Культурологическая      и психосексуальная теория Фрейда Культурологическая      и психосексуальная теория Фрейда
Культурологическая      и психосексуальная теория Фрейда РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда


     МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И
ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
                                 я2СОДЕРЖАНИЕ
          
СОДЕРЖАНИЕ..........................................1
           1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ФРЕЙДА....................2
           1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ
"ОНО".....................3
           1.2.КОНТРОЛЬ
"Я"....................................4
           1.3.СИСТЕМА
"СВЕРХ-Я"...............................6
           1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И
НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7
           1.5.ВНУТРЕННЯЯ
ЗАМКНУТОСТЬ..........................8
           2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ФРЕЙДА..............11
           2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11
           2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ.......................14
           3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ФРЕЙДА...............16
           3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ
НЕВРОЗ................16
          
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19
           ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20
           СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ..................................23
                                   - 2 -
    МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И
ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
                      я_я31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
                Зигмунд Фрейд родился в
1856  году.  Он  является
           известным австрийским психиатром и
психоаналитиком. От
           простой психиатрии он,  изучая неврозы больных, эволю-
           ционировал к сложному психоанализу
общества, культуры.
           Итогом его научных  изысканий 
послужила  теория  пси-
           хосексуального  развития общества и индивида.  В своем
           мировоззренческом развитии Фрейд
прошел очень  сложный
           и 
противоречивый  путь.  Делая свои первые шаги в об-
           ласти  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами
           естественнонаучного материализма ХХ
века,  но как тво-
           рец психоанализа ученый отошел от
них в сторону  идеа-
           листическо-иррационалистической
"философии жизни" (Шо-
           пенгауэр, Ницше и др.), под
влиянием которой сложилось
           представление об основополагающем
значении для челове-
           ческого  поведения 
"психической 
энергии",   присущей
           инстинктивно-физиологическим  влечениям 
индивидов.  В
           психике человека Фрейд сначала
выделял две относитель-
           но 
автономные,  но  постоянно взаимодействующие между
           собой структуры бессознательного
"оно" и сознательного
           "Я",  а 
затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"
           (см. сноски на последней странице),
которое внедряется
           в 
"Я",  но без
специального анализа не осознается им.
           По мнению Фрейда,  причиной невроза  является  особого
           рода конфликт между
"оно",  "Я" и
"сверх Я".
                В чем же заключается основной
конфликт этих  трех
           субстанций?  Рассмотрим 
каждую  из них в отдельности.
                      я11.1.ИНСТИНКТЫ.
ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
                                   - 3 -
                Если считать,  что человек - такое же детище при-
           роды, как и остальные известные нам
живые существа, то
           он в определенной мере наделен теми
же качествами, что
           и они.  Если считать,  что
животные не наделены  таким
           разумом,  как  человек,  то единственной точкой сопри-
           косновения у них являются
инстинкты.  Как  правило, 
у
           человека выделяют два основных
инстинкта: инстинкт са-
           мосохранения и  инстинкт 
продолжения  рода,  то 
есть
           размножения,  которые, в свою очередь, складываются из
           множества  инстинктивных 
факторов.  Причем  эти  
два
           инстинкта  взаимосвязаны.  К  инстинкту самосохранения
           относятся следующие подинстинкты:
питание, рост, дыха-
           ние,  движения, то есть те необходимые жизненные функ-
           ции,  которые делают любой организм живым.  Изначально
           эти  факторы были очень важны, 
но в связи с развитием
           разума человека (Я) эти факторы
как  жизненнонеобходи-
           мые утратили свое былое
значение.  Это произошло пото-
           му,  что у человека появились приспособления для добы-
           вания  пищи,  он  стал использовать пищу не только для
           того,  чтобы утолить голод,  но
и  для 
удовлетворения
           свойственной только человеку
алчности. Со временем пи-
           ща стала доставаться ему все легче
и легче,  и  на  ее
           добычу  он  стал  тратить все меньше и меньше времени.
           Человек  стал  строить  для 
себя  жилища   и  
другие
           приспособлен  я  и
по максимуму обезопасил себе жизнь.
