Доклад: Народные движения XVII в.
Народные
движения XVII в.
XVII
век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения
народных масс — был насыщен народными волнениями. Современники называли его
"бунташным веком". Характерная черта этого времени — восстания в
городах. Посадское население было обременено различными платежами.
Правительство Алексея Михайловича (1645 — 1676), нуждаясь в средствах,
изобретало все новые формы податей. Так, в сер. 1640-х гг. оно обложило
дополнительной пошлиной соль, которая из-за этого резко выросла в цене. Это был
тяжелый удар для основной массы населения, которое без соли, необходимой для
заготовки продуктов на зиму, обойтись никак не могло. В 1647 г. правительство
отказалось от соляной пошлины; тем не менее в 1648 г. вспыхнул "Соляной
бунт", направленный против тех, кто измыслил этот способ обогащения казны:
боярина Морозова, думного дьячка Чистого, гостя Василия Шорина и др. Бунт
поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль. Застигнутое
врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе
деятелей. Морозов был отправлен в ссылку. Неудачный финансовый эксперимент
вызвал и "Медный бунт" 1662 г. Правительство, испытывавшее острый
недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету
медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало
серебряными. При этом медных денег выпустили значительно больше имевшегося в
наличии серебра; к тому же появилось огромное количество фальшивой медной
монеты. Вскоре за 1 серебряный рубль давали 15 медных. Уровень жизни посадского
населения резко упал. В июле 1663 г. возбужденная толпа ворвалась в село
Коломенское — летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились
с восставшими. Вскоре после этого власть отказалась от выпуска медной монеты.
С
сер. XVII в. осложнились взаимоотношения правительства с донским казачеством.
Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в
крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на
Волгу совершил в 1668 — 1669 гг. грандиозный "поход за зипунами" на
Каспий, в Персию. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся
в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин
открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в
июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся
с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление
казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом
власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и
Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. на его сторону
перешли Саратов и Самара; крестьянские волнения охватили огромную территорию.
Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская
армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям
богатыми казаками. В 1671 г. его привезли в Москву и казнили.
Специфическим
выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой
патриарха Никона (1652 — 1666). Никон задался целью навести порядок в русской
церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в
обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество
разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и
другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой.
Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство
разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно.
Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались,
противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный
обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как
кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и
правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением
крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась
в символ социального и политического гнета; "старый обряд"
ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения
ушла в раскол. Церковный собор 1666г., низложивший Никона, дал тем не менее
новый импульс к преследованию раскольников. Они были признаны еретиками, в
борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так
в 1682 г. был казнен вождь и вдохновитель раскола протопоп Аввакум.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
|