Психология      бюрократии Психология      бюрократии
Психология      бюрократии РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Психология бюрократии


Московский Государственный
Социальный Университет
Институт Социологии
Контрольная работа
Кафедра « Социальная психология »
Психология бюрократии.
Студента 2 курса факультета 
социологии
Иванова Михаила
Москва - 1997 год. Прежде всего сама трактовка темы реферата
предполагает обращение к изучению психологии групп. Однако, изучив литературу
по данному вопросу, я прихожу к выводу, что бюрократия не является ни группой,
ни тем более классом, в том смысле, какой психология вкладывает в это слово.
Бюрократия как
таковая не тождественна организации и организованности вообще
Бюрократия ( фран. bureaucratie, букв. - господство
канцелярии, от франц. - бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство ),
специфическая форма социальных организации в обществе существо которой  заключается в отрыве центров исполнительной
власти от воли и решении  большинства
членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в
подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения
Проблемами положения бюрократии в обществе
занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и  Макс Ведер, и  Вильгельм Вундт.
Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль
в обществе, а так же ее психологические характеристики.
Так, по Веберу  «Бюрократия — это типичный пример легального
господства. Она основывается
на следующих принципах:
1) существование определенных служб, а стало быть, компетенций, строго определенных законами и правилами
таким образом, что их (функции четко разграничены, как и
власть принимать решения
в целях выполнения соответствующих задач:
2) защита служащих в выполнении их (функций в соответствии с
тем или иным положением
(несменяемость судей,
например). Как пра­вило, служащим становятся на всю жизнь, и государственная
служба становится основной прогрессией, а не второстепенным за­нятием,
дополняющим другую работу;
3) иерархия в выполнении функций, что подразумевает четкую административную структуру, разграничивающую управленческие по­сты и подчиненные подразделения с возможностью обращения высших руководящих инстанций к низшим: обычно в
такой струк­туре
соблюдается единоначалие, а не коллегиальное руководство и
налицо тенденция к максимальной централизации власти:
4) подбор кадров производится
на конкурсной основе по прохождении экзаменов или
по предпочтению дипломов, что требует от кан­дидатов наличия соответствующего специализированного образо­вания. Как правило,
функционер назначается
(реже избирается) на основе свободного отбора на
контрактной основе;
5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной зара­ботной
платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы;
размеры оплаты устанавливаются в соответствии со штат­ным расписанием, учитывающим внутреннюю административную иерархию и уровень ответственности
служащего:
6) право контроля со стороны администрации за
работой подчинен­ных (скажем,
путем создания контрольно-дисциплинарной комис­сии);
7) возможность продвижения по службе на
основе оценки по объективным критериям, 
не по усмотрению администрации ” полное отделение выполняемой функции от личности
служащего. поскольку
никакой служащий не может быть собственником своего поста или средств управления.
           Условия бюрократической организации формируют специфический
тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является
политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение
формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.
           Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в
нарукавниках со строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно
складывается довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои
профессиональные обязанности, обособленные от его личности.  Имея дело с кассиром банка, сидящем возле
своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к безымянному исполнителю
какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если какая - либо канцелярская
служащая захочет обменяться со своей соседкой замечаниями личного характера.
Административный служащий должен исполнять свои профессиональные обязанности,
не имеющие никакого отношения, например, к детям, к отдыху. Такого рода
обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый
теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными
положениями жесткого порядка.
           Формы бюрократии менялись в связи с изменениями
социально-экономических форм устройства общества. Она характерна не только для
западного обества, но и для восточного. Египет периода нового царства,
китайские империи, Римская католическая церковь, европейские государства - все
они имели свою бюрократию на подобие той, какая сохраняется на крупнейших
современных капиталистических предприятиях.
           В нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти
тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей
общественного развития, что совершенно неверно. Бюрократия же представляет
собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Но, в
связи со своими специфическими функциями, бюрократия не может иметь некую
психологическую форму и признаки.

      ©2010