Мотивация      Власти Мотивация      Власти
Мотивация      Власти РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Мотивация Власти


Мотив власти
Власть представляет собой явле­ние
многомерное. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми,
социальными группами и го­сударственными институтами с дав­них времен порождали
столько объ­яснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо
другое явление. Бертран Рассел [В. Russell,   1938]   рассматривал власть как фундаментальное,
объ­единяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию
энергии в физике. Сегодня науки об обществе и поведении в нем еще далеки от
того, чтобы сделать
власть центральным объяснительным
понятием, хотя тенденция к этому уже намечается повсюду. Феномены власти
чрезвычайно сложны, основы­ваются они на повсеместно встреча­ющейся ситуации
социального кон­фликта, возникающего из-за несовме­стимости целей различных
людей или средств их достижения [Р. Swingle, 1970;
J. Т. Tedeschi, 1974].
Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с
представлениями о принуждении, уг­нетении, насилии или несправедли­вом господстве.
Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней
мере, ней­трально оцениваемые явления, такие, как законное руководство,
авторитет, признанное лидерство, влияние, вос­питание, примирение интересов,
груп­повая   солидарность  
[A. A. Berle, 1967].
Прежде чем перейти к рассмотре­нию того, что следует
подразумевать под мотивом власти, нам необходимо добиться большей ясности в
понима­нии самого явления, называемого властью. В науках об обществе, в
частности в социологии и политологии, исследователи заинтересованы, прежде
всего, в анализе сложивших­ся отношений власти и их объясне­нии
постфактум, в науках же о пове­дении, и в психологии в том числе, акцент
ставится, скорее, на исследо­вании процесса использования вла­сти и его предсказаний
[В. Н. Raven, R. W.
Kruglunnski, 1970; W.
E. Pol­lard, Т. R.
Mitchell, 1972], Различие взглядов на власть с позиции разных дисциплин
станет понятнее из приве­денных ниже определений.
Социолог Макс
Вебер: “Власть означает любую закрепленную социальными отношени­ями возможность
настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем
эта возможность выражается” [М. Weber, 1921;
цит. по: М. Weber, 1964b, S. 38].
Философ
Бертран Рассел: “Власть может быть
определена как достижение намеченных эффектов” [В. Russell, 1938, р. 35].
Политолог Р. Э. Дал: “Мое интуитивное представление о власти выглядит
примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В
делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать” [R. A. Dahl, 1957, р. 202].Психолог Курт Левин; “Власть b над а можно определить, ...как отношение максимальной
си­лы воздействия b на а ,.. к максимальному сопротивлению со стороны а” [К. Lewin, 1951, р. 336].
Таким образом, во всех случаях о власти
речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побу­дить другого
сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать. Лишь определение
Рассела охватыва­ет более широкий круг явлений. Сог­ласно этому определению,
любое до­стижение намеченного результата действия уже есть проявление вла­сти—независимо
от того, приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.
Понимание власти как некоей все­общей способности
встречается так­же и в психологии. Каждый эффект, который производит индивид,
воздей­ствуя на окружающий его мир (при­чем не только на мир социальных
объектов), определяется его властью, понимаемой как способность, сила или
компетентность. Такое представ­ление о власти свойственно, как бы­ло показано
Хайдером [F. Heider, 1958],
наивной теории действия, сог­ласно которой каждое действие вме­сте со своим
результатом порождает­ся двумя видами факторов—“могу” (can), основывающимся на отношении
власти субъекта (т. е. его сил и спо­собностей) к противодействующим ему
внешним силам, и “старанием” (try),
т. е. решимостью субъекта дей­ствовать, определяемой тем, сколь­ко он
вкладывает в это сил (см. гл. 10).
Мотивационная основа
Эта попытка универсального объяс­нения
взаимодействия субъекта с ок­ружением с точки зрения теории дей­ствия имеет
свои аналоги и в теории мотивации. Ими являются, с одной стороны, теории в духе
Уайта [R. Whi­te, 1959;
I960], в которых власть (в смысле сил, способностей, компетен­тности)
понимается как результат не­которого всеобщего фундаментально­го мотива, с
другой—теории типа концепции Адлера [A. Adlier, 1922], выявляющей особый мотив—стремление к власти и
к превосходству—из пер­воначальной недостаточности власти. Для Уайта (к его
позиции близки также взгляды Пиаже) [см.: Н. Нескhausen, 1976a] компетентность явля­ется
результатом функционального “мотива порождения эффекта” (effectance motive), побуждающего субъ­екта
постоянно вступать в спор с окружающим миром, в том числе и социальным, ради
усовершенствова­ния своей способности к эффективно­му действию. Уайт пишет:
Точно так же, как ребенок исследует окру­жающий его
физический мир, выясняя, что можно сделать с объектами и что те могут сделать
ему, он исследует окружающий его мир людей, научаясь тому, что он может
заставить людей сделать и чего ему следует от них ожидать” [R. White, 1960, р. 104].
В 2-
или 3-летнем возрасте, отмечает Уайт, “ребенок достигает такого уровня
понимания, когда впервые начинает задумываться о своем месте в семье и вообще о
своем отношении к другим людям. До определенной степени он продолжает
экспериментировать с примитив­ными формами социальной власти, особенно над
другими детьми: он может командовать ими, бить их или угрожать им. Но
одновременно он начинает улавливать природу ролей” [ibid., р. 123].
Адлер [А. Adler, 1922] отошел от своего учителя
Фрейда, сделав цен­тральным объяснительным принципом своего  снискавшего 
популярность учения о личности вместо сексуаль­ного влечения “волю к
власти”. Сог­ласно адлеровской “индивидуальной психологии”, стремлением к совер­шенству,
превосходству и социальной власти субъект пытается компенсиро­вать
обусловленный своей конститу­цией дефицит власти, воспринима­емый как
недостаточность своих спо­собностей (отсутствие маскулинности у женщин,
различного рода телесные несовершенства, зависимость ребен­ка от взрослых) и
переживаемый как комплекс неполноценности.
Обе попытки построения теории на основе связанной с властью
лично­стной диспозиции едва ли оказали влияние на исследование мотивации.
Уайтовский “мотив порождения эф­фекта” из-за своей чрезмерной обоб­щенности (он
мог бы быть основой не только власти, но и других мотивов типа мотивов
достижения и аффилиации) и адлеровское “стремление к власти” в силу своей
применимости в качестве объяснительного принципа к любым мыслимым индивидуальным
различиям чересчур аморфны и многолики. Поэтому, прежде чем вы­яснять основу
индивидуальных разли­чий применения власти в одних и тех же условиях, нам
представляется не­обходимым выявить общие предпо­сылки использования власти.
Начнем с рассмотрения простейше­го
случая, когда некто А использует власть, чтобы повлиять на поведение индивида
В. Прежде всего В должен обладать свободой передвижения в психологическом  пространстве  (в смысле теории поля Левина), т. е. должен иметь возможность
сделать нечто отличное от того, чего от него хочет А (и не должен сам по себе
хотеть осуществить действие, жела­тельное для А). Чтобы направить дей­ствие В в
желательном направлении, А должен ввести в психологическое пространство В
дополнительные си­лы, которые бы превзошли все про­чие уже возникшие силы.
Проведенный Картрайтом [D.
