Категории этики
Пупышев
Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net) В
рамках проекта "Работай головой!"
КАТЕГОРИИ ЭТИКИ Культура
поведения человека есть внешнее
выражение его
духовного
богатства, умения общяться с
людьми. Правила, ре-
гулирующие поведение человека в
обществе, создавались на
протяжении
многих столетий. они возникли в связи с необходи-
мостью
упорядочить общение людей, сделать
его более органи-
зованным,
приятным и красивым. Нередко о воспитании
человека судят лишь по его мане-
рам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности воспи-
танности
отличают культурного человека. Какие качества
присущи культурному, воспитанному
чело-
веку? Образованность, профессионализм, высокая духовность,
порядочность,
интеллигентность. Мы говорим о культуре
труда, быта, культуре общения, а
не
редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном
человеке
должны сочетаться нравственные и этические качест-
ва. Существуют незыблемые
нравственные критерии, на которых
основан
этикет - свод правил, регулирующих внешние формы по-
ведения
человека. Это честь, совесть, порядочность - качест-
ва
которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим своим здо-
ровьем, ибо без них нет человека в настоящем,
высоком пони-
мании
этого слова. Хорошие манеры
составляют как бы оправу
драгоценных
граней
души, среди которых самые
привлекательные - доброже-
лательность, тактичность, деликатность,
благородство, чест-
ность. Выручить из
беды, бескорыстно помочь в трудную
минуту,
- 2 -
пожертвовать
для другого, даже не очень
близкого, а порой и
незнакомого
человека чем-то важным, не
поскупиться для него
на
время, хлопоты, труды - все это
норма поведения для вос-
питанных,
благородных людей. Предупредительные, любезные лю-
ди существовали, конечно,
всегда. Они есть и среди нас.
Только
теперь из-за дефицита душевности эти качества как бы
девальвировались,
и нужно позаботиться о том, чтобы они ста-
ли
достоянием каждого человека. Если хорошие манеры
станут внутренней потребностью каж-
дого
человека, это поможет в
значительной степени изменить
взаимоотношения людей. Значит,
исчезнут многие поводы для
плохого
настроения, которое иногда возникает у
нас из-за
грубости, невоспитанности окружающих. Вот почему культуру
поведения
надо воспитывать с юных лет и
сохранять приобре-
тенные
навыки всю жизнь. Общаясь с
людьми, надо учитывать их
психический склад,
внутренний
мир и для каждого пытаться найти правильную линию
поведения.
Общение с недоверчивым человеком требует осторож-
ности, терпения. С капризными
людьми необходимы спокойный
тон и
игнорирование их капризов. Самодовольных
осаживает
ирония, но неразумно пользоваться ею, когда имеешь дело с
застенчивым
человеком. Нельзя ожидать от флегматика мгновен-
ной
реакции, и трудно надеяться, что холерик в критической
ситуации
останется невозмутимым. Не менее важно и
понимание того, что происходит в нашей
собственной
психике, когда мы ссоримся,
миримся, испытываем
симпатии
и антипатии. Хорошо, если мы пытаемся в этом разоб-
раться.
Это первый шаг к управлению собой.
- 3 - Некоторые люди имеют врожденную предрасположенность к
бурным
эмоциональным реакциям. Но путем самовоспитания можно
достичь известной сдержанности,
позволяющей предотвращать
эмоциональные
взрывы. И даже если эмоциональная взрывчатость
есть
проявление болезненного состояния,
невроза, то и тогда
человек
должен стремиться контролировать себя. Воспитанный человек
всегда вежлив, деликатен, доброже-
лателен
по отношению к окружающим людям. Ему присуща тактич-
ность.
Он правильно реагирует на поведение другого человека,
понимает
его состояние, готов поддержать в
трудную минуту,
избегает
разговоров, которые могут быть неприятны кому-либо,
не
показывает свое превосходство, не демонстрирует свое бла-
гополучие
в присутствии людей, которым менее
повезло. Так-
тичный
человек не демонстрирует ни чрезмерной
симпатии, ни
своей
явной неприязни к отдельным людям,
потому что это мо-
жет
поставить в неудобное положение не только их, но и окру-
жающих.
