Законодательство Российской Федерации, регулирующее предпринимательскую деятельность
Законодательство Российской Федерации, регулирующее
предпринимательскую деятельность
Место
предпринимательского права в системе права
В
системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей
права: конституционного (государственного) гражданского, трудового,
финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы
предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности
субъекта.
Основной
сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, складывающиеся в
процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое
получение прибыли.
Источники
предпринимательского права многочисленны. сложны и противоречивы. К ним
относятся: Конституция РФ. гражданское законодательство и иные акты, содержащие
нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В
регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических
реформ задействованы практически все отрасли права.
Предпринимательское и
конституционное право
Фундаментальной
отраслью права любого государства являемся конституционное (государственное)
право, ибо на его основе формируются другие отрасли права.
Основой
правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993г., — основной закон государства,
представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства.
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции,
свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом
частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ
имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В
Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблема
собственности, установлены многообразие форм собственности и их одинаковая
регистрация. По Конституции частная собственность охраняется законом, а. иметь
в частной собственности землю разрешено только российским гражданам и их
объединениям.
Установлены
гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных
отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского
рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по зсей
территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение
экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Единственной
денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен
рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и
обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным
государством, политика которого, в том числе в области экономики и
предпринимательства, служит созданию словий для свободного развития человека.
Предпринимательское и
гражданское право
Ведущей
отраслью права является гражданское право. Гражданское право — это система
правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные
отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности
участников таких отношений, методом юридического равенства сторон.
Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут
выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения);
управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества
от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные
отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных
прав (авторских, патентных и т.п.).
Предпринимательские
имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права.
Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы
гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской
деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового
регулирования, их участия в обязательствах.
Гражданское
право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы
наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная
особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения
между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с
другом по собственной воле.
Гражданское
право — это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно
способно в полной мере регулировать предпринимательский сектор экономики.
Нормы, регулирующие предпринимательство, 'т.е. деятельность по систематическому
получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское
право — не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения.
Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.
Среди
источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и
1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодекса РФ. В них определены
имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей.
Кодекс является основой для последующего формирования законодательства
Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав
граждан.
Предпринимательское и
административное право
Предпринимательское
право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую
предпринимательскую -еятельность. Основу этой отрасли законодательства
составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людъми,
занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2
ГК РФ).
Взаимоотношения
предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим
обязательства являются предметом гражданского права.
Наряду
с этим предпринимательскую деятельность регулирует нормы финансового,
налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых
охватываются понятием публичного права.
Административное
право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере
государственного управления: порядок
создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их
перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.
Административное
право оказывает определенное регулирующие воздействие и на негосударственные
организации. Например, обязательная государственная регистрация, регламентация
отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление
государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности
требованиям закона.
Нормы
административного права определяют правовой статус общественных объединений,
органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере
административных правоотношений.
Административное
право характеризуется наличием отношения «власть — подчинение» и регулирует
отношения неравноправных субъектов.
Источники
предпринимательского права
Предпринимательская
деятельность регулируется множеством нормативных актов различного уровня.
Нормативные
акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того,
каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные
акты подразделяются на:
•
законы;
•
акты федеральных органов государственного управления;
•
акты федеральных органов исполнительной власти;
•
акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон
— это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной
власти Российской Федерации или ее субъектов.
По
действующему законодательству различают федеральные конституционные законы,
федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный
конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый Федеральным
Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий
изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого
специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую
силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по вопросам: изменения
конституционноправового статуса субъекта РФ; принятия в состав нового субъекта
Российской Федерации; проведения референдума; о режиме военного положения; о
чрезвычайном положении и т.д.
Федеральный
закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным
вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может
противоречить федеральным конституционным законам.
Закон
субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным
органом субъекта Федерации.
К
актам федеральных органов государственного управления относятся указы
Президента и постановления Правительства.
Акты
федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые
министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и
гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать
нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами,
указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Нормативными
актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации.
Большое
значение имеют постановления Президиума (Пленума) ' письма Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применяемые
нормативные жты. Постановления и решения судебных органов получили название
судебная практика.
Нормативно-правовые
акты более низкого уровня применяются при условии, что их нормы не противоречат
актам более высокого уровня и не содержат в себе норм, регулирующих данные
гражданско-правовые общественные отношения.
Обычаи
делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности.
Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в
какой-либо области | предпринимательской деятельности) правило поведения, не
предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно иди
нет в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового
оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям
законодательства или договору.
Наряду
с внутренними законами и иными правовыми актами источниками
предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы
международного права, такие, как свобода торговли, международные договоры
России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым
гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их
применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ
установлены иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским
законодательством, то применяются правила международного договора.
Кроме
того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные
вопросы предпринимательской деятельности.
