Идеи развития в трудах Я А Коменского М Монтеня Ж Ж Руссо
Коломенский педагогический
институт
РЕФЕРАТ
Студента
технологического факультета
431 группы
Лазарева
Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах
Я. А. Коменского, М. Монтеня,
Ж.-Ж. Руссо.
1998 г.
План реферата
1. Введение
2. Развивающее
обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее
обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее
обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический
список
Введение
Цель данного реферата -
раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно
суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу
имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего
обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и
дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение
всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
Наибольший подъем идея
развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые
педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагогов
изучавших эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского,
Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен на
основе анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж.
Руссо и М. Монтеня.
Развивающее обучение в
наследи Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,
выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии
(Чехословакия) в семье члена общины
Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил
латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском
университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а
потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической
деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский
стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих
странах мира, включая Россию.
Коменский был
основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по
вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая
школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой
педагогических воззрений Коменского
было то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из
важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и
народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий
совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он
назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где
он, в частности ,
развивает мысль о том, что воспитание и
образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное
воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и
образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 79/.
Одной из наиболее главных
идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего
обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все
произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных
задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях
много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом
отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его
труд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его
способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что
представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается.
Коменский в основном стоит на позициях
аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие
теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому
мировоззрению считает, что каждый ребенок
независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным
человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.:
Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии
Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития
природных дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или
качества, или способности. Первая называется ум - зеркало
всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и,
наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все
решающий и повелевающий. Третья -
способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для
этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и
язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как
царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган
человеческой деятельности, является достойным
удивления исполнителем; язык,
наконец, - мастер речи, посредник между различными
умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных
телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель
И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.
Дарование”
обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.
Легко
понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в
каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород,
виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое
собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он
усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует
каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим
потребностям, приготовляя, изощряя,
сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала
своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо
усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело
выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа
гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное
дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда,
во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во
все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в
тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а
также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда
он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно
говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения
всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные
педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
- С.8/.
Как понимает Коменский
психическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признании
Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные
данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и
совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения
сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным
для уразумления вещей, для добродетели, для
неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него
с такой же несомненностью, как и корни у каждого
дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос
Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Итак, из вышесказанного
можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со
способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом
природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории
развивающего обучения.
Развивающее
обучение в наследии Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778)
- наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде
просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную
революцию.
В своих главных
произведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению
или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,
или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо
подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости,
порожденные феодальным строем. В частности, н резко критиковал современное ему
воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и
индивидуальных особенностей детей, ни
потребностей жизни.
Руссо является
основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с
законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематически
педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где
сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и
соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и
обучения ребенка.
Педагогические высказывания
Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку,
заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации
методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической
трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными
практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать
формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много
прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он
придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины,
по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом
развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т.
п.
Педагогическая теории Руссо
оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению
ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов
А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 202/.
Как уже говорилось выше ,
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного
воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих
идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности
для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые
совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К.
Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических
наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том , чтобы
подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи
развивающего обучения по Руссо.
Воспитание каждого человека,
писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных
способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак
Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте
по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она
закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их,
что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А.
Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.:
Педагогика, 1988. -С. 209/ .
Обращаясь к родителям и
воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать
чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и
все полезные разумные склонности.
Если ребенок плачет, Руссо
предлагал родителям и воспитателям не
прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать действительные
причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что детские слезы при
отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они вызываются, и
вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто противоречащее
морали и природе.
Руссо рекомендует исподволь
действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер
прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с
удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Среди наставлений,
заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные
советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы обязаны прежде всего овладеть
самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портит
все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он
может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по
первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему
делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть
никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет
несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои
силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскому
возрасту, Руссо продолжает: помните , что природа
желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут
взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны
добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к
серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум
вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.:
Наука. 1980. -С.79 - 81/.
Развивающее
обучение в наследии М. Монтеня
Мишель Монтень (1533 - 1592)
- выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей
философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого
познания, зависимость его от многих условий.
Скептицизм как течение в
философии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма,
обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике
преклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика
уже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали
складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.
Подвергая сомнению различные
обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное,
Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры -
католической церкви.
Являясь противником
схоластической наук средневековья, тратившей все свои силы на
комментирование небольшого числа
признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую
сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды
Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память
механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности
мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как
гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не
изучались.
Как и все гуманисты, Монтень
высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное
отношение к детям.
Воспитание по Монтеню,
должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое
образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой
эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были
восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания
перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного
влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода
основой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 69-70/.
Главной идеей в теории
развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не
мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно
осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что
развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей
книге “Опыты” в главе “О воспитании детей”
Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,
сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему
возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус
разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда
указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я
не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу
чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала
заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
Пусть
учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и
самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти
своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет
ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы
проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”. /Монтень
М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.
Пусть
его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо
всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только
ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы,
происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий ”.
После
того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше
и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и
риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум
к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов.
Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной
раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он
изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” / Пискунов
А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 74-75/.
В этом заключаются основы
развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменский
и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они
положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности
(Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного
воспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех
великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :“Великая
дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо,
Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея
развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и
Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в
частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,
первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой колоссальное
педагогическое наследие благодаря которому идеи развития изучаются и
практикуются и по сей день.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 432 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.
Реферат
посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего лишнего. В реферате
имеется много ссылок на литературные источники, что говорит о том что Лазарев
В. Н. изучил большое количество литературы по данному вопросу. Надо сказать,
что тема реферата достаточно сложная и Лазарев В. Н. довольно успешно с ней
справился.
Реферат состоит
из трех основных частей в которых дается подробное описание взглядов Коменского,
Руссо и Монтеня по интересующему вопросу. Реферат написан четко, стройно и
имеет достаточный объем. Единственным недостатком можно считать малое количество
своих мыслей и выводов. Я считаю, что
реферат заслуживает положительной оценки.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории
зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
2. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.:
Педагогика, 1970.
3. Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики.
Коменский. - М.:
Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
4. Коменский Я. А. Избранные педагогические
сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
5. Гончаров Н. К. Историко-педагогические
очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука,
1980.
7. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А.
Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.
8. Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.
Принцип природосообразности как основа педагогики Я А Коменского Великая дидактика. Развитие теоретической мысли в феодальном строе век Коменский Руссо Песталоцци. Гуманистическая и демократическая идеи в педагогической теории Я А Коменского. Реферат на тему вопроса развитие речи в трудах зарубежных педагогов каменский. Принцип природосообразности как основа педагогической системы Я А Коменского. Коменский Я А Избранные педагогические сочинения Текст Я А Коменский М. Реферат Идея национальной школы в различных зарубежных педагогических. История развития педагогической теории в трудах зарубежных педагогов. Реферат по теме вопросы развития речи в трудах зарубежных педагогов. Реферат Вопросы развития речи в трудах зарубежных педагогов. Вопросы развития речи в трудах зарубежных педагогов реферат. Ж Ж Руссо вклад в развитие общей и музыкальной педагогики. Педагогические идеи коменского в книге Великая дидактика. Коменский Локк Руссо Песталоцци Педагогическое наследие. Идеи социальной педагогики Коменского Локка Песталоцци.
|