Реферат по педагогике
студентки III курса МГЛУ
304 а/в факультета ГПН
Яншиной Марии
Подготовка школьников
к общению
Подготовка
школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной,
психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение
способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным
временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом
возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее
устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
В том
или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные
дисциплины: этику, психологию, театральную педагогику, психотерапию, теорию управления
и др. В силу специфики этих предметов их данные не могут быть прямо перенесены
в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в
модифицированном виде.
Подготовка
к общению предполагает определенную дифференциацию учащихся по полу и возрасту,
по мере успешности их общения, по характерологическим свойствам. Работа по
подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на
тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом
случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в
зависимости от возраста и пола ребят.
Обучение
школьников общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических
знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и организацию
практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний
может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа
школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения
учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни
коллектива.
Обучение
общению школьников, испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется
с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей
в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне).
В
опорных школах для этих ребят организовывались специальные групповые занятия по
обучению приемам общения, им старались обеспечить особую позицию в процессе
жизнедеятельности коллектива, в которой они могли приобрести соответствующий
опыт.
Работа
по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие
определенных особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них
определенных социальных установок и коммуникативных умений.
Согласно
взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия,
характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы. Свойства этой
ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже известным проблемам:
умение включать частные проблемы в более общие и т.д. Однако этой стадии в
развитии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэтому важным аспектом
подготовки школьников к общению является развитие определенных способностей
мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере
общения личности: открытости (дивергентности), гибкости (флексибильности),
нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Все эти
свойства непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы.
Названные
особенности мышления проявляются, развиваются и важны не только для
функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах ее
жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей
жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего
учебно-воспитательного процесса.
Вторым
важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного
владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и
правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров
своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела,
корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на
вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный
уровень речевой антиципации (предвосхищения).
Развитие
свободного владения речью реализуется согласно учебным программам во всех
классах в процессе обучения.
Важнейшим
аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально
ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к
цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его
результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к
мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то,
чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше
отдавать партнерам.
Формирование
социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно
осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и
непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем
общении с учащимися.
Эффективным
путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая
распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов,
как собрание (которое в этих целях в массовой практике не используется). Всякое
собрание выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его
участниками. В связи с этим особое внимание должно уделяться тому, чтобы
школьники учились слушать и уважительно относиться к высказываемым на собрании
суждениям, ясно и четко излагать собственные точки зрения. Второй функцией
собрания можно считать переработку информации, что требует от учащихся умения
обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья –
функция поведения – требует от учеников умения тактично по содержанию и
сдержанно по стилю и тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям
оппонентов; определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения
проблемы, стоящей перед собранием.
Эффективным
способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок
учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том,
что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных
проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью
поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом: 1)
определение и формулировка проблемы; 2) рассмотрение фактов, из которых она
вытекает; 3) подбор критериев для оценки решения; 4) рассмотрение и оценка
решений; 5) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять для реализации
найденного решения.
Эффективность
групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на
дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать
своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при
этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный
вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся
проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт
участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает
возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему
поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о
себе и своем поведении в процессе общения.
Формирование
социальных установок должно основываться на специфике возрастных типов общения
школьников. Однако в процессе исследования обнаружилась необходимость двойного
учета этой специфики – актуального и предвосхищающего. С одной стороны, у
школьников каждой возрастной группы надо формировать установки в сфере общения,
исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой – у каждой возрастной
группы надо формировать установки, которые характерны для последующих
возрастных типов.
Особым
разделом работы по подготовке школьников к общению является развитие и
формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить известные
школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой
ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;
б) умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных
школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в) умения создавать новые способы и
конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.
Эти основные умения конкретизировались в процессе опытно-экспериментальной
работы. Были выделены несколько групп коммуникативных умений:
1.
Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его
настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее истолковывать.
Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной каждому возрасту
мере овладения этими умениями.
2.
Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и между ними, т.е.
в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени
близости и в мере доверительности.
3.
Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется
главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в
которой оно происходит. И хотя любая ситуация уникальна для партнеров, тем не
менее все они могут быть сведены к некоторым большим группам, каждая из которых
регулируется зафиксированными в общественной практике символическими системами.
Умение
ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь обучение школьников
установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с
деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с
конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить
темы для общения в каждом из названных случаев. Школьник должен уметь различать
виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в
коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.
Литература.
1.Куписевич.
Основы общей дидактики. М., 1986.
2.Лернер
И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980
3.Дидактика
средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982
И без регистрации на тему Обсуждение и виды делового обсуждения. На тему особенности формирования навыков общения школьников.