Психоаналитическая      терапия искусством Психоаналитическая      терапия искусством
Психоаналитическая      терапия искусством РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Психоаналитическая терапия искусством


Гизела
Шмеер
Психоаналитическая
терапия искусством
                                                                        Перевод с немецкого
                                                                        Научный руководитель:
                                                                        доктор философских наук
                                                                        Овчаренко Виктор Иванович
Москва
1995
Психоанализ,
исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда Фрейда, базируется на
самонаблюдении (интроспекции), размышлении и воспоминании (рефлексии) и
выражении через слово (вербализации).
Является ли деятельностью выражение через живопись?
Классический
психоанализ понимал и понимает на сегодняшний день под деятельностью любую
отличающуюся от говорения форму выражения и коммуникации, например, язык тела и
живопись, т.е. формы, обходящие нормальный способ осознания через слово.  Выражение при помощи языка тел и выражение
через живопись в сумме не менее ценны; они дают пациенту возможность повторить
старые переживания через действие, а не через воспоминание, заставляют его
остановиться в самой глубине сознания.
Каким
образом при таком высоком значении слова в психоанализе может идти речь о
психоаналитической терапии искусством?
Уже
в течении нескольких десятков лет существуют отдельные психоаналитики, которые
не оставляют и не хотят оставлять без внимания художественное творчество своих
пациентов. Пациент приносит на прием что-либо, что он нарисовал или
сделал.  Спонтанно или по привычке он
выражается через живопись, и созданное им может быть приобщено к
психоаналитическому процессу, так как пациент чувствует, например, что с
помощью этого он может выразить себя в большей степени и быть лучше понятым,
или потому что он страдает затруднениями или природными дефектами речи.
Модифицированный психоанализ
В
последние годы психоаналитические школы открыли для себя такую возможность, и в
качестве расширения или модификации того, что в свое время было приобщено к
выражению через воображение и живопись с помощью анализов, проведенных К.Г.
Юнгом, в рамках, например, моих семинаров возникла своего рода школа
психоаналитической терапии искусством, где на переднем плане выступают
психодинамическое понимание и работа с картинами или их элементами. При этом
психодиагностические и терапевтические начала заимствуют все основные правила
психоаналитических методов. Отличие наблюдается только в том, что во время
работы с картиной пациент должен не лежать, а сидеть напротив терапевта.
Действительно, мимика, жесты и "знаки" пациента очень важны для того,
чтобы терапевт не ожидал от него большего, чем он может восстановить.
Необходимо запомнить: картина часто бывает перенасыщена бессознательным.
Ни один эксперт
 не может
предсказать содержание картины!
Каждый
психотерапевт привык к работе со снами и внутренними картинами пациентов. Он
обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех красках представить себе
то, о чем рассказывает пациент.  И все
же мы бываем очень удивлены, когда пациент, раньше "только"
говоривший, начинает по Вашей просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо
чувство ит.д. Картина выглядит не так, как мы представляли ее себе, слушая
пациента: она более красочная, напыщенная, ничтожная, сильная,
"здоровая", хрупкая, разорванная, непропорциональная, могущественная,
устрашающая, детальная, бедная, богатая, нереальная, абстрактная, духовная -
она совершенно другая. Ни один опытнейший аналитик не может высказать точных
предположений относительно того, что изобразит его пациент на бумаге и как:
какими мазками, какими красками, каковы будут композиция и распределение
пространства.
Игра
смены физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная динамика,
разделяющееся и собирающееся движение - все это видно на картине, все это
чувствуется. Картина становится третьим помощником, указывающим на невидимое
ранее, предлагающим источники и решения.
Картина как посредник другого языка
Психотерапевт
может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам души, ими созданными:
по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным символам, существам и
духам, по чему-то хаотически распадающемуся, неприятно точному, по горам,
символам страха, ненависти и ужасным сексуальным символам, по прибоям и
берегам, опасным приключениям и другим местам. Терапевт дозирует, т.е.
