Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда
МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И
ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
я2СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ..........................................1
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ФРЕЙДА....................2
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ
"ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ
"Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА
"СВЕРХ-Я"...............................6
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И
НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7
1.5.ВНУТРЕННЯЯ
ЗАМКНУТОСТЬ..........................8
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ФРЕЙДА..............11
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ.......................14
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ФРЕЙДА...............16
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ
НЕВРОЗ................16
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ..................................23
- 2 -
МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И
ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
я_я31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд родился в
1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и
психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу
общества, культуры.
Итогом его научных изысканий
послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд
прошел очень сложный
и
противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-
ласти психиатрии, он руководствовался постулатами
естественнонаучного материализма ХХ
века, но как тво-
рец психоанализа ученый отошел от
них в сторону идеа-
листическо-иррационалистической
"философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под
влиянием которой сложилось
представление об основополагающем
значении для челове-
ческого поведения
"психической
энергии", присущей
инстинктивно-физиологическим влечениям
индивидов. В
психике человека Фрейд сначала
выделял две относитель-
но
автономные, но постоянно взаимодействующие между
собой структуры бессознательного
"оно" и сознательного
"Я", а
затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"
(см. сноски на последней странице),
которое внедряется
в
"Я", но без
специального анализа не осознается им.
По мнению Фрейда, причиной невроза является особого
рода конфликт между
"оно", "Я" и
"сверх Я".
В чем же заключается основной
конфликт этих трех
субстанций? Рассмотрим
каждую из них в отдельности.
я11.1.ИНСТИНКТЫ.
ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
- 3 -
Если считать, что человек - такое же детище при-
роды, как и остальные известные нам
живые существа, то
он в определенной мере наделен теми
же качествами, что
и они. Если считать, что
животные не наделены таким
разумом, как человек, то единственной точкой сопри-
косновения у них являются
инстинкты. Как правило,
у
человека выделяют два основных
инстинкта: инстинкт са-
мосохранения и инстинкт
продолжения рода, то
есть
размножения, которые, в свою очередь, складываются из
множества инстинктивных
факторов. Причем эти
два
инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения
относятся следующие подинстинкты:
питание, рост, дыха-
ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-
ции, которые делают любой организм живым. Изначально
эти факторы были очень важны,
но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы
как жизненнонеобходи-
мые утратили свое былое
значение. Это произошло пото-
му, что у человека появились приспособления для добы-
вания пищи, он стал использовать пищу не только для
того, чтобы утолить голод, но
и для
удовлетворения
свойственной только человеку
алчности. Со временем пи-
ща стала доставаться ему все легче
и легче, и на ее
добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.
Человек стал строить для
себя жилища и
другие
приспособлен я и
по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения утратил
свою
значимость, и на первое место вышел
инстинкт размноже-
ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-
веческие стремления, как
агрессивность, желание выдви-
- 4 -
нуться, которые до этого относились к
инстинкту са-
мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-
решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-
до". Итак, в результате
эволюции, основной движущей
силой в жизни человека стал
инстинкт размножения.
я11.2.КОНТРОЛЬ
"Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-
чальную силу, но параллельно с этим
развивалось и "я".
Человек отличается от своих меньших
собратьев разумом.
В
нашем случае разумом
является "эго". Так
как
инстинкты, или "оно",
служат всего лишь внутренним на-
полнителем, то можно сравнить "оно" с
какой-либо жид-
костью, то есть в строго концентрированном состоянии
"оно" находиться
не может, потому что в этом
случае
при сосредоточении одних
инстинктов, человек из
го-
мосапиенс превращается в
гомовульгариус, то есть, поп-
росту говоря, в животное. Поэтому "я" или
"эго" явля-
ются соответствующей
оболочкой, сдерживающей инстинк-
ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-
чия. Так как все находится в развитии и покой относи-
телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются
во
времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в
ходе культурного развития
продолжает расти. Если пред-
положить, что каждому предмету и явлению соответствует
свое время и свое место, то, следовательно, и челове-
ческой психике присуще свое место и
время в общей при-
роде. Говоря проще,
человеческую психику можно срав-
нить с клеткой, где происходят
соответствующие явле-
ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а
- 5 -
внутренним содержанием "оно" ( в этом
"оно" идут раз-
нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо
развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-
ровалось и претерпевает
незначительные изменения, то
наружная оболочка с развитием культуры все растет и
утолщается. Наружу оболочка расти не может, так
как
там место занимают другие клетки
(другие индивидуумы),
следовательно, оболочка растет
внутрь, все более и бо-
лее сжимая внутреннее содержание
"оно". Наконец, дав-
ление внутри становится столь
велико, что внутреннее
содержание пытается разорвать
наружную оболочку. Этот
внутренний конфликт и является главным
противоречием
между психосексуальным
"оно" и контролирующем "я". Не
случайно с ростом и развитием
культуры человечество
все чаще и чаще наблюдает в
своей среде неврозы. Но
главная проблема в том, что человек не догадывается о
противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих
запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической
дешифровкой смысла невротических
симптомов, Фрейд ви-
дел средство
восстановления психического здоровья.
Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-
руживается то место в психике, в котором
наблюдается
давление и образуется, так
называемая, выпуклость. Об-
наружив это место и устранив в нем
возникшее противо-
речие, человеку возвращается
здоровая психика.
я11.3.СИСТЕМА
"СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим "супер-эго", или
"сверх-Я".
"Сверх-Я" является
неотъемлемой частью человеческой
психики. Так как человек живет в
обществе, то оно
- 6 -
оказывает на него влияние. Вернемся
к предложенным вы-
ше рассуждениям. Если человек представляет из себя
систему (отдельную), то есть
клетку, то клетка одна
существовать не может, она погибает (вычлените из ор-
ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,
та, в свою очередь, образует
орган, а последний -
систему органов, образующих большой, единый организм.
Так вот оболочки этих клеток соединены
между собой.
Именно эта совокупность всех
"Я" и образует "сверх-Я".
Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-
купность всех общественных
отношений (контролирующих
поведение человека).
я11.4."КОМПЛЕКС
ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я",
"оно" и
"сверх-Я" на практике (на
конкретном примере). Издавна
люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается
на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-
нотипа и дальнейшей эволюции
человечества инцест был
запрещен (религией,
законодательством). Эту запретную
установку выдало
"сверх-Я", или совокупность всех соз-
нательных параметров.
"Я", подчиняясь этому закону об-
щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.
Однако сексуальное влечение ребенка
в раннем возрасте
направлено на близких, а в большей степени, на мать,
так как она ближе всего к нему, то
есть можно сказать,
что вольно или невольно бессознательное "оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые
подавляются общест-
венной моралью. Вот тут-то и
проявляется противоречие,
которое или со временем (с
возрастом) разрешается, или
- 7 -
выливается в "Эдиптов
комплекс". Так как на начальной
стадии ребенок видит отца своим
соперником, то у него
появляется желание свергнуть
тоталитарный режим своего
родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда
можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-
ности в определенной полигамной
общине дети взбунтова-
лись против неограниченной
власти отца и, сговорив-
шись, убили его и
съели. Позже, постигнув
смысл
убийства, они испугались, что то же может произойти и
с ними. Тогда они разделили между
собой сферы влияния,
и
каждый в своей новообразовавшейся семье установил
(обожествил) авторитарную власть
мертвого отца, то
есть сделал его символом
тоталитаризма. Их дети обви-
няли в деспотии уже не их, а
своего мертвого деда.
Позже символ отца в племенах
заменили различные живот-
ные. Так возник тотемизм, одна из
первых религий.
я11.5.ВНУТРЕННЯЯ
ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании
всего вышесказанного
можно сделать вывод о том, что мир движется за счет
противодействия "оно" и
"Я" со "сверх-Я" (это действи-
тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-
дать, что нет ни одного здорового человека, так как у
каждого индивида существуют
противоречия, и дальнейшее
развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо
внутреннее содержание, или
"оно" прорвет наружную обо-
лочку. Это правильно, но дело в
том, что в человеке
постоянно происходит разрядка
внутрипсихического фак-
тора. Эта разрядка имеет
два пути. Первый из них
состоит в нормальном половом
общении, которое дает вы-
- 8 -
ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество
предопределило норму сексуального
общения, и через эту
узкую щель выходит лишь
небольшое количество пси-
хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-
няет первый, является следующим: по
второму закону ди-
алектики, невыраженная сексуальная
энергия переходит в
другое качество, в частности в энергию социальную, то
есть человек делается социально
активным. Если оба ка-
нала для выхода открыты, то
индивид находится в нор-
мальном состоянии. Если не работает первый канал, то
вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не
работает первый канал, то
инстинкты, вытесненные в
бессознательное, могут привести к
так называемому пси-
хическому взрыву или к
неврозам, проявляемым в самых
различных формах: от фонтомных болей до психических
расстройств, как то:
мания преследования, паранойя и
др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали
упрощенную схему действия
психики. Организм человека, в
частности его психика,
являются автономной, саморегулирующейся системой и,
пожалуй, главным фактором
искажения психики является
не конфликт между
бессознательным и сознательным, а
воздействия "сверх-Я".
