных
источников, даже из политики, Д.Майерс
не только  заинтересовывает
данной проблеиой, но и заставляет
задуматься.Способы изложения ма-
териала очень восприимчивы для  запоминания,  т.к.  подкрепляются,
как уже было сказано выше
"убедительным числом убедительных приме-
ров".Большинство
социально-психологических исследований относится
либо к 
корреляционным,  либо  к 
экспериментальным.Корреляционные
исследования, для проведения которых
иногда используют метод сис-
тематического опроса,  выявляют взаимосвязь между переменными, та-
кими, например, как уровень образования
и доход.Ставя эксперименты
социальные психологи  иногда 
создают  ситуации которые
затрагивают
эмоции людей.В этом случае они обязаны
следовать  профессиональным
этическим правилам: получать согласие от
осведомленных испытуемых,
следовать принципу "не
навреди",  после  завершениыя 
эксперимента
полностью раскрывать им любой временный
обман.
.
                              - 5 -
    
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные  экспери-
ментов в   теории.Лаборатрные 
эксперимениты  позволяют  проверить
идеи, собранные по крупицам из
жизненного опыта, и затем применить
принципы и  результаты в реальном мире.Изложенность данного текста
о социально-психологических
исследований  удивляет  своей 
доступ-
ностью всех читателей, несмотря на
достаточное количество научных
терминов, в процессе просмотра читатель
как бы забывает, что перед
ним не 
художественное произведение на заданную тему,  а научная
книга.Подводя краткий итог  данной 
главы  исследователь  приходит
к выводу о  том, что  интерпретация
социальной психологии в амери-
канском учебнике и отечественном
отличается.Но  отложим  на 
время
эти первоначальные  выводы 
о  вступительной  части 
американского
учебника.Перейдем к рассмоторению первой
части, содержащей опреде-
ление социальной  психологии как науки,  изучающей, 
что мы думаем
друг о друге.А теперь рассмотрим
изложение материала  о  " Я 
-
концепции" и
"Самопрезентации".
    
Как культура  формирует наше
чувство "Я"?  Кто вы?  Вы - уни-
кальное и сложное создание и можете
по-разному дополнить предложе-
ние "Я - ...".  Элементы вашей  Я - концепции, т.е. 
специфические
убеждения, с помощью которых вы
определяете, кто вы есть - это ва-
ши же 
Я  - структуры. Структуры - это
психические модели,  с по-
мощью которых мы организуем нашу
жизнь.Они влияют на  то,  как 
мы
воспринимаем, запоминаем  и оцениваем других людей и себя.Рассмот-
рим, как Я влияет на память,  явление известное под названием "Эф-
фект ссылки на себя".  Когда информация применима к нашим Я - кон-
цепциям, мы быстро ее обрабатываем и
хорошо  помним.Эффект  ссылки
на себя 
иллюстрирует самый существенный жизненный факт:  ощущение
самих себя лежит в центре нашего
мира.Рассматривая себя обычно как
.
                              - 6 -
центральное звено,  мы 
переоцениваем,  в  какой степени поведение
других нацелено на нас.И часто берем
ответственность за события, в
которых играем лишь небольшую роль.  Наша Я - концепция включает в
себя не только наши убеждения в том, кто
мы сейчас, но также и то,
кем мы 
могли  бы стать - наши возможные
Я.Они заключают в себе то
какими мы видим себя в наших мечтах, -
богатый Я, худой Я, страст-
но любимый  и любящий Я.Они также заключают в себе Я,  которыми мы
боимся стать, - безработный Я, больной
Я, отстающий в учебе Я.Такие
возможные Я мотивируют нас к достижению
особой цели - к той жизни,
к которой мы стремимся.  Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я
-
концепция более
индивидуализированной,  когда Восток
встречается с
Западом". У японских
студентов,  выезжавших по обмену и  пробывших
семь месяцев в университете Британской
Колумбии, повысилось самоу-
важение.У иммигрантов из Азии,  долгое время живущих в Канаде, са-
моуважение выше,  чем 
у недавно иммигровавших и тех, 
кто живет в
Азии.Самоуважение - всеобъемлющее
чувство  собственного  достоинс-
тва, которое  влияет  на  то, 
как мы оцениваем свои особенности и
способности.Сомопознание, однако имеет
слабые стороны.Мы часто  не
знаем, почему ведем себя так, а не
иначе.Люди различаются своими Я
- концепциями.Одни, особенно в
индивидуалистических западных куль-
турах, принимают  концепцию независимого Я.Другие,  часто в Азии и
культурах стран третьего мира, -
взаимозависимого Я.Эти противопо-
ложные идеи  способствуют культуральным различиям в социальном по-
ведении.Высокое самоуважение также
приносит дивиденды.Дополнитель-
ные исследования  локуса 
контроля  и  приобретенной беспомощности
объединил Альберт Бандура в
концепцию,  названную концепцией само-
эффективности.Люди с  высокой сомоэффективностью более настойчивы,
менее тревожны и менее склонны к  депрессиям, 
лучше  учатся.Хотя
.
                              - 7 -
психологическое исследование и
толкование самоэффективности явля-
ется новым, акцент на вашей личной
ответственности за свою жизнь и
реализацию своего  потенциала не нов.Тема "Ты можешь
сделать это",
является бессмертной американской
идеей.В процессе переработки ин-
формации, относящейся  к нашему Я, 
вторгается предрасположение.Мы
охотно прощаем свои неудачи принимаем
похвалу за наши успехи и  во
многом считаем себя  выше 
среднего.Такое завышенное мнение о себе
позволяет большинству из нас
наслаждаться  преимуществами  высокой
самооценки, хотя  есть 
опасность "задрать нос".Предрасположение в
пользу своего Я появляется и в том
случае,  когда люди  сравнивают
себя с другими.
    
