Министерство образования
Украины
Киевский государственный
экономический университет
Кафедра педагогики и психологии
ОТЧЕТ
по программе
педагогической практики
Студента
4-го
курса спец. 0104
4-й
группы
Чижа
Ю.А.
«Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель практики Руководитель
базы
от Университета практики
Приходько В.Н. _____________________
«___»___________ 1997г. «___»___________
1997г.
Содержание
Содержание............................................................................
Календарный
план.................................................................
Характеристика базы
практики............................................
Социально-психологическая характеристика аудитории.....
Анализ посещенных
занятий................................................
Анализ проведенных
занятий..............................................
Исследование личности биографическим методом..............
«Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель практики Руководитель
базы
от Университета практики
___________________ ___________________
«___»__________1997г. «___»__________1997г.
Календарный план педагогической практики
студента Чижа Юрия
Александровича
на период от 3
февраля 1997г. по 28 февраля 1997г. Раздел программы Форма отчетности Срок выполнения 1. Общая характеристика базы практики отчет 2. Индивидуальная характеристика ученика отчет исследования 3. Посещение занятий первое занятие второе занятие анализ занятий 4. Проведение занятий первое занятие второе занятие конспект лекций и дидактические материалы 5. Подготовка письменного отчета и материалов к нему 6. Сдача дифференцированного зачета
Студент-практикант _______________ _______________
подпись дата
Характеристика базы практики
Учебное заведение, в котором я
проводил занятия называется Частное малое предприятие «Детский культурный
центр». Находится это учреждение по адресу Тростянецкая 7 б, г. Киев на базе
средней школы №284. Это учреждение основано в 1991 году с целью внедрения новых
методов обучения для учеников различных возрастов, а также предоставления
учащимся средних школ возможности получения дополнительного образования.
«Детский культурный центр» не дает среднее образование самостоятельно, т.е. его
нельзя приравнять к средней школе, лицею или гимназии. Это учреждение основано
для того, чтобы предоставить возможность одаренным ученикам расширить свой
кругозор, углубить свои знания в интересующих их предметах, преодолеть барьер
«школа – ВУЗ».
В центр принимаются дети
возрастом от 9 до 16 лет, с обязательным условием обучения в среднем учебном
заведении: школе, лицее, гимназии и т.д. Занятия в центре проводятся во второй
половине дня, начиная с 14.00 до 19.00. Занятия проводятся в урочно-классной
форме. Классы в центре насчитывают от 10 до 15 человек и формируются в
зависимости от интересов и учащихся. Урок длится 45 минут. В день учащийся
проводит в центре не более 2 – 3 академических часа, что связано с тем, что
учащиеся центра одновременно заняты в школе.
Обучение базируется на платной
основе.
Центр принимает всех желающих.
Набор ведется до тех пор, пока все места не будут заполнены: это приблизительно
150 человек. Желающие обучаться в центре заполняют анкету, в которой указывают
интересующие их направления из предоставленного перечня. Результаты этой анкеты
являются базой для формирования программы обучения. Основная ставка делается на
изучение иностранных языков: английский, немецкий и французский. Кроме этого
ученики по выбору могут пройти курс «Введение в экономику», «Введение в
журналистику» и «Основы компьютерных знаний». Талантливые дети, интересующиеся
искусством, имеют возможность посещать занятия по хореографии и
изобразительному искусству. В центре имеется спортивный зал и проводятся
занятия физической культурой.
Сейчас центр насчитывает 140
учеников и 20 учителей. Центр оборудован современными аудиториями, лингофонными
кабинетами, компьютерными лабораториями, спортивным залом, актовым залом. Центр
предоставляет право своим учащимся пользоваться библиотекой школы №284.
За каждым курсом
в центре закреплен старший преподаватель, который разрабатывает
Календарно-тематический план, т.е. план преподавания предмета с разбивкой по
часам. В соответствии с этим планом разрабатываются учебно-методические карты
на каждое занятие. Основные положения, которые указываются в карте :
- наименование
предмета;
- имя
преподавателя;
- дата
проведения занятия;
- класс,
в котором будет проводиться урок;
- тема
урока;
- вид
занятия;
- цель
занятия;
- обеспечение
урока;
- описание
краткого содержания урока.
План и учебно-методические карты
передаются старшим преподавателем преподавателям, закрепленным за каждым
классом.
Социально-психологическая характеристика аудитории
В классе
«Детского культурного центра», в котором я проводил занятия 15 человек: 8
мальчиков и 7 девочек возрастом 14 – 16 лет. Центр – частное предприятие, и
обучение в нем стоит немалую сумму. Поэтому здешние ученики – на 95 % дети
состоятельных людей. Их родители, как правило, -- бизнесмены, банкиры,
работники государственной администрации. Ребята обеспеченные и далеки от
проблемы нехватки материальных средств. Любой может позволить себе практически
все. Однако, на мое удивление, их социальный статус не оказывает никакого
отрицательного влияния на их поведение. Я ожидал увидеть тщеславных, упрямых
молодых людей, уверенных в своем будущем, смотрящих на остальных сверху вниз.
Отнюдь, моему взору предстали 15 воспитанных, грамотных и весьма любознательных
людей. Так что в целом аудитория меня вполне удовлетворяет.
Естественно,
не обошлось без недостатков: двое учеников действительно оправдывают мои
ожидания, будучи весьма упрямыми, не проявляющими особого уважения ни ко мне,
ни к учителям, ни даже к своим товарищам. В то же время один из них очень
неплохо разбирается в экономике (видимо влияние родителей), а другой знает 2
иностранных языка, а в центре изучает третий. Не удивительно, что эти двое
держатся обособленно от остальных.
Почти все ребята уже определились
кем они хотят быть, и родительское наставление, мне кажется, сыграло главную
роль.
В центре царит благоприятная
рабочая обстановка: на занятиях достаточно тихо. Центр располагает достаточными
средствами для приобретения достойного инвентаря, приглашения на работу хороших
учителей. Дети берегут имущество, что связано либо с неплохим воспитанием, либо
с высокими штрафами, налагаемыми на родителей за порчу имущества.
В целом
ребята, хоть и хорошо воспитаны, однако не располагают обширными знаниями ни в
экономической сфере, ни в других, даже общеобразовательных науках.
Характер у
моего класса сравнительно покладистый: дети слушают все с заметным интересом,
редко приходится делать замечания. Иногда кажется они ведут себя слишком спокойно.
Довольно сложно их вывести на дискуссию, заставить поделиться собственными
мыслями. Значительно проще у них получается пересказывать мои рассказы.
Поначалу, мне казалось, это вызвано непониманием предмета, однако впоследствии
я убедился, что предмет они понимают, просто они не очень разговорчивые. То же
самое говорят другие учителя. Хотя ребята очень любят всяческие шутки и лучше
всего урок проходит в форме игры.