           Таким образом,  инстинкт самосохранения  утратил 
свою
           значимость, и на первое место вышел
инстинкт размноже-
           ния,  или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-
           веческие стремления, как
агрессивность, желание выдви-
                                   - 4 -
           нуться,  которые до этого относились к 
инстинкту  са-
           мосохранения,  согласно второму закону диалектики, пе-
           решли в другое качество,  то есть они перешли к "либи-
           до".  Итак,  в результате
эволюции,  основной движущей
           силой в жизни человека стал
инстинкт размножения.
                              я11.2.КОНТРОЛЬ
"Я"
                Согласно теории Фрейда,  "оно" набрало свою изна-
           чальную силу, но параллельно с этим
развивалось и "я".
           Человек отличается от своих меньших
собратьев разумом.
           В  
нашем  случае  разумом 
является  "эго".  Так 
как
           инстинкты, или "оно",
служат всего лишь внутренним на-
           полнителем,  то можно сравнить "оно" с
какой-либо жид-
           костью,  то есть в строго концентрированном  состоянии
           "оно"  находиться 
не может,  потому что в этом
случае
           при сосредоточении одних
инстинктов,  человек  из 
го-
           мосапиенс превращается в
гомовульгариус, то есть, поп-
           росту говоря,  в животное. Поэтому "я" или
"эго" явля-
           ются соответствующей
оболочкой,  сдерживающей инстинк-
           ты.  Именно на этом этапе возникают первые  противоре-
           чия.  Так как все находится в развитии и покой относи-
           телен,  то,  следовательно,  "я" и "оно" изменяются
во
           времени,  причем если "оно" уже определилось, то "я" в
           ходе культурного развития
продолжает расти. Если пред-
           положить, что каждому предмету и явлению соответствует
           свое время и свое место,  то, следовательно, и челове-
           ческой психике присуще свое место и
время в общей при-
           роде.  Говоря проще, 
человеческую психику можно срав-
           нить  с клеткой,  где происходят
соответствующие явле-
           ния.  Соответственно, оболочкой клетки является "я", а
                                   - 5 -
           внутренним  содержанием "оно" ( в этом
"оно" идут раз-
           нообразные мелкие процессы ).  Во времени клетке  надо
           развиваться и,  если внутреннее содержание уже сформи-
           ровалось и претерпевает
незначительные  изменения,  то
           наружная  оболочка  с  развитием культуры все растет и
           утолщается.  Наружу оболочка расти не может,  так 
как
           там место занимают другие клетки
(другие индивидуумы),
           следовательно, оболочка растет
внутрь, все более и бо-
           лее сжимая внутреннее содержание
"оно".  Наконец, дав-
           ление внутри становится столь
велико,  что  внутреннее
           содержание пытается разорвать
наружную оболочку.  Этот
           внутренний конфликт и является  главным 
противоречием
           между психосексуальным
"оно" и контролирующем "я".  Не
           случайно с ростом и  развитием 
культуры  человечество
           все  чаще  и чаще наблюдает в
своей среде неврозы.  Но
           главная проблема в том,  что человек не догадывается о
           противоречии внутри себя.  В ясном осознании "я" своих
           запретных влечений,  обеспечиваемом психоаналитической
           дешифровкой смысла невротических
симптомов,  Фрейд ви-
           дел  средство 
восстановления  психического  здоровья.
           Если говорить проще,  то при помощи психоанализа обна-
           руживается то место в психике,  в котором 
наблюдается
           давление и образуется, так
называемая, выпуклость. Об-
           наружив это место и устранив в нем
возникшее  противо-
           речие, человеку возвращается
здоровая психика.
                           я11.3.СИСТЕМА
"СВЕРХ-Я"
                Теперь рассмотрим  "супер-эго",  или  
"сверх-Я".
           "Сверх-Я"  является 
неотъемлемой  частью человеческой
           психики.  Так как человек живет в 
обществе,  то   оно
                                   - 6 -
           оказывает на него влияние. Вернемся
к предложенным вы-
           ше рассуждениям.  Если человек  представляет  из  себя
           систему  (отдельную),  то есть
клетку,  то клетка одна
           существовать не может,  она погибает (вычлените из ор-
           ганизма отдельную клетку).  Эти клетки образуют ткань,
           та,  в свою очередь,  образует
орган,  а  последний  -
           систему органов,  образующих большой, единый организм.
