Космическая педагогика К Вентцеля Космическая педагогика К Вентцеля
Космическая педагогика К Вентцеля РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Космическая педагогика К Вентцеля


КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНСТАНТИНА ВЕНТЦЕЛЯ
Творчество К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный
пример синтеза двух великих идей, получивших распространение а мировой и
отечественной культуре в конце XIX — начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся
в последние десятилетия.
Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно
еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее
ярких и талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности
ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного
творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического
воспитания. Он понимал личность как неотъем­лемую часть всеобъемлющего
целостного Космоса, исходил из нерас­торжимости и органического единства
Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими
мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э.
Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как
существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни
Космоса.
Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель
сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном,
к сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни»
(1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими,
Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он
называл Рели­гией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни
и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творчес­кое жизнепонимание,
жизнечувствование и жизнеустремление духов­но освобожденного человека, которое
допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он
подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу
Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармони­ческом сознании
свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем
наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления
какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих
ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все,
что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как
вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим
он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней
творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или
Истории, ведущих к прогрессивному ос/щегтапению высших ирс.э-СТ&&ННЫХ и
общечеловеческих идеалов. По ?смь;с"у Вентцеля, культ должен был дь^ггься
тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое
творческое жизнепонимание. Фор­мулирую психолого-педагогические оа-юьы ;-ювой
рег.игии/ он утверж-д(1л, что в Культе творческой личности БсзжнеЙ!ь'ую роль
буде1 и.^хпь Культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь
человечества постоянно сохраняет хсрОг-тер свежести и ^ро.^<!т молодости
В Культе Ребенка Вентцель в^дег: ту субстанцию, которсж не дает человечеству
стариться, придает е<"о существованию характер длящейся и никогда не
кончающейся весны. Вместе с том, мыспюель постоянно подчеркивал, что эти
формь." Культа не будут иметь {^ичепэ общего с культами старых религий,
они будут служить только самым чисгым, естестве! !ным и свободным ьь.рох.сиием
любвя, уверения »' благоговения, которое вызывает у :-юс Вселенная и Ребенок,-
кок снежный ростог той личности, из котор-ой должно ьырости Творческой Личность
при заботливом уходе и нцдпежощем воспитании» (Ниучный ор^в РАО^ Ф. 23, оп. 1,
ел хр. 1, п. 468-469).
Вэнтцель был одновременно и прозорпиз!:^ и в достаточной
степени наивным челоаеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит
в строне после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье
«Религия и нравственносты»: йИстория последнего времени явила ном в сфере
политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для
земного цсрсг&а и для достижения этой цели, подобно фанатикам регшгиозной
веры. не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасиых
праступлений, которые только загипнотизирован ны?»« людям могут казаться не
преступлениями, а геройскими поступками» ^Научный архив РАО, ф. 23, оп. }, ед.
хр. М, л. ] ]2^.
И, вместе с тем, Вентцель зимой ^922 г. начал читать курс
лекций по Релипчи Творческой Жизни в Воронежском университете. Разуме­ется,
долго этого «безобразия» терпеть не могли. Последовали доносы и в партийном
официозе «Воронежская ко.^муна» в начале февраля 1922 г. было опубликовано
выступление «коммуниста-атеиста тов. Божко-Божинскси о».. который говорил о
том, что бентцель «находится в резком противоречии с революционной практикой.
Само собой разумеется, — продолжал он, — мы не должны принять его теорию, а
отбросить как негодную, вредную и реакционную утопию, не способ­ную помочь
организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир. Теория
Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы
в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это
убаюкивающие сказки для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с
историей и безнадежно от нее отстают. Скажите, что это такое, как не бредни.
Как не вера предков, которая давно должна быть сдана в архив. Поскольку
Вентцель убежден в правильности и осуществимос­ти своей теории и вместе с тем
искренне желает свободы всему человечеству,
мы ему лосозй^свели бы отправиться дня ее проповеди. на «на другой берег»/' в
лагерь буржуазии».
Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не
уехал за границу, а вернулся обратно в Москву/ где сумел переиздать несколько
своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г. Вентг.ель прекратил все попытки
открытых публикаций и целиком отдайся научной работе «в сгол».
Во второй половине 20-х и в ЗО-о годы в обстановке .все
более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ — «Про­блемы
космического воспитания» (1925 г.), «Философия творческой воли» (1937 г.),
«Лучи света на пути творчества» (1937 г.) и др., — в которых развивает теорию
нового направления в воспитании — космическую педагогику.
Вентцель был убехзден, что поскольку человек представляет
часть вселенной, космоса/ постольку совершенно правомерным является вопрос о
воспитании человека е качестве
члена Космоса/ как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу/ что должно осуще­ствляться
специальное космическое воспитание и должна существо­вать специальной отрасль
антропологии — космическая педагогика в рамках которой проблема соспитания
трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои
специфич ные цели и требует особых приемов и методоз для их достижения. Пс его
мнению, новую культуру можно строить только на косу,ичэа<и^ базисе. При этом
он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической —
над социальной, поскольку космос/ по мнению педагога-философа, это целое, а
человеческое общесгво — его часть. Вентцель трактовал космос кок целостное
единство вселенской жизни. Составными частями космосе я&ляются человечес­кие
индивиды. По его замыслу, высшей задачей космического воспи­тания является
развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя как
нераздельной части космоса/ поэтому цель космического воспитания состоит в том/
чтобы довести до осознания общность с?.оей жизни с жизнью космической, до
понима­ния того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем
космосом Эта субстанция развивается в определенном направлении, и творческая
личность принимает участие в процессе развития космической жизни. Основой
космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни
воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с эт»;м
важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей
личной жизни, с жизнью социума, с жизнью всего космоса. Реализация этой задачи
означала бы сделать для ребенка возможным поставить себе в качестве важнейшей
нравственной цели утверждение, расши­рение и углубление своей личности. Перед
педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние
воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие в-возвышении
космоса на все более и более высокой ступени развития.
Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражда­нина
Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравствен­ному воспитанию
ребенка. При этом он последовательно проводил
16
мысль о том, что с/щность нравственного воспитание должна
сос< о?.ть не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов,
выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного
положительного опыта, для самостоятельного формирования нрав­ственных максим и
императивов, которые должны кик бы «произрос тать» изнутри каждого ребенка.
Сходных &зглядое Ве-тцель
проезжи­вался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден/ что ни
одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне
навязываться ребенку, что религиозны?, убеждения могут и должны формироваться
исключительно ни основе литого ог.ьто.
Идеи космизма сформировались и стали пог./лярны " ту
э.юху, когда великие цивилизации Зопада и Востока во многом ис^ерпал^ себя и
вступили в полосу кризиса, когда апокалипсис XX века разразился первой мировой
войной, когда небывало обострил»,сь ^^.лссорые и национально колониальные
противоречия, вылившиеся е золну социол^:ых рооолюгий и освободительных
движений. Это было зрел.я, когда лучшие умы челове-чесгва поставили в повестку
дня вопро-:ы о необходи.- хти синтеза многообразных форм культурной жизни,
Т1юд^и«'-й различ.чъ»х народов и цивилизаций, о создании единого духоа"ого
пространства, г со/лом человечестве как планетарном явлении, должном осозисео-ъ себя 4:
масштабе Космоса. Именно в этом направлении развив-т свей
иде^ один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той зпох,-.,
-о^патель антропософии и всемирно известной вападорфской гюдагогмки Рудольф
Штейнер. Вальдорфская педагогика, опироб^с-яся нс онтропосо-Ьию, про­возгласила
своей целью воспитание человека ': новой телео-юстыо, душев­ностью и
духовностью. Она явило собой своеобра^ньж эзотерический вариант модели
свободного воспитания. Вальдорфскоя педогсх-ик-о з ксчетгве своего глазного
принципа провозгласила свободу, стремясь чр .аести ученн-ка, который сом и
является главным источником для формирования ноли, содержания и способов
образования, к сг.ободному самоопределению. Прл этом и ребенок, и его развитие,
и педагогическое руководство эти/л процессом воспринимались в контексте
многообразных конкретных метаморфоз (тран­сформаций) различных жизненных и
духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в
космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал
свои идс-я, двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.
