К Д Ушинский о народном учителе и его подготовке
К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
Проблема подготовки
современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем.
Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил
проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им
в целом ряде работ.
В самом начале своей
педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что
«самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть
недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих
обязанностей»
Понятие «народный учитель»
в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной
школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных
неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не
имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе
педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять
авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был
представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные
требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том,
что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и
поощрений».
В этой же статье К. Д.
Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя:
«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует
себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей
истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся
за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим,
могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по
наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства
и им живут целые пополнения».
Высокое общественное значение учителя
определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших
качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан
воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том
случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого
воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».
Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими
программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,
превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах
К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших
качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и
специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами
прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и
действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут
быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями».
Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной
подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и
определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать.
Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое
образование.
Подчеркивая важность
педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии,
Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и
методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные
педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель
воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах.
Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных
способностей детей и привлечения их активного внимания.
Однако одних
теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть
практическим искусством преподавания,
получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах,
но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему
народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков,
необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и
правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если
возможно, даже петь.
Перед педагогическими
факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне
изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2)
-подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей
и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих
задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными
кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему
подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и
обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению,
могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и
образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский
подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень
важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению
своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор,
пока учится сам.
При всем разнообразии и
многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты
большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко
поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и
педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно
народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным
в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского
сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они
действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической
подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого
русского педагога.
|