Анализ посещенных занятий
В «Детском культурном центре»,
где я проходил практику я посетил 2 занятия: занятие по курсу «Иностранный
язык» и «Основы компьютерных знаний».
Урок «Английский язык»
В учреждении, в котором я
проходил практику, работают квалифицированные специалисты в области иностранных
языков. Я посетил одно занятие по английскому языку и был приятно удивлен тем,
что это занятие очень отличается от тех занятий по иностранным , которые я
посещал в школе и в университете. Что поражает в первую очередь – очень сильная
материально-техническая база центра.
Занятия по иностранному языку во
всех учебных заведениях проводятся небольшими группами (обычно до 15 человек).
В «Детском культурном центре» группы насчитывают до 7 человек. Таким образом,
преподаватель на этих занятиях работает с каждым учащимся. Занятия проводятся в
лингофонном кабинете. На каждом столе учащегося установлен специальный
компьютер, который связан сетью с центральным компьютером преподавателя. На
компьютере запускаются специальные обучающие программы. Компьютер оборудован
наушниками и микрофоном. Компьютер способен воспроизводить звуки с помощью
специального програмного обеспечения, а также длинные тексты и видео ролики по
сети с помощью видео-центра, находящегося под управлением преподавателя.
Компьютер также способен записывать речь учащегося и воспроизводить ее с тем,
чтобы каждый мог проанализировать свое произношение.
Занятие можно разделить на 4
этапа:
1) приветствие
учеников, организационный момент;
2) проверка домашнего
задания;
3) фонетическая
часть:
-
изложение нового материала;
-
закрепление нового материала;
4) лексическая часть:
-
изложение нового материала;
-
закрепление нового материала;
5) грамматическая
часть:
-
изложение нового материала;
-
закрепление нового материала;
6) домашнее задание;
7) подведение итогов
занятия.
При проверке домашнего задания
отвечает каждый ученик. На данный урок был задан перевод текста, а также
сочинение на английском «Мир виртуальной реальности». Сама тема сочинения меня
удивила. В школе, помню, мы писали что-то типа «Как я провел лето», и это
называлась самая вольная тема. В сочинении учащимися был описан мир, являющийся
плодом их фантазии. Каждый ученик рассказывал свое творение иногда поглядывая в
свои записи, хотя по словам преподавателя, выучивать сочинение наизусть задано
небыло. После занятия я задал вопрос, почему же они все как один его выучили.
Преподаватель ничего удивительного в этом не увидел и сказал, что такое
происходит на каждом занятии, по-видимому ученикам просто хочется проявить себя
и они стараются выступить наилучшим образом.
После проверки домашнего занятия
началось изучение новой темы (фонетическая часть урока). Ученики включают
компьютеры и запускают программы изучения фонетики. Компьютеры воспроизводят
изучаемые звуки, примеры слов с изучаемыми звуками. Это сопровождается показом
специальных видео роликов, помогающих учащимся правильно пользоваться органами
речи при произношении тех или иных звуков. Затем ученики повторяют эти звуки и
записывают свою речь при помощи микрофона с последующим анализом с
преподавателем.
Лексическая и грамматическая
части также проводятся при помощи компьютера, однако при этом используются
другие программы. На уроке также используются специальные игровые программы,
помогающие учащимся усвоить материал.
Интерес на током занятии
вызывает то, что несмотря на такое активное использование компьютерной техники
в учебном процессе, где, кажется, все делает компьютер, преподаватель играет не
менее важную роль, чем на обычном занятии. При этом преподаватель не только
отлично ориентируется в компьютерной технике, но и является прекрасным
педагогом и психологом и обладает богатым опытом работы с детьми.
Урок «Основы компьютерных знаний»
Урок такого типа я посетил не
впервые. Данный урок в «Детском культурном центре», нужно признаться,
значительных отличий от идентичных занятий в других учебных заведениях не
имеет.
На данном уроке ребята изучают
основы работы с компьютером. В центре одновременно ведется два направления
преподавания компьютерной азбуки. Первое направление – изучения основ,
приобретение элементарных навыков оператора компьютера как пользователя. Второе
направление – основы программирования. Я посетил базовый курс.
Особенность данного занятия в
том, что здесь нет домашнего занятия. Вернее, домашнее задание представляет
собой просмотр материалов, вспомогательной документации, однако, домашнее
задание не имеет практической нагрузки. Естественно, некоторые ребята имеют
возможность попрактиковаться дома – те, у которых есть компьютеры, правда, это
далеко не все. Поэтому, основную часть материала ребятам приходится усваивать
на занятиях. Еще одной особенностью этого занятия, и вообще занятий в «Детском
культурном центре», есть то, что здесь на лекциях не ведутся конспекты. Перед
началом курса ребятам раздается материалы лекций а также рекомендуется
литература, которую можно приобрести здесь же. Не является исключением и данный
предмет. Сегодня издано очень много литературы в области компьютерной техники. Преподаватели советуют ученикам
лучшие издания и некоторые из них продаются в центре.
Перед началом занятия
преподаватель спрашивает ребят проработали ли они розданный им материал, делает
обзор занятия, знакомит учащихся с планом сегодняшнего занятия. Затем
предлагает включить машины и начать работу. Компьютеры подключены к сети, а у
преподавателя – центральный компьютер с помощью которого он может следить за работой
учеников. Занятие представляет собой выполнение небольших практических заданий,
которые дает преподаватель по мере их выполнения. По ходу занятия преподаватель
оценивает учеников, наиболее быстро справившихся с заданием, а также ребят,
предложивших оригинальное нестандартное решение задачи. В процессе занятия
учащиеся задают вопросы по непонятным моментам. Преподаватель предлагает другим
учащимся ответить на вопросы коллег, а в случае, если никто из присутствующих
не в состоянии ответить, отвечает на вопрос сам.
В конце занятия преподаватель
оглашает оценки учащихся, говорит, на какой раздел теоретического материала
нужно обратить внимание к следующему занятию и рекомендует дополнительную
литературу по теме следующего занятия.
Анализ проведенных занятий
В «Детском культурном центре»
мною было проведено два практических занятия на тему «Менеджмент, или как
управлять организацией». Одно занятие проходило в форме урока изложения нового
материала (лекции). Второе занятие в форме урока закрепления изученного материала
(семинара).
Цели и задания обучения темы “Менеджмент или как
управлять организацией?"
1) Обучающие:
-
Дать учащимся элементарные знания основных терминов и
понятий предмета “менеджмент”.
-
Привить учащимся элементарные навыки управления
организацией.
-
Научить учащихся принимать решения в условиях
ограниченности ресурсов, как материальных, финансовых, трудовых, так и
временных.
-
Научить решать элементарные математические задачи,
касающиеся процесса управления.
2) Развивающие:
-
Привить учащимся интерес к процессу управления
организацией.
