Элементы занимательности во внеклассной работе Элементы занимательности во внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Элементы занимательности во внеклассной работе


Элементы занимательности во внеклассной работе
Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,что ее преподавание может включать красивые эксперименты.
Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.
Приводим описание экспериментальных опытов по химии, которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах.
Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как
Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",
Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";
Тема7 "Химическая связь".
Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.
Опыт I. Химическая радуга.
Описание.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
раствор хромата калия подкисляем H
2
SO
4 (оранжевый цвет);
нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
FeCl
3 + 3KCNS
® Fe(CNS)
3 + 3KCl
2K
2
CrO
4 + H
2
SO
4
® K
2
Cr
2
O
7 + K
2
SO
4 + H
2
O
Pb(NO
3
)
2 + 2KJ
® PbJ
2 + 2KNO
3
NiSO
4 + 2NaOH
® Ni(OH)
2 + Na
2
SO
4
CuSO
4 + 2NaOH
® Cu(OH)
2 + 2Na
2
SO
4
CuSO
4 + 4NH
3
® [Cu(NH
3
)
4
]SO
4
CoCl
2 + 2KCNS
® Co(CNS)
2 + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.
Опыт II. Фейерверк в жидкости.
Описание.
В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn
2
O
7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:
2KMnO
4 + H
2
SO
4
® Mn
2
O
7 + K
2
SO
4 + H
2
O.
Mn
2
O
7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.
Примечание.
Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.
Опыт III. Красные призмы.
Описание.
10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO
3
Cl, согласно уравнению реакции:
K
2
Cr
2
O
7 + 2HCl
® 2KCrO
3
Cl + H
2
O.
Примечание.
После изучения темы7 “Химическая связь” (в частности подтемы “Кристаллические решетки”), этот опыт будет очень полезен.
Опыт IV. Горящий снег.
Описание.
В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ј высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, “снег горит”.
Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.
CaC
2 + 2H
2
O
® Ca(OH)
2 + C
2
H
2
.
2C
2
H
2 + 5O
2
®
4CO
2 + 2H
2
O + Q.
Примечание.
Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).
Опыт V. Буран в стакане.
Описание.
В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется “снегом”, который покрывает веточку белыми хлопьями.
Примечание.
Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.
Литература:
Журнал “Химия и жизнь XXI век” №9 1999г. (раздел “Школьный клуб”);
Журнал “Химия в школе” №6 ноябрь-декабрь 1976г.

      ©2010