Доклад: Общие принципы построения систем отображения навигационной информации используемые в электронной картографии .
Общие принципы построения систем отображения
навигационной информации используемые в электронной картографии .
Последнее
десятилетие характеризуется развитием морской электронной картографии ,
созданием судовых автоматизированных систем и приборов , позволяющих отражать
на электронном экране место судна и навигационно-гидрографическую информацию .
Цель создания этих систем - коренным образом улучшить организацию работы
судоводителей , повысить её эффективность и снизить навигационную аварийность .
Первые электронные карты создавались когда не было сложившихся стандартов для
создания , отображения , передачи и редактирования электронных карт . Поэтому ,
разные фирмы - производители электронных карт выпускали их в своих внутренних
форматах , часто несовместимых друг с другом . В более позднее время удалось
выявить некоторые закономерности в создании таких карт . Появилась возможность
сделать выводы , дающие более общий подход к созданию и использованию
электронных карт . Сейчас координаторскую деятельность по стандартизации
электронных карт осуществляет IHO во взаимодействии с IMO . Электронная карта охватывает как термин три понятия :
описание данных
;
программное
обеспечение для их обработки ;
электронную
систему отображения данных .
Электронные
карты могут быть , а могут и не быть эквивалентными бумажным картам , требуемым
конвенцией СОЛАС-74 .
Понятия
хранения / передачи и отображения данных электронной карты отделены друг от
друга .
По масштабам
электронные карты делятся на следующие категории :
World
(карты мира) 1:2,500,001 и мельче ;
General (генеральные карты) 1:300,001-1:2,500,000 ;
Coastal (прибрежные карты) 1:80,001-1:300,000 ;
Approach (подходы) 1:40,001-1:80,000 ;
Harbor
(гавани) 1:10,001-1:40,000 ;
Plan
(планы) 1:10,000 и крупнее .
Официальным
стандартом , предложенным для хранения и передачи электронных карт является
стандарт DX-90
. Этот стандарт официально одобрен на Международной Гидрографической
Конференции в 1992 году .
Стандарт DX-90 устанавливает формат передачи данных ,
структуру самих данных и профили применения данных . Этот стандарт манипулирует
особым типом данных , называемым объектами . Под объектом здесь подразумевается
представленное в цифровом виде , описание сущности некоторой картографической
единицы . Объект описывается своими характеристиками (attributes) , своей геометрией и связями с другими
объектами .
Абсолютное
большинство электронных карт отображают данные в одной из двух концепций :
ECS
( ELECTRONIC CHART SYSTEM ) - концепция отображения , когда
электронная карта не является полным эквивалентом бумажной карты . В этом
случае электронная карта является дополнительным источником информации , а
основной картой считается бумажная
ECDIS
( ELECTRONIC CHART DISPLAY AND INFORMATION SYSTEM ) - в этой концепции электронная карта
полностью соответствует требованиям СОЛАС-74 , то есть является эквивалентом
бумажной карты .
Стандарт ECDIS разработан таким образом , чтобы быть
полностью совместимым со стандартом DX-90 , то есть карты , отвечающие требованиям ECDIS , обязательно должны или быть составлены
в формате DX-90
или иметь средства эквивалентного преобразования данных из формата DX-90 в свой внутренний формат .
Ни одна страна
, ни одна гидрография в мире на сегодняшний день не имеет более или менее
полной коллекции карт формата DX-90 , хотя многие организации ведут серьёзные разработки в этом
направлении . Абсолютное большинство электронных карт , используемых в
настоящее время в мореплавании , отвечают требованиям концепции ECS , то есть не имеют общего стандарта
хранения данных ( карты разных фирм несовместимы друг с другом ) . Кроме того
разные производители используют свои методы отображения картографических данных
на дисплее .
ECDIS
не может существовать без карт , выпущенных официальными гидрографическими
службами согласно стандарту S-57 в формате DX-90 . Стандарт S-57 был принят Международной гидрографической организацией в 1992
году , хотя ещё в 1987 году уже были попытки создать формат DX-78 . Формат DX-90 основан на международном стандарте ISO 8211 и является полновесным векторным
форматом , передающим информацию об объектах реального мира .