-
Познакомить с базовыми понятиями процесса управления:
(планированием, организацией, руководством, контролем, процессом принятия
решений)
-
Ознакомить учащихся с литературой, рекомендованной для
руководителей коллективов.
-
Ознакомить учащихся с зарубежным опытом управления
организациями.
-
Ознакомить учащихся с проблемными вопросами управления.
3) Воспитательные:
-
Воспитать у учащихся чувство собственного достоинства.
-
Воспитать и развить чувство ответственности перед
коллективом за выполнение поставленных задач.
-
Воспитать организаторские и управленческие способности.
Урок изложения нового материала
После знакомства с учениками и
небольшого рассказа о себе я предложил ребятам следующий материал.
Текст лекции
Мотивация
Основу экономической жизни многих
стран мира, а теперь уже и нашей страны составляет рыночная форма
хозяйствования. Ячейкой рыночной экономики является организация. Она может быть
представлена в форме фирмы, компании, корпорации, учреждения, института,
кооператива и т.д., однако все это – виды организаций. Каждая организация
нуждается в управлении. Иначе она не сможет существовать и распадется. Давайте
назовем человека, который управляет организацией – “менеджер", а сам
процесс управления – “менеджмент".
Понятия “менеджмент” и “менеджер”
вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Однако, не смотря на это, довольно
прочно закрепились в нашем лексиконе, и теперь нам кажется, что мы знаем их с
детства. Каждый день мы слышим по телевидению, радио, встречаем в газетах
рекламу курсов менеджеров, которые проводят всевозможные школы бизнеса. Я
уверен, что многие из вас давно слышали слова “менеджмент” и “менеджер”.
Давайте попытаемся поглубже разобраться в том, кто такой менеджер и что
представляет собой процесс управления организацией.
Вообще понятие “менеджмент"
имеет несколько значений:
-
процесс
управления организацией;
-
наука,
изучающая процесс управления;
-
искусство
управления.
Процесс управления организацией в
наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя
выполнить успешно руководствуясь лишь сухими заученными формулами. Руководитель
должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных факторов,
благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Организация как открытая система
Организация – это группа людей,
деятельность которых координируется для достижения общих целей. Эти цели могут
быть самые разнообразные: производство продукции, торговля товарами,
предоставление каких-либо услуг, сбор налогов (налоговые инспекции),
осуществление политических акций (например, политические партии), религиозные
цели и т.д.
Условия
существования организации:
1) наличие хотя бы 2-х
человек, которые считают себя частью группы или группой;
2) наличие хотя бы 1-й
цели, которую члены группы считают общей;
3) наличие членов
группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).
Цель для
организации очень важна, так как никогда не удастся добиться результата, если
не знаешь, чего ты хочешь.
Общие
характеристики организации:
1) все организации
для обеспечения своей деятельности используют какие-либо ресурсы:
-
материальные (сырье и материалы);
-
финансовые (деньги);
-
трудовые (рабочие, служащие);
-
энергетические (электроэнергия, газ);
-
информационные (реклама, законодательство) и т.д.
2) организации
преобразуют ресурсы в желаемый конечный результат своей деятельности:
-
продукцию;
-
услуги;
-
действия и т.д.
3) организации
взаимодействуют с внешней средой используя ресурсы, поставляя результаты своей
деятельности;
4) в организации
осуществляется разделение труда:
-
горизонтальное – деление работы, которую
необходимо выполнить на составляющие и распределение между подразделениями
организации либо ее работниками;
-
вертикальное – разделение в организации
управляющих и исполняющих (начальников и подчиненных);
5) все организации
нуждаются в управлении.
Организации
бывают простые и сложные. Простые состоят из одного небольшого отдела, а
сложные включают в себя два и более отделов. Встречаются организации,
насчитывающие сотни отделов с иерархической структурой, подразделения которых
находятся в разных странах мира. Примером простой организации может быть
маленькая парикмахерская, состоящая из одного отдела, занимающего 2 комнаты на
первом этаже здания. Сложная организация – “Mc Donalds", представительства
которого находятся почти во всех странах мира, который насчитывает более 7000
самостоятельных предприятий обслуживающих посетителей, работа которых
обеспечивается поддержкой большого числа организаций, осуществляющих закупку
продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих строительство
магазинов, проводящих рекламу.
Деятельность
организации зависит от того, как эта организация построена. То, как построена
организация, формирует внутреннюю среду организации. Внутренняя среда организации включает совокупность факторов, влияющих
на деятельность организации изнутри: подразделения организации, отношения между
работниками, отношения между руководством и подчиненными.
Организация – это не нечто
обособленное, работающее исходя исключительно из своих интересов, ни от кого не
зависящее образование. Организация – это система, целиком и полностью зависящая
от внешней среды.
Внешняя среда – это совокупность внешних факторов, влияющих на
деятельность организации. Она включает экономические условия, потребителей,
профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации,
систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику, технологию и
другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит
внутри организации. Внешняя среда включает микросреду и макросреду. Микросреда – среда, с которой
непосредственно взаимодействует организация: поставщики ресурсов, потребители,
конкуренты и др. Макросреда –
факторы, оказывающие косвенное влияние на деятельность организации:
политическая ситуация в стране, уровень научно-технического прогресса,
состояние экологии и т.д. Внешняя и внутренняя среда организации представлены в
разделе “Наглядные пособия" на схеме 1.
Менеджер
Менеджер -- человек, который руководствуясь современными методами
организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему
сотрудников. Менеджер деловой организации во всех решениях должен
руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями. Менеджер по
сути осуществляет управление.
Управление – это особый вид
деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную,
целенаправленную и производительную группу.
Признаки деятельности менеджера:
1. Менеджер руководит
работой 1-го или нескольких подчиненных ему сотрудников.
2. Менеджер управляет
частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов
организации.
3. Ему предоставляются
некоторые полномочия, он имеет определенный простор для принятия решений.
4. Менеджер принимает на
себя ответственность за результаты реализации принятых решений.
5.
Менеджер – это человек, который занимает постоянную
руководящую должность в организации. Он может быть как владельцем либо
совладельцем организации, так и наемным работником.
Если взять
какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить
различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и т.д.
Рабочие подчиняются мастерам, мастера – начальникам цехов, начальники цехов –
директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни
менеджеров.
В зависимости
от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить следующие уровни менеджеров:
1) Менеджеры
низшего уровня, так называемые операционные руководители. Круг их задач:
-
осуществляют контроль выполнения производственных
заданий своими подчиненными;
-
отвечают за непосредственное использование ресурсов
организации, выделенных для исполнения данного задания;
-
разрешают конфликты, возникающие между работниками.
2) Менеджеры
среднего уровня. Они подчинены менеджерам высшего уровня и руководят
менеджерами низшего уровня. Их задачи крайне разнообразны и по сути сводятся к
координации различных подразделений внутри организации. Менеджеры среднего
уровня готовят информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня, а
решения менеджеров высшего уровня трансформируют для исполнения менеджерам
низшего уровня.