- 9 -
я_я32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
я12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По своему замыслу и ближайшей
цели фрейдизм ори-
ентирован на изучение и излечение
психики индивидов,
но он с самого начала заключал в
себе тенденцию объ-
яснения общественного сознания в
его настоящем и прош-
лом. "Запреты",
которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу
бессознательного и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни
чем иным, как соци-
альными нормами нравственности и
права, возникшими на
заре человеческой истории. Фрейд
назвал их "культурны-
ми
запретами" и полагал,
что чрезвычайно важно вы-
яснить как, почему,
при каких условиях они возникли,
утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было
привлечено к проблемам формирования
и сущности челове-
ческой культуры. Как писал сам
Фрейд, он стремился су-
дить об общем развитии человечества
по своему опыту,
приобретенному ... на пути изучения
душевных процессов
отдельных лиц за все время их
развития от детского
возраста до взрослого. Перенося
отдельные характе-
ристики с отдельного человека
на все человечество,
Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции
общества.
Надо заметить, что Фрейд
переносит на все челове-
чество психологические черты не
просто индивида, а
невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-
шей или меньшей степени являются
невротиками. Во-вто-
рых, каждый ребенок в своем
индивидуальном развитии
- 10 -
проходит фазу невроза. В-третьих,
стадия невроза явля-
ется характерной и для первобытного человека. Через
нее проходят все народы в своем
культурно-историческом
развитии. Рассматривая культуру
сквозь призму невроти-
ческого сознания индивида, Фрейд
квалифицировал ее как
систему запретов, блокирующих
природные влечения чело-
века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
достигнутого культурного уровня, а
культурное развитие
человечества является
отречением от природных
страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-
тарное наслаждение нашему
"Я".
Следует подчеркнуть, что
фрейдовский термин
"культура" в
большинстве случаев оказывается равноз-
начным понятию
"общество". В наиболее
развернутом оп-
ределении "человеческой
культуры" Фрейд указывает, что
"она охватывает все
приобретенные людьми знания
и
способы, чтобы господствовать над
силами природы и до-
бывать блага для
удовлетворения человеческих потреб-
ностей", и в
то же время она включает все институты,
регулирующие отношения между
людьми, в особенности
распределения добываемых благ. Но
надо заметить, что у
всех людей еще живы деструктивные,
антисоциальные, ан-
тикультурные традиции
и что эти стремления у значи-
тельного количества лиц настолько
сильны, что опреде-
ляют их поведение среди других.
Можно сказать, что человек как
бы находится между
двух огней. С одной стороны,
культура угнетает челове-
ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
бавится от нее); с другой стороны, культура защищает
- 11 -
его от факторов окружающей
среды, позволяет осваивать
все блага природы и пользоваться
ими, а также делит их
между людьми. Итак, если человек
отказывается от куль-
туры в пользу своих
наслаждений, то он лишается защи-
ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
вается от наслаждений в пользу
культуры, то это тяжким
грузом ложится на его психику.
В какую же
сторону
склонен человек? Конечно же, во
вторую. Фрейд пишет об
этом так: "В силу этого всякая культура должна быть
построена на принуждении и на
отказе от влечений, и
при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-
териальных интересов передвинут на психику. Решающим
является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить
для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от
своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие
им приходится неизбежно нести, и
каким образом вознаг-
радить их за эти жертвы."
Главным остается вопрос
о
том, как заставить отрицательно
настроенную толпу соб-
людать культурные догмы. Тут встает
вопрос о роли лич-
ности в культуре.
