Научное      и житейское понимание психических явлений Научное      и житейское понимание психических явлений
Научное      и житейское понимание психических явлений РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Научное и житейское понимание психических явлений


МВ СО РФ
ЛГТУ
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
На тему:
Научное и житейское понимание психических явлений”
Выполнил:
Поляков В. В., группа АС-96-1
Приняла:  Иванова Е. Н.
г. Липецк, 1997 г
Аннотация
С.  32.
          Тема,
которую я выбрал для своего реферата, является, безусловно, не самой простой. И
дело отнюдь не только в том, что, увы, 
нет литературы по житейскому пониманию многих явлений (не только
психических).  Скорее, проблема при
написании работы в том, что эти явления одновременно весьма сложно объясняются
с научных позиций, причем для некоторых даже нет однозначного объяснения, и в
то же время на протяжении многих веков человек считает их, как ничто более,
естественными и самими собой разумеющимися. Реферат построен на основе обзора
пяти общеизвестных явлений: ощущения и восприятие, память, мышление и эмоции. В
обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на
то или иное явление. Итак, начнем с ощущений.
Содержание Понятие ощущений Восприятие Мышление Память Эмоции Литература .................................................................................................... .................................................................................................... .................................................................................................... .................................................................................................... .................................................................................................... .................................................................................................... 4 8 12 17 23 32
Понятие ощущений.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических
явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное,
чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату
одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений
настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет
конкретного определения. Об этом я еще скажу чуть ниже, в главе «Восприятие».
Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый,
субъективно представленный  в
голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт
переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во
внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых
существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых
ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной  мозг и кору головного мозга. Это, в
частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов
центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга
естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает
состояние сознания и вместе с ним способность 
иметь ощущения, т. е. чувствовать,
осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при
наркозе, при болезненных  нарушениях
сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости,
представляющей собой свойство живой ма­терии избирательно реагировать на
биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния
и внешнего поведения. По своему прэисхождению ощущения
с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения  его биологических потребностей. Жизненная
роль ощущений  состоит в том, чтобы
своевременно и быстро доводить до центральной 
нервной системы как главного органа управления деятельностью  сведения о состоянии внешней и внутренней
среды, наличии в ней биологически значимых факторов.  
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают
разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или
анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки
разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей  (физических, химических, механических и дру­гих
воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их
порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии,вызывают соответствующие ощущения разного
качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли,
тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные.
Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные  ощущения,
отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно
направленности сил гравитации 
свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве
случаев, за исключением болезненных, не осознаются,  но также воспринимаются и
перерабатываются центральной нервной 
системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными.
Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая
ему о состояниях внутренней среды, та­ких, как наличие в ней биологически
полезных или вредных веществ, 
температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей,  давление и многие другие. У человека есть,
кроме того, несколько  специфических
видов ощущений, которые несут в себе информацию  о времени, ускорении, вибрации, некоторых других
сравнительно  редких явлениях, имеющих
определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека
представляет собой сложнейшую, 
самообучающуюся вычислительную аналоговую  машину, работающую по генотипически обусловленным
и прижизненно  приобретенным программам,
которые непрерывно совершенствуются  под
влиянием поступающей информации. Перерабатывая 
эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды  и контролирует их выполнение.
Далеко
не все существующие виды энергии, даже если они жизненно  значимые, человек воспринимает в виде
ощущений. К некоторым
из них,  например радиационной,
он психологически нечувствителен вообще. 
Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи,  радиоволны, находящиеся за пределами
диапазона, вызывающего  ощущения, незначительные,
не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в
виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации  и энергии, которые воздействуют на его организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся
в  пределах значительного диапазона - от
коротких космических  лучей до радиоволн
с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная
характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в
виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны,
которые отража­ет зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780
мил­лиардных долей метра и в совокупности занимают весьма огра­ниченную часть
электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и
различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.