3) Менеджеры высшего
уровня осуществляют следующий круг задач:
-
формулирование долгосрочных целей организации;
-
разработка стратегии организации; *
-
адаптация организации к изменениям во внешней среде;
-
управление отношениями между организацией и внешней
средой.
Каждый
менеджер выполняет определенный набор правил, характерных для данной
организации. Эти наборы правил называются ролями менеджеров в организации.
Можно выделить следующие группы ролей
менеджеров:
1) межличностные
роли:
-
главный руководитель;
-
лидер;
-
связующее звено (переписка, работа с другими
организациями);
2) роли, связанные с
принятием решений:
-
предприниматель (изыскивает новые возможности для
улучшения работы);
-
распределитель ресурсов;
-
устранение нарушения работы организации;
-
посредник, ведущий переговоры (принятие решений в ходе
переговоров);
3) информационные
роли:
-
приемник информации;
-
распространитель информации;
-
представитель организации во внешней среде.
Как уже
говорилось, каждая организация преследует определенные цели в своей
деятельности. Цели менеджера –
создать условия, благоприятные для достижения целей организации.
Процесс управления организацией
Процесс
управления организацией, а также вопросы, на которые необходимо ответить на
каждом этапе управления представлены в разделе “Наглядные пособия" на
схеме 2.
Менеджер
организации последовательно выполняет все функции менеджмента: планирование,
организацию работы, руководство и контроль. Все эти функции объединяет процесс
принятия решений. Этот процесс выполняется менеджером постоянно.
Планирование
Планирование – формулирования целей и
разработки программ действий по достижению этих целей. Цель планирования – составления проекта желаемого порядка в
будущем. Планирование – основа управления организацией. От того как составлены
планы зависит успех организации. Это хорошо показано на схеме 3.
Типы планов
организации:
1. Цели организации –
проект будущего организации.
2. Стратегии –
генеральная программа действий по достижению глобальных целей организации.
Составляется на длительный период.
3. Политика – общее
руководство для действий и принятия решений при достижении целей организации.
Это “кодекс законов” организации.
4. Процедура –
хронологическая последовательность ряда шагов, которые необходимо предпринять
для достижения поставленных целей.
5. Правило – руководство
к действию (что должно быть сделано в определенных условиях при определенной
ситуации).
6. Программа –
совокупность шагов, которые необходимо предпринять, ресурсов, которые следует
использовать, заданий, которые необходимо выполнить.
7. Бюджет – финансовый
план организации.
Организация
Организационная
деятельность представляет собой процесс упорядочения взаимоотношений и
взаимодействий работников организации для достижения общих целей. Основная цель
этого процесса – сделать сотрудничество людей эффективным.
Процесс
организации включает в себя следующие этапы:
1) определение целей и
задач, которые необходимо решить;
2) на базе этих задач
выявление и видов деятельности, которые необходимо осуществить, т.е. определение
характера работ;
3) создание
подразделений, т.е. группировка работ в отдельные блоки.
4) наделение
руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для обеспечения успеха
деятельности организации.
В более узком
понятии организация представляет собой:
1) определение
конкретных заданий;
2) распределение работ
среди отдельных лиц и групп работников;
3) координацию их
действий.
Руководство
Руководство
представляет собой гармоническое единство понятий лидерства и мотивации.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности
и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Менеджер
становится лидером только благодаря готовности людей разделять его взгляды и
следовать за ним. Эффективность лидера определяется не набором личных качеств
руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Мотивация – процесс побуждения работника к эффективной
деятельности, направленной на достижение целей организации. Менеджеру
необходимо создать все условия чтобы: люди пришли работать в организацию, люди
оставались работать в организации, люди работали эффективно. Процесс мотивации
неразрывно связан с понятиями потребность и вознаграждение.
Контроль
Контроль представляет собой
процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми,
запланированными; установление факта достижения целей организации, выявление
отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы
цели были достигнуты.
Виды контроля:
1) предупредительный или
упреждающий (еще до начала реализации планов);
2) текущий контроль (во
время работы);
3) заключительный
контроль (после реализации планов).
Процесс принятия решений
В узком
смысле принятие решения – выбор единственного варианта из нескольких
альтернатив. Для принятия решения необходимо собрать достоверную полную
информацию, проанализировать ее, найти несколько возможных альтернатив и
выбрать из них наиболее оптимальную.
В широком
смысле принятие решения – это:
- процесс
подготовки решения;
- собственно
принятие решения (выбор варианта);
- реализация
принятого решения;
- контроль
полученных результатов.
В зависимости
от наличия информации, ее достоверности, а также от внутренних качеств самого
менеджера технология принятия решения бывает различной. Выделяют:
- интуитивные
решения – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный;
- решения,
основанные на суждениях – выбор, обусловленный жизненным опытом менеджера;
- рациональное
решение – выбор, сделанный на основе результатов проведенного анализа, оценке
альтернатив.
Наиболее
точным решением несомненно будет решение, принятое на основе рациональной
технологии. Однако менеджер не всегда располагает необходимой информацией и
временем, достаточным для принятия такого решения. Поэтому ему ничего не
остается, как принимать решение, основанное на суждениях либо интуитивное
решение.
Наглядные пособия для урока изложения нового материала
Наглядные
пособия представляют собой некоторые материалы, которые с помощью проектора
были спроектированы на экран и предложены ученикам для рассмотрения. На данном
занятии представлено 3 схемы: “Модель организации как открытой системы",
Процесс управления организацией", “Планирование – основа управления
организацией". Схема 1. Модель организации, как открытой системы. Схема 2. Процесс управления организацией. Функции Результаты Функции Результаты Схема 3. Планирование – основа управления организацией.
Контроль
После лекции я для закрепления изученного я провел небольшой
экспресс-опрос, для чего использовал следующие вопросы к аудитории:
1. Как называется образование,
в котором объединена группа людей для достижения определенной цели?
2. Каковы условия существования
организации?
3. Какие вы знаете виды
ресурсов, используемых организацией?
4. Что такое разделение труда?
Назовите его виды.
5. Нуждаются ли организации в
управлении?
6. Зависит ли организация от
внешней среды?
7. Что такое внешняя среда? Что
она в себя включает?
8. Что такое внутренняя среда?
Что она в себя включает?
9. Кто такой менеджер?
10. Что превращает
неорганизованную толпу в организованную группу.
11. Назовите признаки
менеджера.
12. Какие уровни менеджеров вы
знаете?
13. Какие функции выполняют
менеджеры низшего уровня, какие – среднего и какие – высшего.
14. Что такое роли менеджера?
15. Какие роли играет менеджер
в организации?
16. Какова цель менеджера?
17. Что такое планирование?
18. Какие типы планов
организации вы знаете?
