Управление лесами - кто остался в лавке  Управление лесами - кто остался в лавке
 Управление лесами - кто остался в лавке РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Управление лесами - кто остался в лавке

Управление лесами - кто остался в лавке?

Основным владельцем лесов России является государство (табл. 1.7). Официально частная собственность на лесные земли еще не введена. Вместе с тем, леса на землях бывших сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) - это 3,6% лесных земель - уже фактически находятся в частной собственности.

Таблица 1. Лесные земли по управляющим ведомствам (Лесной..., 1999)

Орган управления

Лесные земли

Земли, покрытые лесной растительностью

Доля спелых лесов, %

млн. га

%

млн. га

%

Минприроды*

1129,4

95,83

729,6

94,23

44,15

Минсельхозпрод

42,5

3,61

39,9

5,15

18,11

Минобразования

0,4

0,03

0,3

0,04

22,00

Минобороны

4,9

0,42

3,5

0,45

37,17

Городские леса

1,3

0,11

1,0

0,13

15,63

Всего лесных земель**

1178,6

100,00

774,3

100,00

42,73

Примечания:
* В одну категорию объединены земли, которые на 1 января 1998 г. были под управлением Рослесхоза и Госкомэкологии.
** Цифры в графе могут не совпадать с суммой по отдельным органам управления из-за округления.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации, вопросы управления лесными ресурсами находятся в совместном ведении федерации и регионов, но четко их полномочия не разграничены. На практике региональные власти регулируют распределение участков лесного фонда среди лесопользователей, а лесхозы, являясь частью федеральной системы, передают лес в пользование и осуществляют контроль за лесопользователями.

Министерство природных ресурсов (Минприроды), которому в 2000 г. были переданы функции Федеральной лесной службы России и Государственного комитета по охране окружающей среды, затеяло коренную реформу системы лесного хозяйства. В ходе реформы предполагается упростить систему территориального управления лесами, значительно сократив контролирующий аппарат, и превратить лесхозы в коммерческие предприятия. Заявленная цель реформы - уменьшить государственные расходы на управление лесами и передать часть функций управления и распоряжения лесами регионам и частным компаниям.

По мнению некоторых экспертов, эти планы - первый шаг к приватизации лесных земель.

Со своей стороны лесная промышленность активно готовится к возможным преобразованиям, стремясь застраховать себя от возможных негативных последствий реформ. Так, на 1 января 2001 г. (Кукуев, 2001) в аренде находилось более 80,9 млн. га с установленным отпуском древесины свыше 110 млн. м3 (в 2000 г. всего был заготовлен 51 млн. м3).

Особое беспокойство вызывает отсутствие четкого и ясного плана преобразований, полная закрытость процесса принятия решений, игнорирование мнения общественности, а также происходящая на глазах деградация территориальной системы лесного хозяйства и развал системы государственного контроля за лесами.

Искусственное поддержание государством мифа об обильности лесов в России, несовершенство критериев при выборе территорий для строгой охраны природы и отсутствие практически работающей системы оценки воздействия лесопользования на окружающую среду ограничивают возможности лесопромышленных компаний по ведению подлинно неистощительного лесопользования и препятствуют их выходу на экологически чувствительные рынки.

М. Л. Карпачевский





      ©2010