           Так вот оболочки этих клеток  соединены 
между  собой.
           Именно эта совокупность всех
"Я" и образует "сверх-Я".
           Можно сказать,  что "сверх-Я" представляет собой сово-
           купность  всех  общественных
отношений (контролирующих
           поведение человека).
                  я11.4."КОМПЛЕКС
ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
                Теперь рассмотрим  взаимодействие  "Я", 
"оно"  и
           "сверх-Я" на практике (на
конкретном примере). Издавна
           люди заметили,  что инцест (кровосмешение) сказывается
           на потомстве отрицательно.  Для сохранения чистоты ге-
           нотипа  и  дальнейшей эволюции
человечества инцест был
           запрещен (религией, 
законодательством). Эту запретную
           установку выдало
"сверх-Я", или совокупность всех соз-
           нательных параметров.
"Я", подчиняясь этому закону об-
           щества,  стало  ограничивать  инцестуозные побуждения.
           Однако сексуальное влечение ребенка
в раннем  возрасте
           направлено на близких,  а в большей степени,  на мать,
           так как она ближе всего к нему, то
есть можно сказать,
           что  вольно или невольно бессознательное "оно" создает
           инцестуальные предпосылки, которые
подавляются общест-
           венной моралью. Вот тут-то и
проявляется противоречие,
           которое или со временем (с
возрастом) разрешается, или
                                   - 7 -
           выливается в "Эдиптов
комплекс".  Так как на начальной
           стадии ребенок видит отца своим
соперником,  то у него
           появляется желание свергнуть
тоталитарный режим своего
           родителя или убить его.  По обобщенной  теории  Фрейда
           можно сказать,  или, вернее, предположить, что в древ-
           ности в определенной полигамной
общине дети взбунтова-
           лись  против  неограниченной
власти отца и,  сговорив-
           шись,  убили  его  и 
съели.  Позже,  постигнув 
смысл
           убийства,  они испугались, что то же может произойти и
           с ними. Тогда они разделили между
собой сферы влияния,
           и 
каждый  в  своей новообразовавшейся семье установил
           (обожествил) авторитарную  власть 
мертвого  отца,  то
           есть сделал его символом
тоталитаризма.  Их дети обви-
           няли в деспотии уже не их,  а 
своего  мертвого  деда.
           Позже символ отца в племенах
заменили различные живот-
           ные. Так возник тотемизм, одна из
первых религий.
                         я11.5.ВНУТРЕННЯЯ
ЗАМКНУТОСТЬ
                Естественно, на  основании 
всего  вышесказанного
           можно сделать вывод о том,  что мир движется  за  счет
           противодействия "оно" и
"Я" со "сверх-Я" (это действи-
           тельно так),  но тогда мы имеем все основания  утверж-
           дать,  что нет ни одного здорового человека, так как у
           каждого индивида существуют
противоречия, и дальнейшее
           развитие  культуры приведет к социальному взрыву,  ибо
           внутреннее содержание, или
"оно" прорвет наружную обо-
           лочку.  Это правильно,  но дело в
том,  что в человеке
           постоянно происходит разрядка
внутрипсихического  фак-
           тора.  Эта  разрядка  имеет 
два  пути.  Первый из них
           состоит в нормальном половом
общении, которое дает вы-
                                   - 8 -
           ход  инстинктам (но необходимо заметить,  что общество
           предопределило норму сексуального
общения, и через эту
           узкую  щель  выходит  лишь 
небольшое  количество пси-
           хосексуальной энергии).  Второй фактор, который допол-
           няет первый, является следующим: по
второму закону ди-
           алектики, невыраженная сексуальная
энергия переходит в
           другое качество,  в частности в энергию социальную, то
           есть человек делается социально
активным. Если оба ка-
           нала  для выхода открыты,  то
индивид находится в нор-
           мальном состоянии.  Если не работает первый канал,  то
           вся  энергия переходит в социальную сферу.  Если же не
           работает первый канал,  то 
инстинкты,  вытесненные  в
           бессознательное, могут привести к
так называемому пси-
           хическому взрыву или к
неврозам,  проявляемым в  самых
           различных  формах:  от  фонтомных болей до психических
           расстройств,  как то: 
мания преследования, паранойя и
           др.  Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
           к необратимым последствиям.  Психоанализ помогает пре-
           дотвратить их.