Вентцель в явной форме органически и последовательно
соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космическо­го
воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до
конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.
А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он
записал в своем дневнике: «Уж слишком меня удручает окружающая
действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это
всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и
беспредельная, развившаяся широким пото­ком ложь и лицемерие. На наших глазах
разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и
даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное»
Последний есп.песк надежды что-то изменить в окружающей -эго
общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публика­цией проекта
Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию «Известий», в котором предлагает
построить систему образования в духе идеи азто-омии и свободы, организации
самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее
государ­ственных структур. Чрезвычайно ^актуальными» в то время, конечно же,
были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением «права свободной
критики высших законодательных и правительствен­ных учреждений и лиц», не
опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о
целесообразности «безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест
заключения преступ­ников такими учреждениям, которые задавались бы целью не
столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, — утверждал он, —
амнис^я всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время б местах заключений и ссылке» (Научный
архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить/
что после такого письма Вентцель остался на свободе.
Как крик души, кок попытка ответить на вопрос/ каким же
образом » эреодолеть окружающий его ужас/ звучат слова Вентцеля/ записанные им
в страшном ! 937 г.: «Человек/ обладающий Космическим Созна­нием/ необходимо
будет нравственны/л Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому/ кто
слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою
отдельность и обособлен­ность, кто не противополагает больше себя Творческому
Космосу/ Человечеству и составляющим его людям/ а рассматривает себя как
составляющего с н«1м одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и
мотивы для совершения зла» (Научный архив РАО, ф. 22^ оп. 1..д. 16, л. ^9].
Каким же утопичным может показаться это утверждение!
Однако продуктивность идей космического воспитания/ быть мо­жет/
неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно
развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в
современных условиях новое звучание/ обогащаются/ находят все больше
сторонников.
Вот/ например/ строки из недавно опубликованной статьи Т.
Строгановой «Идеи космизма в воспитании»: «Воспитание косми­ческого сознания
человека является ныне/ в период обострения экологической/ термоядерной/
демографической/ производственной и других глобальных проблем современности,
первоочередным услови­ем выживаемости человечества/ требующим своего
безотлагательно­го решения прежде всего в нашей стране» (Магистр. 1991.
Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция
педагога и философа/ руководителя ВНИК «Образование Беларуси» М.
Гусаковского.»0н последовательно стремится синтезировать идеи «гуманистической
педагогики» американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания
«самореализующейся личности» немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова,
которые по сути являются современными попытками модификации многих ключевых
идей свобод­ного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и
18
развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусажовский
>юстоивоет на необходимости воспитания человека, обладающего плонетсрным
сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющ&--»^ся мире
самоидентификаций личности возможна только через слияние челове­ка и с нацией,
и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и
сохранить свою '«самость?», самоопреде­литься и реализовать себя.
Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания
становится одной из клю*»евых проблем отечественной и мировой педагогики.
Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее
дальнейшей разработке в контексте гуманистичес­ких педагогических традиций
свободного воспитания.
Реферат по психологииТрагическое и космическое в жизни личности. Космическая педагогика вентцеля Москва Россия Москве. Реферат Вентцель Его биография вклад в педагогику. Педагогическая деятельность вентцеля к н. Семейное воспитание в работах Вентцеля. Статья вентцеля космическая педагогика. Педагогические взгляды и идеи Вентцеля. Теория свободного воспитания вентцеля. Вклад вентцеля в развитие обучения. Реферат по педагогике к н вентцель. Вентцель космическая педагогика. Педагогические взгляды вентцеля. Космическая педагогика Вентцеля. Космическое воспитание реферат. Свободное воспитание Вентцель.

      ©2010