Cartwright, 1959a] анализ различных детерминантов, ко­торые с точки
зрения теории поля следует принимать в расчет при по­добных ситуационных
влияниях, зна­чительно приблизил нас к достиже­нию понятийной ясности в сфере
фе­номенов власти. Наиболее важным является следующее. Для обладания властью А
(отдельный человек или социальная  
организация)   должен иметь в
своем распоряжении опреде--ленный набор потенциальных дей­ствий. Чтобы такое действие
можно было считать применением власти к В, т. е. чтобы оно отклоняло суще­ствующие
тенденции поведения В в намеченном А направлении, оно должно отвечать
определенной мотивационной основе В. В противном случае действие А оставит В
равно­душным, не сможет создать в психо­логическом пространстве В никакой новой
силы. Сразу же следует отме­тить, что мотивационная основа В, на которую влияет
А своим действием власти (то “ранимое место” В, кото­рое этим действием
поражается”), может состоять из любых мотивов последнего. Таким образом,
действие власти всегда есть цeлeнaпpaвлeннoe использование, мотивов другого
человека, удовлетворяемых или неудов­летворяемых, независимо от их со­держания.
Источники власти
Для успешного
воздействия на мотивационную основу другого человека применяющий власть должен
иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т. е. средства подкрепления, с
помощью которых он сможет обес­печить удовлетворение соответству­ющих мотивов
другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Такие ресурсы,
особые для каж­дого мотива, мы будем называть ис­точниками власти. Френч и
Равен [J. R. P. French,
В. Н. Raven, 1959]
выделили пять видов источников власти, позднее Равен и Круглански (В. Н. Raven, A. W. Kruglanski,
1970) дополнили эту классификацию еще одним видом (информационной вла­стью) и
провели дальнейшую диффе­ренциацию видов власти, исходя из последствий
применения власти, свя­занной с каждым из источников, и “стоимости” этого
применения [ср. также: В. Н.
Raven, 1974]. Мы ограни­чимся лишь кратким перечислением этих
источников.
1.
Власть вознаграждения (reward power).
Ее сила
определяется ожиданием В того, в какой мере А в  состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А
поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.
2. Власть принуждения, или
наказания (coercive power).
Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, в той меры, в какой А
способен нака­зать его за нежелательные для А действия фрустрацией того или
иного мотива, и, во-вторых, того, насколько . А сделает неудовлетворение мотива
I зависящим от нежелательного поведения В. Принуждение здесь заклю­чается в
том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания
суживается. В пре- ' дельном случае власть принуждения может  осуществляться  непосредственно физически, например, когда ребенка, который не
хочет ложиться спать, бьют или насильно укладыва­ют в постель.
3. Нормативная власть (legitimate power). Речь
идет об интериоризованных В нормах, согласно которым А имеет право
контролировать соблю­дение определенных правил поведе­ния и в случае
необходимости наста­ивать на них.
4. Власть эталона (referent power). Основана
на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.
5. Власть знатока (expert power). Ее сила
зависит от величины припи­сываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или
навыков, отно­сящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
6. Информационная власть (infor­mational power).
Имеет место в тех случаях, когда А владеет информа­цией, способной заставить В
увидеть последствия своего поведения в но­вом свете.
Поведение и власть
Теперь мы
можем более детально рассмотреть осуществление власти, исходя из позиции
применяющего ее субъекта. Прежде всего он должен уяснить себе, какие источники
власти он имеет в своем распоряжении, а также принять решение об их исполь­зовании.
Одновременно он должен верно оценить мотивационную основу человека, на которого
он хочет ока­зать влияние, и правильно, т. е. с точки зрения последнего,
определить силу своих источников власти, чтобы в конечном счете избрать
наиболее действенную, обеспечивающую наи­более благоприятное соотношение за­трат
и результатов, стратегию их ис­пользования [J. W. Thibaut, H. H. Kelley, "1959]. Соотношение затрат и
ре­зультатов имеет значение потому, что В может оказать сопротивление воз­действию
А и попытаться в свою очередь применить власть. Кроме то­го, проблема
соотношения затрат и результатов возникает, как указыва­ют Равен и Круглански
[V. H. Raven, А. W. Kruglanski, 1970; В. H. Raven, 1974], в связи с
особенностями различных источников власти.
Так, власть, связанная с вознаграж­дением и наказанием,
требует от А постоянного контроля за поведением В, кроме того, ресурсы А могут
исто­щиться, что может вызвать (или по­высить) враждебность В к А. Исполь­зование
власти знатока, информаци­онной власти и власти эталона таких издержек не
требует.
Последнее, что должен сделать А, чтобы ему удалось без
применения грубой  силы  использовать свою власть и заставить В
изменить свое поведение в желательном для А на­правлении,  является 
перестройка привлекательности решающих для осуществления желательного
для А действия основных и побочных след­ствий активности В.
Таким образом, деятельность вла­сти, в отличие от
побуждаемых други­ми мотивами видов поведения, опре­деляется не одним
соответствующим мотивом (мотивом власти), а различ­ными мотивами партнера,
конфигура­цию привлекательности которых эта деятельность должна перестраивать.
Как правило, речь идет о введении' дополнительной положительной или отрицательной
привлекательности, по содержанию не связанной с подверга­ющимся  воздействию поведением В и создающей
дополнительные (внешние) последствия желательных или нежелательных для А
действий В. Классический анализ психологиче­ской ситуации вознаграждения и на­казания
с точки зрения теории поля был дан Левином [К. Lewin, 1931 а].
При этом речь вовсе не идет только о морально нечистоплотных
явлениях типа шантажа или совращения. К рассматриваемой группе процессов
принадлежат также обучение, прос­вещение, воспитание, ободрение, иду­щие от
личности учителя. Следует также различать актуальную и потен­циальную власть. А
не обязательно должен принимать решительные ме­ры, чтобы показать В те
источники власти, которыми он располагает и которые намерен пустить в ход. Зача­стую
В может предвидеть это, осно­вываясь на прошлом опыте или до­ступной ему
информации. Саймон так поясняет подобную ситуацию:
"Члену организации редко
предъявляются ультиматумы типа “делай то-то и то-то, или будешь страдать от
последствии своего пове­дения”. Скорее, он сам предвидит последствия
регулярного неподчинения или неумения уго­дить людям, имеющим возможность
применить к нему санкции. И это предвосхищение, без всяких угроз с чьей-либо
стороны, действует в качестве постоянной мотивации” [Н. A. Simon, 1957, р. 196].
Чтобы связать сказанное выше в единую систему и
продвинуться в анализе дальше, нам будет полезна разработанная  Картрайтом [D. Cartwright, 1965] и расширенная Кипнисом [D. Kipnis, 1974] дескрип­тивная модель отдельных шагов дей­ствия
власти (см. рис. 7.4). Прежде всего у применяющего власть субъек­та должна
возникнуть мотивация воздействовать на другого человека. Ос­нования, причины и
поводы появле­ния такой мотивации могут быть раз­личными и, кроме того,
по-разному пониматься исследователями. В ча­стности, мотив власти как тенденция
к овладению источниками власти, мо­жет быть проявлением универсально­го
стремления обладать средствами удовлетворения различных потребно:
стей и желаний. Примерно такой точ­ки
зрения придерживается Д. Картрайт:
Все люди склонны влиять на других и стараются занять
влиятельное положение, пос­кольку стремятся к определенным целям, до­стижение
которых требует использования вли­яния” [D. Cartwright, 1965, р. 7].