Нередко граничит с бестактностью выставление на все-
общее
обозрение своих интимных чувств,
чрезмерное любопытс-
тво, чтение чужих писем. Недопустимо высмеивать физические
недостатки
людей, подслушивать чужие
разговоры, писать ано-
нимные
письма. Важнейшее
качество воспитанных людей -
скромность.
Скромный
человек самокритичен и требователен к себе, не пе-
реоценивает
свои возможности и способности. Он не стремиться
выделиться внешне: не наденет кричащей одежды, не будет
громко
разговаривать в автобусе, не станет хвастаться своими
заслугами.
Но чрезмерная скромность, застенчивость не всегда
хороши.
Застенчивый человек склонен недооценивать свои силы,
- 4 -
трудно входит в коллектив, боится взяться за ответственное
дело. Многие молодые люди
думают, что уважение, вежливость,
такт,
предупредительность необязательны по отношению к роди-
телям. Это горькое заблуждение! Юноша, который
считает ниже
своего
достоинства убрать квартиру, приготовить
завтрак,
сходить
в магазин, бесцеремонно включающий компьютер в любое
время, даже тогда, когда домашние отдыхают,
далек от идеала
культурного
человека, если даже и обладает
эрудицией, хоро-
шими
манерами. Привлекательнейшее
из достоинств -
искренность. Но,
правда, в сочетании с другими качествами - со
сдержанностью
и
деликатностью. Нехорошо, если,
например, человек по прос-
тоте
душевной скажет уже не молодой женщине,
что она стару-
ха. Неотъемлимый
атрибут порядочности - обязательность,
точность. Еще в древности установлено: договоры
надо выпол-
нять.
Конечно, иной раз обстоятельства заставляют вольно или
невольно
нарушить договоренность. Но бывает, что человек за-
ранее
знает, что свое обещание не
выполнит, слово не сдер-
жит. Порой дает обещания "сгоряча", необдуманно, и
далее
оказывается,
что оно просто невыполнимо. Подобная безответс-
твенность
приносит большие огорчения людям. Порядочный чело-
век
стремиться быть пунктуальным, всегда выполняет свои обе-
щания. Одалживание
денег, как и прочих вещей,- особая
услуга.
Не
будет ничего дурного, если, давая деньги в долг, мы сразу
оговорим
срок их возврата и доже запишем его для памяти. Ес-
- 5 -
ли должник медлит с отдачей денег, вполне допустимо ему об
этом
напомнить. При этом он обязан извиниться
и указать но-
вый
срок (если в настоящий момент не располагает нужной сум-
мой).
Одинаково неприятно как напоминать о долге, так и выс-
лушивать подобные напоминания.
Этого просто нельзя допус-
тить. Если не можем вернуть деньги в срок, надо спросить
одолжившего, может ли тот еще подождать. Если нет - перео-
далживаем
нужную сумму в другом месте и отдаем.
Не следует
рассказывать
посторонним, сколько и кому мы дали в долг или,
наоборот,
заняли. Взяв у знакомых какую - либо вещь, возвращайте ее без
задержки
и в исправном состоянии. Нельзя одалживать предметы
гардероба, машину, мотоцикл, фотоаппарат,
телевизор. Иногда
это
допустимо среди членов семьи. Точность - одно из проявлений вежливости, уважения к
человеку. Нужно беречь и свое и чужое время. Иногда пропу-
щенный час и годом не нагонишь. И это понятно. Из времени
соткана
ткань жизни. Каждый из нас мог бы сделать за свою жизнь гораздо
больше,
если бы умел правильно распоряжаться своим временем.
Заранее
составлять распорядок своего дня. Приступив к любому
делу,
обязательно добивайтесь его выполнения. Место встречи
устанавливается так, чтобы доехать до не-
го
каждому из встречающихся требовалось примерно одинаковое
время. Не всегда, однако, удается
точно рассчитать время.
