Причастие и деепричастие Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Причастие и деепричастие


(С) Пупышев Алексей Валерьевич
(alex_p@gmx.net) В рамках проекта
"Работай головой!"
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ. В кругу частей
речи русского языка глагол занимает цен-
тральное
положение, так как обладает наиболее разветвленной сис-
темой
форм и грамматических значений, которые в совокупности опре-
деляют
важнейшие особенности построения и
функционирования рус-
ских
предложений различных типов. Одними из основных
форм глагола являются причастие и деепри-
частие. Основное направление
в изучении причастий - это
целеустрем-
ленное
введение в речевую практику соответствующих
причастных
конструкций
в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта
важнейшая
целевая установка достигается при помощи раскрытия са-
мого
понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматичес-
ких
особенностей. Для раскрытия понятия
причастия необходимо найти наиболее
подходящую
синтаксическую базу. Такой базой может послужить наг-
лядное
сопоставление синтаксических синонимов типа "снаряд, кото-
рый
летит - летящий снаряд". Наблюдая образованные
глагольные формы и
сопоставляя их с
исходными,
ученики , направляемые учителем, обращают внимание на
то, что
данные формы сохраняют значение вида и времени, но вмес-
те с
тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные,
изменяются
по родам, числам и падежам. Таким образом,
причастие обозначает
действие, представляет
его в
виде признака предмета. Для укрепления
синтаксической базы в понимании лексико-
грамматической
сущности причастия учащимся дается задание преоб-
разовать
в причастия еще ряд сочетаний
слова
"который" с гла-
гольными
формами настоящего и прошедшего времени. При этом особо
-
2 -
подчеркивается
необходимость сохранения "ся" в структуре причас-
тия. После ознакомления
с общим понятием
причастия необходимо
особо
остановиться на образовании падежных форм причастий мужско-
го,
среднего и женского рода, а также множественного числа, учи-
тывая
,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естес-
твенной
практики в образовании падежных форм
причастий.Трениров-
ка
должна начинаться с задания , требующего образовать устно, а
затем
записать формы всех падежей для данных словосочетаний при-
частия
с существительным. В дидактический материал
включаются
причастия
настоящего и прошедшего времени, в том числе и причас-
тия с
"ся" , например , "звенящая струна, изменяющийся голос". Продолжая эту работу
, ученики перспективно знакомятся с
причастным
оборотом и особенностями его употребления в речи. Необходимо обратить
внимание на то, что причастие
с зависи-
мым
словом стоит перед определяемым существительным , и просит
перестроить
предложение таким образом ,чтобы причастие с зависи-
мым
словом стояло после определяемого
существительного.Причастие
с
зависимыми словами называется причастным оборотом.Причастный
оборот
, стоящий после определяемого существительного, в устной
речи
выделяется паузами, а на письме запятыми. Умение безошибочно
отличать выделяемый причастный оборот
от
невыделяемого
начинает формироваться в процессе неоднократного
повторения
. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
ПРИЧАСТИЯ.
ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ
И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И
ПРОШЕДШЕГО
ВРЕМЕНИ.
КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.
- 3 - Объясняя значения
действительных и страдательных
причастий,
учитель
снова может обратиться к синонимическим отношениям , ко-
торые
наблюдаются между причастиями и
сочетаниями личной формы
глагола
со словом "который". Ученикам предлагается 2 таких соче-
тания
со словом "который" в в именительном и винительном падежах.
Эти
сочетания учащиеся преобразуют
в действительные и
страда-
тельные
причастия , после чего по вопросам учителя
выясняются
смысловые
различия ними и дается определение и тому и другому Действительные
причастия представляют в виде
признака дей-
ствия,
совершаемого самим предметом.страдательные причастия пред-
ставляют
в виде признака
действия,которому
подвергается данный
предмет
со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные призна-
ки
страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них мо-
жет
быть зависимое существительное или местоимение
в твори-
тельном
падеже (земля, освещенная солнцем), обозначающее
дей-
ствующий
предмет. После ознакомления с
различиями между действительными и стра-
дательными
причастиями учащиеся
записывают несколько примеров,
находят
в них причастные обороты и оприделяемые
существительные,
ставят
нужные знаки препинания и указывают действительные и стра-
дательные
причастия. Переходя к изучению
правил формообразования причастий,
учи-
тель
сообщает ученикам о том что действительные причастия обра-
зуются
от переходных так и от непереходных
глаголов, а страда-
тельные
причастия только от переходных глаголов и
что причастия
имеют
только настоящее и прошедшее время, а
будущего времени не
имеют.