Те же причины, которые вызывают стремление к
приобретению источни­ков власти, побуждают субъекта при­водить ее в действие.
Уже тот фунда­ментальный факт, что в осуществле­нии своих целей и
удовлетворении
своих потребностей люди зависят друг
от друга, приводит к мотивации субъекта использовать власть, когда другой
человек сам по себе не спо­собствует удовлетворению потребно­стей субъекта и
достижению его це­лей и вольно или невольно препят­ствует ему. Действие власти
в этом случае призвано сделать другого че­ловека более сговорчивым, уступчи­вым
и готовым прийти на помощь, а мотивация власти является инстру­ментальной для
иных по содержанию целей и потребностей. Характерным примером такого
инструментального действия власти является ее ролевое использование. От людей,
занима­ющих руководящие позиции в соци­альных 
группах  и  организациях (семья, школа, фирма, армейская
служба), ожидается, что они будут заботиться о соблюдении членами этих групп
определенных норм пове­дения. Поэтому роль наделяет их источниками власти,
дающими воз­можность корригировать отклоняющееся поведение.
Другая точка зрения на мотив вла­сти связана с
неинструментальным, а значит “внутренним”, его пониманием как стремления к
применению власти ради нее самой. В этом случае моти­вирующим является не
столько чув­ство власти, сколько желанй, сде­лать ее ощутимой для другого, ока­зать
влияние на его поведение. Если отвлечься "от инструментальных форм
мотивации власти, то существует, по- видимому, два понимания мотива власти (как
внутреннего” побудителя). Первое связывает его главным обра­зом с
приобретением источников вла­сти, второе—с ее использованием, с| осуществлением
действий власти ради них самих. Оба эти понимания находят, как мы увидим, своих
при­верженцев среди исследователей мо­тива власти: первого придерживается
Верофф [J. Veroff, 1957],
второго— Мак-Клелланд     [D. С. McClelland, 1970, 1975] и Уинтер [D. С. Winter, 1973]. Остается до
сих пор неясным, идет ли здесь речь просто о двух различных аспектах единого
мотива или же о двух отдельных (хотя и тесно 
связанных)  видах  мотива власти. Вернемся к рассмотрению
отдель­ных шагов действия власти. После того как мотивация власти сложи­лась,
применяющий власть субъект дает знать (1) объекту воздействия о том, какого
поведения он от него ждет. Если объект воздействия ведет себя в соответствии с
этими ожидани­ями, то процесс действования, побуж­даемого мотивацией власти, на
этом заканчивается. Если же он высказы­вает неподчинение (2), то применя­ющий
власть обозревает, если можно так выразиться, находящиеся в его распоряжении
источники власти под углом зрения того, стоит ли, учитывая особенности
мотивационной основы партнера, пускать их в ход, и если да, то какие именно. В
соответствующем блоке (3) на рис. 7.4 перечислен ряд источников власти, носящих
лично­стный и институциональный характер. Выбор источников власти зависит,
впрочем, не только от мотивационной основы объекта воздействия, но и от  вида поведения, к которому его хотят  склонить. Например, если субъект  стремится стать объектом любви партнера, то
обращение к личностным источникам власти будет уместнее обращения к
институциональным ис­точникам.
Пуску в ход источников власти мо­гут противостоять
внутренние барь­еры (4), которые субъекту удается или не удается преодолеть.
Они мо­гут создаваться страхом перед ответ­ными мерами партнера, боязнью нару­шить
использованием власти идеаль­ный образ своего “Я”, слабой уверен­ностью в себе
и связанным с нею слишком сильным сомнением в воз­можностях своего воздействия.
Они могут также создаваться противодей­ствием конкурирующих ценностей (на­пример,
антиавторитарных убежде­ний), связанными с применением вла­сти избыточными
затратами (когда, например, длительное вознагражде­ние объекта воздействия
может ока­заться чересчур дорогостоящим, а контроль  за  его  поведением— слишком обременительным),
институ­циональными нормами, ограничива­ющими использование определенных
средств воздействия по отношению к той или иной категории людей. Если
внутренние барьеры не возникают или успешно преодолеваются, субъект применяет
какое-либо сред­ство воздействия (5). Отчасти оно отвечает избранному источнику
вла­сти, отчасти зависит от индивидуаль­ных 
особенностей  использующего
власть человека, от его восприятия ситуации и от оказываемого партне­ром
сопротивления [см.: D. Kipnis,
1974]. Начнем с последнего фактора:
вначале, как правило, используются
более мягкие средства воздействия типа убеждения, затем, если сопро­тивление
партнера не прекращается, субъект переходит к более жестким методам, вплоть до
наказания и наси­лия. Недостаток умений объекта воз­действия применяющий власть
не от­личает от слабой мотивации и пыта­ется исправить с помощью мягких мер
воздействия (об оценке достижений другого человека см. также гл. 11). Чем шире
круг подвергаемых вли­янию людей, чем они дальше от субъекта и чем в большей
степени анонимны для него, тем к более сильным средствам воздействия он
прибегает. Кроме того, сила использу­емых средств возрастает вместе с
уменьшением уверенности в себе. Ес­ли люди, ощущающие себя слабыми и внешне
контролируемыми, достигают руководящих постов, предоставля­ющих в их
распоряжение многочис­ленные институциональные источники власти, то они
избегают личностно опосредованных средств воздействия (типа убеждения), заменяя
их более жесткими институциональными мера­ми  
[В. Е. Goodstadt,   L. A. Hjelle, 1973].
Реакция объекта воздействия (6) зависит от его мотивов и
источников власти. Если он опять оказывает соп­ротивление, то вся последователь­ность
событий, изображенных на рис. 7.4, повторяется заново. Когда же его поведение
отвечает ожидани­ям использующего власть, то это мо­жет быть достигнуто
различными пу­тями. Партнер может проявить уступ­чивость, но при этом внутренне
озло­биться, может подчиниться ворча, но в глубине души согласиться с воздей­ствием,
может снизить уважение к себе или начать с большим уважением относиться к тому,
кто применил власть, и т.д. Наконец, действие вла­сти ведет к определенным
послед­ствиям для осуществляющего его субъекта. С помощью произведенного им изменения
поведения объекта воз­действия он удовлетворил потреб­ность, которую тот
блокировал. Еще важнее может оказаться ощущение своего могущества, ощущение
того, что он уверенно себя держал и произ­вел впечатление на партнера, рост
самоуважения и т. п. Может также изменяться его восприятие партнера, которому
может быть приписана бо­лее зависимая и менее автономная мотивация, может
уменьшаться значи­мость партнера для субъекта, увели­чиваться психологическая
дистанция между ними и т. д.
Индивидуальные различия действий власти:
мотив
власти
Проведенный выше общий анализ
действия власти представляется”нам исходной точкой при ответе на воп­рос: чем
могут различаться эти дей­ствия у разных людей в одинаковых ситуационных
условиях? Полученный ответ даст возможность построить личностный конструкт
мотив вла­сти”, отражающий индивидуальные различия соответствующего поведе­ния.
Далее нам надо будет рассмотреть, насколько
сконструированные до сих пор средства измерения мотива вла­сти отвечают
особенностям действий власти. При этом по возможности мы будем ссылаться на
данные об инди­видуальных различиях, не останавли­ваясь более подробно на
применяв­шихся для их измерения методиках.