Обычно
прощают опоздание в пределах 5-10 минут. После 15 ми-
нут ожидания можно уйти, не
рассчитывая более на встречу.
Если
что-то случилось и вы не можете
встретиться, сообщите
- 6 -
об
этом. Если уходите из дому,
скажите или напишите записку
родителям,
куда идете и когда вернетесь. Несколько слов о
привычках. Они имеют огромное значение
для
человека. "Посеешь привычку -
пожнешь характер, посеешь
характер
- пожнешь судьбу". Привычки это то, из чего склады-
вается
образ жизни человека, способы достижения им своих це-
лей,
манера общения с другими людьми - словом, все то, что в
конечном
счете определяет его судьбу. Привычки
подразделяются на полезные и вредные.
Скажем,
гигеенические
(умывание, утренняя гимнастика,
мытье рук пе-
ред едой и т.п.) или
нравственные (вежливость,
приветли-
вость,
дисциплинированность и т.п.) привычки полезные. А вот
сквернословие, курение, пьянство, наркомания - вредные
при-
вычки. В больших городах возникает необходимость координации
поведения
множества людей, прежде всего
пешеходов и водите-
лей
автомобилей. По статистике
большинство несчастных случаев происходит
по вине
пешеходов. Поэтому нам, пешеходам,
надо строго при-
держиваться
правил уличного движения. На улице также
необходимо соблюдать общепринятые прави-
ла
поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя
взглядом
- не нужно ли почистить пальто,
костюм, туфли. Как
бы мы
не спешили, не летим расталкивая
толпу, но и не пле-
темся
еле-еле, заставляя прохожих обходить нас. Воспитанный человек
ведет себя на улице так, чтобы
меньше
привлекать к себе внимание прохожих: громко не разго-
варивает
и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в
- 7 -
случайную
перепалку. Отвратительная привычка
плевать, бро-
сать
окурки, шелуху от семечек и другой мусор на тротуар. Молодой человек помогает своей спутнице нести тяжелый
пакет, хозяйственную сумке с продуктами. Если потребуется
пройти
через мостик, узкую калитку, по
обочине дороги, жен-
щину, а также лице старше нас пропускаем
вперед. Если идти
первым оказывается в какой-то мере
небезопасным (среди луж,
в темноте
и т.д.), эту роль берет на себя мужчина, отыскивая
и
прокладывая дорогу. Избегайте есть
что-либо на улице. И конечно, нельзя,
шествуя
по тротуару, обдавать прохожих табачным дымом. Ходить под руку в
наше время считается несколько старо-
модным: это затрудняет движение на людных
улицах. На сколь-
зком
месте молодой человек может предложить пожилому челове-
ку или
спутнице руку. Среди молодежи
распространен обычай ходить обнявшись.
Молодой
человек кладет руку на плечо девушке,
а та обнимает
его за
талию. Это выглядит нескромно. В городе нередки
происшествия. Стараемся не увеличивать
толпу
зевак. Поможем старому человеку донести сумку, переве-
дем слепого через улицу. Нужно быть в высшей степени дели-
катным,
чтобы пристально рассматривать человека с каким-либо
физическим
недостатком. По возможности
пешеходы должны избегать движения против
общего
потока. Уступайте дорогу встречному прохожему и обхо-
дите
его с правой стороны. Если вы
заметили, что кто-то то-
ропится, отойдите в сторону. Даже в очень
многолюдном месте
не
толкаются, а просят разрешения
пройти. Если дорога узкая
- 8 -
и
плохая, то в случае необходимости мужчина сходит с тротуа-
ра на
мостовую. В узких, тесных
проходах, а также у лестниц
и дверей следует подождать до тех
пор, пока не пройдут те,
кому по
праву положено проходить первым. Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не
стекала
на прохожих. При встрече с другими
пешеходами зонт
поднимают
или наклоняют в сторону. Встречного прохожего
на узком тротуаре пропускают, отс-
тупая назад (младший по возрасту или
мужчина). На улице не
ходят
шеренгой. Встретив знакомого и
заговорив с ним, не стойте посре-
дине
тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим
прохожим.При встрече с человеком старше вас, не останавли-
вайте
их, а попросите разрешения проводить их. Невежливо ос-
танавливать
малознакомых людей или приятеля, если он идет не
один. Это можно сделать только в крайнем случае, конечно,
извинившись
и убедившись, что он не
спешит.Если вы идете не
один и
встречаете знакомого, с которым хотите
обменяться
несколькими фразами, не
забудьте извиниться перед своим
спутником.
