К Д  Ушинский о народном учителе и его подготовке К Д  Ушинский о народном учителе и его подготовке
К Д  Ушинский о народном учителе и его подготовке РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




К Д Ушинский о народном учителе и его подготовке


К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
Проблема подготовки
современного учи­теля — одна из важнейших социально-пе­дагогических проблем.
Раз­рабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушин­ский особое внимание уделил
проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им
в целом ряде работ.
В самом начале своей
педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде ста­тей показывает, что
«самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть
недостаток хороших на­ставников, специально подготовленных к ис­полнению своих
обязанностей»
Понятие «народный учи­тель»
в профессиональном смысле отсутст­вовало, поскольку не существовало и на­родной
школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немного­численных
неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не
имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе
педагогической ли­тературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять
авторитет учителя, пока­зать его огромную общественную роль. В ней был
представлен яркий образ народ­ного учителя и сформулированы основные
требования  к  нему.  Прежде  всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том,
что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние лич­ности
воспитателя на молодую душу со­ставляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой нака­заний и
поощрений».
В этой же статье К. Д.
Ушинский дает яркую характеристику общественного зна­чения народного учителя:
«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует
себя... посредником между всем, что было благородного и вы­сокого в прошедшей
истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся
за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим,
могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по
наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства
и им живут целые пополнения».
 Высокое общественное значение учителя
определяет, по мнению Ушинского, серь­езные требования к нему. Одним из важ­нейших
качеств, которым должен обла­дать учитель, является убеждение;_У_читель обязан
воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том
случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога чело­веческого
воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».
Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими
программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,
превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах
К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших
качеств учителя яв­ляются знания, и не только преподавае­мого предмета, но и
специально педаго­гические. Природные воспитательные та­ланты, которые сами
прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и уме­ние преподавать и
действовать преподава­нием на умственное и нравственное раз­витие детей могут
быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями».
Ушинский разработал вопрос о раз­личных формах и содержании специальной
подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точны­ми и
определенными знаниями по тем нау­кам, которые он будет преподавать.
Для народного учителя, писал К. Д. Ушин­ский, необходимо всестороннее широкое
образование.
Подчеркивая важность
педагогической направленности преподавания наук в учи­тельской семинарии,
Ушинский вместе с тем придавал большое значение специаль­ной педагогической и
методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные
педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель
воспитания и ясно руко­водить процессом воспитания на всех его этапах.
Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных
способностей детей и привле­чения их активного внимания.
Однако одних
теоретических знаний учи­телю недостаточно, необходимо еще овла­деть
практическим искусством преподавания,
получить навыки в педагогической ра­боте. Эти навыки строятся на научных осно­вах,
но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что буду­щему
народному учителю следует сооб­щить целый ряд педагогических навыков,
необходимых в работе. Так, учитель дол­жен научиться красиво и
правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и вырази­тельно и, если
возможно, даже петь.
Перед педагогическими
факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) раз­работка наук, всесторонне
изучающих че­ловека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2)
-подготовка ши­роко образованных педагогов; 3) распрост­ранение среди учителей
и общественности педагогических знаний и убеждений. На­ряду с выполнением этих
задач педагоги­ческие факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными
кадрами учи­тельские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему
подготовки учи­теля, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и
обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению,
могут быть «не только отличными учительницами в млад­ших классах, но и
образцовыми препода­вательницами в классах высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, ка­ковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский
подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными зна­ниями. Очень
важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению
своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор,
пока учится сам.
При всем разнообразии и
многоплано­вости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты
большой лю­бовью к народному учителю и его благо­родному труду. Ушинский высоко
поднял общественное значение учителя, разрабо­тал систему его научной и
педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно
народному учи­телю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным
в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского
сохраняют свою твор­ческую силу, зовут к новому научному по­иску, они
действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической
подготовки, учителей плодотворно исполь­зуется прогрессивное наследие великого
русского педагога.

      ©2010