1. Овладение источниками
власти
Прежде всего между людьми долж­ны
существовать различия в силе стремления к умножению и увеличе­нию своих
источников власти. Уже простое обладание источниками вла­сти и сообщаемое им
ощущение вла­сти может быть конечной целью, до­стижение которой само по себе,
без всякого применения власти к другому человеку, приносит удовлетворение. С
точки зрения получения удовлетво­рения от власти чувство обладания ею более
значимо, чем воздействия на других людей. Желанными источ­никами власти могут
быть престиж, статус, материальное положение, ру­ководящая должность, возможность
контроля над информацией. Так, в работе Уинтера [D. С. Winter, 1973] было показано, что у
студентов, зани­мающих какие-либо посты в студен­ческом самоуправлении, уровень
мо­тивации власти существенно превос­ходит средний. Высоким мотив власти
оказался также у организаторов-добровольцев программы оздоровле­ния жизни в
крупном городе, играв­шей важную роль в местной полити­ке, однако у разного
уровня полити­ческих деятелей этого же города этот мотив обнаружить не удалось.
2. Способности
Существуют, по-видимому, разли­чия
между людьми и по степени развития способности к быстрому и безошибочному
определению мотивационной основы другого человека и соотнесению ее со своими
источника­ми власти для выбора наиболее эф­фективных и экономичных способов
переструктурирования поля притяга­тельности исходов действия этого че­ловека.
Важным может оказаться и то, насколько субъект в состоянии учесть собственные
источники вла­сти, все средства воздействия и все мотивы другого человека, т.
е. все факторы, определяющие ситуацию воздействия. Подобного рода способ­ностям
и интересам свойствен нес­колько манипулятивный оттенок; и тем не менее они
непосредственно относятся к психологии мотивации! Примечательно,   что 
проведенное Уинтером [D. С. Winter, 1973] выбо­рочное 
тестирование  обнаружило сильно
выраженный мотив власти у учителей, священников, журналистов и психологов в
отличие от админи­стративных служащих, врачей и юри­стов. В первых четырех
случаях мы имеем дело с явно “манипулятивными” профессиями  связанными с воспитанием других людей,
оказанием на них влияния и их изменением. (Преж­де всего приходят на ум
клинические психологи, использующие методики модификации поведения, но не следу­ет
упускать и экспериментаторов в области психологии мотивации, кото­рые для
создания у испытуемых моти­вации, отвечающей избранному плану эксперимента,
должны заставлять их верить всякой всячине.) Имеются так­же данные о различии
способностей к быстрой оценке своих источников власти в новой ситуации с
характер­ными для нее возможностями воздей­ствия. Так, Шнакерс и Кляйнбек [U. Schnackers, U. Kleinbeck,
1975] установили, что испытуемые с высо­ким мотивом власти активнее ведут себя
в “играх с переговорами” (Con
game), сильнее влияют на своих партнеров, чаще идут на обман и с  самого начала нацелены на больший выигрыш.
3. Действия власти
Что может
побуждать субъекта, приносить   ему   удовлетворение? Стремление к обладанию
источника­ми власти ради связанного с ними ощущения власти мы уже рассмотре­ли.
Помимо него, приносить удовлет­ворение может само использование имеющихся
источников власти, обес­печивающее воздействие на мотивационную основу другого
человека, ко­торая направит его поведение в нуж­ную для достижения целей
субъекта сторону. По-видимому, должны существовать индивидуальные различия |не
только в способности, но и в склонности к осуществлению действий власти для
оказания влияния на поведение другого человека.  Этот момент весьма существен, поскольку он позволяет, например,
дифференцировать “сильных” и “сла­бых” политических лидеров. Донли и Уинтер
измерили в своем исследова­нии
[R. Е. Donley, D.
С, Winter, 1970] силу
мотива власти 12 живших в XX в. американских президентов (с помощью анализа
содержания речей, произнесенных при вступлении в должность) и соотнесли ее с
полити­ческой объективностью их деятельности (по оценкам историков), с
вступлением в войну и с масштабами преобразований кабинета. Несмотря на
имевшийся в распоряжении прези­дентов огромный аппарат власти, те из них, кто
обладал, судя по приме­нявшимся показателям, слабым моти­вом власти (Тафт,
Гардинг, Кулидж, Гувер и Эйзенхауэр), пускали этот аппарат в ход менее активно,
чем президенты с сильным мотивом вла­сти (Ф. Д. Рузвельт, Трумен, Кеннеди и
Джонсон).
Индивидуальные различия суще­ствуют   также,  
как   установили Гудштадт и
Хьелле [В. Е. Goodstadt, L A.
Hjelle, 1973], и в предпочтении тех или иных средств воздействия. Эти
авторы предоставили в распоря­жение испытуемых с ярко выражен­ным внешним или
внутренним локусом контроля (по Роттеру) различные источники власти для
воздействия на работника, негативно относящегося к своему делу и плохо его
выполня­ющего. Оказалось, что испытуемые с , внешним локусом контроля гораздо в
большей степени, чем испытуемые с внутренним контролем, полагаются на
принуждение и наказание (типа угрозы увольнения), последние же сначала пробуют
применить уговоры и убеждение. Поскольку люди с внешним локусом контроля с
детства ощущают себя отчужденными и бес­сильными, они, по всей вероятности,
считают все способы оказания вли­яния, за исключением наказания и принуждения,
чересчур слабыми.
Анализ
индивидуальных различий можно бы продолжить, рассмотрев всевозможные комбинации
четырех предпосылок (с разной степенью вы­раженности) успешного действия власти
распоряжения источниками, вла­сти, способности к перестройке зна­чений
привлекательности в психоло­гическом поле другого человека, стремления
оказывать влияние на по­ведение другого человека и предпоч­тения того   или иного средства воз­действия. Так,
человек может распо­лагать источниками власти, решимо­стью применить ее,
адекватным сред­ством воздействия, но при этом не иметь рассмотренных выше
способно­стей.
 4. Моральность
цели
Индивидуальные различия должны
проявляться и в тех целях, ради которых в конечном счете человек стремится применить
власть или ока­зать влияние на себе подобного. Здесь в круг нашего анализа
вступа­ют оценки, связанные с моральными ценностями. Использование власти может
служить созданию приятных переживаний 
подчинения окружа­ющих своей воле и спровоцированной беспомощности
другого человека, что ведет к повышению самооценки. Но оно же может служить
благому де­лу”, целям группы или организации, “правильно понятым интересам” са­мого
объекта воздействия. С мораль­ной точки зрения предполагаемые на­мерения
использующего власть субъ­екта оцениваются участниками ситу­ации и сторонними
наблюдателями как “хорошие” или “плохие”, “закон­ные” или “незаконные”.
