Кое что о цвето звуковых    ассоциациях Кое что о цвето звуковых    ассоциациях
Кое что о цвето звуковых    ассоциациях РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Кое что о цвето звуковых ассоциациях


"Мы
видим звук"
"Я взвесил звук,              
                      измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.      
И умное злодейство я замыслил -            
Предать железу
                     свой
живой язык..."
(А. Журавлёв)
                Свойство звуков вызывать
цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А.
Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в
искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
                Есть свидетельство о том, что
звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо
написал даже сонет "Гласные", в 
котором так раскрасил звуки:
                А
- черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;
                О - синий :  тайну их скажу я в свой черед...
Но французский
языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим,
У
- ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,
Шлегель писал, что для него И -  небесно-голубой,
А
- красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый  утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным,
И
- синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать
называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется
раскрашенным во все цвета радуги.
                Так  существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые
звукоцветовые соответствия?  Не фантазии
ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между
звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко
устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
                На эти вопросы давались разные
ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет"
- редкий сугубо индивидуальный феномен.
                Современная наука признает
явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается,
либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется.
Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы
явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его  действия.           
         Но
там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука,
как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом,
а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые
вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего
непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,
вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки,
нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый
может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или
поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе
работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает
решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически,
подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция
ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам
правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?
                Вот так и со звукоцветовыми
соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья
интуиция вернее?
                Идея экспериментов проста:
регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем
следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные
тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо
предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются
различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся
задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до
"наименее красного", "самого синего" и до "наименее
синего"  и т.п.
                Многие такие эксперименты с
тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые
окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны
мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А  вполне согласованно называют  красной ,   Е - чётко зелёная, а  И - определённо
синяя. Звукобукву  О  все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых
называют её жёлтой, всё же довольно
часто встречаются ответы: "белая".
Получается, что она солнечная.
                Заметьте, что лингвисты считают
гласные А, О, Е, И  основными,
опорными  для речевого аппарата человека
и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим
гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и
пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в
языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
                Видимо, здесь проявляется
"коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в
цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее
часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями
основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь:
название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный"
звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию: красный, синий.
                Остальные гласные имеют
оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь
эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У -
ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым,
тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю  тоже связывается с оттенками синего цвета, но
со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
                Интересно ведёт себя звукобуква Ё.
По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О.
И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и
зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина
- зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.
                А вот Я окраской почти не
отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая.
                Что касается Ы,
то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква
света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая  тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые
тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.
                Любопытно, что на восприятие,
строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма
буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным
цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей
определенностью, чем И.
                Букву Э пришлось исключить из
анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев
передаётся буквой Е, зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не
получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не
связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо
реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не
учитывать.
                Конечно, не у всех звукоцветовые
соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые,
которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты,
совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие,
чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам
никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь
дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не
существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно
единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом,
хотя почти никто этого не осознаёт.
Результаты
эксперимента по звукоцветовым соответствиям Звукобуквы Цвета А густо-красный Я ярко-красный О светло-жёлтый или белый Е зелёный Ё жёлто-зелёный И синий Й синеватый У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый Ю голубоватый Ы мрачный тёмно-коричневый или чёрный
               
                Если соответствия звуков речи
определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то
проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде
всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая
сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае,
когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок
гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками
соответствующего цвета.
                Если это так, то естественно
ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений  в тексте будет подчёркнута роль красных А
и Я;
они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее
заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет
сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием
Е,
Ё
и т.д.
         Стоило начать проверку этой
гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляется
живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей
неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и
общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами.
                У А. Блока есть стихотворение,
которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица
вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит
картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.
                               На гладях бесконечных вод,
                               Закатом
в пурпур облечённых...
                                               ......
                               Вещает
иго злых татар,
                               Вещает
казней ряд кровавых
                               И
трус, и голод, и пожар,
                               Злодеев
силу, гибель правых...
                                               ........
                               И
вещей правдою звучат
                               Уста,
запекшиеся кровью!..
               