У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-
ценивая или недооценивая степень того
факта, что другие думают или
поступают также, как мы,  - феномен называемый " эффектом  ложного
консенсуса".Если рассматривать
мнение, то мы находим поддержку на-
ших позиций, считая, что с нами согласно
большинство.Можно утверж-
дать, что  ложный консенсус встречается т.к.  мы делаем обобщение
из ограниченной выборки.Что касается
наших способностей или ситуа-
ций, чаще  встречается  эффект ложной
уникальности.Такое воприятие
отчасти возникает из мотива поддержать и
повысить самооценку - по-
буждения, которая спасает людей от
депрессии,  но способствует не-
дооценки и групповому конфликту.
    
Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-
лаемый образ как для аудитории вне
(другие дюди),  так и для ауди-
тории внутри  (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая
себя как определенный тип человека.Для
некоторых сознательная  са-
мопрезентация - образ жизни.Те, у кого
высокие показатели по шкале
тенденции к самомониторингу действуеют
как  социальные  хамелеоны,
.
                              - 8 -
т.е. приспосабливают свое поведение в
соответствии с внешними ситу-
ациями.Люди с низкими показателями
самомониторинга меньше заботят-
ся о том, что о них думают другие.Они
больше руководствуются внут-
ренними ощущениями,  поэтому они будут говорить и действовать как
чувствуют на  самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-
альна в наше время.В различной степени
мы  являемся  самомонитора-
ми,мы обращаем  внимание  на наше
поведение и регулируем его,чтобы
произвести желаемое впечатление.
    
Подводя определенные  итоги по
второй главе мы не можем срав-
нить с нашими отечественными учебниками
те  же 
определения,напри-
мер,как самоэффективность,самопрезентация   или 
самомониторинг.Их
нет даже в психологическом  словаре 
А.В.Петровского,возможно  они
имеют другое  толкование  и другое
определение.На мой взгляд Д.Ма-
йерс слишком углубился в псмхологию
личности,задействовав  концеп-
цию самоэффективности  А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-
тера.Однако в разделе Я -  концепция 
достаточно  убедительно  был
описан "эффект  ссылки на себя".Самопрезентация
представлена здесь
второй основной частью этой главы
включая феномен ложной скромнос-
ти и новое определение - самомониторинг.
    
Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи
которых формируются  убеждения 
о  социальном
окружении,демонстри-
руя,как склонны ошибаться люди.Также как
и почти все главы,эта на-
чинается с вопроса:"Кому приписать
причину:человеку или ситуации?"
Объясняя поведение людей мы делаем
фундаментальную ошибку  атрибу-
ции т.е.когда  мы  наблюдаем за
кем-либо,именно эта личность нахо-
дится в центре нашего внимания,а
ситуация незаметна.Когда мы дейс-
твуем,наше внимание обычно направлено на
то,на что мы реагируем,-и
ситуация проявляется более явно.Наши
предубеждения  сильно  влияют
.
                              - 9 -
на то, как  интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем
свои суждения,или получая анекдотичные
или бесполезные  данные  мы
пренебрегаем базовой оценочной
информацией.И на наши суждения час-
то влияет настроение.
    