Именно в этом смысле Мак- ' Клелланд различает два вида моти­вов,    называя  
их   личностно-ориентированной (P-Power) и социо- j ориентированной властью (S-Power) | [D. С. McClelland, W. N. Davis, R. Ka-lin, Е. Warner, 1972; D. С. McClelland, 1970; 1975]. Мак-Клелланд и
его сот­рудники обнаружили, что показатель “задержки активности” в рассказах
ТАТ и других вербальных материалах (частота слова “не”) при высоких остальных
показателях мотива вла­сти коррелирует с обладанием ответ­ственным постом и
небольшим пот­реблением алкоголя (S-Power), в то время как при отсутствии
задержки активности высокий мотив власти со­четается с чрезмерным потреблением
спиртных  напитков,  хвастовством престижными вещами, дающим
эрзац удовлетворения чтением порнографи­ческих и спортивных журналов, а также
со склонностью к риску в азартных играх (P-Power). Разница этих двух видов
власти может также выявляться введением в разработан­ные для измерения мотива
власти категории анализа содержания до­полнительных категорий, фиксиру­ющих,
например, направлено ли при­менение власти на достижение собственного блага или блага других людей, сомневается ли
человек в своих источниках власти и своей спо­собности воспользоваться ими. На
ос­нове различения направленности мо­тива власти на собственное благо или на
благо других людей Мак-Клелланд [D. С. McClelland, 1975] разработал теорию четырех стадий развития “Я”,
которую мы рассмотрим ниже.
Говоря о моральности
намерений, уместно вспомнить и о введенном Тибо и Келли [J. Tibaut, Н. Н. Kelley, 1959]
различения фатального и пове­денческого контроля. В случае фа­тального контроля
А оказывает вли­яние на последствия действий В, не заботясь ни о его мотивах,
ни о его поступках. В случае поведенческого контроля А влияет на последствия
действий В лишь в той мере, в какой ему предварительно удалось мотиви­ровать В
поступить желательным для себя (А) образом.
5. Страх перед последствиями действий власти
Хотя социальное взаимодействие в ситуации применения
власти не явля­ется, в отличие от аффилиативного поведения, симметричным, оно
все же не настолько однонаправленно, как это можно предположить, позна­комившись
с рассмотренной выше дескриптивной моделью. Воздействие здесь носит обоюдный
характер. Объ­ект воздействия совершает ответный поступок, он может оказать
сопротив­ление и в свою очередь использовать власть. В связи с этим индивиды
должны отличаться друг от друга еще и тем, в какой степени возможности и
последствия своего действия власти вызывают у них не только надежды и I
желания, но и опасения. Можно раз­личить пять видов страха власти пе­ред: (1)
разрастанием своих источни­ков власти; (2) их потерей, (3) ее ' использованием,
(4) ответным приме-\ нением власти, (5) безуспешностью \ своего
воздействия на других. ' До настоящего времени ни попыток
дифференцированного    измерения этих
видов страха власти, ни попыток обоснования такого рода классифика­ции не
производилось. Уинтером [D. С. Winter, 1973]
была разработана методика измерения страха власти, имеющая дело, как нам
кажется, главным образом со страхом безус­пешности своего воздействия. Об этом
говорит, прежде всего, тот факт, что обнаружившие высокий страх власти студенты
приписывают боль­шую ценность собственной независи­мости   и  
нерегламентированности учебных занятий. Знаменательно, да­лее, что
младшие сыновья, имеющие нескольких старших братьев и сестер, демонстрируют
более высокий страх власти, чем сыновья, занимающие любую иную позицию в семье.
Им больше всех приходилось на протяже­нии детства терпеть власть своих более
сильных братьев и сестер, к тому же они обладали наименьшими возможностями
маневрирования в создании коалиций против применя­ющих власть старших детей.
6. Предпочтение определенных
сфер использования власти
Очевидно, что в различных обла­стях своей жизни люди
совершают неодинаковое количество действий власти. Они могут ограничиваться
сферой личной жизни (воздействием на супруга и детей), профессиональ­ной сферой
(воздействием на подчи­ненных и коллег), сферой обществен­ной жизни
(воздействием на членов сообществ по интересам, на полити­ческие группировки) и
т. д. Вошел в поговорку образ мужа, весьма автори­тетного на работе и
смолкающего при виде своей жены. При чисто инстру­ментальном  понимании мотивации власти различия действий
власти в разных '^§^ах жизни должны опре­деляться следующими четырьмя фак­торами:
(1) силой мотива и лично­стной значимостью целей, достиже­ние которых возможно
лишь при ак­тивном содействии другого человека;
(2) отсутствием готовности другого оказать это
содействие по своей воле или сомнением в ней; (3) типом и мощностью источников
власти, да­ющих возможность удовлетворять или препятствовать удовлетворению
мотивов партнера; (4) находящимися в распоряжении субъекта конкретными
средствами воздействия на мотивационную основу партнера, т. е. средствами,
позволяющими использо­вать наличную власть. Таким обра­зом, специфичное для той
или иной сферы действие власти основывается на переплетении целого ряда усло­вий.
До сих пор эта совокупность условий, насколько нам известно, не подвергалась
исследованию.
Напротив, при понимании мотива­ции
власти как актуализации особого мотива власти в качестве предпочи­таемых
выступят те сферы жизни, в которых человек располагает макси­мальными
источниками власти и средствами воздействия, независимо от того, требуется ли
для удовлетво­рения потребностей субъекта и дости­жения его целей содействие
другого человека и готов ли этот другой оказать содействие по своей воле или
нет. Существуют данные, показы­вающие, что сама по себе доступ­ность субъекту
источников власти ведет к увеличению числа действий, нацеленных на оказание
влияния на < себе подобных. Так, Кипнис [D. Kip-nis, 1972] ставил своих испытуемых в позицию менеджера,
указывая в од­ном случае на широкий спектр сан­кций, которые они могут
применять к работникам (ситуация власти), в дру­гом—просто предлагая им быть ме­неджерами
(нейтральная ситуация). Несмотря на то что все работники справлялись со своими
обязанностя­ми удовлетворительно, менеджеры в ситуации власти в два раза чаще
пытались воздействовать на поведе­ние подчиненных, чем в нейтральных условиях.
Определения мотива власти
Теперь, когда на основе общего
анализа действий власти мы выдели­ли шесть параметров индивидуальных различий
мотива власти как лично­стного конструкта, можно проверить, насколько
определения этого понятия исследователями,  
разработавшими методики его измерения, учитывают данные параметры.
Остановимся вна­чале на точке зрения Мюррея, кото­рый еще в 1938 г. [Н. A. Murray, 1938] дал
следующее определение мотива власти, назвав этот мотив потребностью в
доминировании.
Желания
и эффекты. Контролировать свое социальное
окружение. Посредством совета, обольщения, убеждения или приказания воз­действовать
на поведение других людей и направлять его. Отговаривать, сдерживать и
запрещать. Побуждать других поступать в соот­ветствии со своими потребностями и
чувства­ми, добиваться их сотрудничества. Убеждать других в своей правоте...
Действия (общие). Влиять, склонять, вести, убеждать, уговаривать,
направлять, регулиро­вать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.
Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия. Судить, устанав­ливать
законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения, разре­шать
конфликты. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, нака­зывать,
лишать свободы, заключать в тюрьму. Очаровывать, покорять, заставлять других
прислушиваться к себе, приобретать подража­телей и последователей,
устанавливать мо­ду...” [ibid., p. 152].
Этот перечень деятельностей со­стоит
только из действий власти и в заключение указывает на три из ше­сти ее
источников: нормативную власть, власть принуждения и наказа­ния и власть
эталона. Не рассматри­ваются обладание источниками вла­сти, способности,
моральность цели, страх последствий применения вла­сти и предпочтение тех или
иных мер.