Ухо
человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные
с изменениями атмосферного давления. Ко­лебания давления воздуха, следующие с
определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей
высоко­го и низкого давления, воспринимаются нами как звуки опреде­ленной
высоты и громкости.
Заметим,
что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств
способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз,
подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и
сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое
нарушение встречается у лю­бителей и исполнителей современной музыки.
Обоняние
- вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из
наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Анатомически орган
обоняния рас­положен у большинства живых
существ в наиболее выгодном месте -- впереди, в
выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до
тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них
импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных
рецепторов, непосредственно без проме­жуточных переключений попадают в головной
мозг.
Следующий
вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: слэдкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные
ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Кожная
чувствительность, или осязание,- это наиболее широко представленный и
распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее
при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет
собой элементарно­го осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комби­нирования
четырех других, более простых видов ощущений: дав­ления, боли, тепла и холода,
причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно
расположенных в раз­личных участках кожной поверхности. Специализированность кожных рецепто­ров до
сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы,
исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие
дифференцированные ощущения давле­ния, боли, холода или тепла, или качество
возникающего ощуще­ния может меняться в зависимости от состояния одного и того
же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свой­ства. Известно
только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны.
Например, при одновременном воздей­ствии на поверхность одного участка кожи
теплой водой ее темпера­тура воспринимается по-разному в зависимости от того,
какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи.
Далеко
не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем языке нет слов,
ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же суще­ствуют,
обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения,
величину расстояния. Они формируются ав­томатически, поступают в мозг и регулируют
движения на подсо­знательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово,
которое происходит от понятия «движение»,- кинетика, и их поэтому называют
кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных
тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с
согласованием (координацией) движений.
Иногда
под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для
другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки
музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив,
со­четания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода
явления нередко используются в современном ис­кусстве.
Восприятие.
Как уже было сказано, способность ощущать дана нам и всем живым
существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь
осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом.
Способностью  же воспринимать мир в виде
образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется  в жизненном опыте. Причем для человека
настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших
психических явлений явлений он практически не делает разницы между ощущением и
восприятием.  Любое ощущение для нас –
это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком.
Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а
скорее восприятие конкретного видимого предмета. По этой причине в предыдущей
главе я отметил, что в житейской практике нет определения для ощущений.
Но разница, конечно, есть, так как в отличие от ощущений, которые не
воспринимаются как свойства  предметов,
конкретных явлений или процессов, происходящих 
вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно
соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей
действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями
или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое
ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо
явлению или  объекту, ассоциируется с
ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их
образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения
ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости,
соленого,  высоты звука, равновесия и т.
п.), в то время как в результате  восприятия складывается образ, включающий
комплекс различных  взаимосвязанных
ощущений, приписываемых человеческим 
сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый  предмет был воспринят, необходимо совершить
в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его
исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет
необходимости.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и
достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает  взаимодействие, скоординированную работу
сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает
активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые
признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемо­го объекта, различают и
виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное
восприятие. Четыре анализа­тора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный -
чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие
решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,
получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое
явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления,
который складывается в ходе активного их отражения. 
Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность,
целостность, константность и категориальность (осмысленность
и означенность) - это основные свойства
образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это
способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с
другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих
свойствами,  вызывающими данные
ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых
предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а
как бы мысленно  достраивается до
некоторой целостной формы на основе небольшого 
набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали
предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно
постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от
меняющихся физических условий восприятия. Категориальность
человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит
обобщенный  характер, и каждый
воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному
классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и
видятся  признаки, свойственные всем
предметам данного класса и выраженные  в
объеме и содержании этого понятия.
В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности,
целостности, константности и категориальности восприятия
с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.
Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на
примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Выяснилось, что восприятие
человеком осмысленных  изображений происходит достаточно сложным образом.  Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и
мышления,  выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее
информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с
памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений
глаз показал, что элементы плоскостных
изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе
наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном
изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в про­цессе
рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают
процесс человеческого мышления. В повседневной практике, и это установлено
абсолютно точно,  при рассматривании
человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и
носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и
подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии
человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении
человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.
