Виды трудовых договоров
Виды
трудовых договоров
Договор с
неопределенным сроком (заключается: Как обычный, когда , как правило,
обусловливается место работы, трудовая функция работника и заработная плата;
При приеме на государственную службу С молодыми рабочими и молодыми
специалистами по направлению по окончанию учебы в учебных заведениях По
совмещению профессий С внештатным работником О надомной работе)
Срочный
договор, заключенный на срок не более 5 лет (заключается: По организованному
набору Для работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях
На любой определенный календарный срок, не превышающий 5 лет Для
производственного обучения или ученический срок не более 6 месяцев, который
затем трансформируется в обычный трудовой договор с неопределенным сроком
С
руководителями предприятий) 3. договор на время определенной работы Договор о
временной работе Договор о сезонной работе
Договор для
определения другой работы(кроме временной и сезонной), которая по своему
характеру и объему должна оканчиваться ее выполнением. Трудовой договор о
работе на дому относится к договорам с неопределенным сроком.
Источники
трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются
общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства.
Другими словами, источники -- это нормативные правовые акты: законы, указы,
постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные от них иные
отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового
права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального
нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его
представителей). В организации таким источником является коллективный договор
либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными
источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от
отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или
трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице
их представителей и с участием органов государственного управления при
трехстороннем сотрудничестве. источники трудового права — это результаты
правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества
работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда
работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой
деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой
зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий
и компетенции, которой они наделены по действующим законам. Федеральные законы:
Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г. Кодекс законов о труде РФ
12 марта 92 г. Конституция 12 декабря 1993 г. Указы президента: 1. Об
утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда
Российской Федерации (Рострудинспеции) О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ
И СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 - 2000 ГОДЫ Постановления правительства: О
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
1995 ГОД 2. О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 26 августа 95г. Главное
место среди источников трудового права занимает Конституция Российской
Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней
закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья
37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает
принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо
дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право
работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на
забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому
договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как
федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской
Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном
ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции
осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует
из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового
законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции,
составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции).
Это уже рассмотренные трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37
Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др. Среди федеральных законов
важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ),
который является основным кодифицированным источником трудового права.
Трудовое право
достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции:
производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно
нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой — на
защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и другая функция
связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда,
повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая — как
защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий
экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая природу
данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов достаточно четко
выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он указал, что трудовое право
сложилось на Базе не только частного, но и публичного права. Это обусловило
своеобразный и социальный характер трудового права, которое развивается главным
образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от
гражданско-правовых. На социальную роль трудового права указывают и
представители иных отраслей юридической науки. Ю.А. Тихомиров, выделяя
социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, ибо оно предназначено
не только для реализации и защиты индивидуальных прав граждан, но и их
совокупной охраны.
К локальным
нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового
распорядка данной организации, положение о премировании или положение о
вознаграждении по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты —
это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого
непосредственно в организации между работниками и работодателем (их
представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее
руководителем (директором, администрацией). Развитие договорных начал в
регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению
возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном,
региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее место этих норм в
указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами,
Соглашения
Правовой акт
регулирующий соц-но-трудовые отношения между работодателями и работником. Заключаемые
на уровне РФ, субъектов РФ , территории , отрасли , профессии. Соглашение в
зависимости от видов регулирования соц-но-трудовых отношений подразделяется на
генеральные, региональные отраслевое , тарифное и проф. тарифное. Еще один
источник трудового права представляют собой акты соглашения: генеральные,
региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные
тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей
всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это
представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и
территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в
лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интересов
работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений
работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные
органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и
заключении соглашений. Представители работников и работодателей
соответствующего уровня могут договориться и о заключении двустороннего
соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе трехстороннего или
двустороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее
нормотворчество в сфере применения труда. Представители работников - это органы
профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представитальство в соответствии
с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании
(конференции) работников организации и уполномоченных им. Понятие "Органы
общественной самодеятельности" даётся в ФЗ РФ "Об общественных
объединениях".
ООС являются не имеющие членства общественные
объединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем,
возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на
удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с
достижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту его содержания
и соглашения: - соблюдение норм законодательства; - полномочность
представителей сторон ;- равноправие сторон ;- свобода выбора и обсуждения
вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений; - добровольность
принятия обязательств ;- реальность обеспечения реальных обязательств; -
систематичность контроля и неотвратимость ответственности
К локальным
нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового
распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении
по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты — это, как правило,
результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в
организации между работниками и работодателем (их представителями), например
профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором,
администрацией).
Развитие
договорных начал в регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь,
ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех
видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее
место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными
законами
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/
|