Исследования социальных 
убеждений  и суждений
показывают,как
мы формируем и лелеем свои
убеждения,которые иногда вводят 
нас  в
заблуждение.
    
Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-
тановки",попытаемся  сравнить,что  имеется ввиду под установками в
американском и отечественном
учебниках.Американский  вариант  дает
порнятие установки как благоприятная или
неблагоприятная оценочная
реакция на что-либо или на
кого-либо,которая выражается  в  мнени-
ях,чувствах  и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-
тивный способ  дать  окружающему  миру 
оценку.Описывая  установки
пользуются  одной  из  трех 
следующих 
характеристик:аффект(чувс-
тва),поведение(намерение),и   познание(мысли).Изучение   установок
близко 
по духу социальной психологии и исторически являлось одной
из ее задач.В отечественном
учебнике  дано  определение  установки
Узнадзе:"установка   является 
целостным  динамическим  состоянием
субъекта,состоянием готовности к
определенной активности,состояни-
ем,которое обуславливается двумя
факторами:потребностью субъекта и
соответствующей объективной
ситуацией"(1).
Однако 
по  определению  сравнения можно уже и закончить в связи с
тем,что в учебнике Г.М.Андреевой
социальная установка(аттитьюд)  и
    
1. Г.М.Андреева  
"Социальная  
психология",  Москва,  Аспект
Пресс, 1997. стр. 289.
.
                              - 10 -
ее 
интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в
другом направлении.На мой взгляд данная
тема в отечественном учеб-
нике 
приобретает  более научную
направленность,в тоже время как в
американском учебнике представляется
более социолого-психологичес-
кая 
тематика.Заметим  также,что в
учебнике Д.Майерса присутствует
значительное количество
социологических  данных.Понятно,что  соци-
альная 
психология опирается на социологические данные,но социаль-
ная психология должна  оставаться 
социальной,а  не  социологичес-
кой.Эти данные исследований очень
дополняют и несколько приукраши-
вают информацию содержащуюся в
учебнике,но в тоже время  "размыва-
ют"  ее  психологическое  содержание.Тем не менее,особого внимания
заслуживают прикладные исследования социальных  психологов 
приве-
денные 
в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже
на данном этапе выявить определенную
традицию,когда в самом начале
задается  вопрос,затем  следует  изложение 
различных  точек  зре-
ния,подтверждения или опровержения, и
наконец,выдается  ответ.Этот
ответ рождает новый вопросы т.д.
    
Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-
вует о вкладе социальной психологии в
понимание,лечение и суждения
клинических психологов.Социальные
психологи активно исследуют  ат-
рибуции и ожидания депрессивных,одиноких
и соматически больных лю-
дей.Примечательно появление  новой 
отрасли  -   Психология   здо-
ровья,которая исследует  связи между болезнью,стрессом и пессимис-
тическим стилем объяснения.
    
Подводя итог  первой части
книги,тема которой" Социальное мыш-
ление",следует заметить,что объем
информации вошедшей во все  раз-
делы огромен и очень четко
подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-
личество примеров,результатов
исследований,дабы приоткрыть тот ос-
.
                              - 11 -
тов на который все так органично
вписывается.Конечно,можно было бы
и покритиковать за значительные
углубления в сферу психологии лич-
ности, и  особенно  в  социологию,но как бы поверхностному взгляду
это не особо заметно.Следует сказать о
продуманности изложения ма-
териала в  первой части и предполагать тоже самое по поводу второй
и третьей частей.
    
Вторая часть   книги  "Социальное  влияние",состоит 
из  пяти
глав,каждая из которых по-своему
неповторима.Например,шестая глава
"Пол,гены  и  культура"  повествует о гендерных различиях.Наиболее
ярко эти различия проявляются в агрессии
или сексуальности.Гендер-
ные различия в сексуальных установках
оказывают влияния и на пове-
дение.Эпизодический "одноразовый"секс
наиболее характерен для муж-
чин 
с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-
являются и в сексуальных
фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос 
о"куль-
туре и поведении",приводя очень
интересные данные.Вводится опреде-
ление личностного пространства как
буферного  пространства,которое
мы 
предпочитаем  сохранять  вокруг себя.Размер этого пространства
зависит от нашей близости с
собеседником.Далее приводятся  примеры
дистанций,которые практически совпадают
с теми,что мы уже видели в
курсе лекций по "Психологии
общения" М.И.Станкина.
    