Затем учащимся объясняются
правила образования действи-
тельных
причастий на основе составления схемы формообразования.
- 4 - Пример.Действительные
причастия
- настоящее время: стеречь - стерег -
стерегущий;
- прошедшее время: кричать - кричавший. Необходимо знать, что
от глаголов несовершенного вида
обра-
зуются
причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов
совершенного
вида - только прошедшего времени, так как такие гла-
голы
вообще не имеют настоящего времени. Характеризуя средства
и способы образования страдательных
причастий,
используют также формообразовательные схемы. Пример.Страдательные
причастия
- настоящее время: рисовать - рисуют -
рисуемый;
- прошедшее время: рассказать -
рассказанный. Иногда для
образования страдательных причастий настоящего
времени
используется суффикс "ом" (вести - ведут - ведомый). От
большинства
глаголов несовершенного вида
не образуются страда-
тельные
причастия прошедшего времени ( бросать - бросаемый). Основной вид
самостоятельной работы, формирующий быстро об-
разовывать
страдательные причастия,- это нахождение
данных форм
от
подобранных учителем
переходных глаголов. Очень полезно
самостоятельное нахождение всех возможных
для
данного
глагола форм действительных и страдательных причастий. В изучении образования
и употребления кратких форм страда-
- 5 -
тельных
причастий
форму,
которая позволила бы учащимся самостоятельно встретиться с
краткими
причастиями в процессе выполнения грамматических заданий.
Такой
платформой может быть задание,
требующее преобразовать
неопределенно-личную
конструкцию с прямым
дополнением и формой
прошедшего
времени переходного глагола в
конструкцию с кратким
страдательным
причастием. ПЕРЕХОД ПРИЧАСТИЙ В
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Явление перехода причастий в
прилагательные и существи-
тельные
раскрывается на материале сравнения следующих словосочетаний: - подходящий поезд -
подходящий случай; - учащиеся дети -
лучшие учащиеся.
Здесь
причастия перешли в качественное прилагательное и в сущес-
твительное. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ
РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ. В завершающий этап
работы по изучению причастий можно
вклю-
чить
серию заданий аналитико-синтетического и синтетического ха-
рактера.
Аналитические задания предполагают опознание причастий в
отрывках
связного текста и отдельных предложениях и харектеристи-
ку их
морфологических особенностей и синтаксических функций, а
также
общей роли в стилистической организации текста. Указанная работа предполагает собой морфологический разбор
причастий,
который необходимо проводить в следующем порядке: 1. Выразительное
чтение текста; 2. Выделение
причастий вместе с оприделяемым им существи-
-
6 -
тельным; 3. Решение вопроса о
том является ли причастие одиночным или
же
имеет при себе зависимые слова; 4. Указание начальной
формы причастия; 5. Характеристика
морфологических особенностей
и структуры
причастия; 6. Указание
синтаксической роли , рода и числа
для кратких
страдательных
причастий, сопоставления с полной формой. Разбор причастий
может сопровождаться вопросами,
требующими
объяснения
их отдельных особенностей. При
наличии соответствую-
щих
текстов может быть поставлен
вопрос о стилистической роли
причастий. Задания
аналитико-синтетического характера
могут представ-
лять
собою : - образование всех
возможных причастных форм от данных
гла- голов " защищать - защищающий,
защищавший, защищаемый"; - составление
предложений с придаточным определением и заме- ной его
причастным оборотом
" Вопрос, который поставил учитель, требовал смекал-
ки - Вопрос, поставленный учителем, требовал сме-
калки." - постановка
причастного оборота перед определяемым словом и после
него
" Поставленный учителем вопрос требовал
смекалки -
Вопрос, поставленный учителем, требовал смекалки.". Задания
синтетического характера - это
устные и писменные
изложения,
сочинения, рассказы.
