Шпаргалка: Моделирование работы. GPSS Шпаргалка: Моделирование работы. GPSS
Шпаргалка: Моделирование работы. GPSS РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Шпаргалка: Моделирование работы. GPSS

Моделирование работы в машинном зале в терминах GPSS

Постановка задачи.

В студенческом машинном зале расположены две мини-ЭВМ и одно устройство подготовки данных (УПД). Студенты приходят с интервалом 8±3 мин. и треть из них хочет испытать УПД и ЭВМ, а остальные только ЭВМ. Допустимое количество студентов в машинном зале 4 чел., включая работающего на УПД.

Работа на УПД занимает 9±4 мин. Работа на ЭВМ - 15±10 мин.; 20% работавших на ЭВМ возвращаются для повторного использования УПД и ЭВМ и остаются при этом в машинном зале.

Если студент пришел в машинный зал, а там уже есть 4 чел., то он ждет не более 15±2 мин. в очереди в машинный зал и, если нет возможности в течение этого времени начать работать, то он уходит.

Смоделировать работу в машинном зале в течение 48 часов.

Определить:

  • загрузку УПД и обеих ЭВМ,
  • максимальную длину очереди в машинный зал,
  • среднее время ожидания в очереди в машинный зал,
  • распределение общего времени работы студента в машинном зале,
  • количество студентов, которые не дождались возможности поработать и ушли.

Решение задачи.

Текст программы.

10________SIMULATE

20________GENERATE__8,3

30 VB1____VARIABLE__RN1/200+13

40________ASSIGN_____3,0

50________ASSIGN_____2,V$VB1

60________ASSIGN_____1,X1

70________TEST NE____X3,0,ENR

80 ENO____QUEUE_____OZD

90________SAVEVALUE 3+,1

100 ADC__ADVANCE___1

110_______GATE SF____CCL,DPT

120_______SAVEVALUE 2,X1

130_______SAVEVALUE 2-,P1

140_______ASSIGN_____3,X2

150_______TEST LE____P3,P2,DPT

160_______TRANSFER__,ADC

170 DPT___SAVEVALUE 3-,1

180_______DEPART OZD

190_______TEST G_____P3,P2,EN1

200_______TERMINATE

210 ENR___GATE SNF__CCL,ENO

220 EN1___ENTER_____CCL

230_______MARK

240_______TRANSFER__.333,CP1,UP1

250 UP1___SEIZE______UPD

260_______ADVANCE__9,4

270_______RELEASE___UPD

280 CP1___ENTER_____COM

290_______ADVANCE__15,10

300_______LEAVE_____COM

310_______TRANSFER__200,LVE,UP1

320 LVE___LEAVE_____CCL

330_______TABULATE__MWT

340_______TERMINATE

350_______GENERATE__1

360_______SAVEVALUE 1+,1

370 TRM___TERMINATE 1

380 CCL___STORAGE___4

390 COM___STORAGE___2

400 MWT___TABLE_____M1,15,15,15

410_________START_____2880

 

10 SIMULATE

20 GENERATE 8,3 генерация транзактов, изображающих студентов

30 VB1 VARIABLE RN1/200+13 вычисление максимально возможного времени пребывания студента в очереди

40 ASSIGN 3,0 разница между временем встраивания студента в очередь и текущим моментом

50 ASSIGN 2,V$VB1 запись максимального времени

60 ASSIGN 1,X1 время вхождения студента в очередь

70 TEST NE X3,0,ENR если очередь пуста, перейти к проверке занятости машинного зала

80 ENO QUEUE OZD регистрация в очереди

90 SAVEVALUE 3+,1 увеличение размера очереди

100 ADC ADVANCE 1 задержка студента в ожидании свободного места в машинном зале

110 GATE SF CCL,DPT если в машинном зале есть место, покинуть очередь

120 SAVEVALUE 2,X1 запись текущего времени

130 SAVEVALUE 2-,P1 вычисление разницы между текущим временем и временем вхождения

140 ASSIGN 3,X2 и запись разницы

150 TEST LE P3,P2,DPT если разница превысила время ожидания, покинуть очередь,

160 TRANSFER ,ADC в противном случае, снова ждать одну минуту

170 DPT SAVEVALUE 3-,1 уменьшение числа студентов в очереди

180 DEPART OZD студент покидает очередь

190 TEST G P3,P2,EN1 если разница не превышает времени ожидания, занять место в зале,

200 TERMINATE в противном случае, покинуть машинный зал

210 ENR GATE SNF CCL, ENO если в машинном зале нет мест, встать в очередь,

220 EN1 ENTER CCL в противном случае, занять свободное место

230 MARK отметка начала работы студента в машинном зале

240 TRANSFER .333,CP1,UP1 треть студентов выполняет работу на УПД и ЭВМ, остальные только на ЭВМ

250 UP1 SEIZE UPD студент занимает место на УПД

260 ADVANCE 9,4 и работает некоторое время,

270 RELEASE UPD затем покидает УПД и

280 CP1 ENTER COM занимает место за одной из двух ЭВМ,

290 ADVANCE 15,10 работает в течении нескольких минут и

300 LEAVE COM покидает ЭВМ

310 TRANSFER .200,LVE,UP1 20% студентов возвращаются для повторного использования УПД и ЭВМ

320 LVE LEAVE CCL студент покидает машинный зал

330 TABULATE MWT фиксация времени пребывания студента в машинном зале

340 TERMINATE студент уходит

350 GENERATE 1 моделирование времени работы системы

360 SAVEVALUE 1+,1 счетчик времени (в минутах)

370 TRM TERMINATE 1 одна минута системного времени прошла

380 CCL STORAGE 4 вместительность машинного зала

390 COM STORAGE 2 количество ЭВМ

400 MWT TABLE M1,15,15,15 описание таблицы распределения общего времени работы студента в машинном зале

410 START 2880 работа системы в течении 48 часов (60*48=2880 часов)

Схема решения в терминах предметной области.