Векторные карты
являются слоистыми . При первом вызове карты на экран появляется стандартное
отображение информации , входящей в базу данных , которое с помощью
дополнительной информации может изменяться в сторону увеличения или уменьшения
. Однако объём данных не может быть меньше определённого уровня ( базового
отображения ) .
Базовое
отображение включает в себя : береговую линию , безопасную изобату собственного
судна , отдельно лежащие опасности с глубинами меньше безопасной изобаты или
надводные , ограниченные безопасной изобатой мосты , кабели , знаки , буи , не
используемые в качестве СНО ; системы установленных путей ; масштабы - линейный
и числовой , ориентация и способ отображения ; единицы измерения высот и глубин
.
Стандартное
отображение : базовое отображение ; линии осушки ; береговые и плавучие СНО ;
границы каналов , фарватеров и т.п. ; отличительные ориентиры ; запретные
районы ; границы шкал карты ; предупредительные сообщения .
Дополнительная
информация : обозначение глубин ; подводные кабели ; маршруты паромов ;
характеристики отдельно лежащих опасностей ; дата издания ENC , исходные геодезические даты ; магнитное
склонение , картографическая сетка ; географические названия .
В качестве
данных электронными картами , используется база данных , содержащая
гидрографическую и некоторую другую информацию по некоторому району земного
шара . Проблема связанная с созданием баз данных гидрографических служб ,
заключается в том , что во многих случаях требуется не просто перевести
существующую бумажную карту в электронный вид независимо в растровый или
векторный формат , но также сделать заново исследования многих регионов , что
значительно более трудоёмко . Это связано не только с тем ,что многие данные
сильно устарели , но и с тем , что многие карты , изданные для относительной
навигации , могут не подходить для абсолютной спутниковой навигации .
На очень многие
малообследованные регионы , например , практически всё побережье Китая , много
мест в Океании , Карибском бассейне и так далее , карты ВА ( Британского
Адмиралтейства ) имеют предупреждение ‘ Поправки к WGS-84 определить невозможно , но это не
значит , что они пренебрежительно малы ‘ . По этим причинам создание
электронных карт в формате DX-90 затруднено также как и в других форматах . Британское
Адмиралтейство объявило конкурс на создание для них баз данных первых 200 карт
. Однако они требуют создать их в формате IFF , что совершенно лишено смысла ,
поскольку этот формат очень далёк от DX-90 и перевод карт в DX-90 очень трудоёмок . Формат IFF ( Internal Feature Format ) является внутренним форматом английской
компании Lazer Scan
, этот формат не передаёт информацию об объектах реального мира .
Понимая
сложность ситуации и длительные сроки внедрения официальных электронных карт ,
Британская и Американская гидрографии начали производство растровых карт , не
соответствующих стандарту S-57 . Это растровые карты .
Растровые карты
- это , по сути , фотография бумажной карты , привязанная к координатной сетке
, причём не всегда правильно , и ничего общего с каким-либо векторным форматом
не имеет .
С навигационной
точки зрения векторные карты являются динамическими , выгодно отличающимися от
растровых , позволяя оператору вести относительную прокладку , корректуру ,
документирование рейса . Это особенно важно в наши дни , когда методы
абсолютной навигации трудно осуществимы . Так же надо учитывать , что векторные
карты , созданные на сегодняшний день , не соответствуют стандарту S-57 . Они существуют в стандарте ECS т.е. не являются полным эквивалентом
бумажной карты , являясь стилизованными . Карты этого стандарта являются
дополнительным источником информации , а основной картой остаётся бумажная .
На растровой
карте невозможна относительная динамическая навигация ( прокладка , пеленг и
т.д. ) . При абсолютных методах из-за отсутствия информации по истинным местам
геодезических объектов . Например , Норвежская Гидрографическая Служба заявила
, что электронные карты по их берегам можно будет сделать после исследований ,
которые при условии финансирования займут десять лет . Кроме того очевиден
другой существенный недостаток растровых карт . Это всего лишь картинка . Невозможно
изменить масштаб , разгрузить карту , убрав некоторые слои , просмотреть
информацию об объектах , обеспечить сигнализацию о пересечении или приближении
к различным зонам и районам , включая зоны опасностей , опасных глубин ,
районов , закрытых для плавания и так далее . Это означает , что теряется смысл
всей идеи динамической электронной картографии , где в автоматическом режиме
осуществляется предупреждение об опасностях .
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://bazamstu.dax.ru/
|