- 7 - ПОНЯТИЕ О
ДЕЕПРИЧАСТИИ. ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ. В процессе изучения
деепричастий учащиеся должны усвоить се-
мантико-грамматическую
специфику деепичастия как особой формы
глагола,
обозначающей добавочное действие, должны выделить 2 раз-
новидности
деепричастий ( деепричастия несовершенного и совершен-
ного
вида ) и уяснить особенности их образования, должны практи-
чески
освоить деепричастный оборот и
научиться рационально ис-
пользовать
его в собственной устной и письменной речи. Всю рабо-
ту на
достижение указанной цели необходимо строить с учетом того,
что
деепричастия, как и причастия, являются в основном принадлеж-
ностью
книжного стиля и до начала их изучения мало используются в
практике. Для того чтобы
раскрыть понятие деепричастия необходима
де-
монстрация
яркого литературного примера,
насыщенного деепричас-
тными
формами, которые наглядно выражают значение дополнительно-
го
действия, функцию обстоятельства. "У костра,
вытаращив испуганные глазенки, держась одной ру- кой за кнут, а
другую приподняв, точно защищаясь, стоял
ху- денький
черноголовый парнишка." ( А. Фадеев ). После чтения примера
учитель предлагает выделить в нем
под-
лежащее
и сказуемое ( мальчишка стоял ), а затем просит уточнить,
как
именно стоял мальчишка. Ученики без
труда объясняют, что
мальчишка
стоял, вытаращив испуганные глаза. Таким образом
устанавливается, что данные словосочетания от-
- 8 -
вечают
на вопрос КАК? и служат в предложении обстоятельствами об-
раза
действия. Далее ученики находят в каждом из этих словосоче-
таний
главное слово ( вытаращив, держась, приподняв, защищаясь )
и
уясняют значение дополнительного действия, выражаемое каждым из
этих
слов, по отношению к основному действию, которое обозначено
сказуемым
"стоял". Таким образом,
неизменяемая глагольная форма, которая
обоз-
начает
добавочное действие, и
служит в предложении обстоя-
тельством,
называется деепричастием. Деепричастия, как и все другие формы глагола,
подчиняют се-
бе
формы косвенных падежей существительных, местоимений, а также
наречия. Для объяснения
способов образования деепричастий ученики под
руководством
учителя строят формообразовательные схемы, выявляют
глагольные
основы и формообразующие суффиксы. На этой фазе форму-
лируются
правила образования деепричастий. Деепричастия бывают
совершенного и несовершенного вида. Образование
деепричастий несовершенного вида. "лежать -
лежащий - лежа; нести - несут - неся; улыбаться - улыбаются
- улыбаясь". При наличие
возможности рассматриваются некоторые частные
случаи: 1. в прошлом нередко
употреблялись в народно-разговорной ре-
чи
деепричастия несовершенного вида на "учи - ючи":
- 9 - "Никого не
осуждаючи, он один слова утешные говорил мне уми- раючи."(Н.
Некрасов). В современном языке
из этих форм употребляется лишь форма " будучи ". 2. Деепричастия
несовершенного вида не образуются: - от глаголов, теряющих в прошедшем времени
суффикс " ну ": "
пахнуть - пах,
сохнуть - сох,
стынуть - стыл "; - от глаголов с
основой настоящего времени на " г - к " : "
бегут, пекут "; - от глаголов без
гласных звуков в основе настоящего време- ни: "
пьют,шьют,ткут ". Наиболее эффективной
формой практической работы по образова-
нию
деепричастий несовершенного вида является многократное повто-
рение
формообразовательного акта на базе приведенной схемы с вы-
делением
из данной группы глаголов только глаголов
несовершенно-
го
вида. Дидактический
материал: брызгать, брызнуть,
мелькать, мелькнуть, прыгать, прыгнуть,
двигаться, двинуться, трясти, тряхнуть,
пугать, вспугнуть, предполагать,
предположить, изучать, изучить. ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕЕПРИЧАСТИЙ СОВЕРШЕННОГО ВИДА. Отдохнуть - отдохнув,
отдохнувши
-
10 - улыбнуться -
улыбнувшись перенести - перенесши изнемочь - изнемогши Основа неопределенной
формы плюс суффиксы " в - вши " ( пос-
ле
гласных ) или " ши " ( после согласных ) плюс " сь ". В процессе построения
схемы учащиеся усваивают основное
пра-
вило
образования деепричастий совершенного вида. Дополнительно им
сообщаются
также и некоторые частные случаи, а именно: 1. От некоторых
глаголов деепричастия совершенного вида
об-
разуются
при помощи суффикса " а " - в этом случае могут сущес-
твовать
параллельные формы: " простясь -
простившись,