                Естественно, мы описали
упрощенную схему действия
           психики.  Организм человека,  в
частности его психика,
           являются автономной,  саморегулирующейся  системой  и,
           пожалуй,  главным  фактором
искажения психики является
           не конфликт между
бессознательным  и  сознательным,  а
           воздействия "сверх-Я".
                                   - 9 -
                   я_я32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
             я12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
                По своему замыслу и ближайшей
цели фрейдизм  ори-
           ентирован  на  изучение и излечение
психики индивидов,
           но он с самого начала заключал в
себе  тенденцию  объ-
           яснения общественного сознания в
его настоящем и прош-
           лом.  "Запреты", 
которые, как считал Фрейд, вытесняют
           сексуальное влечение в сферу
бессознательного и порож-
           дают неврозы, были, в сущности, ни
чем иным, как соци-
           альными нормами нравственности и
права,  возникшими на
           заре человеческой истории. Фрейд
назвал их "культурны-
           ми 
запретами"  и  полагал, 
что чрезвычайно важно вы-
           яснить как,  почему, 
при каких условиях они возникли,
           утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было
           привлечено к проблемам формирования
и сущности челове-
           ческой культуры. Как писал сам
Фрейд, он стремился су-
           дить об общем развитии человечества
по  своему  опыту,
           приобретенному ... на пути изучения
душевных процессов
           отдельных лиц за все время  их 
развития  от  детского
           возраста  до  взрослого.  Перенося 
отдельные характе-
           ристики с отдельного  человека 
на  все  человечество,
           Фрейд  пытался  таким  образом понять процесс эволюции
           общества.
                Надо заметить, что Фрейд
переносит на все челове-
           чество психологические черты  не 
просто  индивида,  а
           невротика.  На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
           верждений.  По его мнению, во-первых, все люди в боль-
           шей или меньшей степени являются
невротиками.  Во-вто-
           рых,  каждый ребенок в своем 
индивидуальном  развитии
                                   - 10 -
           проходит фазу невроза. В-третьих,
стадия невроза явля-
           ется характерной и для  первобытного  человека.  Через
           нее проходят все народы в своем
культурно-историческом
           развитии. Рассматривая культуру
сквозь призму невроти-
           ческого сознания индивида, Фрейд
квалифицировал ее как
           систему запретов, блокирующих
природные влечения чело-
           века.  По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
           достигнутого культурного уровня, а
культурное развитие
           человечества    является  
отречением   от   природных
           страстей,  удовлетворение которых гарантирует  элемен-
           тарное наслаждение нашему
"Я".
                Следует подчеркнуть,   что  
фрейдовский   термин
           "культура"  в 
большинстве случаев оказывается равноз-
           начным понятию
"общество".  В наиболее
развернутом оп-
           ределении "человеческой
культуры" Фрейд указывает, что
           "она охватывает  все 
приобретенные  людьми  знания 
и
           способы, чтобы господствовать над
силами природы и до-
           бывать блага для
удовлетворения  человеческих  потреб-
           ностей",  и  в
то же время она включает все институты,
           регулирующие отношения  между 
людьми,  в  особенности
           распределения добываемых благ. Но
надо заметить, что у
           всех людей еще живы деструктивные,
антисоциальные, ан-
           тикультурные  традиции 
и  что эти стремления у значи-
           тельного количества лиц настолько
сильны,  что опреде-
           ляют их поведение среди других.
                Можно сказать, что человек как
бы находится между
           двух огней. С одной стороны,
культура угнетает челове-
           ка,  лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
           бавится от нее);  с другой стороны,  культура защищает
                                   - 11 -
           его от факторов окружающей
среды,  позволяет осваивать
           все блага природы и пользоваться
ими, а также делит их
           между людьми. Итак, если человек
отказывается от куль-
           туры в пользу своих
наслаждений,  то он лишается защи-
           ты,  многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
           вается от наслаждений в пользу
культуры, то это тяжким
           грузом ложится на его  психику. 