Тот, в свою очередь, поздоровавшись со всеми ждет
вас или идет поотдаль.однако мужчине не подобает оставлять
женщину
одну. Желая поговорить со своим знакомым, представь-
те его
своей спутнице. Если в ожидании
транспорта скопилась группа
людей, то
приходящие
должны занимать свою очередь, а не останавливать-
ся в
неопределенной позиции где-нибудь,
чтобы затем при по-
садке броситься к дверям вагона,
оттесняя тех, кто стоял
первым.
- 9 - При входе в
общественный транспорт
пропустите вперед
инвалидов,
детей, пожилых людей и женщин. В случае необходи-
мости окажите им помощь.Если для входа и выхода используют
одну
дверь, то сначала дают возможность
людям выйти.Мужчина
выходит
из вагона первым и помогает своей спутнице, пожилым
людям
или детям.В вагоне не
останавливайтесь у дверей, а
проходите
вперед, освобождая место другим
пассажирам.Нельзя
разваливаться
на сидении и занимать его полностью,
если оно
рассчитано
на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в
том
случае, если ни стоит и есть
свободные места.Если сво-
бодных
мест нет, то уступают свое место
престарелым, боль-
ным,
беременным женщинам, людям с маленькими детьми.Это обя-
заны
делать как лица мужского пола, так
и женщины, и в пер-
вую
очередь молодые люди.Уступая место,
можно сказать пару
слов,
но можно сделать это и молча. Если вам уступают место,
то не
принимайте это как должное, нужно поблагодарить
эа
проявление внимания.Благодарит и мужчина, и женщина, если
место
уступили его спутнице.От предложенного места можно от-
казаться.Тогда поблагодарите за услугу и кратко объясните,
почему
не воспользовались любезностью.Молодым людям посове-
туем: уступайте место всем, кто старше вас, и вашим сверс-
тницам. Молодые люди, уставившиеся в окно и старающиеся не за-
мечать
стоящего рядом пожилого человека,
представляют собой
неприглядную
картину. Но, воспитывая этикет у подростков и
детей, самим взрослым необходимо соблюдать
правила хорошего
тона. Родители должны следить за тем, чтобы
дети не пачкали
ногами
сидения и одежду других пассажиров.
Между прочим, не
- 10 -
обязательно усаживать ребенка,
который в состоянии целыми
днями
играть, не уставая. Уступая его капризу,
мы тем самым
утверждаем
у ребенка мнение об его исключительности. Вседоз-
воленность
- признак эгоиста. В городском транспорте не едят и не курят. В вагон не
входят
с мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или
дождевые
капли с одежды. Проездные билеты и мусор не бросают
на пол.
