Экологическая      психология  Психологические основы экологического образования Экологическая      психология  Психологические основы экологического образования
Экологическая      психология  Психологические основы экологического образования РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Экологическая психология Психологические основы экологического образования


Реферат по педагогической
антропологии
студентки III курса МГЛУ в/о
факультета ГПН
Яншиной Марии
Экологическая психология.
Психологические основы экологического образования
 
Экологическая психология.
Психологические основы экологического образования
Экологическое образование в условиях
экологического кризиса
Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но
и господствующим антропо­центрическим экологическим сознанием. Для его
преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического
типа.
Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим
потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического
образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития
личности.
Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не
только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система
экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный,
междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм
общего образования.
Предмет и задачи экологической психологии
В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в
научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей
исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды,
экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии
(психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы
исследований, свои задачи и методологические особенности.
Предметом  исследования в
экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в
социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Экологическая психология характеризуется двумя основными
методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей
исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с
природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований
является не “природная среда”, а “мир природы”.
В экологической психологии существуют четыре основных направления
исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —
экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и
технологий взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание
технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение
механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой
специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в
рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения
функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.
Отношение
к природе как предмет психологического исследования
Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное
отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями
природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
 Субъективное отношение
характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта,
интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка:
эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиаль­ность
и сознательность.
Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются
модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и
интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в
объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой
степени проявляется данное отношение.
Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический,
субъектно-непраг­ма­ти­­чес­кий. В соответ­ствии со сферами проявления
отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффек­тивный,
когнитивный, практический и поступочный.
На основе параметров модальности и интенсивности в экологической
психологии разработана собственно психологическая типология субъективного
отношения к природе.
Проблема
субъектного восприятия мира природы
 
Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного
объекта мира именно как субъекта.
В субъектном восприятии выделяются три аспекта:    а) гносеологический — считается ли
воспринимающим нечто в мире субъектом, б) установочный — относится ли
воспринимающий к нему как к субъекту, и в) функциональный — открывается ли оно
воспринимающему как субъект.
При анализе гносеологического аспекта рассмат­ривается, является ли
нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной
системой представлений.
При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли
воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по
отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.
При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли
нечто в мире по отношению к воспри­нимающему специфически субъектные функции и
рефлектируются ли они воспринимающим.
Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен
осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться
воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его
собственной личностной динамики, б) быть опосред­ствующим элементом при
построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в
качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.
специфика субъектного восприятия
природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их
субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации,
персонификации и субъектификации.
Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация.
Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира
способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего
они открываются воспринимающему как субъекты.
Механизмы
формирования субъективного отношения к природе
Существуют три канала формирования субъективного отношения:
перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на
основе переработки получаемой информации, практический — в процессе
непосредственного практического взаимо­действия.
Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе
играют психологические релизеры. психологический
релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом,
определяющий направ-ление и характер формирования субъективного отношения к
нему.
В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические
релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и
поведенческие (витальные).
Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных,
обонятельно-вкусовых психологических рели­зе­­­­­ров является эмоциональный тон
ощущений.
Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических
релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе
эмоциональная оценка.
Результатом действия механизмов перцептивного канала является
влечение личности к природным объектам.
В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному
объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных
психологических релизеров и 2) экологических фактов.
социальные психологические
релизеры — это специфи­ческие вербальные стимулы, определяющие направление и
характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие
которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально
маркированными значениями.
Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала
это специфическая вербальная информация экологического характера,
определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к
природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать
лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.
Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные,
организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.
Механизмом обработки социальных психологических релизеров является
эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация
и эмоциональная оценка.
Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала,
является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит
смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные
интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей
эмоциональной насыщенности.
Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес
личности к природным объектам.
Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом,
определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения: а)
использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо
полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существование данного
объекта природы; б) использование части природного объекта или продуктов его
жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое
существование; в) использование какой-либо функции природного объекта, которая
в данном случае является “полезным продуктом”, при этом не прекращается
существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части; г)
неиспользование природного объекта в качестве “полезного продукта”.
психологическими релизерами
практического канала являются “ответы” — специфические стимулы, определяющие
направление и характер формирования субъективного отношения к природному
объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного
характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.
Выделяются пять типов “ответов”: антропоморфные, поведенческие,
морфологические, физиологические и геофизические (механические).
 Механизмами обработки
психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и
рационализация.
Результатом действия механизмов практического канала является
склонность личности к взаимодействию с природным объектом.
Формирование
субъективного отношения к природе как система
Система психологических релизеров имеет иерар­хическую структуру.
Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностей
воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.
К трансканальным механизмам обработки психологи­ческих релизеров
относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): “эффект
первичности”, “эффект новизны” и “эффект ореола”, а также экологические
установки личности.
Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющий  возникнуть такому сложному и много­аспектному
психологическому образованию, как субъективное отношения к “природе в целом”.
Модальность субъективного отношения, с одной стороны, является
предсуществующим условием, опреде­ляющим дальнейшее формирование отношения на
конкретном этапе, а с другой, является результатом формирования отношения на
данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа. Это обусловлено
тем, что формирование субъективного отношения к природе — многоэтапный,
цикличный процесс.
Характер формирующейся модальности по оси “прагматическая —
непрагматическая” определяется характером деятельности с природным объектом, в
которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси “объектная —
субъектная” определяется возможностью или невозможностью возникновения
субъектификации природного объекта.
Процесс формирования субъективного отношения к природе носит
системный характер, обладающий рядом специфических признаков.
Развитие
общественного экологического сознания в процессе социогенеза
Развитие экологического сознания в процессе социо­генеза наиболее
адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая
противо­поставленность — включенность”, б) “объектно — субъект­ное” восприятие
природы, в) “прагматический — непраг­матический” характер взаимодействия.
В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две
разнонаправленные тенденции: антропо­центрическая и экоцентрическая.
Антропо­центрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”,
как “архаическое сознание ® антич­ное
сознание ® христианство ® картезианство”.
Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми
точками”, как “инвайроментальный консерватизм ®
русский космизм ® учение о ноосфере,
экологизм ® универсальная этика,
биоцентризм”.
Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны
иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом
характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при
этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как
духовной ценности.
Развитие
субъективного отношения к природе в онтогенезе
Для дошкольного возраста характерен когнитивный
субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего школьного возраста характерен когнитивный
субъектно-непрагматический тип субъектив­ного отношения к природе.
Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен
поступочный субъектно-непрагма­тический тип субъектив­ного отношения к природе.
Для старшего подросткового возраста характерен практический
объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный
субъектно-непрагма­тический тип субъектив­ного отношения к природе.
Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и
старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в
развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопро­вождаются также
переходами между прагматической и непрагма­тической модальностью. Именно в эти
периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов
интенсивности.
Структурные
особенности отношения к природе в различных группах
при низком уровне развития
субъективное отношение к природе характеризуется объектно-прагматической модаль­ностью
и низкой интенсивностью с низкой когерентностью компонентов, в структуре
которой доминирует перцеп­тивно-аффективный компонент.
при среднем уровне развития
субъективное отношение к природе характеризуется средним уровнем показателей
различных его параметров.
при высоком уровне развития
субъективное отношение к природе характеризуется субъектно-непрагматической
модаль­ностью и высокой интенсивностью с высокой когерентностью компонентов, в
структуре которой доминирует практический компонент.
По сравнению со школьниками, студенты-биологи имеют большую
интенсивность отношения к природе. Студенты-“небиологи” не превосходят
школьников ни по одному компоненту интенсивности отношения к природе, особенно
уступая им по уровню развития когнитивного.
В среднем интенсивность отношения к природе у учителей не достигает
среднего уровня его интенсивности у школьников, при этом интенсивность
отношения у учителей биологии равна интенсивности данного отношения у учителей
других специальностей.
Для многих учителей характерно явление “педаго-гического блефа” —
рассогласование между относительно низкими уровнями показателей перцеп­тивно-аффективного,
когнитивного и практического компонентов отношения к природе, с одной стороны,
и относительно высоким показателем поступочного — с другой.
Блок психодиагностических методик, разработанный в экологической
психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к
природе, сло­жившегося у личности.
История
и перспективы экологического образования
проблемы экологического
образования находятся в центре внимания международного сообщества. Страте­гическим
направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети
образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр
всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами,
подготовкой учителей и управленческого аппарата.
В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные
экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания.
Затем информация экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в
связи с обучением их основам сельско­хозяйственного производства. Начиная с
30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического
образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно
экологического обра­зования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием
объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях
отечественного экологического обра­зования, поиск нетрадиционных подходов.
Экологическая психопедагогика — это методологическое направление в
педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а
также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического обра­зования.
Целью экологического обра­зования является форми­рование экологичной
личности. Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическим
типом экологического сознания.
Общей задачей экологического обра­зования является форми­рование
экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных
задач экологического обра­зования: а) форми­рование адекватных экологических
представлений, б) форми­рование отношения к природе, в) форми­рование системы
умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.
Содержание
экологического процесса форми­рования экологического сознания личности
В сфере форми­рования экологических представлений содержание
экологического обра­зования базируется на следующих основных положениях: а)
сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б) энергетический обмен
между техносферой и биосферой, в) мир природы как духовная ценность, г)
взаимосвязь природных условий и развития общества. Содержание экологического
обра­зования в сфере форми­рования экологических пред­ставлений направлено на
стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.
В сфере форми­рования субъективного отношения к природе содержание
экологического обра­зования заключается в развитии этого отношения у
школьников. Критерием сформи­рованности отношения к природе являются высокие
показатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значение имеет форми­рование
субъектной модальности отношения к природе.
В сфере форми­рования стратегий и технологий экологической
деятельности содержание экологического обра­зования заключается в овладении
школьниками умениями и навыками: а) эстетического освоения природных объектов,
б) получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия с природными
объектами в условиях антропогенной среды, г) природопользования в естественной
среде, д) природоохранной деятельности. В процессе обучения данным технологиям
формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.
Принципы
и методы экологической психопедагогики
 