возвратясь - возвратившись ". 2. Деепричастия
совершенного вида с суффиксом " а
" наблю-
даются
в некоторых устойчивых словосочетаниях: " очертя голову, сломя голову, спустя
рукава, скрепя сердце ". Как и в предыдущем
случае, учащиеся упражняются в
образова-
нии
форм деепричастий совершенного вида. С этой целью использует-
ся
приведенный выше дидактический материал, из которого учащиеся
выбирают
только глаголы совершенного вида. В общей оценке
значений деепричастий нежелательно
категори-
чески
заявлять ученикам, что деепричастия несовершенного
вида
обозначают
" действие незаконченное ", а деепричастия совершенно-
го вида
- " действие законченное ", ибо фактически видовые значе-
ния
деепричастий сохраняют все многообразие
видовых значений
спрягаемых
глагольных форм. Учащиеся знают, что
совершенный вид
может
обозначать: - результат ( построить, воспитать );
- 11 - - однократность или
мгновенность ( встряхнуть,
сверкнуть ); - начало действия ( заговорить, запеть ) и т.д. При изучении
деепричастий несовершенного вида
учащиеся мо-
гут вспомнить
приведенную выше трактовку категории вида. После изучения
способов образования деепричастий несовершен-
ного и
совершенного вида учитель знакомит учащихся с деепричас-
тным
оборотом и синтатическими функциями деепричастия. В каждом примере
учащиеся находят сказуемое и ставят от
не-
го
смысловой вопрос к деепричастию. При этом волей - неволей отве-
чать на
данный вопрос приходится не одним деепричастием, а дееп-
ричастием
с относящимися к нему словами. Таким образом легко вы-
деляется
деепричастие и относящиеся к нему слова
и раскрывается
понятие
деепричастного оборота. Далее внимание учащихся обращает-
ся на
то, что деепричастный оборот в предложении является обстоя-
тельством
и может стоять в конце предложения, в
его начале или
середине
и что в любом из этих положений деепричастный оборот в
устной
речи выделяется паузами, а на письме - запятыми. В допол-
нение к
этим выводам учитель уточняет, что
одиночное деепричас-
тие
также обычно выделяется паузами в устной речи, а на письме -
запятыми. Подбирая задания для
отработки умения пользоваться деепри-
частными
конструкциями в речи, учитель предлагает
ученикам раз-
личные
упражнения творческого характера, а именно: 1. заменить одно из однородных
сказуемых с соответствующим
деепричастием
; 2. заменить
придаточное времени деепричастным оборотом; 3. подобрать к
выделенным сказуемым подходящие по смыслу
деепричастные
бороты и т.д. Выполняя
перечисленные задания, учащиеся в
завершении каж-
- 12 -
дой
работы производят разбор в следующем порядке: 1. выразительное
чтение текста; 2. выделение
деепричастия; 3. решение вопроса о
том, является ли деепричастие одиноч-
ным или
имеет зависимые слова; 4. определение места
деепричастия в структуре предложения; 5. определение вида
деепричастия; 6. указание
глагольной основы и суффикса деепричастия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.В.
Дудников, Методичка изучения грамматики,
Просвещение,
М.:1988. 2. Л.П. Федоренко,
Принципы обучения русскому языку, М.:1973. 3. А.К. Федоров,
Трудные вопросы русского языка, М.:1972.
Понятие существительного прилагательного глагола деепричастного оборота и тому подобное. Что такое причастие деепричастие и деепричастный и причастный оборот в русском языке. Причастия и деепричастия в русском языке примеры причастных и деепричастных оборотов. Презентации к уроку русского языка по теме образование причастий и деепричастий. Существительное и прилагательное как подчёркиваеться и т д клас руский язык в. Предложений с причастным оборотом который стоит перед определяемым словом. Конспект урока по русскому языку Действительные и страдательные причастия. Причастие деепричастие как части речи Причастные и деепричастные обороты. Предложений с причастным оборотом который стоит пред определяемым словом. Правила русского языка синонимы антонимы причастие деепричастие за класс. Предложения со словом электрик и причастным или деепричастными оборотами. Причастия деепричастия страдательные причастия действительные причастия. Презентация к уроку русского языка ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ. Продолжите перечень примеров обозначая примеры страдательное причастие. Как охарактеризовать роль причасных и деепричастных оборотов в тексте.

      ©2010