Чихая и кашляя, пользуются носовым платком. В вагоне
не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не
ковыряют
в зубах. Стараемся стоять
устойчиво, не особенно налегая на дру-
гих пассажиров
при толчке или повороте. Держась
за поручни,
следим,
чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила
у него
перед самым лицом. Если видим, что наше продвижение к
выходу
стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведом-
ляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если
получаем ответ, что
выходит, останавливаемся и спокойно
ждем. Транспорт не место
для публичных дискуссий. Если же нам
все-таки
приходится вступить в разговор, а он носит задирис-
тый
характер, помним, что помочь в
данном случае может лишь
чувство
юмора. Если нечаянно толкнем
кого-нибудь, просим прощения. Ес-
ли
толкнули нас, в ответ на извинение
скажем: "Пустяки!" -
или
просто дружески улыбнемся. Стало
распространенным читать в дороге. Но в транспорте
газету
полностью не разворачивают, а
читают в сложенном ви-
де. Не очень красиво заглядывать в книгу соседа, в упор
- 11 -
разглядывать
пассажиров. Не следует вести
беседу о семейных
или служебных
делах, подслушивать чужие разговоры. В такси водителю не делают замечаний и не
требуют уве-
личить
скорость. Если вы очень спешите,
то можно сказать об
этом
шоферу, об остальном он
позаботится сам. А вот снизить
скорость
его можно попросить. Садясь в
машину, мужчина отк-
рывает дверь и пропускает вперед женщину или
более старшего
мужчину.
Женщины обычно сидят сзади, а мужчина - рядом с во-
дителем. Мы каждый день
заходим в магазины за покупками.
Соблю-
дение
здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых от-
ношений
продавцов и покупателей. Кто должен уступить
дорогу в дверях магазина? Входящий.
Он дает
возможность выйти из помещения, а
затем только вхо-
дит
сам, конечно придерживая при этом
двери, чтобы не уши-
бить
следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо,
не
перебивайте его разговор с предыдущим покупателем. Профессиональная
этика требует от продавца, в свою оче-
редь, быть предельно корректным с
покупателями. Порой про-
давцы,
разговаривая между собой, не обращают внимания на по-
купателя
и даже не отвечают на их вопросы. Это верх бестакт-
ности и
прямое нарушение служебных обязанностей.
В подобных
случаях вежливо, но твердо
требуйте внимания к себе. При
подходе
покупателя продавец обязан прервать посторонние за-
нятия
или, извинившись, попросить
немного подождать, скажем
в
случае, если он укладывает товар.
В свою очередь, покупа-
- 12 -
тель
соблюдает ряд непреложных правил. Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть,
нет ли в
продаже
нужных товаров, и у вас нес с
собой нужных денег не
стоит
примерять вещи, которые вы не собираетесь покупать.
Лучше
распросить продавца обо всем, что вас интересует, а не
заставлять
его заниматься бессмысленной работой, да и самому
понапрасну
не тратить время. Если вы вы хотели
что-то купить, но не смогли подобрать
ничего
подходящего, не стесняйтесь
сказать об этом продавцу
и
поблагодарить его за внимание. Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди.
Такие
попытки неизбежно встретят справедливое возмущение ок-
ружающих.
Бывают, однако, обстоятельства, когда можно попро-
сить
отпустить продукты без очереди (спешите на поезд, дома
остался
без присмотра ребенок или больной человек). В таком
случае
обратитесь к стоящим впереди,
объяснив причину своей
просьбы.
Это проще, чем просить стоящих в очереди купить за-
одно
что-то и для вас. Да это и нечестно по отношению к тем,
кто стоит сзади. К тому
же мы ставим в неловкое положение
тех, к кому обратились с подобной просьбой:
либо они должны
отказать
нам, либо пойти на некрасивый поступок по отношению
к
другим людям и услышать от них нелестные замечания в свой
адрес. Нередко можно видеть
в театре, на концерте девушек и
юношей
в повседневной одежде. Это
объясняется тем, что они
пришли
сюда с работы. Идя в театр, на концерт, надо стре-
- 13 -
миться
красиво одеться, чтобы создать праздничное настроение
и себе,
и окружающим вас людям. Пропустив спутницу в
дверях мужчина в зале идет первым,
чтобы
найти свое место. Если в театр или на концерт пришли 2
пары
знакомых, женщины садятся посередине, а мужчины по кра-
ям. Проходя к своим местам, старайтесь не очень беспокоить
уже
сидящих зрителей, причем повернитесь к ним лицом. Мужчи-
на идет
первым по узкому проходу
между рядами и
помогает
своей
спутнице сесть, опуская сиденье
кресла. Старайтесь не
шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться
руками
или ногами на стоящие впереди кресла.