Определение Вероффа
Следующее определение принадле­жит
Вероффу [J. Veroff, 1957],
разра­ботавшему, в отличие от Мюррея, не опросник, а первую основанную на ТАТ
методику измерения мотива власти. Это приводимое ниже весьма краткое
определение он дополняет важными указаниями по категориям анализа содержания,
устанавливающими, ка­кие высказывания следует относить к теме власти:
...Под
мотивацией власти мы будем подразу­мевать диспозицию, направляющую поведение на
достижение того удовлетворения, которое доставляет контроль над средствами
оказания влияния на других людей” [ibid., p. 1].
Тема власти: ...(а)...
Эмоциональные пере­живания по поводу достижения или удержами” контроля над
средствами влияния на кого-либо. Персонаж может ощущать удовлетворе­ние,
победив в споре, или же испытывать недовольство, когда ему не удалось
поступить по-своему... Эмоциональные переживания этого рода можно обнаружить
также в утверждениях, выражающих желание не проявлять слабость. Примерами могут
служить оскорбление челове­ка с высоким статусом, стыд за неспособность
настоять на своем или достичь господства, обида при подчинении другому и
желание преодолеть его влияние ...(Ь)... некто, соверша­ющий действия по
поддержанию или достиже­нию контроля над средствами влияния... Пер­сонаж может
добиваться определенного поло­жения, доказывать что-либо, чего-то требо­вать,
кого-то заставлять ...(с)... межличностные отношения, которые при их
осуществлении оп­ределяются в данной культуре по типу: некто, вышестоящий по
контролю за средствами вли­яния на подчиненное лицо...” [ibid., p. 3,4].
Бросается в
глаза, что обсуждение мотива власти Вероффом все время ведется вокруг
приобретения источ­ников власти, обладания ими, страха их потерять, а также
страха перед ответным использованием власти. (Вспомним, что при рассмотрении мо­тива
аффилиации мы также столкну­лись с разработанной Шипли и Ве­роффом [Т. Е. Shipley, J. Veroff, 1952]
методикой, измеряющей главным об­разом тенденции страха.) В стороне остаются
такие параметры, как спо­собности, моральность цели и пред­почтение тех или
иных сфер. Сами действия власти оказываются в тени, а на первый план выходят их
след­ствия и сопровождающие их эмоци­ональные явления. Что касается ис­точников
власти, то анализируются следующие из них: власть принужде­ния, нормативная
власть, информаци­онная и отчасти власть знатока. В целом складывается
впечатление, что Верофф воспринимает власть в основном глазами человека,
который, боясь потери своих источников вла­сти, не столько сам ее применяет,
сколько подвергается действиям вла­сти другого. (Как мы увидим ниже, ситуация
актуализации, созданная Ве­роффом при валидации категорий анализа,
благоприятствует его пони­манию мотива власти.)
Не удивительно
поэтому, что ряд полученных с помощью методики Ве-роффа данных выявляет
различные аспекты отсутствия власти у субъек­та и страха перед властью другого [J. Veroff, J. В. Veroff, 1972]. Так, Ве­рофф
и его коллеги в ходе общенаци­онального исследования 1957 г. уста­новили повышенную мотивацию вла­сти у людей с
минимальными дохода­ми, низким образовательным уров­нем, выросших в распавшихся
семьях, у цветных, а также у вдовцов старше 50 лет   [J. Veroff,   J. W.
Atkinson, S. С. Feld, G. Gurin, 1970; J. Veroff, S. C. Feld, 1970]. Имеются также по­пытки измерения на основе анализа
хрестоматийных рассказов националь­ного индекса мотива власти (по Ве-роффу) [D. С. McClelland, 1961].
Вы­сокий национальный индекс (в США) мотива власти в период 1944— 1950 гг.
коррелировал с повышением уровня политических волнений и на­силия   в 
период  1955—1960 гг. [К. Е. Southwood, 1969].
Определение Юлимана
Следующее
определение, которое мы рассмотрим, принадлежит Юлиману [J. S. Uleman, 1966; 1972]. В рабо­те
1972 г. он переименовал измеря­емый конструкт из “потребности во власти” (need power) в “потребность
во влиянии” (need influence). Юлиман не дает развернутого определения мотива власти,
однако из разработан­ных им категорий анализа содержа­ния становится ясно, что
оборони­тельному”, акцентирующему страх власти пониманию этого мотива Ве­роффом
он предпочитает “наступа­тельное” его понимание. Об этом свидетельствуют
следующие выдер­жки из его работы:
...Сторона 1 (С 1) действует в отношении стороны 2
(С2) таким образом, что заставляет С2 реагировать... Действие первой
стороны может быть явным и преднамеренным или произвольным.—...высокий
социальный статус, или престиж. В число индикаторов престижа входят слава,
богатство и положение.—... орга­низация или член организации...—...отсутствие
осуждения, унижения, замешательства, прини­жения какой-либо участвующей в
ситуации влияния стороны...—...отсутствие мыслей о прошлом...—...отсутствие
страха, боязни и опа­сений...—...последовательность    действий— реакция... стороны планируют некоторую даль­нейшую
активность или ищут ...совета...— ...одна из сторон совершает действие, угрожа­ющее
важным интересам другой стороны, кото­рая отвечает действием, направленным на
ней­трализацию угрозы.—...энергичный отход одной стороны от другой...” [J. S. Uleman, 1972, р. 171, 172]. На первом плане здесь стоят
дей­ствия власти, понимаемые как энер­гичное, создающее взаимные угрозы
взаимодействие, не допускающее ни­какого страха и требующее мужества от обеих
сторон. Ни один из осталь­ных выделенных нами параметров не учитывается
(возможным исключени­ем является способность “планиро­вать дальнейшую
активность”). Из источников  
власти   выделяются власть
вознаграждения и норматив­ная власть. Ниже мы увидим, что условия побуждения
мотива в валидизирующем 
эксперименте  также вполне
отвечают избранному автором пониманию власти.
Определение Уинтера
После ряда усовершенствований своей
также основанной на ТАТ мето­дики Уинтер [D. G. Winter, 1973] опуб­ликовал окончательный ее вариант, в
котором частично использовал кате­гории анализа содержания Вероффа и Юлимана.
Коэффициент корреляции с ними категорий Уинтера колеблется от 0,39 до 0,47.
Ниже приводится сначала общее определение Уинтером мотива власти, а далее выдер­жки
из его категорий анализа содер­жания:
...Социальная власть есть способность про­изводить
...желаемые эффекты в поведении или переживаниях другого человека” [ibid., р.5].
...Человек
или группа людей ...заботятся об установлении, поддержании или восстановле­нии
своей власти (т. е. о влиянии, управлении или контроле) над другим человеком,
группой людей или миром в целом... 1. Человек прояв­ляет свою заботу о власти в
действиях... (а) активные насильственные действия, направ­ленные на другого
человека, например нападе­ние... (Ь) оказание помощи, совет, поддержка,
содействие без какой-либо просьбы со стороны другого человека... (с) попытка
управлять дру­гим человеком, либо прямо воздействуя на его поведение или
условия жизни, либо стараясь найти соответствующую информацию...(d) по­пытка повлиять, убедить, уговорить, подку­пить...
пока не достигается согласие... (е) по­пытка произвести впечатление на другого
че­ловека или на мир в целом... 2. Человек делает нечто, возбуждающее в других
людях сильные положительные или отрицательные эмоции... 3. Некто... заботится о
своей репутации или поло­жении...” [ibid., р.
251—254].