19. Что представляет собой
организация как процесс?
20. Зачем необходимо руководить
людьми? Какие два понятия при этом играют решающую роль?
21. Что такое контроль и зачем
он нужен?
22. Что включает в себя процесс
принятия решения?
Домашнее задание
После опроса мною было следующее
задание на дом:
1. Прочитать конспект лекции и
быть готовым ответить на вопросы, участвовать в беседе, деловой игре по данной
теме.
2. Подготовить интересную
ситуацию (рассказ на 2 – 3 минуты) о деятельности какой-либо организации
(работниках какой-либо организации или ее менеджере), случае с какой-либо
организацией, успехе либо неудаче какой-либо организации, рассказать о причинах
и последствиях этой ситуации.
Урок закрепления изученного
материала.
На данном уроке для начала я
проверил домашнее задание, заданное на прошлом занятии. Выслушав выступления
учеников, поблагодарив их за проделанную работу, приступил к оценке
теоретических знаний в форме теста. См. “Дидактические материалы: задание для
теста”.
В заключение закрепления
изученного материала учащимся было предложено проделать деловую игру, смысл
которой заключается в моделировании реальных условий существования организации
и управления ею. Задание для игры см. в разделе “Дидактические материалы:
модель деловой игры”.
Дидактические материалы: задание для теста
I. Выберите ответ, который, по Вашему мнению, является
правильным и наиболее полным:
1.
Организация – это …
a)
группа людей,
объединенных по какому-либо признаку;
b)
группа людей,
занимающихся бизнесом;
c)
это группа людей,
деятельность которых координируется для достижения общих целей.
2.
Организации
взаимодействуют с внешней средой…
a)
потому что это является
общей целью всех организаций;
b)
используя ресурсы,
поставляя результаты своей деятельности;
c)
так требует
законодательство Украины.
3.
Условия существования
организации:
a)
наличие офиса;
b)
наличие хотя бы 5 человек;
c)
наличие членов группы,
которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).
4.
Все организации
нуждаются в …
a)
управлении;
b)
разделении труда;
c)
рекламе.
5.
Выберите правильное
суждение:
a)
Внешняя среда
организации включает в себя микросреду и макросреду.
b)
Внешняя среда
организации включает в себя макросреду, а та в свою очередь включает
микросреду.
c)
Макросреда также
называется макросредой.
6.
Менеджеры низшего
уровня:
a)
осуществляют контроль
выполнения производственных заданий своими подчиненными;
b)
готовят информацию для
рассмотрения менеджерами высшего уровня;
c)
осуществляют разработку
стратегии организации.
7.
Цель планирования – …
a)
обеспечить максимальную
прибыль организации
b)
создать условия,
благоприятные для достижения целей организации;
c)
составление проекта
желаемого порядка в будущем.
8.
Организационный процесс
это …
a)
процесс планирования,
руководства и контроля над деятельностью организации;
b)
процесс упорядочения
взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих
целей;
c)
процесс управления
организацией.
9.
Мотивация – это …
a)
это способность
оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на
достижения целей организации;
b)
процесс побуждения
работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации.
10. Выбор,
сделанный на основе ощущения того, что он правильный называется…
a)
интуитивным решением;
b)
решением, основанным на
суждениях.
II. Выберите несколько подходящих ответов
1.
Организацией можно
назвать:
a)
завод по производству
холодильников;
b)
школу;
c)
парикмахерскую;
d)
группу людей в автобусе;
e)
политическую партию;
f)
церковь.
2.
Разделение труда бывает:
a)
постоянное;
b)
временное;
c)
горизонтальное;
d)
вертикальное.
3.
Организация …
a)
работает исходя
исключительно из своих интересов;
b)
целиком и полностью
зависит от внешней среды;
c)
работает исходя из своих
и общественных интересов.
4.
Менеджер – это человек,
который …
a)
дает полезные советы по
руководству организацией;
b)
во всех решениях
руководствуется в первую очередь экономическими соображениями;
c)
организовывает
конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников.
5.
К признакам менеджера
относятся:
a)
Менеджер – обязательно
владелец организации.
b)
Менеджер принимает на
себя ответственность за результаты реализации принятых решений.
c)
Менеджер управляет
частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов
организации.
d)
Менеджер руководит не
менее чем 3-мя работниками.
6.
Роли менеджеров:
a)
межличностные роли;
b)
представительские роли;
c)
роли, связанные с
принятием решений;
d)
роли, не связанные с
принятием решений;
e)
информационные роли.
7.
Типы планов организации:
a)
цели организации;
b)
управленческие планы;
c)
стратегии;
d)
планы производства и
продаж;
e)
программы;
f)
процедуры.
8.
Руководство включает в
себя понятия:
a)
мотивация;
b)
контроль;
c)
управление;
d)
распределение ресурсов;
e)
лидерство;
9.
Контроль представляет
собой:
a)
процесс сопоставления
реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными;
b)
процесс определения
изъянов в работе сотрудников с целью установления и наказания виновных;
c)
процесс установление
факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и
принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.
10. Наиболее точным решением будет:
a)
интуитивное решение;
b)
решение, основанное на
суждениях;
c)
рациональное решение.
III. Ответьте
пожалуйста на следующие вопросы
1.
Приведите примеры
организаций:
a)
_____________________
b)
_____________________
c)
_____________________
d)
_____________________
e)
_____________________
2.
Приведите примеры
ресурсов, которые используют организации для обеспечения своей деятельности:
a)
_____________________
b)
_____________________
c)
_____________________
d)
_____________________
e)
_____________________
3.
Совокупность факторов,
влияющих на деятельность организации изнутри называется
________________________ .
4.
Внешняя среда
организации – это _________________________________
______________________________________________________________.
5.
Перечислите уровни
менеджеров:
a)
________________________;
b)
________________________;
c)
________________________;
6.
Роль менеджера – это
___________________________________________
______________________________________________________________.
7.
Финансовый план
организации называется ________________________.
8.
Перечислите виды
контроля:
a)
________________________;
b)
________________________;
c)
________________________.
9.
Выбор единственного
варианта из нескольких альтернатив в менеджменте получило название
___________________________________.
10. Менеджер
вынужден принимать решение, основанное на суждениях или интуитивное решение в
случае, когда ______________________________ ______________________________________________________________.
Дидактические материалы: модель деловой игры
Необходимые условия
Класс состоит
из 15 учеников. Для проведения деловой игры необходима комната, столы в которой
расположены таким образом, чтобы можно было образовать 3 группы учеников по 5
человек и предоставить каждой группе возможность для дискуссии. Идеальный
вариант – 3 круглых стола, вмещающих по 5 человек каждый. Необходим также
учительский стол.
Задание
Фирма, хорошо
зарекомендовавшая себя в производстве детских игрушек, работающая на рынке в
течение 35 лет, имеющая устойчивое финансовое положение, планирует начать
выпуск совершенно нового цикла товаров – особого вида детского конструктора.