Рассмотрим теперь 
определение  коллективизма  в американском
учебнике и сравним его  по 
А.В.Петровскому.Коллективизм- 
концеп-
ция,отдающая приоритет  целям 
той  или иной группы по сравнению
с
личными целями.В соответствии с этим
происходит самоидентификация.
Несколько иное понятие дает
А.В.Петровский:"коллективизм - принцип
организации взаимоотношений и совместной
деятельности людей,прояв-
ляющийся в осознанном подчинении личных
интересов общественным ин-
тересам,в товарищеском сотрудничестве,в
готовности  к  взаимодейс-
.
                              - 12 -
твию и 
взаимопомощи,во 
взаимопонимании,доброжелательности и так-
тичности,интересе к проблемам и нуждам
друг друга"(1).
  
Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма
в азиатских культурах и в странах
третьего  мира.Приводятся  инте-
ресные данные исследований проведенные
кросс-культуральными психо-
логами о противостоянии индивидуализма и
коллективизма.
    
Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-
циальной роли как набору
норм,определяющих, как должны 
вести  себя
люди в 
данной  социальной
позиции.Примерно похожее определение мы
встречаем у М.И.Станкина в
"Психологии общения":"социальной  ролью
называется ожидаемое поведение
человека,занимающего данное общест-
венное положение,обязывающее его вести
определенным образом"(2).
    
В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-
ние поведения или убеждений в результате
реального или  воображае-
мого давления группы.В данном учебнике
приводятся такие классичес-
кие эксперименты,как эксперименты
Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема
и т.д..Ссылки на данные эксперименты
имеются и в нашем отечествен-
ном учебнике Г.М.Андреевой,но они
не  более,чем  краткое  описание
некоторых из  них.Проблеме 
конформизма  к сожалению до сих
пор не
занимались в нашей
стране.Поэтому,конечно интересно 
будет  прочи-
тать об этом в американском
учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень
    
1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. 
Психология.  Словарь.М.:
Политиздат, 1990 г. стр. 167.
    
2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-
хологии, 1996 г. стр. 164.
 .
                              - 13 -
объемных вопроса:"Почему
проявляется конформизм?",и "Кто проявляет
конформизм?".Делая выводы  по 
главе  американский  автор обращает
внимание, что социальная психология к
могуществу социального  дав-
ления должна дополняться  вниманием к возможностям личности.Мы не
марионетки.В группе мы лучше всего
осознаем,чем отличаемся от дру-
гих.Данной проблеме  придано 
большое значение в этом учебнике,ис-
пользован значительный вклад психологов
занимающихся в этой облас-
ти.
    
В учебнике  Г.М.Андреевой  показана 
модель  коммуникативного
процесса Лассуэлла,которая  включает пять элементов,такие как:ком-
муникатор,текст,канал,аудитория и  эффективнность. Приблизительно
таже модель  коммуникативного процесса описана на страницах амери-
канского учебника,где  показаны 
четыре  фактора  этого 
процесса:
"коммуникатор",само сообщение,канал  и аудитория.Используя эту мо-
дель Д.Майерс приводит пример действия
последней в процессе втяги-
вания в 
секту.Информация  достаточно  интересная,и уникальная для
отечественной социальной психологии  т.к.по 
всей  видимости,  ка-
ких-либо разработок или исследований в
этом плане пока не наблюда-
ется.
    
Переходя к   следующей  главе, 
которая  называется  "влияние
групп" мы уже можем сравнивать
ее  с 
нашим  разделом  "Социальная
психология  групп"  в  отечественном учебнике.Но посмотрим в каком
направлении пойдет рассмотрение
даннного  вопроса  в 
американском
учебнике. Итак группа:" двое или
более лиц которые взаимодействуют
друг с другом, влияют друг на друга
дольше нескольких мгновений и
воспринимают  себя  как мы".  Обратимся к психологическому словарю
А.В.Петровского и посмотрим,  что только определение малой  группы
схоже 
с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-
.
                              - 14 -
носительно небольшое число,
непосредственно контактирующих индиви-
дов, объединненых общими целями или
задачами".
    