Страх
власти...: (а) связанная с властью цель достигается ради непосредственной или
косвенной пользы доугого человека... (Ь} субъ­ект сомневается в своей
способности влиять, управлять или производить впечатление... (с) автор рассказа
считает, что власть обманчива или что у нее есть свои изъяны...” [ibid., р. 261,262].
Усовершенствованные   категории анализа Уинтера охватывают
гораздо больше феноменов и параметров дей­ствий власти, чем категории Вероф­фа
и Юлимана. В них выделяются приобретение источников власти (кон­кретные виды не
рассматривают­ся) и действия власти (главным об­разом создание впечатления).
Неявно учитывается и способность, ибо дей­ствие власти может строиться на
различных мотивационных основани­ях, в частности на оказании помощи и поддержки
другому человеку. Кроме того, обращается внимание на мо­ральность цели как в
положительном, так и в негативном отношении. Впро­чем, действия власти,
направленные на общественное благо, своеобразно связываются со страхом власти
(точ­нее, со страхом перед безуспешно­стью своего воздействия и моральной
сомнительностью использования вла­сти). Предпочитаемые сферы приме­нения власти
не выделяются.
Шнакерс и Кляйнбек [V. Schnackers, U. Kleinbeck, 1975],
работавшие с переведенными на немецкий язык и валидизованными категориями Уинте­ра,
определяют мотив власти как
...стремление... проводить в жизнь свои на­мерения и
решения, используя свои возможно­сти контроля над происходящим в социальных
ситуациях, предполагающих различные установ­ки, планы и способы действия. Как
правило, все это влияет на поведение и судьбу других людей” [ibid., p. 301 ].
Это определение еще точнее зада­ет
условия действия власти. А имен­но применение источников власти (впрочем, их
приобретение не рас­сматривается, предполагается, что субъект уже обладает ими)
и необхо­димость свободы действий обеих уча­ствующих в социальном взаимодей­ствии
сторон, при этом неявно указы­вается также на доступность мотивационной основы
и аспект способно­стей. Моральность цели, страх перед последствиями применения
власти и предпочитаемые сферы ее использо­вания не учитываются. Особенности
способностей и мо­ральных установок, благоприятству­ющих при социальном
взаимодей­ствии овладению ситуацией, главным образом в “ситуациях с переговора­ми”,
проанализировали Кристи и Гейс (R.
Christie, F. L. Geis, 1970) при ва-лидации так называемой шкалы маки­авеллизма.
Поскольку к их работе мы еще вернемся, отметим пока яркую выраженность у
макиавеллистов в относительно неструктурированных и эмоциональных социальных
ситуациях не “мягкости обращения” (soft touch), а “синдрома спокойствия” (cool syndrom). Они не позволяют себе
поддаваться эмоциям и чуждым вли­яниям, не теряют самообладания и быстро
схватывают ситуационные возможности воздействия. В такого рода обстоятельствах
они сохраняют ориентацию не на личность, а на задачу, захватывают инициативу и
в большей степени, чем их партнеры и противники, контролируют и направ­ляют
происходящее в нужную для себя сторону. Эти способности соче­таются с несколько
циничным отно­шением к другим людям, как к мари­онеткам. Однако остается
неясным, служат ли все эти признаки показате­лями сомнительных в моральном от­ношении
базовых установок или боль­шей по сравнению с другими людьми готовности к
выражению социально неодобряемых мнений.
Типология стадий мотивирования властью
Сравнительно    недавно   
Мак-Клелланд вновь обратился к теме действия, побуждаемого мотивацией власти [D. С. McClelland, 1975]. Рас­сматривая этот
вопрос в более широ­ком, чем это обычно делается, кон­тексте, он критически
отнесся к гос­подствующему в современном обще­стве и культуре одностороннему по­ниманию
побуждаемого мотивом вла­сти поведения, как оказания влияния и агрессивного
настаивания на своем. Проанализировав обширный культур­но-антропологический и
психологиче­ский материал, он постарался пока­зать, что такая односторонность
свя­зана с маскулинизированным иде­алом западной культурной традиции, упускающей из виду иначе осуще­ствляемую
власть в восточных куль­турах (в частности, индийской) и оставляющей без
внимания прежде всего типично женские формы приме­нения власти. Мак-Клелланд
опреде­ляет мотив власти
...как потребность, во-первых, чувствовать себя
сильным и, во-вторых, проявлять свое могущество в действии. Влияние на
других людей является лишь одним из многих спосо­бов удовлетворения потребности
ощущать себя сильным” [D. С. McClelland,
1975, р. 77].
Это определение перекликается с
нашим различением, с одной стороны, приобретения источников власти и
обладания  ими  и,  с  другой— осуществления действий власти. В
обоих случаях целью, к которой в конечном счете стремится человек, является
переживание своей силы”. Анализ Мак-Клелланда строится на 4-стадийной
классификации осуще­ствления власти, восходящей к раз­работанной Эриксоном [Е.
Н. Erikson, 1963]
психоаналитической теории раз­вития “Я” (или социоэмоционального развития).
Мак-Клелланд различает источники власти и ее объекты, при­чем и тем и другим
может быть либо сам субъект, либо его окружение. Так возникают четыре стадии
развития мотивированности властью: (I) асси­миляция (intake), (II) автономность (autonomy), (ill)
самоутверждение (as­sertion)
и (IV) продуктивность (generativity).
Указанные четыре стадии, по мне­нию
автора, должны представлять собой последовательные этапы соз­ревания, которые
проходит человек в процессе своего развития. Достиже­ние более высокой стадии
не аннули­рует предыдущие, они остаются в распоряжении субъекта и могут
актуализоваться в подходящей ситуации. Парадигмой стадии I (“нечто придает мне
силы”) являются отношения ма­тери и ребенка. С позиций ориентации на власть в
последующие годы жизни она означает отношения с людьми, которые могут
поддержать, защитить, вдохновить, 
воодушевить, короче, увеличить у индивида ощущение соб­ственной силы
(например, индивид может вдохновиться речью политического лидера). Парадигма
стадии II (“я сам придаю себе силы”) отвечает связанному с обретением
независимо­сти от матери и возрастанием произ­вольного контроля над своим
поведе­нием среднему периоду детства. Па­радигма стадии III (“я произвожу впе­чатление на
других”) характеризует подростка, для которого перестали существовать
авторитеты, который постоянно меняет друзей, чье участие в соревновании
определяется воз­можностью одержать верх над други­ми людьми. Парадигма стадии
IV (“мне хочется выполнить свой долг”) соответствует взрослому состоянию, т. е.
зрелой личности, посвящающей свою жизнь служению какому-либо делу или определенной
социальной группе. Аналогичную теорию разви­тия, впрочем, еще не получившую
эмпирического подтверждения, пред­ложили также Дж. и Дж. Б. Вероффы [J. Veroff, J. В. Veroff, 1971].
Все это лишь очень предваритель­ная схема типологии стадий
власти. Сопоставление ее с нашим списком параметров приводит к выводу об
акценте на приобретении источников власти на стадиях I и II и на действиях
власти на стадиях III и
IV. С точки зрения моральности цели стадия III с ее ориентацией на собственное благо противоположна стадии
IV, для кото­рой характерна направленность де­ятельности на благо других людей.
Эта противоположность отражается в различении Мак-Клелландом личностно- и
социально-ориентированной мотивации власти. Что касается пред­почтения
определенных сфер исполь­зования власти, то Мак-Клелланд не скупится на данные,
характеризу­ющие в этом отношении различные стадии; мы, однако, не будем их
здесь рассматривать, отметим только, что им совершенно не принимаются во
внимание ни способности, ни страх перед последствиями использования власти, ни
также важность обратного воздействия и взаимодействия в си­туации осуществления
власти.