я12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ
Как нельзя обойтись без
принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-
шинства (элиты) над массами, потому
что массы костны и
недальновидны, они не любят отказываться от влечений,
не хотят прислушиваться к
аргументам в пользу такого
отказа, а индивидуальные
представители масс поощряют
друг в друге вседозволенность и
распущенность. Лишь
благодаря влиянию образцовых индивидов,
признаваемых
- 12 -
ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к
напряженной внутренней работе самоотречения, от чего
зависит развитие культуры. Все это
хорошо, если вождя-
ми
становятся личности с
незаурядным пониманием этой
жизненной необходимости, сумевшие добиться господства
над собственными
влечениями. Но для них существует
опасность, что,
не желая утрачивать своего
влияния,
они начнут уступать массе
больше, чем та им, и потому
нам представляется
необходимым, чтобы они были неза-
висимы от власти как распорядители
средств власти.
Короче говоря, люди обладают
двумя распространен-
ными свойствами,
ответственными за то, что
институт
культуры может поддерживаться
лишь в
известной мере
насилием, а именно, люди,
во-первых, не имеют спонтан-
ной любви к труду и, во-вторых,
доводы разума бессиль-
ны против их страстей.
- 13 -
я_я33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
я13.1.РЕЛИГИЯ КАК
ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические
размышления Фрейда неизбежно
подвели его к проблеме религии и
оказались тесно пе-
реплетенными с решением этой
проблемы. При рассмотре-
нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-
мание на их связь с религиозными
представлениями, тем
более теологи приписывали
древнейшим нормам, регулиру-
ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.
Издавна считалось, что вся
человеческая культура стро-
ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,
что при падении падении религии деградирует и культу-
ра. Появление религии Фрейд
рассматривает так: человек
слаб, и чтобы выжить, он должен
отказаться от многого.
Человек должен войти в сообщество,
которое в результа-
те
своего развития налагает запреты на его желания.
Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна
отказаться от многих влечений.
Нужен кто-то, способный
вознаградить человека за его жертву
своими влечениями,
защитить его от проявлений природы и от посягательств
на него других индивидов
общества. Встает вопрос: кто
же
выполнит все эти функции? В
раннем детстве каждый
замечал влияние отца
в семье. Он
обладал властью,
устанавливал свои порядки, защищал
семью. У ребенка по
отношению к отцу вырабатывается
комплекс: он считает
отца сильным, добрым. Отец для него
авторитет. Еще ре-
бенок ревнует отца к своей
матери и пытается занять
его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают
свою силу, тогда как уважение и страх перед
отцом
- 14 -
остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из
тотема появился целый понтеон
богов, а из них, в свою
очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-
торый потом стал добрым,
справедливым богом. Итак, лю-
ди всю ответственность за
антисоциальные поступки воз-
ложили на плечи бога, сделав его,
таким образом, как
бы
громоотводом. Люди надеются
получить от бога воз-
награждение за свой отказ от
влечений, и, наконец, ав-
торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-
ных противоречий. Мы видим, что
религия является одной
из
основополагающих частей культуры.
Однако Фрейд
установил, что религия является массовым неврозом. На
основе чего он сделал такие выводы?
Дело в том, что
религия по многим своим положениям
напоминает навязчи-
вое невротическое состояние. Так, например, если нев-
ротик боится не производить
какие-то определенные дви-
жения, то любой истинно верующий
человек так же боится
не выполнить какой-либо
религиозный обряд. Разница
заключается лишь
в том, что невротик не может объ-
яснить смысл своих постоянно
повторяемых упражнений, а
верующий человек, в зависимости от
своего познания те-
ологии, объясняет те или иные
обряды. Таким образом, с
некоторыми оговорками,
можно назвать религию общест-
венным неврозом.
Тем не менее религия имеет положи-
тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда
опасней общественного, так как он отрицательно влияет
на физическое состояние больного,
тогда как данный об-
щественный невроз является
совершенно безобидным. Так-
же
религию можно назвать и антиневрозом,
так как она
- 15 -
помогает растворять частные неврозы
и сглаживать соци-
альные противоречия. И
разрушение разрушение религии
ведет к резкому упадку
культуры. Такое явление наблю-
далось в России после
революции, хотя позже произошла
подмена веры. Для развития общества нужны какие-то
основы, и с падением старых появляются новые. Так,
например, религиозную основу в России сменила комму-
нистическая. Сейчас,
в наше время, старые основы уже
рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко
возросло астеническое
состояние общества, возросла
преступность, появилось больше
сумасшедших, невротиков
и т.д.