В этой главе рассматриваются три примера  таких  коллективных
влияний как, "социальная
фасилитация" - усиление доминантных реак-
ций в присутствии
других;"социальная леность" 
-  тенденция  людей
прилагать  меньше  усилий в том
случае,  когда они объединяют свои
усилия ради общей цели; и
"деиндивидуализация" - утрата самосозна-
ния 
и  боязни самооценки.Особый
интерес занимает проблема лидерс-
тва, 
которая также подробно описана в учебнике  Г.М.Андреевой.Ли-
дерство в американском учебнике
определяется как процесс, посредс-
твом которого определенные члены группы
мотивируют и ведут за  со-
бой 
группу.Как  видно  со страниц Д.Майерс не ставит таких четких
границ, между понятиями лидер и
руководитель.Однако в американском
учебнике появляются обозначения, помимо
официального и неофициаль-
ного характера лидерства,  роли целевого и социального лидеров.Це-
левые лидеры организуют работу,
устанавливают стандарты и сосредо-
точены на достижении цели. Социальные лидеры  сплачивают 
команду,
улаживают  конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-
пользуют директивный стиль, чтобы
отдавать правильные  приказания,
они 
сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней
задаче. У социальных  лидеров 
часто  проявляется  демократический
стиль руководства, при котором власть
делегируется членам группы и
поощряется их участие в принятии
решений.Как видно из текста, сти-
ли лидерства в американском варианте
представлены только два:  ди-
рективный и демократический.В то же
время  Г.М.Андреева  описывает
три стиля лидерства,  такие как: 
авторитарный,  демократический и
попустительский стили.
.
                              - 15 -
    
Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-
хологиии в сферу правосудия,  а конкретнее в суд присяжных.Подобно
всем другим  экспериментам  в
социальной психологии,  лабораторные
эксперименты, описанные здесь помогают
нам сформулировать теорети-
ческие положения  и 
принципы,  которые мы можем
применять при ин-
терпретации более сложного мира нашей
повседневной жизни.
    
Подводя итог  второй части
"Социальные воздействия", 
отметим
наиболее более важные разделы нашего
исследования, такие как "Кон-
формизм",  "Убеждения", 
"Влияние  группы" и
"Лидерство".Последний
раздел "Социальная психология и
правосудие", интересует нас в пла-
не проникновения американской социальной
психологии в систему пра-
восудия США.Проанализировав,  как мы думаем друг о друге, и как мы
влияем друг на друга, наконец подходим к
третьему аспекту социаль-
ной психологии - как мы относимся  друг 
к  другу.Наши  чувства 
и
действия  бывают по отношению к людям негативными,  а иногда пози-
тивными.В одиннадцатой и двенадцатой
главах "Предрассудки" и 
"Аг-
рессия"  рассматриваются  неприятные  аспекты человеческих отноше-
ний.Предрассудки - это  неоправданно  негативные 
установки.У  них
есть и эмоциональные корни.Предрассудки
обеспечивают чувство соци-
ального преводсходства, а также могут
облегчать маскировку чувства
неполноценности.Агрессия  - 
физическое  или вербальное
поведение,
направленное на причинение вреда  кому-либо.Различают  два 
разных
типа агресии: враждебная (злость) и
инструментальная (цель).
    
Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также
как: аверсивные случаи,  возбуждение,  климат (жара), порнография,
телевидение и групповые влияния.Проводя
сравнительный анализ  раз-
дела "групповые  влияния" в американском учебнике,  и раздел "сти-
хийные группы и массовые движения"
в учебнике Г.М.Андреевой,  при-
.
                              - 16 -
мечательно использование  достаточно 
похожих терминов,  таких как
"заражение" и
"рассеянность ответственности" 
и  "деиндивудуализа-
ция" - понятие, которое мы уже
рассматривали выше.
    
Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение  и
близость".Ни одна  глава 
так  легко  не поддавалвсь определенному
анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни
жил человек,  его взаимоот-
ношения с  окружающими  -  действительно существующие или чаемые -
определяют настрой его мыслей и  окраску 
эмоций.Найдя  родственную
душу - человека,  который поддерживает нас и которому мы можем
до-
верится, мы чувствуем, что нас принимают
и ценят такими, какие мы
есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую
радость,  тоскуя по любви
и приязни, мы тратим миллиарды на
косметику, наряды и диеты.
    
Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого
количества примеров,  приведенных в самом начале  главы.Собрав  и
сопоставив примеры безразличия и
бездушия,  и напротив, проявления
чувств сострадания и помощи,  автор уже подводит к самостоятельной
"расшифровке", данного
понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-
бо помощи,  не связанный сознательно с собственными эгоистическими
интересами.Альтруизм -  это эгоизм наоборот.Задавая вопрос
"Почему
мы оказываем помощь ?", получаем
ответ, довольно противоречивый по
своей сути.Иногда  оказание 
помощи  выглядит  как замаскированный
эгоизм, норма взаимности побуждает
нас  на 
помощь,  отвечать  по-
мощью, норма  социальной 
ответственности  вынуждает нас
оказывать
помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа
альтруизма:
    
1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;
    
2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-
вий.
.
                              - 17 -
    
Люди склонны оказывать помощь, 
когда уже видят,  что  другие
бросились помогать,  или 
когда они не спешат.И наконец существует
потрясающее явление: "Хорошее
настроение - хорошие поступки".
    
В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-
ны скорее получают помощь,  нежеле мужчины, хотя помощь исходит от
последних.Женщины так же чаще обращаются
за помощью.Мы более всего
склонны помогать тем,  кто нуждается в помощи и заслуживает
ее,  а
также тем, кто похож на нас.
    
В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-
лема конфликта  и  примирения.Конфликт -
это воспринимаемая несов-
местимость действий или целей.Из-за чего
разгораются конфликты ?
    
В ходе социально-психологических исследований  выявлено  нес-
колько 
причин  этого.Характерно,  что причины эти одни и те же на
всех уровнях социальных конфликтов,  будь-то конфликты межличност-
ные, 
межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-
ного восприятия" прослежена
тенденция  ведущая  к 
гонке  вооруже-
ний.Очень  актуально вписываются примеры, 
совсем недавнего проти-
востояния сверхдержав СССР и США, в
данном учебнике.
    
Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-
ные конфликты, не отобразив, как
следует, межличностные и межгруп-
повые.И опять же отсутствуют четкие
границы разделения конфликтов,
ощущаетя некая неструктурированность при
достаточной продуманности
учебника.Хотя конфликты легко
порождаются и подпитываются социаль-
ными дилеммами,  конкуренцией и искажениями восприятия,  некоторые
не менее могущественные силы,  такие как контакт,  сотрудничество,
коммуникация  и примирение могут превратить вражду  в гармонию.
.
                       2З А К Л Ю Ч Е Н И Е
 Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного
учебника,проведя собственное
исследование.Нет оснований не  согла-
ситься с  мнением  профессора
А.Л.Свеницкого об уникальности этого
учебника и его безусловном влиянии на
нашу социальную психологию и
психологов.Выводы к которым пришел  исследователь  складываются  в
пользу американского учебника.Но  сразу надо отметить,  что амери-
канская социальная психология и
российская  социальная  психология
это два разных подхода,  две абсолютно разные темы и тематике изу-
чения социальной психологии,  различные аспекты проблем исследова-
ния и 
т.д.В  американской  социальной 
психологии основной акцент
ставится на личность и ее изучение,  на личность и ее поведение  в
группе.В нашей отечественной социальной
психологии акцент ставится
на группу,  взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается  в
глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса
исследований о массовых дви-
жениях и больших группах,  чему в учебнике  Г.М.Андреевой,  напри-
мер, придается особое
значение.Коллективизм в американском учебни-
ке это не более,  чем культурный подход противоположный
индивидуа-
лизму.Можно не сравнивать определения в
наших отечественных источ-
никах, они заведомо разные, а к понятию
и значению индивидуализма,
например, в учебнике А.В.Петровского,
уже не хочется возвращаться,
пытаясь найти в нем что-то позитивное.
    
Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-
тельное внимание,  поднимается ряд вопросов  требующих 
дальнейших
исследований и  размышлений.Проблемы конформизма у нас практически
не существует к сожалению,судя  по 
источникам.Все  ссылки,если  и
есть,то обращаются,  в основном к американским авторам и их
иссле-
.
                              - 19 -
дованиям.Уже исходя из этих
немногочисленных сравнений можно  сде-
лать вывод  о совершенно другом подходе изучения социальной психо-
логии,что было описано выше,опираясь в
основном на данные  практи-
ческих
исследований.Теоретизированная  
отечественная   социальная
психология,уступает американской,хотя бы
в областях применения.Уже
достаточно  был  представлен в данном
исследовании краткий экскурс
по всем главам, и соответственно краткие
выводы по ним.На протяже-
нии всего исследования автор пытался
произвести сравнение, чуть ли
не "двух разных социальных
психологий по учебникам".И буквально 
в
каждой главе  еще  раз  убеждался в практической невозможности для
какого-либо основательного сравнения, в
своем исследовании.Пытаясь
произвести сравнение по определенным
проблемам и вопросам, автор в
конце концов подошел к сравнению  определений 
некоторых  основных
психологических проблем.Нащупав  некоторое сходство,  но в основом
опять различия исследователь в конце
своей работы сделал выводы  о
совершенно различном подходе изучения
социальной психологии в аме-
риканской и отечественной социальной
психологии.
    
Учебник Д.Майерса,  как уже было
описано выше содержит огром-
ное количество различного рода
публикаций, практических исследова-
ний, примеров из всевозможных
источников.Оформление, способы изло-
жения материала, его насыщенность,
аргументированность заметно от-
личают его от наших отечественных
учебников.
    
В своем исследовании автор взял за основу в основном  учебник
Г.М.Андреевой "Социальная
психология" и пришел к выводу,  что
дан-
ный источник несомненно надо
переиздавать и подкреплять как  прак-
тическими исследованиями,  так и "убедительным числом убедительных
примеров" и т.д.  Несмотря на то, что для данного исследования
было
взято новое издание учебника
Г.М.Андреевой,  оно не сильно отлича-
.
                              - 20 -
ется от предыдущего.Тоже самое
касается  учебника  А.В.Петровского
"Социальная психология",  который необходимо просто заново переиз-
давать, избавив его от идеологических
основ,  ориентируясь на  ны-
нешнюю постоянно  изменяющуюся  ситуацию.Это касается и всей нашей
социальной психологии в целом, которая
может ориентироваться, нап-
ример, на американскую,  но в свою очередь есть уверенность,что да-
лее будет развиваться по своему
собственному пути.
.
                              - 21 -
                     2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
    
1. Г.М.АНДРЕЕВА  
"СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ
                       УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.
    
2. Д.МАЙЕРС      
"СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ
                       ПИТЕР, 1997.
    
3. Т.В.КУТАСОВА  
"ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-
                       БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-
                       ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.
    
4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".  УЧЕБ.ПОСОБИЕ  ДЛЯ
                       СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ.  - 
М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,
                       1987.
    
5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, 
М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. 
"ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -
                       М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.
    
6. М.И.СТАНКИН   
"ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-
                       ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.
.
            2МОСКОВСКИЙ   
ГОРОДСКОЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
                           2УНИВЕРСИТЕТ
      Курсовая работа на тему: «Сравнительный
анализ отечественной и
                                Американской
социальной психологии»
     
                             Студента Психологического  Факультета
                             Третьего курса, первой группы
       
                     Эрнесто
Родригез.
                         2Москва, 1998 г.
.
                             2П Л А Н
    
2В В Е Д Е Н И Е
    
21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
    
22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
    
23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
    
24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    
2З А К Л Ю Ч Е Н И Е
    
2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
Данная курсовая работа
была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.
Сдавалась: май, 1998. Проф.
Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см.
список литературы.   
Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображае мого давления группы. Сравнительный анализ анализ американского и японского менеджмента курсовая. Сравнительный анализ этических принципов предложенных разными психологами. Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии. Социальная психология реферат на тему Анализ социального явления. Конформизм и его исследования в социальной психологии по майерсу. Реферат по социальной психологии на тему социальное воздействия. Реферат на тему Развитие отечественной социальной психологии. Сравнительный анализ этических принципов ам и рос психологии. Американская организационная социальная психология реферат. Сравнительный анализ американской и российской модели. Сравнительный анализ социальных систем сша и россии. Социальное познание и здоровье человека реферат. Сравнительный анализ этических норм психологов. Сравнительный анализ в социальной психологии.

      ©2010