Нормативные
правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно
распределить на четыре группы.
Первая
группа определяет внутренние отношения предпринимательской деятельности:
порядок учреждения субъекта предпринимательской деятельности, управления,
организации труда.
Вторая
группа регулирует отношения по вертикали: между субъектами предпринимательской
деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами
местного самоуправления — с другой, в том числе с законодательными (представительными)
и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Третья
группа регулирует отношения субъектов предпринимательства по диагонали, в
частности с банками и иными кредитными организациями.
Четвертая
группа регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по
горизонтали — со своими партнерами в связи с экономической деятельностью:
поставщиками, покупателями, перевозчиками.
Финансовое право и его
связь с трудовым и предпринимательским правом
Коренные
преобразования в экономической и социальной сфере, обусловленные вхождением
России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее
существовавших юридических норм, регулирующих экономические отношения.
Рыночная
экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике,
характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное
хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в
самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со
стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических
отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации
государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность
финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, учиться
посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.
И
особенно важно это сегодня, когда проблемы финансового оздоровления России
волнуют и общество в целом и каждого человека в отдельности. Ведь благополучие
в финансовой сфере государства означает стабильность и наших с вами финансовых
отношений.
Коренные
изменения в экономике, связанные с переходом к рынку, вызывают как позитивные,
так и негативные изменения в обществе. В частности, наблюдается устойчивый рост
преступности, в том числе и экономической направленности. Наряду с
традиционными видами экономической преступности (хищения, нарушения в сфере
торговли и т.д.) наметилась тенденция роста новых ее видов, и прежде всего связанных
с функционированием денежно-кредитной системы. В качестве примера можно назвать
многомиллионные хищения с помощью: фальшивых авизо, компьютерных систем банков,
злоупотребления при взаиморасчетах, конвертации валюты, уклонение от паты
налогов и другие злоупотребления.
Появилась
и новая категория преступности, которую называют «беловоротничковой».
Характерная особенность преступников этой когорты — высокий интеллектуальный
потенциал, орошая подготовка в области экономики, финансов, юриспруденции. В
такой ситуации настоятельно необходимо совершенствование подготовки сотрудников
правоохранительных оргаюв, способных противостоять подобного рода преступности.
Экономическая
политика государства осуществляется в основном с помощью финансово-кредитных
рычагов. Финансы представляют собой экономическое отношения, связанные с
формированием, распределением и использованием централизованных ,1
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач
государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
Финансовые
отношения охватывают две сферы:
•
экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием
централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
•
экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных
денежных фондов предприятий.
Роль
и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают особенно в
период перехода страны к рыночным отношениям. Ведь денежная и
финансово-кредитная система — сфера экономики, где наиболее эффективно работают
рыночные механизмы.
Вся
деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию
фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Для решения
задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных
средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по
перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды
тоже полностью относятся к сфере финансового права.
Основным
рычагом государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения
функционирования государственной власти и общества в целом являются налоги.
Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.
Кроме
того, нормами финансового права регулируются отношения в области
государственного кредита, т.е. отношения государственного внутреннего и
внешнего долга, а также вопросы страхования. К финансовому праву относятся и
нормы, регулирующие банковскую деятельность и банковское кредитование. И это
вполне естественно. Ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная масса
денег, функционирующая в безналичном обороте, именно через банковскую систему,
которую возглавляет Центральный банк Российской Федерации. Через банковскую
систему аккумулируются и перераспределяются и все средства государственной
казны.
Нормы
финансового права регулируют также денежное обращение, валютное
законодательство, законодательство о расчетах, движении ценных бумаг.
Финансовое
право тесно связано с гражданским, трудовым и предпринимательским правом, а
также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако если
административное право охватывает организацию и деятельность государства в
целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения,
возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового
права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди
имущественных отношений имеются и денежные. Помимо этого часть отношений в
области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами гражданского
права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то,
что если гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, то
финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий,
присущих государственным и финансово-кредитным органам.
Трудовое
право регулирует трудовые отношения, возникающие между работниками и
организациями (работодателями) всех форм собственности.
Предмет
трудового права включает несколько групп трудовых и связанных с ними отношений.
Это отношения: по обеспечению занятости; отдельных работников и трудового
коллектива;
организационно-управленческие;
касающиеся охраны труда;
подготовки
кадров; материальной ответственности за причиненный ущерб; разрешения трудовых
споров и др.
Основной
кодифицированный источник трудового права — КЗоТ, регулирующий весь комплекс
общественных отношений, определяющихся предметом трудового права. За последние
годы явились качественно новые источники трудового права — генеральные,
региональные, межотраслевые, отраслевые, професональные тарифные и другие
соглашения. Это договорные акты между представителями работников и
работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях может выступать
компетентный орган государственного управления.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tarasei.narod.ru
|