Категории анализа содержания ТАТ для измерения особенностей
индивидуального мотива власти на разных стадиях развития разработала Стю­арт [A. J. Stewart, 1973]. Для
этого она отобрала из 85 первокурсников Гарварда по 6 человек, наиболее яр­ко
представляющих каждую из четы­рех стадий развития “Я” по Эриксону, попытавшись
обнаружить типичные различия между написанными ими рассказами по ТАТ. Связанные
с те­мой власти различия отдельных ста­дий выявлялись в четырех направле­ниях:
(I) отношение к авторитету, (2) отношение к людям и объектам, (3) чувства, (4)
действия. Рассмотрим в качестве примера особенности отно­шения к авторитету на
разных стади­ях: на первой—авторитет привет­ствуется, на второй—он критикуется,
на третьей—авторитетом возмуща­ются,   
на    четвертой—индиви­дуальные
авторитеты отчуждают­ся.
В связи с тем что в категориях Уинтера (так же как и Вероффа
или Юлимана) отдается предпочтение формам выражения мотива власти, характерным
для стадий II и III (a кроме
того, они односторонни с точки зрения предпочтения определенных сфер
использования власти), Мак-Клелланд суммировал значения моти­ва власти по
Уинтеру с показателями стадий по категориям Стюарт. Ис­пользование этого
комбинированного индикатора при анализе данных вы­борки испытуемых (мужчин и
замуж­них женщин) выявило, что он нес­колько сильнее, чем простой индекс мотива
власти, коррелирует с теми многочисленными показателями воп­росников и
материалов ТАТ, которые зарекомендовали себя ранее в каче­стве отражающих
специфику стадий. Это      видно      из     
при­веденных в табл. 7.4 результатов, по­казывающих, что учет специфики
про­явлений мотива власти на разных стадиях может повышать коэффици­ент
корреляции значений этого моти­ва с другими проявлениями поведе­ния власти.
Параллельно с
анализом обширного биографического и культурологиче­ского   материала  
Мак-Клелланд [D.
С. McClelland, 1975]
попытался выявить ролевую специфику женской формы власти. Для этого он выделил
из форм поведения, более свойствен­ных испытуемым-женщинам, чем
испытуемым-мужчинам, такие, которые оказывались выраженное при высо­ком  мотиве власти.
Коэффициенты корреляции связанных с вла­стью форм
поведения с простым и комбиниро­ванным (учитывающим специфические для каждой
стадии показатели) показателями мо­тива власти для 85 мужчин и 115 замужних
женщин
[D. С. McClelland, 1975, р. 45] Формы поведения Мотив власти Мотив власти плюс специфи­ческие пока­затели мужчины женщи­ны мужчины женщи­ны Стадия I: чтение описывающей власть литературы 0,13 0,11 0,27" 0,27" Стадия II: контролируемый гнев 0,15 0,12 0,22" 0,17 Стадия III: нескрываемый гнев, направленный на другого человека 0,07 0,04 0,10 0,17 Стадия IV: членство в организа­циях -0,01 0,23" 0,12 0,30""
Независимо от
мотива власти более типичными для женщин оказались следующие осо­бенности: сила
воодушевления, вызы­ваемого другими людьми, членство в различных организациях,
склонность откладывать все до последнего мо­мента, любовь к детям и готовность
добровольно ухаживать за ними. При усилении мотива власти в пользу женщин
увеличивались различия в таких характеристиках, как соблюде­ние диеты,
количество наличных де­нег, большее ежедневное потребле­ние жидкостей, большая
готовность завещать свой труп медицине. Осно­вываясь на этих результатах,
Мак-Клелланд пришел к выводу, что мо­тивация власти способствует прояв­лению
традиционно женской роли, связанной с поддержанием в семье контактов и
благоприятной эмоци­ональной атмосферы (т. е. осуще­ствлению действий,
направленных главным образом на снятие напря­женности и отдачу). Он пишет:
Поскольку их роль традиционно состояла в обеспечении
социальных и эмоциональных ре­сурсов семьи, женщины взаимозависимы и осо­бенно
заинтересованы в людях и самом проте­кании жизни; именно мотивация власти
концен­трирует их внимание на расширении источни­ков соучастия” [ibid., p. 94]. “Женское ролевое поведение заслуживает более
позитивного и простого обозначения. Это не только отсут­ствие свойственной
мужчинам напористости, оно подразумевает взаимозависимость, созда­ние
возможностей для развития и самоотдачу” [ibid., p. 96].
Резюме
Подводя итоги критическому анали­зу
определений мотива власти, сле­дует сказать, что мотивация власти представляет
собой гораздо более сложное явление, чем мотивация до­стижения или аффилиации,
тем более что в стремление чувствовать себя сильным или оказывать влияние на
других с обеих сторон социального взаимодействия могут оказаться втя­нутыми
самые разнообразные моти­вы. Несмотря на отсутствие ясности во многих аспектах
этой проблемы, в определении мотива власти и осно­ванных на интерпретации
текстов ме­тодиках его измерения наблюдается определенный прогресс. Если прове­денный
нами анализ справедлив, то мотив власти можно представить се­бе примерно
следующим образом (поскольку по возможности хочется учесть все измерения
вероятных ин­дивидуальных различий, наше опре­деление неизбежно будет грешить
длиннотами).
Мотив власти направлен на приобретение и сохранение ее
источников/либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради
влияния (оно может быть как основной, так и дополнительной целью мотива власти)
на поведение и переживания, других людей, кото­рые, будучи предоставлены сами
себе, не поступили бы желательным для субъекта образом. Влияние это должно так
изменить их поведение, чтобы оно способствовало удовлетворению потребности
субъекта. Для достижения этого субъект должен с помощью имеющих­ся источников
власти и средств воздействия перестроить привлекательность наиболее важ­ных
мотивов другого, причем сделать это воз­можно 'более эффективным и экономичным
способом.Сама эта деятельность может соответствовать весьма разнообразным
мотивам. Она может совершаться ради своего собствен­ного или чужого блага или
же ради какой-либо высшей „дели; она может принести другому вред либо оказать
ему помощь. Индивидуальный мотив власти ограничен как в отношении приобретения
власти, так и в отношении ее применения определенными содержательными
областями, связанными с конкретными источ­никами власти и группами людей,
подвергающимися воздействию. На нем также может лежать печать страха перед
достижением вла­сти, ее потерей, использованием, перед ответ­ным применением
власти или перед безуспеш­ностью своего воздействия.
Как оформлять мотивы для поступления на службу в ФСБ. Почему я хочу проходить службу в пограничных войсках. Мотивация для работы в ФСБ Пенза Россия Пензе. Мотивация кандидата на поступление на службу. Мотивированное требование органа гос власти. Какой может быть мотивация для работы в фсб. Мотивы и цели поступления на военную службу. Мотивы поступления на военную службу в фсб. Мотивация при поступлении на службу в фсб. Мотивация поступления на службу в Органы. Мотивация для поступления в органы ФСБ. Мотивация при устройстве на работу ФСБ. Мотивация гражданина идущего во власть. Реферат на тему социальная мотивация. Мотивы поступления на военную службу.

      ©2010