В  какую  же 
сторону
           склонен человек? Конечно же, во
вторую. Фрейд пишет об
           этом так:  "В силу этого всякая культура  должна  быть
           построена  на  принуждении и на
отказе от влечений,  и
           при ее понимании оказывается,  что центр тяжести с ма-
           териальных  интересов передвинут на психику.  Решающим
           является вопрос,  удастся ли и в какой мере  уменьшить
           для людей тяжесть жертвы,  которая состоит в отказе от
           своих влечений,  примирит людей с теми жертвами, какие
           им приходится неизбежно нести, и
каким образом вознаг-
           радить их за эти жертвы."
Главным  остается  вопрос 
о
           том, как заставить отрицательно
настроенную толпу соб-
           людать культурные догмы. Тут встает
вопрос о роли лич-
           ности в культуре.
                        я12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ
                Как нельзя обойтись без
принуждения к  культурной
           работе,  так же нельзя обойтись и без господства мень-
           шинства (элиты) над массами, потому
что массы костны и
           недальновидны,  они не любят отказываться от влечений,
           не хотят прислушиваться к
аргументам в  пользу  такого
           отказа,  а  индивидуальные
представители масс поощряют
           друг в друге вседозволенность  и 
распущенность.  Лишь
           благодаря  влиянию образцовых индивидов, 
признаваемых
                                   - 12 -
           ими в качестве вождей,  они позволяют склонить себя  к
           напряженной  внутренней работе самоотречения,  от чего
           зависит развитие культуры. Все это
хорошо, если вождя-
           ми 
становятся  личности с
незаурядным пониманием этой
           жизненной необходимости,  сумевшие добиться господства
           над  собственными 
влечениями.  Но  для них существует
           опасность,  что, 
не желая утрачивать своего 
влияния,
           они начнут уступать массе
больше,  чем та им, и потому
           нам представляется
необходимым,  чтобы они были  неза-
           висимы от власти как распорядители
средств власти.
                Короче говоря, люди обладают
двумя распространен-
           ными  свойствами, 
ответственными за то,  что
институт
           культуры может поддерживаться
лишь  в 
известной  мере
           насилием, а именно, люди,
во-первых, не имеют спонтан-
           ной любви к труду и, во-вторых,
доводы разума бессиль-
           ны против их страстей.
                                   - 13 -
                    я_я33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
                    я13.1.РЕЛИГИЯ КАК
ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
                Культурологические
размышления  Фрейда  неизбежно
           подвели  его  к проблеме религии и
оказались тесно пе-
           реплетенными с решением этой
проблемы.  При рассмотре-
           нии  культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-
           мание на их связь с религиозными
представлениями,  тем
           более теологи приписывали
древнейшим нормам, регулиру-
           ющим человеческую жизнь,  божественное  происхождение.
           Издавна считалось, что вся
человеческая культура стро-
           ится на религиозной основе.  Из этого вытекает  вывод,
           что  при падении падении религии деградирует и культу-
           ра. Появление религии Фрейд
рассматривает так: человек
           слаб, и чтобы выжить, он должен
отказаться от многого.
           Человек должен войти в сообщество,
которое в результа-
           те 
своего  развития  налагает запреты на его желания.
           Как мы уже упоминали,  чтобы выжить,  личность  должна
           отказаться от многих влечений.