Нередко при восприятии контурных и штрихованных
изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека
могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество.  Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые
могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от
состояния  воспринимающей системы, так и
от особенностей орга­низации воспринимаемого материала, объясняются многие
ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих
объектов  (НЛО), о которых в последние годы
немало писалось в прессе. 
В восприятии величины предметов принимают участие мышцы
глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет),  ряда других частей тела. Чем больше
сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или
поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.
Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения  отражаемого объекта на поверхности сетчатки,
а также отмечаться  последовательностью сокращения-расслабления
определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении  прослеживающих
движений за объектом.
Скорость движения, оценивается по скорости
перемещения  изображения предмета на
сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.
Механизм восприятия человеком времени часто связывают с
так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью  и ритмикой биологических обменных процессов,
происходящих  в организме человека. В
качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют
ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее
частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на
скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин
и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин
ускоряет его.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно
заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная
деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая
заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном эксперименте
человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и
занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему
звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов
не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях,
когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное
время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его
«внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня
пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным  временем примерно на сорок минут.
Существуют большие индивидуальные, в частности
возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же
человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от
его душевного и физического состояния. При хорошем  настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.
Мышление.
Для человека свойственен высший познавательный процесс,
название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться
со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего
ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать
поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания,
актив­ную форму творческого отражения и преобразования человеком дей­ствительности.
Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у
субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных
формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся
представлений.
Мышление в отличие от восприятия
выходит за пределы чувственно данного, расши­ряет границы познания. В мышлении
на основе сенсорной информа­ции делаются определенные теоретические и
практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей,
явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, ко­торые
чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей
и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде
законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не
существует, оно незримо присутствует во всех других познаватель­ных процессах:
в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов
обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных
процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды
мышления:
Теоретическое
понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек
в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме,
непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он
обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми
знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме,
суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для
научных теоретических иссле­дований.
Теоретическое образное
мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который
здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или
умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или
твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники
литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются
так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть
решение интересующей его задачи.
Отличительная особенность следующего вида мышления - наг­лядно-образного - состоит в том, что
мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим
человеком окру­жающей действительности и без него совершаться не может. Мысля
наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для
мышления образы представлены в его кратковре­менной и оперативной памяти (в отличие
от этого образы для теоре­тического образного мышления извлекаются из
долговременной па­мяти и затем преобразуются).
Последний из видов мышления -
это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс
мышления представляет собой практическую преобразова­тельную деятельность,
осуществляемую человеком с реальными пред­метами. Основным условием решения
задачи в данном случае явля­ются правильные действия с соответствующими
предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным
производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.
Заметим, что перечисленные виды
мышления выступают одно­временно и как уровни его развития. Теоретическое
мышление счи­тается более совершенным, чем практическое, а понятийное пред­ставляет
собой более высокий уровень развития, чем образное. В житейской практике отмечалось,
что, например, наглядно-действенное мышление встречается у людей, занятых
реальным производственным трудом, а наглядно-образное – у людей, которым
приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблю­дая
за ними, но непосредственно их не касаясь. Теоретическое понятийное мышление –
это мышление ученого. Доминирующее свойство 
мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому
задолго до выделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской
практике.
Более глубокое проникновение в
суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и
существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления -- анализа и синтеза. Анализ-это рас­членение
предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с
последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически
заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют
более глубокому познанию действительности.
Абстракция - это
выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как
самостоятельные не су­ществуют. Абстрагирование выполняется для более
тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного
анализа и синтеза.
Обобщение
выступает как соединение существенного (абстра­гирование) и связывание его с
классом предметов и явлений. По­нятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация
выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том,
что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных
вещей и явлений определенному классу.