                Если
исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У,
Ы.
Не так ли?
                Поскольку и сама проблема
звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то
одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно.
Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого
не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной
уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного
анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
                В тексте стихотворения (включая
заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в
таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются.
Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё
потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в
звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным
гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её
количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й
выражена слабо, поэтому количество Й  сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И.  Подсчитывается также количество всех букв с
удвоением ударных (величина N).
                Затем определяются доля
(частотность) каждой гласной в тексте стихотворения ()  и единицы размаха
колебаний для данного текста:
    
                Полученные частности
сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и
вычисляются  нормированные разности этих
частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении
частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:
 
                Звукоцвет в стихотворении
"Гамаюн, птица вещая" Звукобуквы n Z Цвет О+0.5Ё 28 0.089 0.126 0.019 -1.95 А+Я 50 0.159 0.116 0.018 2.39 красный Е+0.5Ё 31 0.098 0.102 0.017 -0.24 И+0.5Й 20.5 0.065 0.077 0.015 -0.80 У+Ю 16 0.051 0.040 0.011 1.00 тёмный сине-зелёный Ы 11 0.035 0.024 0.009 1.22 чёрный, коричневый Всего звукобукв в стихотворении 315
                 
                Как видим, звуков А
и Я
в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их
гораздо больше (). При  такое отклонение
частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва
ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А
и Я,
чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы
идет Ы,
придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У  (также с превышением частотности над нормой)
добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки.
Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
                Если теперь изобразить в цвете
игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в
красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть
цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно
талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
                Таким способом на компьютере
"прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей
табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что
обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное
совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным
шрифтом.  В последнем, восьмом столбце
дана цветовая расшифровка результатов.
Звукоцвет
в поэзии Стихотворения Звукобуквы и величины Цвет О+0.5Ё А+Я Е+0.5Ё И+0.5Й У+Ю Ы Александр  Блок "Гамаюн, птица вещая" -1.95 2.39 -0.24 -0.80 1.00 1.22 тёмно-красный, тёмный сине-зелёный Сергей  Есенин "Отговорила роща золотая..." 1.00 -0.33 0.82 0.20 -1.00 -0.17 желтый, зелёный "Выткался не озере алый свет зари..." -0.75 1.56 -0.40 -2.00 2.70 0.35 красный, тёмный сине-зелёный "Воздух прозрачный и синий" -2.57 0.69 -0.23 1.18 0.00 0.00 синий "Зелёная причёска, девическая грудь..." -0.56 -2.00 1.36 -0.92 1.22 -0.29 зелёный, тёмный сине-зелёный Арсений Тарковский "Перед листопадом" 3.47 1.93 -1.43 -0.83 -3.33 0.14 жёлтый, красный I строфа 2.80 1.21 -1.25 -1.29 -2.22 -0.50 жёлтый II строфа 1.65 -1.20 -1.43 1.88 -0.28 2.71 тёмно-синий III строфа 0.45 2.27 0.43 -1.84 -1.72 -0.43 красный "Синицы" -0.68 0.17 0.29 1.33 -0.55 0.11 синий "Сирени вы, сирени" 0.29 -1.94 0.40 0.08 0.40 -0.12 сине-зелёный "Дождь" 0.27 -1.80 0.36 0.50 1.78 1.57 тёмный сине-зелёный "Петровские казни" -0.21 0.50 -1.47 0.13 0.45 2.33 чёрный, багровый "Пускай простит меня Винсент Ван Гог" 1.93 0.14 -1.92 -0.82 1.25 0.00 жёлтый, тёмно-синий А. Вознесенский "Васильки Шагала" -1.50 -1.13 1.38 4.14 -0.60 0.25 синий, зеленоватый "Пожар в архитектурном" 0.17 2.08 -4.36 1.80 -0.29 0.33 красный, синий "Сирень "Москва - Варшава" -3.09 -0.08 2.50 -0.75 2.70 -2.60 сине-зелёный "Очищение" 3.14 -0.71 -0.85 -2.73 4.36 -1.83 тёмно-синий, бело-жёлтый
               
                Хорошо
видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С.
Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами
доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и
звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий
цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет
зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух
прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная
причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли
бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и
зажигают эту радугу в своих стихах.
                Ну
а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым,
что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
                По книге А. Журавлёва
"Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.

      ©2010