Характеристика Исторической школы права
Характеристика
Исторической школы права.
В самом конце
XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма
влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В
центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его
история.
Основоположником
направления в юриспруденции, получившего
наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764--1844)
--профессор Геттингенского университета, автор “Учебника естественного права,
как философии позитивного права, в особенности -- частного права”. Виднейшим
представителем этой школы был К.
Савиньи (1779--1861), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”, в
брошюре “О призвании нашего времени к
законодательству и правоведению” и в 6-томном сочинении “Система современного
римского права”. Завершает эту группу представителей исторической школы права
Г. Пухта (1798--1846), основные произведения которого -- “ Обычное право” и
“Курс институций”.
Естественно-правовую
доктрину и вытекавшие из нее демократические
и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью для своих нападок.
Эта доктрина вызывала недовольство своих противников тем, что доказывала
необходимость коренного изменения существующего со средних веков
политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали
бы “требованиям разума”, “природе человека”, а фактически --назревшим социальным
потребностям, т. е. общественному
прогрессу.
Теоретики
исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном
праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой
деятельностью органов законодательной
власти. Они утверждали, что действующее
в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех
предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми,
облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное)
возникает спонтанно. Своим
происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Г.Гуго принадлежит очень характерное сравнение
права с языком. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо
указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько)
благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование
соответствующих норм общения, добровольно
принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты
законодательной власти дополняют
позитивное право, но “сделать” его целиком они не могут. Позитивное право
производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр
“национального духа”, глубин “народного сознания” и т. п.
Представители
исторической школы права верно подметили одну из существенных слабостей
естественно-правовой доктрины--
умозрительную трактовку генезиса и бытия права. В свою очередь, они
попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как
определенный объективный ход вещей.
Этот ход, полагал Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не
вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий
порядков.
К.Савиньи
считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право.
Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни
развитию организма из своего зародыша. Вся история права-- медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая,
как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего
развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом
обработки со стороны сословия ученых- правоведов, не теряя, однако, при этом связи
со своим корнем-- общим убеждением
народа.
С точки зрения
Г.Пухты, бесцельно искусственно конструировать
и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую
систему. Созданная отдельно от самой истории жизни-народного духа, не напоенная
им, она не может привиться обществу. Как членам живого организма, как ветви
целостной культуры народа правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается, помимо
прочего, и в том, что стадии и ритмы развития права 'совпадают с ходом эволюции
народной жизни. “...Этим органическим свойством право обладает также и в своем
поступательном движении; органической является и преемственность правовых
установлений. Выразить это можно одной
фразой: право имеет историю”.
Конечно, само
по себе намерение превзойти понимание права как произвольной людской выдумки,
застывшего неизменного постулата природы и т. п. и дать трактовку правовых
институтов как закономерного исторического продукта общественной жизни заслуживает всяческого одобрения. Однако историзм
рассматриваемой нами школы -- историзм
ущербный. Во-первых, он постулирует неизменность раз и навсегда данного
самобытного народного духа. Во-вторых,
развитие он понимает не как цепь качественных преобразований, совершающихся в
процессе исторической эволюции, а как простое, хронологически
последовательное, механическое
развертывание изначального содержания
таинственного “духа” народа.
Юристы
исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том,
чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни
был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны
бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны
помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно-исторически под влиянием происходящих в народном “духе”
необъяснимых превращений (К.Савиньи).
Законодатель должен стараться
максимально точно выражать “общее убеждение нации”, при этом условии
правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут
самодовлеющее значение (Г. Пухта).
Оперируя
приведенными выше и схожими с ними аргументами, приверженцы исторической школы права выступали в защиту
крепостничества, монархической государственности и партикуляризма изжившего
себя феодального права. Они говорили о
ненужности кодификации законодательства и иных подобных мероприятий в масштабах
всей Германии. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождения
государства, не признавали права народа
на революцию, отклоняли идею разделения властей и отрицали другие аналогичные
политические лозунги той эпохи.
Идея “народного
духа”, которую насаждали в юриспруденции
Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта, в те времена и позже в общем мало
импонировала исследователям и нашла немного почитателей. Но в
философско-юридических суждениях исторической
школы положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о
вечности, неизменности и неподвижности
права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы
трактовать правовые институты в
качестве особых социальных явлений,
исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке
жизни каждого народа.
Консервативная
по своим практически-политическим выводам,
историческая школа права тем не менее пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными
гипотезами, ценными наблюдениями
методологического порядка. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного
знания в области права, имевший место в XIX в., трудно понять без учета
деятельности этой школы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|