На основе сказанного можно сделать вывод, что мышление –
это процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними. Почти
так, но в этот процесс, изменяя его, вмешиваются эмоции. Эмоции, впрочем,
способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Из жизни известны
примеры того, как под влиянием эмоционального подъема человек оказывался
способен на неожиданные, неординарные решения проблем. В процессах мышления
эмоции особенно выражены в моменты на­хождения человеком решения трудной
задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции.
Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной
фик­сации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится
искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в
том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если
он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция
подсказывает, что из­бранный ход направления мысли ошибочен.
Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к
пра­вильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное
представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например,
у шизофреников) , а также у тех, кто зани­мает
пограничное положение между нормой и патологией или нахо­дится в состоянии так
называемого замутненного сознания (галлю­цинации, бред, гипнотическое
состояние).
Одну из классификаций типов мыслительной деятельно­сти
людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или
иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К.
Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций
над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и
пре­обладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и
чувством.
Теории, объясняющие процесс мышления, можно разделить на
2 большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у
человека природных, не изменяю­щихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных
способ­ностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные
способности человека в основном формируются и разви­ваются прижизненно.
Идея заранее существующих интеллектуальных способнос­тей
- задатков -- характерна для многих работ в области мышле­ния, выполненных в
немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена
в гештальттеории мышления, согласно которой
способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной
действительности и есть основа интеллекта.
В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий
прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не
связано с какой-либо конкретной, внешне детермини­рованной задачей, внутренне
подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая
внешней опоры, назы­вают схемой.
Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней
речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю. стройность и
последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное.
Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвое­ния логики,
средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без
особых изменений, то она превра­щается в автоматизированный навык мышления, в
умственную операцию.
Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность
и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из
воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия
того и другого.
Память.
Впечатления, которые человек получает об окружающем
мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости
и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. Она лежит в
основе способностей человека, является усло­вием научения, приобретения знаний,
формирования умений и на­выков. Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного
царства и достиг тех высот,  на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить
как способность к получению, хранению и воспроизвадению жизненного опыта. Не помня о том,
что с ним бы­ло, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как
то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы без­возвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого
уров­ня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.
Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколе­ние
жизненно необходимых, биологических, психологических и по­веденческих свойств.
Вторая выступает в форме способности к на­учению, к приобретению жизненното опыта, который иначе, как в самом
организме, нигде сохраняться не может и
исчезает вместе с его уходом из жизни.
У человека есть речь как мощное средство запоминания,
способ хранения информации в виде текстов и разного рода
технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так
как главные средства совершенствования памяти н хранения
необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в
состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей
собственной при­роды. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и
продуктивных, чем у животных: произвольная, логи­ческая и опосредствованная.
Первая связана с широким волевымконтролем запоминания, вторая -- с
употреблением логики, третья -- с использованием разнообразных средств
запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной
культуры.
Существует несколько оснований для классификации видов
чело­веческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохра­нения
материала, другое - по преобладающему в процессах запо­минания, сохранения и
воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную,
кратковременную, опера­тивную, долговременную и генетическую память. Во втором
случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, ося­зательной,
эмоциональной и других видах памяти. Их определения я здесь давать не буду
из-за ограниченности объема.  Помимо
этой классификации, по характеру участия воли в процессах запоминания и воспро­изведения
материала память делят на непроизвольную и произволь­ную. В первом случае имеют
в виду такое запоминание и, воспроизве­дение, которое происходит автоматически
и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой
специальной мнемической задачи (на
запоминание, узнаванием-сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая
задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения
тре­бует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосхо­дит его.
Установлено, например, что лучше непроизвольно запоми­нается материал, который
является объектом внимания и созна­ния, выступает в качестве цели, а не
средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также
материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и ко­торый
для человека имеет большое значение.