Ученики класса представляют собой управленческий персонал предприятия. Задание
заключается в том, чтобы учащиеся, проведя анализ рынка детских конструкторов,
анализ финансового положения своей компании, оценили целесообразность выпуска
нового вида конструктора, и, в случае целесообразности, используя свою фантазию
и воображение, описали этот новый продукт и определили какие ресурсы и каково
их количество необходимо для производства данного продукта. Какую прибыль
получит компания от реализации проекта.
Действия учителя и учеников
Учитель
рассказывает ребятам задание и предлагает создать 3 отдела: производственный,
отдел маркетинга и финансовый отдел. Он предлагает ребятам распределиться по
отделам в зависимости от их предпочтений. Желательно, чтобы каждый отдел
включал по 5 человек Учитель – председатель правления фирмы. Учитель по желанию
выбирает трех учеников из каждой группы и назначает их управляющими
(менеджерами) отделов.
Этап 1. Учитель сперва
работает с отделом маркетинга. Он предлагает ребятам провести изучение рынка
детских конструкторов, сложившегося на Украине: необходимо определить какие
конструкторы есть на рынке, какова конкуренция, какие детские игрушки, в
частности конструкторы необходимы потребителю сейчас, и какими качествами они
должны обладать. Он назначает выбранного управляющего отдела ответственным за
изучение рынка. При этом ставка делается на фантазию учеников. Управляющий
отдела маркетинга должен через некоторое время доложить о проделанной работе.
Учитель
предлагает производственному отделу провести анализ производственных мощностей
и продукции, которую выпускает завод. Управляющий отделом обязуется доложить о
проделанной работе.
Финансовому
отделу предлагается проанализировать финансовое состояние предприятия, а
управляющему отдела – доложить об этом председателю правления.
Учитель дает
возможность каждой группе подискутировать и затем выслушивает каждого из
управляющих отделов. Он, задает вопросы, некоторым образом корректирует мнения
учеников и спрашивает управляющих, согласны ли они с его высказываниями или
нет. Председатель правления и сотрудники фирмы приходят к выводу целесообразно
или нет внедрять новый проект. Это можно провести в форме голосования. Если
большинство одобряет проект, то нужно перейти к следующему этапу.
Этап 2. На основе
полученных от каждого отдела данных, председатель правления предлагает отделу
маркетинга заняться разработкой нового вида конструктора. При этом необходимо
сосредоточиться на его потребительских качествах.
Производственный отдел занимается
внедрением проекта в производство: оценивает, каковы необходимы новые мощности,
новое оборудование, сколько нужно дополнительно рабочих, какие ресурсы
необходимо привлечь в производство. Производственный отдел решает сколько
конструкторов они могут произвести.
Финансовый отдел занимается
стоимостной оценкой проекта: сколько стоит оборудование, какую заработную плату
следует выплачивать рабочим, сколько стоят ресурсы. Финансисты определяют общие
издержки, общие доходы и прибыль от реализации проекта.
На этом этапе управляющие
отделами не только являются руководящей работой, но и связующим звеном между
отделами предприятия – они обмениваются информацией, выработанной каждым из
отделов.
Менеджеры отделов по очереди
подводят итоги о проделанной работе, после чего итоги подводит председатель
правления. Он благодарит сотрудников за проделанную работу, отмечает, кто
проявил наибольший интерес и активность.
Исследование личности
биографическим методом.
Биографический
метод – это синтетическое описание человека как личности и субъекта
деятельности. Этот метод на сегодня почти единственный дающий возможность
познать личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и
одновременно генетический, так как дает возможность выучить динамику жизненного
пути.
Формализованная биографическая
анкета респондента.
1. Îáùèå
ñâåäåíèÿ î
ðåñïîíäåíòå:
ÔÈÎ
Кузьменко Михаил Юрьевич
ãîä
ðîæäåíèÿ – 1982г.
ìåñòî
ðîæäåíèÿ – г. Дубно Ровенской области.
øêîëà
г. Киев с/ш№284
êëàññ
9-Б
Ñâåäåíèÿ
î ðîäèòåëÿõ:
ìàòü
преподаватель немецкого языка
îòåö
инженер на заводе им. Артема
2. Ïåðååçæàëà
ëè Âàøà
ñåìüÿ íà
íîâîå ìåñòî
æèòåëüñòâà?
Да. Когда мне было 10 лет мы переехали из
Дубно в Киев.
3. Â
êàêèõ
îáùåñòâåííûõ
îðãàíèçàöèÿõ
Âû ñîñòîÿëè?
Êàêèå
ïîðó÷åèÿ
âûïîëíÿëè?
В общественных организациях не состоял.
Выполнял обязанности старосты класса в течение 3-х лет.
4.
Ïðèõîäèëîñü
ëè Âàì
âûñòóïàòü
ïî ðàäèî, íà ÒÂ,
â ïðåññå?
Нет.
5.
Ïðèíèìàëè
ëè Âû ó÷àòèå
â êàêèõ-ëèáî
âûñòàâêàõ,
êîíêóðñàõ,
ñïîðòèâíûõ
ñîðåâíîâàíèÿõ?
Êîãäà? Ãäå?
Êàêèå
ðåçóëüòàòû?
Да. Участвовал в 1995г. в школьной,
районной, затем городской олимпиаде по физике. Занял 3-е место на городской
олимпиаде.
6.
Êàêèå
øêîëüíûå
ïðåäìåòû Âàì
íðàâèëèñü è íå
íðàâèëèñü?
Нравятся
точные науки: физика, химия, хорошо отношусь к математике. Не люблю языки,
литературу.
7.
×åì Âû
óâëåêàëèñü?
Êîãäà ýòî
áûëî?
Люблю играть в футбол с 9 лет. Посещаю уже
полтора года юношеский футбольный клуб. Люблю радио-технику.
8.
Âàøè
ëþáèìûå
ëèòåðàòóðíûå
ïðîèçâåäåíèÿ,
ôèëüìû?
Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»,
произведения Джека Лондона, фантастика Роберта Шекли. Фильмы: «Терминатор»,
«Поезд-беглец», «Ну, Погоди!», «Звездные войны».
9.
Êîãäà Âû
áûëè
ïîñëåäíèé
ðàç â ìóçåÿõ,
íà âûñòàâêàõ,
â òåàòðå?
В театре – 4 месяца назад. В музее месяц
назад.
10.
Õîäèëè ëè Âû
â ïîõîäû?
Да. Летом всем классом. Неоднократно с
родителями.
11.
Êîãäà è ÷åì
Âû äîëãî
áîëåëè?
Не очень часто болею. Долго и серьезно
никогда не болел.
12.
