Животный мир как объект правовой охраны
Животный мир
как объект правовой охраны.
Реферат
Исполнитель:
Васильева Алена Михайловна
Московский
Центр Образования Натальи Нестеровой
Новый
Гуманитарный Университет
Факультет
Правоведение
Москва - 1996
ВВЕДЕНИЕ
Все
взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а значит, и шага
нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке -
это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих
миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность.
Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемах
напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую
слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные
объекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.
Животный мир,
являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в
цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ
и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ,
структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова,
биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник
получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья
и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для
зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды
животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное,
лечебное значение.
Животный мир как объект эколого-правового режима.
Объектом
использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы,
пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие
в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно
или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом
сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные,
содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных,
эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности
государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и
используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся
государственной и личной собственности.
Особенностью
животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого
необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной
животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды
животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И
наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование
численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют
их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной
деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и
выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов
животных и переселение их в естественные места обитания.
Особенности
государственного управления эколого-правовым режимом животного мира.
В соответствии
с действующим законодательством в области регулирования отношений по охране и
использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром;
определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм
в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и
рациональному использованию животного мира; установление систем
государственного учета животных и их использования и порядка ведения
государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и
использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение
других вопросов.
Государственное
управление в области эколого-правового режима пользования животным миром
осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию
использования животного мира и иными государственными органами.Специально
уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное
управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ
(Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик,
их органы рыбоохраны.
Функции
управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие:
государственный учет животных и их использование, государственный кадастр
животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования
животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного
мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром.
Для обеспечения
охраны и организации рационального использования животного мира ( ст. 31
Закона) проводится государственный учет животных и их использования и ведется
государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о
географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования
животных и другие необходимые данные.
На основании
постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке
государственного учета животных и их использования и государственного кадастра
животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по
ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а
ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный
кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их
использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые
для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации
охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства,
осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного мира,
оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным,
подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в
установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и
промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и
полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в
Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством
здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных
заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными
объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им
угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической
связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных
необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный
контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей
обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами,
кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями,
организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира,
соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил,
установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.
Государственный
контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется
соответствующими органами исполнительной власти, а также специально
уполномоченными на то органами.
Наряду с
государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за
охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых
находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции
государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция
Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные
инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная
охрана.
Государственный
контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное
управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию
рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны
по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с
браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с
государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира
производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по
охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право
пользования животным миром и его виды.
Правовой
основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются
Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье и
рыболовное законодательство.
Пользователями
животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативны и
другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять
следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая
добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам
охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и
эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных -
почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в
целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Одним их
основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) -
промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об
улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане,
являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему
минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в
членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования
охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих
угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и
птиц.
Для организации
спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские
общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество
“Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний
по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет,
путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего
вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места
охоты.
При промысловой
охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида
промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел
животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких
животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям
органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство
(ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и
морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание
водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы,
которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы,
других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных
запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под
его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и
водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных
животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород
рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и
другие требования.
Промысловая
добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в
пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими
рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими
организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства.
Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным
разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский
лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах
(или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами
охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены
органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ
охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно
или за плату.
Предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание
животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством
устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по
разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования животного мира, а также
перечни тех видов, добывание которых запрещается.
В соответствии
со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности
животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев.
Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их
жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения
и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований
прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются
следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение
установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из
пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация
предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право
пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных
требований по охране и использованию животного мира.
Правовая
охрана животного мира.
Основные
требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении
мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние
животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся:
необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии
естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции
животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно
обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира;
регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и
предотвращение ущерба народному хозяйству.
Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится,
что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны
осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам
животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
Меры охраны
животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают
конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания,
условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к
хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании,
строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в
совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении
в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и
занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных
пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых,
определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке
туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также
при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных,
трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и
связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть
обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23
Закона).
В соответствии
со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по
предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных,
лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных
средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой
растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.
В целях охраны
животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в
заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены
виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с
целями заповедывания.
Большое
значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных
видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу.
Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности
или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в
естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы
по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к
созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и
изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска
на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения
зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому
специально уполномоченными на то государственными органами по охране и
регулированию использования животного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейший
русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому назад отмечал, что
мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли,
поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и
т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека
возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло
непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не
только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле,
изменения планетарных процессов.
Поскольку
отношение людей к природе существует только через производственные отношения,
то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней
социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем,
обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран,
требует внимательного анализа правоприменительной практики.
Возрастание
угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание
настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации
усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного сообщества.
В последнее
время в нашей стране произошли необратимые перемены - распался Союз ССР и
исчезли союзные структуры. Образование суверенных государств с тяжелейшим
экологическим наследием должно заставить задуматься о создании единого
экологического пространства для выхода из экологического кризиса. Именно в
объединении - путь к решению всех стоящих перед республиками экологических
проблем.
Список
литературы
1. Б.В.
Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2. Конституция
Российской Федерации.
3. Закон РСФСР
“ Об охране и использовании животного мира”.
4. Основы
законодательства РФ “О здравоохранении”.
|