Проблема развития памяти является очень важной для
человека. Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, свя­занные с
памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности
обеспечить длительное и устойчивое внимание че­ловека к запоминаемому или
припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо,
сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запомина­ется
и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно
проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть
глаза и неожиданно ответить, напри­мер, на вопрос о том, какого цвета, формы и
какими другими осо­бенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо
ко­торого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повы­шенного
внимания, то человек с трудом может ответить на поставлен­ный вопрос, несмотря
на то, что видел этот предмет множество раз.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратко­временная
память могут существовать и функционировать как отно­сительно независимые. К
примеру, при таком болезненном наруше­нии памяти, которое именуется
ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие
события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место
в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями
памяти,- антероградной амнезии - сохранной ос­тается
и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает
способность ввода новой информации в долговре­менную память.
Основатель психоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание
анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал
о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в
«нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то
вытесненного». Он утверждал, что во многих
случаях забывания в его основе лежит мотив нежела­ния помнить. С таким
утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой
механизм забывания не ра­ботает.
Примерами мотивированного забывания, по 3. Фрейду,
являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо
вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они
не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.
Склонность к забыванию неприятного действительно широко
распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных
намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с
воспоминаниями, порождающими отри­цательные эмоциональные переживания.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели
разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда
других. В каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они
обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно,
свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о
памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в
это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси­хологии.
Собственно психологические учения о памяти намного
старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования.
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного
значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII
в., активно разра­батывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное
распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи
меж­ду отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система
кратковременных и долговременных, более или
менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту,
временной и пространственной близости. Бла­годаря этой теории были открыты и описаны
многие механизмы и законы памяти, например
закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии
с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бес­смысленных
слогов, забывание после первого безошибочного повто­рения серии таких слогов
идет вначале довольно быстро. Уже в течение
первого часа забывается до 60% всей полученной информа­ции, а через 6 дней
остается менее 20% от общего числа перво­начально выученных слогов.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом
трудно­разрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности
человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из
всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную
информацию. Понадо­билось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий
целенаправленный характер соот­ветствующих процессов.
В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти
пришла гештальттеория. Для нее исходным
понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять
феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования
гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до
целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также
роль намерений и потребностей человека в
процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить
избирательность мнемических процессов). 
Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о
ге­незисе памяти и у представителей двух других направлений психо­логических исследований
мнемических процессов - бихевиоризма и
психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались
весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами.
Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреп­лений в
запоминании материала и много внимания уделяли изуче­нию того, как работает
память в процессах научения.
Заслугой 3. Фрейда и его последователей в исследовании
памя­ти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и
потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были
обнаружены и описаны многие инте­ресные психологические механизмы
подсознательного забывания, связанные с мотивацией.
Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысло­вая теория
памяти. Утверждается, что работа соответствующих про­цессов находится в
непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,
объединяющих запоминаемый мате­риал в более или менее обширные смысловые
структуры. На первый план при запоминании и
воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что
смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механиче­ское: подлежащий
заучиванию или воспроизведению материал в дан­ном случае включается в контекст
определенных смысловых связей.
С началом развития кибернетики, появлением
вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов состав­ления
программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей
принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили
к техническому и алгоритми­ческому моделированию процессов памяти. За несколько
последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал,
который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
В отечественной психологии преимущественное развитие
полу­чило направление в изучении памяти, связанное с общепсихоло-
гической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает
как особый вид психологической деятельности, включаю­щей систему теоретических
и практических действий, подчиненных решению мнемической
задачи - запоминания, сохранения и воспро­изведения разнообразной
информации. Здесь внимательно исследу­ется состав мнемических
действий и операций, зависимость продук­тивности памяти от того, какое
место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения),
сравнительная про­дуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависи­мости
от организации мнемической деятельности.
Начало изучению памяти как деятельности было положено
рабо­тами французских ученых, в частности Л. Жане. Он одним из первых стал трактовать
память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и
хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная
обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической
деятельности человека.
У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее
разви­тие в культурно-исторической теории происхождения высших психи­ческих
функций. Были выделены этапы филе- и онтогенетического развития памяти,
особенно произвольной и непроизвольной, непо­средственной и опосредствованной.