Нужен кто-то, способный
           вознаградить человека за его жертву
своими влечениями,
           защитить  его от проявлений природы и от посягательств
           на него других индивидов
общества.  Встает вопрос: кто
           же 
выполнит все эти функции?  В
раннем детстве каждый
           замечал влияние отца 
в  семье.  Он 
обладал  властью,
           устанавливал свои порядки, защищал
семью. У ребенка по
           отношению к отцу вырабатывается
комплекс:  он  считает
           отца сильным, добрым. Отец для него
авторитет. Еще ре-
           бенок ревнует отца к своей
матери  и  пытается  занять
           его место,  но позже инцестуальные влечения утрачивают
           свою силу,  тогда как уважение  и  страх  перед 
отцом
                                   - 14 -
           остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из
           тотема появился целый понтеон
богов,  а из них, в свою
           очередь,  выделился единый, могучий, карающий бог, ко-
           торый потом стал добрым,
справедливым богом. Итак, лю-
           ди всю ответственность за
антисоциальные поступки воз-
           ложили на плечи бога,  сделав его, 
таким образом, как
           бы 
громоотводом.  Люди надеются
получить от бога воз-
           награждение за свой отказ от
влечений, и, наконец, ав-
           торитет  бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-
           ных противоречий. Мы видим, что
религия является одной
           из 
основополагающих  частей  культуры. 
Однако  Фрейд
           установил,  что религия является массовым неврозом. На
           основе  чего он сделал такие выводы? 
Дело в том,  что
           религия по многим своим положениям
напоминает навязчи-
           вое невротическое состояние.  Так, например, если нев-
           ротик боится не производить
какие-то определенные дви-
           жения, то любой истинно верующий
человек так же боится
           не выполнить  какой-либо 
религиозный  обряд.  Разница
           заключается  лишь 
в  том,  что невротик не может объ-
           яснить смысл своих постоянно
повторяемых упражнений, а
           верующий человек, в зависимости от
своего познания те-
           ологии, объясняет те или иные
обряды. Таким образом, с
           некоторыми  оговорками, 
можно назвать религию общест-
           венным неврозом. 
Тем не менее религия  имеет  положи-
           тельное значение.  Дело в том, что частный невроз куда
           опасней общественного,  так как он отрицательно влияет
           на физическое состояние больного,
тогда как данный об-
           щественный невроз является
совершенно безобидным. Так-
           же 
религию можно назвать и антиневрозом, 
так как она
                                   - 15 -
           помогает растворять частные неврозы
и сглаживать соци-
           альные  противоречия.  И
разрушение разрушение религии
           ведет к резкому упадку
культуры.  Такое явление наблю-
           далось в России после
революции,  хотя позже произошла
           подмена веры.  Для развития  общества  нужны  какие-то
           основы,  и  с  падением старых появляются новые.  Так,
           например,  религиозную основу в России сменила  комму-
           нистическая.  Сейчас, 
в наше время, старые основы уже
           рухнули,  а новые еще не установились, и поэтому резко
           возросло  астеническое 
состояние  общества,  возросла
           преступность, появилось больше
сумасшедших, невротиков
           и т.д.
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
                                   - 16 -
                              
я_я34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                В целом,  на взгляд некоторых обывателей,  теория
           Фрейда  нуждается во многих поправках (она не бесспор-
           на),  но все же Зигмунд Фрейд 
сделал  большой  шаг 
в
           оценке  и  понимании  развития человеческого общества.
           Создав теорию психоанализа,  он также продвинулся впе-
           ред  в  познании  человеческой  психики и раскрытия ее
           глубин.  К нашему времени данная теория усовершенство-
           валась.  Она нашла много продолжателей. 
Многие совре-
           менные психоаналитики активно используют работы Фрейда
           в 
своих  исследованиях.  В 
своей  работе я попытался
           раскрыть основные элементы
психоанализа и  культуроло-
           гической теории Фрейда.  Многие вопросы я не затронул,
           а многие являются очень
спорными,  поэтому мое субъек-
           тивное  мнение  является лишь
каплей в море вопросов и
           работ, посвященных фрейдизму.
                                   - 17 -
                            я2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
                1.Бессознательное - действия
человека, которые он
           совершает, не   отдавая 
себе  отчета,  автоматически.
           Бессознательный характер  носит 
психическая  деятель-
           ность во время сна,  гипноза, лунатизма (см. "Толкова-
           ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913
год/ 2 издание, Москва/
           стр. 47). Бессознание, согласно
первому закону диалек-
           тики, является  антагонистом   сознанию   и   является
           вместилищем загнанных природных
инстинктов.  Бессозна-
           тельное носит врожденный характер и
определяет все по-
           ведение человека.