- 16 -
я_я34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория
Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-
на), но все же Зигмунд Фрейд
сделал большой шаг
в
оценке и понимании развития человеческого общества.
Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-
ред в познании человеческой психики и раскрытия ее
глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-
валась. Она нашла много продолжателей.
Многие совре-
менные психоаналитики активно используют работы Фрейда
в
своих исследованиях. В
своей работе я попытался
раскрыть основные элементы
психоанализа и культуроло-
гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,
а многие являются очень
спорными, поэтому мое субъек-
тивное мнение является лишь
каплей в море вопросов и
работ, посвященных фрейдизму.
- 17 -
я2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Бессознательное - действия
человека, которые он
совершает, не отдавая
себе отчета, автоматически.
Бессознательный характер носит
психическая деятель-
ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-
ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913
год/ 2 издание, Москва/
стр. 47). Бессознание, согласно
первому закону диалек-
тики, является антагонистом сознанию и является
вместилищем загнанных природных
инстинктов. Бессозна-
тельное носит врожденный характер и
определяет все по-
ведение человека.
2.Я - философское
понятие, обозначающее субъект
преднамеренных действий, в которых
личность отдает се-
бе отчет и за которые она несет
ответственность. Я яв-
ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-
ний. По мере развития цивилизации и
общественных отно-
шений Я
формируется культурой, то есть культурные и
моральные отношения в обществе
влияют на каждого чело-
века и, сливаясь с ним, образуют
субъективное Я.
3.Супер-эго - это
интериорезированные культур-
но-социальные нормы.
4.Приведенные здесь
рассуждения относятся лишь к
раннему детству, так как оболочка,
или "эго", растет и
развивается в детстве, а с
возрастом "Я" и "оно" урав-
новешиваются, то есть
находятся в более стабильном
состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со
временем проявляют себя.
5.Царь Эдипт. Древнегреческая
трагедия, в которой
ркассказывается о том,
как царский сын Эдипт, чудом
- 18 -
спасшийся от смерти (его отцу
предсказали, что его
убьет его собственный сын, и он
приказал убить Эдип-
та) и долго странствующий, возвращается на родину и,
убив своего отца, женится на своей
матери и становится
царем. Узнав о том, что он женился
на своей матери, он
с горя ослепляет себя и уходит
странствовать.
6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-
гии) пожирал своих детей. Зевс,
чудом спасшийся, вырос
и в борьбе, победив своего отца, серпом
кастрировал
его.
7.Размножаясь, дети Адама и
Евы совершали также
инцест, который позже был запрещен
религией.
8.Эта идея Фрейда
(проецирование психики на соци-
ально-культурную основу) подверглась бурной крити-
ке,особенно со стороны
марксистов. Но если опираться
на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение ото-
гинеза", то есть
индивидуальное развитие организма
повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-
дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-
вивается общество,
ибо развитие человека в точности
повторяет развитие общества.
9.Наверное, это вызвано тем,
что, чем больше раз-
виваеться культура, тем глубже
загоняется вовнутрь че-
ловека сексуальное влечение,
поэтому полноценные
представления об искомом предмете
можно получить, лишь
сделав срез, где наиболее остро
проявляются противоре-
чия.
10.До этого уже говорилось о
появлении тотемизма.
Если взять за
основу то, что
дети в результате
- 19 -
действия инцестуозных влечений и
антиотцовских настро-
ений убили своего отца, а позже испугались, что такое
может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему
кощунству) и испугались содеянного,
то понятно, почему
они стали поклоняться своему мертвому
предку и все
бремя власти возложили на него.
Позже образ отца пере-
шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-
ное раз в год убивается племенем.
11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-
чивые мысли и движения и действия.
12.Не следует путать общественный невроз с рево-
люционными взрывами.
- 20 -
я2СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Фрейд.З. Будущее одной
иллюзии// Сумерки богов/
Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
2.Фрейд.З. Толкование сновидений.-
Ереван, 1991.- реп-
ринтное воспроизведение издания
1913 г.
3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-
тературы, 1992.
4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная
буржуазная
философия и религия.- М.: Изд-во
полит. литературы,
1977 г.
5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и
др. Хрестоматия:
Основы филосовских знаний.-
М.: Изд-во полит. литера-
туры, 1982 г.
|