Согласно деятельностной тео­рии памяти,
образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание,
хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим
материалом в процессе его мнемической обработки.
Эмоции.
Эмоции - особый класс свойственных личности
психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний,
ощуще­ний приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс
и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся
настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые»
эмоции. Они включены во все психи­ческие процессы и состояния человека. Любые
проявления его ак­тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе
эволюции. В чем же состояло их приспособительное зна­чение?
Жизнь животных отличается неравномерностью на­грузок. Не
были здесь исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются
с периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в
схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от опасности
от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо развить
максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с
помощью энергетически невыгодных процессов
обмена веществ. Физиологи­ческая активность животного переключается на «аварий­ный
режим». В таком переключении и состоит первая приспособительная
функция эмоций. Поэтому естествен­ный отбор закрепил в животном царстве
это важное пси­хофизиологическое свойство.
Почему же в ходе эволюции не появились организ­мы,
постоянно работающие на «повышенных» мощностях? Необходимость в механизме эмоций
для приведения в боевую готовность отпала бы: они всегда находились бы в
состоянии «алертности», Но состояние боевой готовно-
сти связано с очень высокими энергетическими затрата­ми, с
неэкономным расходованием питательных веществ и износом организма; понадобились
бы огромные коли­чества пищи, и большая часть ее пропадала бы впустую. Для
животного организма это невыгодно, лучше обла­дать
болю низким уровнем обмена веществ и умеренной силой, но при этом иметь
резервные механизмы, которые в надлежащий момент мобилизуют организм на функцио­нирование
в более интенсивном режиме, позволяют раз­вить высокую мощность, когда в ней
есть насущная не­обходимость.
Другая функция эмоций-сигнальная. Голод застав­ляет
животное искать пищу задолго до того, как исто­щатся запасы питательных веществ
в организме; жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны,
но уже оскудели; боль - сигнал того, что тка­ни повреждены и находятся под
угрозой гибели. Ощуще­ние усталости и даже изнеможения появляется значи­тельно
раньше, чем подходят к концу энергетические ре­зервы в мышцах. И если усталость
снимается могучими эмоциями страха или ярости, организм животного после этого в
состоянии проделать еще огромную работу.
Наконец, третья приспособительная
функция эмо­ций- их участие в процессе обучения и накопления опы­та.
Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции
способствуют закреп­лению полезных навыков и действий, а отрицательные
заставляют уклоняться от вредоносных факторов.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что
благо­даря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью,
судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться
на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является
тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать
и оценивать выражения чело­веческого лица, определять по нему такие эмоциональные
состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в
частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах
друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный
ха­рактер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их
пониманию у живых су­ществ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых
су­ществ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой.
Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать
и оценивать эмоциональные со­стояния друг друга.
Врожденными являются далеко не все
эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено,
приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь
данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего
выражения эмоциональных сос­тояний и отношений человека к чему-либо.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, воз­никли в процессе
эволюции как средство, при помощи которого жи­вые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них
потребностей. Эмоционально- выразительные движения человека -- мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку инфор­мации о состоянии
говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также
функцию воздействия - оказания опре­деленного влияния на того, кто является
субъектом восприятия эмо­ционально-выразительных движений. Интерпретация таких
движе­ний воспринимающим человеком происходит на основании соотне­сения
движения с контекстом, в котором идет общение.
У высших животных, и особенно у человека, выразительные
дви­жения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которо­го живые
существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что првдсходит вокруг. Это - экспрессивная и
коммуникатив­ная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регу­ляции
процессов познания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система
сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной
значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непо­средственно
отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам
деятельности. Эмоции в деятельности че­ловека
выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они орга­низуют деятельность,
стимулируя и направляя ее.