Íàçîâèòå
èíèöèàëû
ëþäåé, ñ
êîòðûìè Âû ïîääåðæèâàåòå
äðóæåñêèå
îòíîøåíèÿ,
ïðîâîäèòå
ñâîáîäíîå
âðåìÿ, ê
êîòîðûì
îáðàùàåòåñü
çà ïîìîùüþ,
ïîääåðæêîé?
Б.Ж., С.С., П.Д.
Îíè
ñòàðøå Âàñ,
ìëàäøå, Âàøè
ðîâåñíèêè?
Ровесники.
13.
Êàêèå
ïåðèîäû
Âàøåé æèçíè
Âû ñ÷èòàåòå
ñ÷àñòëèâûìè
è íàîáîðîò?
(ïðèìåðíûå
äàòû).
Нынешнее время - счастливый период.
Несчастливый - не знаю.
14.
Êàêèå ôàêòû
Âàøåé æèçíè
Âû ñ÷èòàåòå
ñîáûòèÿìè?
Переезд в Киев. Победа на олимпиаде города.
15.
Âàøè
ïðîãíîçû íà
áóäóùåå?
Особенно не задумывался. Хочу заниматься
компьютерами.
Лист ответов по вопроснику КОН
ÔÈÎ
Кузьменко Михаил
Юрьевич
Âîçðàñò
15 лет
Äàòà
îïðîñà 06.02.97 1 + 5 + 9 + 13 - 17 + 21 + 25 - 29 - 33 + 37 + 2 + 6 - 10 + 14 + 18 + 22 + 26 + 30 + 34 + 38 + 3 - 7 + 11 + 15 - 19 - 23 + 27 + 31 - 35 - 34 - 4 - 8 - 12 + 16 + 20 - 24 - 28 + 32 - 36 - 40 -
Дешифратор Íàêëîííîñòè Îòâåòû (êîëè÷åñòâî) ïîëîæèòåëüíûå (+) îòðèöàòåëüíûå (- ) êîììóíèêàòèâíûå âîïðîñû 1-é ñòðîêè 7 âîïðîñû 3-é ñòðîêè 6 îðãàíèçàòîðñêèå âîïðîñû 2-é ñòðîêè 9 âîïðîñû 4-é ñòðîêè 7
Êîìóíèêàòèâíûå
íàêëîííîñòè
:
Ê1 =7; Ê3 =6;
Êê=7+6=13;
Êîýôôèåíò
êîììóíèêàòèâíûõ
íàêëîííîñòåé.
Êêí = 13\20= 0,65;
Îðãàíèçàòîðñêèå
íàêëîííîñòè
:
Ê2 =9; Ê4 = 7;
Êî= 7+3=16;
Êîýôôèöèåíò
îðãàíèçàòîðñêèõ
íàêëîííîñòåé.
Êîí = 16\20 = 0,8.
Ñâåðÿÿ
ïîëó÷åííûå
ðåçóëüòàòû
òåñòà ñî øêàëîé
îöåíîê
êîììóíèêàòèâíûõ
è îðãàíèçàòîðñêèõ
íàêëîííîñòåé,
ìîæíî ïîäâåñòè
èòîã :
ïî
êîììóíèêàòèâíûì
íàêëîííîñòÿì
øêàëüíàÿ
îöåíêà
- 4
ïî
îðãàíèçàòîðñêèì
íàêëîííîñòÿì - 4
Шкальная
оценка свидетельствует, что респонденту присущи коммуникативные и
организаторские наклонности на высоком уровне: у респондента имеется стремление
к общению, он не любит одиночество, расширяет круг своих знакомств, не
испытывает особых трудностей в установлении контактов с людьми, выступлении
перед аудиторией, старается отстаивать свои мнения, довольно легко переживает
обиды. Михаил часто проявляет инициативу в общественной деятельности, во многих
делах он стремиться самостоятельно принимать решения.
Исследование психологического возраста респондента
Ðåñïîíäåíòó
- Михаилу Кузьменко áûë
ïðåäëîæåí
òåñò äëÿ
îïðåäåëåíèÿ
åãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî
âîçðàñòà. Сущность его
заключается в том, что респондент решает самостоятельно, в какой временной
период его жизнь была и предположительно будет насыщена важными по мнению
респондента событиями. Количество этих событий записывается в виде таблицы.
Респондент также указывает ожидаемую продолжительность его жизни. Михаил указал
85 лет.
Таблица для определения психологического возраста Возрастные интервалы Насыщенность важными событиями (баллов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 до 5 лет 6-10 ü ü11-15 ü 16-20 ü 21-25 ü 26-30 ü 31-35 ü 36-40 ü 41-45 ü 46-50 ü 51-55 ü 56-60 ü 61-65 ü 66-70 ü 71-75 ü 76-80 ü 81-85 ü 86-90 91-95 96-100 101-105
Общая
сумма баллов по пятилеткам - 92 балл.
Количество баллов, которые приходятся на прошедшие пятилетия
9 балла, на будущие пятилетия – 83 балла.
Показатель субъективной реализованности жизни
респондента:
(9\92)
= 0,098.
Психологический
возраст респондента (показатель субъективной реализованности умножается на ожидаемую респондентом
продолжительность жизни) = 0,098*85 = 8 лет.
Фактически
респонденту – 15 лет. Тест на психологический возраст показал – 8 лет, что в
два раза меньше фактического. Причиной таких расхождений могут быть слишком
большие ожидания предстоящих жизненных событий. Кроме того тест не лишен
субъективизма, т.е. очень многое зависит от того что респондент считает
достойным событием. Результаты теста говорят о том, что Михаил – оптимист. Он
считает, что все еще в переди, а в прошлом – только лишь незначительные
события. Данный тест говорит о том, что респондент возлагает большие надежды на
зрелый возраст (21-35лет) и считает этот период наиболее насыщенным жизненными
событиями.