затрагивает (обсуждает)  ровно столько
элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.
Процесс
восстановления в случае "модифицированного психоанализа" (с помощью
картин) или в случае "психоаналитической терапии искусством" (при
изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина
(образ)  становится посредником более
глубокого, основательного, богатого, красочного и приближенного к истине языка.
Процессы познания
в психоаналитической терапии искусством
У
терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных положений.
Одно
из этих положений называется выражением. На переднем плане находится творческий
процесс как таковой. Способность пациентов самовыражаться (например, в виде
живописи) поощряется терапевтами искусством.
В
психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я понимаю) находится
процесс познания. Познание и осознание фигурирует во всех известных в
психоанализе течений.
На
примере одной картины мне хотелось бы кратко осветить следующие темы (см. рис.
на стр.115).
1.  Я в контексте психодинамики
Прежде
всего Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама художница) и
говорит: "Это - я". На этой картине художница сидит, прислонившись к
дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в темной пещере,
вытянув руки, и смотрит в другую сторону.
Позиция
Я у художницы этой картины регрессивна (взгляд налево на картине) и беспомощна
(прислонение / протянутые руки).
2.
Механизм защиты / Фиксация
Художница
фиксируется на матери. "Вот моя мать стоит на коленях в пещере,
наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в этом
виноваты! В конце концов она покончила жизнь самоубийством."
Сидя
у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница "смотрит на
вину",  оставшуюся ей после смерти
матери. Наблюдая за этим комплексом вины и из-за этого уничтожая свою духовную
энергию, художница открывает для себя дорогу направо, дорогу к прогрессу.
3.
Перенос / Проекция
Каждая
картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений. Не только между
личностями, нарисованными на ней, но и между автомобилями, дорогами, реками,
зверями, цветами и предметами существует динамика отношений. Эта динамика
отношений исследуется психоаналитически ориентированными терапевтами искусством
как в плане актуальном, так и проективном.
Например,
терапевт спрашивает пациентку: "Существует ли между мной и ней такая же
ситуация (переноса), как на картине?"
Вдруг
я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница? Или я тянущаяся вверх
сестра? Переносит ли на меня пациентка различные комплексы вины (например, если
она вынуждена была отменить встречу / опоздала / иногда не принимает меня)?
4.
Взаимный перенос
Терапевты,
которые пережили примерно то же самое относительно своих матерей, могут
склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные чувства и чувства
художницы, оценить отношение матери как давление и, следовательно, осложнить
конфликт пациентки с матерью.
Терапевтам,
исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не приходит в голову, что
на этой картине отца нет. "Отрицание", "слепое пятно"
терапевта и художницы совпадает и является препятствием.
Или
оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший курс по самопознанию и
имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет в существовании "слепых
пятен" и использует взаимный перенос для диагностических целей.
5.
Сопротивление
Предложение
врача продолжить картину на листе бумаги, положенном справа, т.е. изобразить
дистанцию между собой и матерью или новую ситуацию отношения, повергает
художницу в нерешительность. Сопротивление воспринимается и обрабатывается
ориентированными на психоанализ терапевтами искусством со всей серьезностью.
Оно означает отказ от фиксации на комплексе вины, в данном случае, например,
отделение от матери. В конце концов художнице удается нарисовать в качестве
продолжения картины дорогу, которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную
жизнь (см. рис. на стр. 117). Новый контекст этой картины превращает старую
вину в "черную мозоль", на которой теперь никто не фиксируется и не
задерживается.
6.
Источники
Дорога,
по которой идут трое братьев и сестер, теперь "освещается"
дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево - архетипный символ
матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой
противовес нехватке настоящих родителей.
Как
мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует как от
терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и каналов
познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой плоды познания:
ясность и правду.
Библиография
1.
Шмеер Г. Я на картине. / Применение психодинамики в терапии искусством. //
Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.
2.
Шмеер Г. Лечебные деревья. / Картины деревьев в психотерапевтической практике.
// Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.

      ©2010