Собираясь приступить к работе в машинном зале, студент подходит к нему и проверяет, есть ли очередь в машинный зал. Если таковой нет, то он ищет в последнем свободное место, а если очередь есть, то становится в ее конец. Затем, либо входит в машинный зал, либо создает очередь, состоящую из одного человека (его самого). После этого ждет в течение 15±2 мин. Если за это время место в зале не освобождается, студент уходит, в противном же случае, он покидает очередь и попадает в машинный зал.

Работа студента в машинном зале происходит следующим образом. Студент определяет, приступить ли ему к работе УПД, а затем на одной из ЭВМ (по условию задачи, число таких студентов составляет треть от общего числа посетителей) или пройти сразу к ЭВМ (все остальные). После работы на ЭВМ каждый студент может либо покинуть машинный зал, либо приступить к повторной работе (20%), теперь уже точно на УПД и ЭВМ.

Схема решения в терминах GPSS.

Переменные и параметры.

В качестве студентов в рамках данной модели будут рассматриваться транзакты.

VB1 – значение максимально возможного времени ожидания студента в очереди; вычисляется для каждого транзакта в отдельности.

X1 – счетчик системного времени в минутах.

P1 – параметр транзакта, определяющий его время вхождения в очередь.

P2 – параметр, изображающий характеристику “нетерпеливости” студента как максимальное время пребывания транзакта в очереди.

P3 – время пребывания студента в очереди: меняется в процессе движения транзакта внутри очереди.

X2 – используется для промежуточных вычислений.

X3 – количество транзактов, пребывающих в очереди.

Устройства, очереди и накопители.

OZD – очередь в машинный зал.

CCL – накопитель емкостью в четыре транзакта, изображающий машинный зал.

UPD – устройство, изображающее УПД.

COM – накопитель емкостью в два транзакта, изображающий пару мини-ЭВМ.

MWT – таблица распределения общего времени работы студента в машинном зале.

Комментарии к программе.

Подробные комментарии приведены в тексте программы в конце данного документа. Однако стоит отметить, что в рамках модели, минимальной (и основной) единицей времени является минута; а также то, что транзакт не попадает в очередь, если она отсутствует и есть место в машинном зале.

Результаты.

Получены следующие результаты:

Загрузка УПД – 55,2%

Загрузка ЭВМ – 96,5%

Максимальная длина очереди – 4 чел.

Среднее время ожидания в очереди – 9,02 мин.

Количество ушедших студентов – 78

Распределение общего времени работы студентов в машинном зале приведено в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Интервалы времени

Число студентов

Суммарная вероятность

0 – 15

36

12.59

15 – 30

106

49,65

30 – 45

78

76,92

45 – 60

15

82,72

60 – 75

23

90,21

75 – 90

16

95,80

90 – 105

7

98,25

105 – 120

3

99,30

120 - 135

2

100,00

Исследование адекватности модели.

Метод исследования.

Рассмотренный далее метод не претендует на абсолютную точность, но, тем не менее, позволяет примерно оценить соответствие модели реальной ситуации.

Метод заключается в использовании внесения изменений в начальные данные. При этом анализируются изменения получаемых результатов.

Применение метода к поставленной задаче.

Вся информация по измененным входным данным и полученным результатам представлена в таблице 3.1 Знаком “|” отделяются значения для исходной задачи от значений для задачи, получаемой в результате внесения изменений.

Таблица 3.1

Параметр

Загрузка УПД, %

Загрузка ЭВМ, %

Максимальная длина очереди, чел.

Среднее время ожидания, мин.

Число ушедших студентов, чел.

Время работы системы

48 | 100 часов

55,2 | 53,7

96,5 | 97,4

4 | 4

9,02 | 8,81

78 | 152

Число мини-ЭВМ

2 | 1 шт.

55,2 | 29,7

96,5 | 99,6

4 | 4

9,02 | 11,87

78 | 203

Число человек в зале

4 | 2

55,2 | 41,2

96,5 | 74,0

4 | 4

9,02 | 9,83

78 | 116

Интервал между приходами студентов

8±3 | 1

55,2 | 56,2

96,5 | 99,3

4 | 19

9,02 | 15,10

78 | 2545

Число желающих использовать УПД и ЭВМ

33 | 50 %

55,2 | 66,6

96,5 | 95,8

4 | 4

9,02 | 8,30

78 | 56

Приведенные здесь результаты показывают, что полученная модель с достаточной точностью отображает реальную ситуацию в рамках поставленной задачи.


      ©2010