                2.Я - философское
понятие,  обозначающее  субъект
           преднамеренных действий, в которых
личность отдает се-
           бе отчет и за которые она несет
ответственность. Я яв-
           ляется цензором  спонтанно возникающих животных влече-
           ний. По мере развития цивилизации и
общественных отно-
           шений Я 
формируется  культурой,  то есть культурные и
           моральные отношения в обществе
влияют на каждого чело-
           века и, сливаясь с ним, образуют
субъективное Я.
                3.Супер-эго -  это 
интериорезированные  культур-
           но-социальные нормы.
                4.Приведенные здесь
рассуждения относятся лишь  к
           раннему детству, так как оболочка,
или "эго", растет и
           развивается в детстве, а с
возрастом "Я" и "оно" урав-
           новешиваются, то  есть 
находятся  в  более стабильном
           состоянии. Но противоречия,  заложенные в детстве,  со
           временем проявляют себя.
                5.Царь Эдипт. Древнегреческая
трагедия, в которой
           ркассказывается о  том, 
как царский сын Эдипт,  чудом
                                   - 18 -
           спасшийся от смерти (его  отцу 
предсказали,  что  его
           убьет его  собственный сын,  и он
приказал убить Эдип-
           та) и долго странствующий,  возвращается на родину  и,
           убив своего отца, женится на своей
матери и становится
           царем. Узнав о том, что он женился
на своей матери, он
           с горя ослепляет себя и уходит
странствовать.
                6.Хронос (бог времени в  древнегреческой  мифоло-
           гии) пожирал своих детей. Зевс,
чудом спасшийся, вырос
           и в борьбе,  победив своего отца,  серпом 
кастрировал
           его.
                7.Размножаясь, дети Адама и
Евы  совершали  также
           инцест, который позже был запрещен
религией.
                8.Эта идея Фрейда
(проецирование психики на соци-
           ально-культурную основу)   подверглась  бурной  крити-
           ке,особенно со стороны
марксистов.  Но если  опираться
           на теорию Дарвина,  то "филогинез есть повторение ото-
           гинеза", то  есть 
индивидуальное  развитие  организма
           повторяет развитие всего вида.  Таким образом,  наблю-
           дая, как развивается человек,  можно сказать, как раз-
           вивается общество, 
ибо  развитие  человека в точности
           повторяет развитие общества.
                9.Наверное, это вызвано тем,
что, чем больше раз-
           виваеться культура, тем глубже
загоняется вовнутрь че-
           ловека сексуальное   влечение,  
поэтому   полноценные
           представления об искомом предмете
можно получить, лишь
           сделав срез, где наиболее остро
проявляются противоре-
           чия.
                10.До этого уже говорилось о
появлении тотемизма.
           Если взять  за 
основу  то,  что 
дети  в   результате
                                   - 19 -
           действия инцестуозных влечений и
антиотцовских настро-
           ений убили своего отца,  а позже испугались, что такое
           может произойти  и с ними (а может,  ужаснулись своему
           кощунству) и испугались содеянного,
то понятно, почему
           они стали  поклоняться  своему  мертвому 
предку и все
           бремя власти возложили на него.
Позже образ отца пере-
           шел в образ животного.  Чтобы снять стресс, это живот-
           ное раз в год убивается племенем.
                11.Под упражнениями  подразумеваются любые навяз-
           чивые мысли и движения и действия.
                12.Не следует  путать общественный невроз с рево-
           люционными взрывами.
                                   - 20 -
                             я2СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
           1.Фрейд.З. Будущее  одной 
иллюзии//  Сумерки   богов/
           Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
           2.Фрейд.З. Толкование сновидений.-
Ереван, 1991.- реп-
           ринтное воспроизведение издания
1913 г.
           3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.:  Изд-во политической ли-
           тературы, 1992.
           4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.  Современная 
буржуазная
           философия и религия.- М.:  Изд-во 
полит.  литературы,
           1977 г.
           5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В.  и  
др.   Хрестоматия:
           Основы филосовских знаний.-
М.:  Изд-во полит. литера-
           туры, 1982 г.

      ©2010