Анализ ограничений
Проведя
с респондентом специальный тест полученные результаты можно записать в виде
таблицы, где каждая буква показывает определенное качество. Итоговая строка
содержит сумму положительных ответов на вопросы, характеризующие респондента. A B C D E F G H Z Y K 1 + 2 – 3 – 4 – 5 + 6 + 7 – 8 + 9 + 10 + 11 + 12 – 13 – 14 + 15 – 16 + 17 – 18 – 19 – 20 + 21 + 22 – 23 + 24 – 25 + 26 – 27 – 28 – 29 – 30 + 31 + 32 – 33 – 34 – 35 + 36 + 37 – 38 – 39 – 40 + 41 – 42 + 43 – 44 – 45 – 46 + 47 – 48 + 49 + 50 – 51 + 52 + 53 + 54 + 55 – 56 – 57 + 58 + 59 + 60 + 61 – 62 + 63 + 64 + 65 + 66 + 67 + 68 – 69 – 70 + 71 + 72 – 73 + 74 + 75 + 76 – 77 – 78 – 79 + 80 + 81 + 82 – 83 – 84 – 85 + 86 + 87 – 88 – 89 + 90 + 91 + 92 – 93 – 94 + 95 – 96 + 97 – 98 + 99 – 100 + 101 – 102 + 103 – 104 + 105 + 106 – 107 + 108 + 109 + 110 – 5 5 7 4 6 3 4 8 9 6 2
Составляем
специальную таблицу и в колонку Количество балов записываем сумму положительных
ответов. Ранжируем сильные стороны и ограничения. Цифр. ограничения Кол-во баллов Сильные стороны Ранг Обратный ранг Ограничения A 5 способность управлять собой V IV неумение управлять собой B 5 четкие ценности V IV различие жизненных целей C 7 четкие личностные цели III VI невыразительные личностные цели D 4 саморазвитие, которое продолжается VI III остановка саморазвития E 6 хорошие навыки решения проблем IV V недостаточность навыков решения проблем F 3 творческий подход VII II недостаточный творческий подход G 4 умение влиять на окружающих VI III неумение влиять на людей H 8 понимание особенностей управления II VII недостаточное понимание особенностей управления работы I 9 способность руководить I VIII недостаточные способности к руководству J 6 умение обучать IV V неумение обучать K 2 умение организовать групповую работу VIII I плохая способность формировать коллектив
Используя
результаты ранжирования формулируем сильные и слабые стороны Михаила.
Сильные стороны респондента:
1. Способность
руководить.
2. Понимание
особенностей управления.
3. Четкие
личностные цели.
4. Хорошие
навыки решения проблем.
5. Умение
обучать.
Ограничения респондента:
1. Плохая
способность формировать коллектив: неспособность влиять на развитие и повышение
эффективности рабочих групп или коллективов.
2. Недостаточный
творческий подход: отсутствие способности генерировать новые идеи, неумение
использовать новые идеи.
3. Неумение
влиять на людей: недостаточная способность обеспечить участие и помощь со
стороны окружающих либо влиять на их решения.
4. Остановка
саморазвития: отсутствие восприятия новых ситуаций и возможностей.
5. Неумение
управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию,
навыки, неспособность совладать со стрессами современной жизни управленца.
6. Различие
жизненных целей: отсутствие четкого понимания своих ценностей, наличие
ценностей, которые не отвечают условиям современной деловой жизни.
Характеристика
учащегося 9-Б класса средней
школы № 284 г. Киева
Кузьменко Михаила Юрьевича
Кузьменко Михаил Юрьевич в настоящее время является учеником 9-Б
класса средней школы №284 г. Киева. Одновременно занят в «Детском культурном
центре» на базе этой школы.
Михаил – хорошо воспитанный, коммуникабельный молодой человек.
Он всесторонне развит и интересуется многими вещами. Мне кажется, здесь сказывается влияние родителей: отец и мать –
интеллигентные люди с высшим образованием. Михаил проявляет особый интерес в
точных науках. Больше всего ему нравится физика. Его интересует также химия и
математика. Гуманитарные науки его интересуют в меньшей степени. Он не любит
языки и литературу, хотя Михаил любит читать. По его словам, он любит читать
что ему нравится и когда ему нравится, а не то что положено по программе.
Несмотря на свою неприязнь к языкам, Михаил понимает необходимость знания
иностранных языков и поэтому в «Детском культурном центре» изучает английский
язык и планирует заняться немецким.
После школы
Михаил собирается продолжить обучение поступив в ВУЗ. Он интересуется
компьютерами и хочет связать свою жизнь с этим делом. К сожалению, мой
респондент еще окончательно не определился куда он будет поступать, возможно, в
Технический университет.
Как свидетельствуют результаты
тестов, Михаил не колеблется, попадая в
новые условия, быстро находит друзей, постоянно расширяет круг своих знакомых,
занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет
инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий,
способен принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.
Что
касается организаторских качеств, он достойно ведет себя в коллективе.
Коллектив воспринимает его неплохо. Он может найти общий язык практически с
любым человеком. Михаил очень хороший руководитель. Михаил был избран старостой
класса, и уже в течение 3-х лет в классе нет более достойного руководителя.
Правда, нужно сказать, Михаил имеет некоторые проблемы в способности влиять на
людей, что проявляется в недостаточной степени развития способности убеждать. Я
думаю, что это связано с недостатком жизненного опыта, и эта способность
разовьется со временем. В то же время, по результатам теста, Михаил не
проявляет способности формировать коллектив, хотя в школе это проверить
достаточно трудно: коллектив уже сформирован и меняется очень редко.
По
словам моего респондента, самым большим событием в его жизни был переезд в
Киев. До этого его семья жила в провинциальном городе в Ровенской области. В
этом городе родители Михаила испытывали большие трудности с трудоустройством, и
5 лет назад переехали в Киев. В Киеве Михаил пошел в школу и довольно быстро
освоился на новом месте. Сейчас он очень доволен, что живет здесь, так как
понимает, какие возможности предоставляет Киев по сравнению с провинцией, хотя
и скучает по родному городу.
Для совершенствования своих
качеств Михаилу можно посоветовать уделить внимание и довести до должного
уровня (возможно, до профессионализма) его достаточно хорошо развитую
способность руководить коллективом, развивать навыки решения проблем,
способность обучать людей. Однако, особое внимание Михаилу нужно уделить
моментам, которые развиты недостаточно хорошо: способности формировать
коллектив. Человек с превосходными способностями руководить и управлять, а
также развитыми навыками решения проблем имеет возможность быть первоклассным
менеджером, однако, в наше время эти позитивные качества может затмить
неспособность сформировать команду, которая бы была в состоянии работать с
наибольшей отдачей. Это главная проблема, которой стоит уделить внимание. Кроме
этого Михаилу стоит посоветовать в большей степени проявлять творческий подход
при решении насущных задач, задуматься над способами влияния на людей, а также
над развитием способности в полной мере использовать свое время и энергию, т.е.
умения управлять собой.
Отчет по производственной практике курс усовершенствования условия для работы обстановка. Характеристика на студента практиканта по итогам социально педагогической практики. Образцы характеристик на студента с места педагогической практики в летнем лагере. Образец характеристики студента проходившего практику в детском школьном лагере. Ежедневный анализ педагогической деятельности в детском саду отчет по практике. Характеристика на студента проходившего педагогическую практику в детском саду. Характеристика на студента практиканта проходившего практику в детском лагере. Харкктеристика на студента проходившегося практику в лагере дневногорибывания. Как правильно написать характеристику на студента проходивший практику в доу. Характеристика на студента проходившего предную практику в отделе маркетинга. Как написать характеристику на студента проходившего педагогическую практику. Как правильно написать характеристику по прохождению педагогической практики. Как правильно написать характеристику на студента по педагогической практике. Как правильно написать характеристику на студента практиканта лагеря отдыха. Отчет по педагогической практике в детском саду Киев Украина Киеве Украина.