Основной методологический принцип экологической психопедагогики
заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического
образования психологическому процессу форми­рования экологического сознания.
Классификация методологических принципов в  экологической психопедагогике базируется на теории возможностей
Дж. Гибсона — выделяются две группы принципов: организации стимулов и организации
экологической деятельности.
К принципам организации стимулов относятся: принцип комплексности
стимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциал
стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам. К принципам
организации экологической деятельности относятся: принцип гетерогенности,
принцип формирующейся направленности, принцип индивидуальной психологической
адекватности. Общим принципом является принцип гетерогенности объектов.
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания
выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или
иной методологический принцип, который регулирует конструирование и
использование этих методов. Принцип форми­рования мыслеобразов регулирует
использование методов, формирующих систему экологических пред­ставлений;
принцип субъектификации — субъектного отношения к природным объектам; принцип
коактивности с миром природы — стратегий и технологий экологической
деятельности.
К методам форми­рования экологических пред­ставлений относятся
методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной
репрезентации природных объектов и др. К методам форми­рования субъективного
отношения к природе относятся методы: экологической идентификации,
экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам форми­рования
стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы:
экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности,
экологической заботы и др.
Процесс форми­рования экологического сознания личности проходит три
этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в)
субъектификации природных объектов.
Форми­рование экологичной личности в рамках экологического
образования Запада не может опираться на религиозно-философский опыт Востока,
оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные
особенностям западного восприятия.
Список литературы:
Дерябо С.д., ясвин
В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-дону, 1996.   
Леонтьев А.Н. проблемы развития психики. М., 1972.
Хесле В.
Философия и экология. М., 1993.
Зверев И.Д.
Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.
 
 
Конструирование методик психологической диагностики субъективного отношения к природе. Модальность интенсивность устойчивость характеристики высших эмоций. Развитие экологического образования в России Дерябо ясвин. Субъективное отношение к природе по перцептивному каналу. Основы экологического образования на современном этапе. Психологические основы экологической безопасности. Экологическая психология ее сущность и значение. Метод исследования в экологической психологии. Области исследования экологической психологии. Использование природных объектов в психологии. Реферат на тему экологические основы. Субъективные восприятия мира природы. Когнитивный экологический интерфейс. Экологическая психология реферат. Предмет экологической психологии.

      ©2010