Лучше всего не
опаздывать
на спектакль, концерт, но если это случилось,
пройдите на балкон или сядьте на ближайшее
свободное место.
Свое
место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на
коленях. Неприлично в
антракте
разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать
(даже
шепотом) во время сеанса, кино или театрального предс-
тавления
не разрешается, тем более нельзя громко комментиро-
вать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не
нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве
между
сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и
женщины снимают высокие головные
уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть эк-
ран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чи-
хать.
Если вы больны, например, гриппом, посещать обществен-
ные
места категорически воспрещается. Артистов
благодарят
рукоплесканиями, но музыкальные
произведения
(симфонии, квартеты и пр.) аплодисментами не
- 14 -
прерывают. Аплодируют обычно в конце
части (перед антрак-
том). П окончании спектакля, концерта не бегите в гардероб
или к
выходу: это не сэкономит много
времени, а только соз-
даст
сутолоку и испортит впечатление от зрелища, музыки. Соблюдайте
определенные правила поведения в музеях и на
выставках.
При передвижении по залу Старайтесь не мешать ок-
ружающим
концентрировать свое внимание и наслаждаться произ-
ведениями
искусства. Для этого не подходите слишком близко к
другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины,
не
разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспона-
ты
руками. Чтобы не рассеивать
впечатление полезно осматри-
вать
только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмыслен-
но
быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных кар-
тин
какого-то художника. Если вы осматриваете
залы в сопровождении экскурсовода,
то
слушайте его объяснения
молча, не придвигаясь к нему
слишком
близко, чтобы не мешать
остальным. Если у вас воз-
никли
вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен,
или во
время паузы. Неприлично во время экскурсии разговари-
вать с
соседями. Безусловно,
бывает трудно удержать эмоции при осмотре
ярких
произведений искусства или моделей мод.
Иная картина
трогает до глубины души, а какой-то объект выставки просто
возмущает.
Но все-таки постарайтесь быть сдержанными, не су-
дите о
произведении по первому впечатлению. Нередко при пов-
торном
осмотре возникает иное впечатление.
В всяком случае
воздержите
от пренебрежительного высказывания в адрес картин
и
автора. Интеллигентный человек
скромен и выдержан. А ис-
- 15 -
тинный
ценитель искусства никогда не проявляет своих востор-
гов
слишком шумно и не щеголяет своей эрудицией перед людь-
ми. Познакомься с
правилами общения с
книгой. Пользуясь абонементом, будьте
точны с возвратом книг и акку-
ратны в
обращении с ними. Если книга
предназначена для дли-
тельного
чтения, держите ее в обложке.
Листая книгу не слю-
нявьте
пальцы и не загибайте уголки страниц.
Страницу книги
берите
осторожно за середину или верх и переворачивайте. Для
отметки
места, где вы кончили читать,
используйте закладку.
Не пристало пачкать
страницы книги различными надписями и
рисунками.
Если вы хотите записать что-либо важное, сделайте
это в
блокноте, отметив название
книги, автора и страницу.
Дарственные
надписи на книгах делать не принято.
Это позво-
лительно
лишь авторам. Подарочные адреса
лучше оформлять на
отдельных
официальных бланках. Нельзя вырывать из книг листы и
иллюстрации. Книгу,
принадлежащую
знакомому или библиотеке, берегите больше, чем
свою. Некоторые
"зачитывают" чужие книги, считая, что это не
грех. А ведь присвоить чужую книгу хуже, чем
не вернуть де-
нежный
долг, так как книга, по выражению эстонской писатель-
ницы
И. Аасамааа,- это те же
деньги, помноженные на нечто
неизмеримо
большее, особенно для книголюба.
- 16 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Воспитание
школьников, N2, 1990г., стр.61\\В.Ягодинс-
кий,
Как себя вести\\. 2.Маккензи Р. А., Ловушка времени. Как сделать больше
за
меньшее время. - М.:Молодая гвардия, 1991.
|