В критических условиях при неспособности субъекта найти
бы­стрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных
процессов -- аффект. Одно из существенных прояв­лений аффекта состоит в том,
что он, навязывая субъекту стереотип­ные действия, представляет собой
определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций:
бегство, оце­пенение, агрессию и т. п. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет
возможность чрезвычайно выгодно приспособиться
к окружающим условиям. Он в состоянии быстро,
с большой скоростью отреагировать на внешнее воз­действие, не определив еще его
тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции
закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного про­цесса в его
оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или
избытка каких-либо факторов.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно
занимает, тем бога­че та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые
оно способно переживать. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее
рас­пространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний -- это удовольствие, получаемое от
удовлетворения органичес­ких потребностей, и неудовольствие, связанное с
невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практи­чески
все элементарные органические ощущения имеют свой эмоцио­нальный тон. О тесной
связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот
факт, что всякое эмоциональ­ное состояние сопровождается многими
физиологическими измене­ниями организма. Основные эмоциональные состояния,
которые испытывает чело­век, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Эмоции, и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение
потребности, имеют идеаторный характер и
находятся как бы в на­чале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для
человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее
удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться
как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства,
воспринимаются человеком в ка­честве его собственных внутренних переживаний,
передаются другим людям, сопереживаются.
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведе­нии,
иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо
скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем
опыт его индивидуальных пере­живаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма
заметны. Эмоции способны предвосхищать ситуации и со­бытия, которые реально еще
не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или
воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с
пред­ставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств
состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней,
начиная от непосредственных чувств и кон- чая высшими чувствами, относящимися к
духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер. Они различны у
разных на­родов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у
людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.
В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (напри­мер,
культурные потребности). По этой причине многие чувства настолько спаяны с
умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности.
Если человек не осознает опасности, чувство страха не
наступает. Зато значительно позже, когда миновав­шая опасность осознается, человека может обуять страх, и он
буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался.
Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с
отсрочкой наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает
прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном собы­тии,
которое произошло в прошлом.
В повести Л. Н. Толстого
«Хаджи-Мурат» главный герой, рассказывая историю своей жизни, не скрыл, как
однажды в юности во время вспыхнувшей жаркой схват­ки испугался
и убежал. Его собеседник Ларис-Медиков, зная испытанную храбрость Хаджи-Мурата, удивился. Тогда Хаджи-Мурат объяснил, что он с тех пор всегда вспоминал
этот стыд и когда вспоминал, то уже ничего не боялся.
Стыд оказался сильнее страха благодаря свойству памяти
воскрешать прежние чувства. Это помогало по­давлять страх, а впоследствии,
видимо, привело к час­тичной «атрофии страха».
Общественно-историческая практика накладывает от­печаток
на биологическое «наследство», доставшееся че­ловеку от предков. По мере того
как люди от приспособ­ления к природе переходили к господству над ней, по ме­ре
овладения законами социального развития менялась психика человека. Сегодня человек
может сознательно выбирать занятия, от которых ждет приятных чувств. Но
отрицательные переживания не могут исчезнуть: ведь ре­шение одних проблем
создает массу других. Да, собствен­но, без контрастных переживаний даже самые
приятные чувства во многом потеряли бы свою ценность. «Что хоро­шего в тепле,
если холод не подчеркнет всей его прелести ?» - писал Дж.
Стейнбек.
Горе и скорбь - неотъемлемая часть человеческой жизни.
Без этих чувств духовный облик человека стал бы ущербным: «Способность ощущать
печаль-одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства пе­чали, так
же жалок, как и человек, не знающий, что та­кое радость, или потерявший
ощущение смешного»,- счи­тал К. Паустовский.
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния,
сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, кото­рый их испытывает.
Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция,
которая возникает в результа­те уже совершенного действия или поступка и
выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в
какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь по­ставленной
цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов
аффек­тов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и
длительного психологического напряжения, которое воз­никает у человека, когда
его нервная система получает эмоциона­льную перегрузку. Стресс дезорганизует
деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно
если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на
психологическое состояние, но и на физическое здоровье чело­века. Они
представляют собой главные «факторы риска» при появле­нии и обострении таких
заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных
и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет
собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного
вида деятельности или пред­мета. Объектом страсти может стать человек. Страсть
означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремле­ний и сил личности в едином
направлении, сосредоточение их на единой цели.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме
сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития
данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать
физиологические изменения в ор­ганизме с теми или иными эмоциями и показать,
что комплексы ор­ганических признаков, сопровождающие различные эмоциональные
процессы, действительно различны.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций
у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в пони­мании связи
биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней
было доказано, что эволюционный принцип применим
не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому
развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин
показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрес­сивно-телесных
движениях много общего у антропоидов и слепорож­денных детей. Эти наблюдения
легли в основу теории эмоций, кото­рая получила название эволюционной. Эмоции согласно
этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие
адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения,
сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с
соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты
реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой
теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами яви­лись У. Джеме
и К. Ланге. Джеме считал, что определенные
физичес­кие состояния характерны для разных эмоций - любопытства, вос­торга,
страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные измене­ния были названы
органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются
пер­вопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных
связей, они порождают эмоциональное переживание соот­ветствующей модальности.
Сначала под действием внешних стиму­лов происходят характерные для эмоций
изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама
эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических
и эмоциональных процессов предложил У. Конной. Он одним из пер­вых отметил тот
факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных
эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию
недостаточны для того, чтобы впол­не удовлетворительно объяснить качественные
различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с
изме­нениями состояний которых Джеме и Ланге связывали
возникнове­ние эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные
структуры, которые очень медленно при­ходят в состояние возбуждения. Эмоции же
обычно возникают и раз­виваются довольно быстро.
Психоорганическая теория
эмоций (так можно назвать эту теорию) получила даль­нейшее развитие под
влиянием электрофизиологических исследова­ний
мозга. На ее базе возникла активационная теория
Линдсея - Хебба. Согласно
этой теории эмоциональные состояния определяют­ся влиянием ретикулярной
формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие
нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной
нервной сис­темы.  Вслед за теориями,
объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились
теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как
оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее
влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоциона­льного переживания.
Д. О. Хеббу удалось
экспериментальным путем проследить зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью
его практической деятельности.
У человека в динамике эмоциональных процессов и
состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, иг­рают
когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к
знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у
человека динамическими особен­ностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась теория
когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно
ей положительное эмоциона­льное переживание возникает у человека тогда, когда
его ожида­ния подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь,
т. е. когда реальные результаты деятельности
соответству­ют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и
усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными ре­зультатами
деятельности имеется расхождение. Субъективно состояние когнитивного диссонанса
обычно пере­живается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее
от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссо­нанса может быть
двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они
соответствовали реально получен­ному результату, или попытаться получить новый
результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной
психологии теория когнитивного диссонанса не­редко используется для того, чтобы
объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях.
Эмоции же рас­сматриваются в качестве основного мотива соответствующих дейст­вий
и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации
поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Список использованной литературы.
1. Гиппенрейтер
Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
2. Лук А.
Н. Эмоции и личность. М., 1982.
3. Немов
Р.С. Психолгоия. В 3 т. Т.1. М., 1995.
4. Веккер
Л. М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.
5. Краткий
психологический словарь. М., 1980.
6. Лурия
А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ,
1975.
Реферат по психологии на тему Чем отличается наблюдение научное от житейского. Курсовую работу на тему научное и житейское понимание психологических явлений. Научное и житейское понимание психологических явлений краткое содержание. Научное и житейское понимание психологических явлений реферат. Научные и житейские представления о психических явлениях. Научное и житейское понимание психологических явлений. Научные и житейские понимания психологических явлений. Научное и жизненное понимание психологических явлений. Нучное и житейское понимание психологических явлений. Сравнительная таблица житейской и научной психологии. Научное житейское понимание психологических явлений. Научное и житейское понимание психических явлений. Характеристика житейских и научных знаний реферат. Реферат на тему Чувство как психическое явление. Реферат житейские и научные понятия в мышлении.

      ©2010