Управление лесами - кто остался в лавке
Управление
лесами - кто остался в лавке?
Основным владельцем лесов России является государство (табл. 1.7). Официально частная собственность на
лесные земли еще не введена. Вместе с тем, леса на землях бывших сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) - это 3,6% лесных земель
- уже фактически находятся в частной собственности.
Таблица 1. Лесные земли по управляющим ведомствам (Лесной..., 1999)
Орган управления
|
Лесные земли
|
Земли, покрытые лесной растительностью
|
Доля спелых лесов, %
|
млн. га
|
%
|
млн. га
|
%
|
Минприроды*
|
1129,4
|
95,83
|
729,6
|
94,23
|
44,15
|
Минсельхозпрод
|
42,5
|
3,61
|
39,9
|
5,15
|
18,11
|
Минобразования
|
0,4
|
0,03
|
0,3
|
0,04
|
22,00
|
Минобороны
|
4,9
|
0,42
|
3,5
|
0,45
|
37,17
|
Городские леса
|
1,3
|
0,11
|
1,0
|
0,13
|
15,63
|
Всего лесных земель**
|
1178,6
|
100,00
|
774,3
|
100,00
|
42,73
|
Примечания: * В одну категорию объединены земли, которые на 1 января 1998 г. были под
управлением Рослесхоза и Госкомэкологии. ** Цифры в графе могут не совпадать с суммой по отдельным органам управления
из-за округления.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации, вопросы управления лесными ресурсами находятся в
совместном ведении федерации и регионов, но четко их полномочия не разграничены. На практике региональные власти регулируют распределение участков
лесного фонда среди лесопользователей, а лесхозы, являясь частью федеральной системы, передают лес в пользование и осуществляют контроль за
лесопользователями.
Министерство природных ресурсов (Минприроды), которому в 2000 г. были переданы функции Федеральной
лесной службы России и Государственного комитета по охране окружающей среды, затеяло коренную реформу системы лесного хозяйства. В ходе реформы
предполагается упростить систему территориального управления лесами, значительно сократив контролирующий аппарат, и превратить лесхозы в
коммерческие предприятия. Заявленная цель реформы - уменьшить государственные расходы на управление лесами и передать часть функций управления и распоряжения
лесами регионам и частным компаниям.
По мнению некоторых экспертов, эти планы - первый шаг к приватизации лесных земель.
Со своей стороны лесная промышленность активно готовится к возможным преобразованиям, стремясь
застраховать себя от возможных негативных последствий реформ. Так, на 1 января 2001 г. (Кукуев, 2001) в аренде находилось более 80,9 млн. га с установленным
отпуском древесины свыше 110 млн. м3 (в 2000 г. всего был заготовлен 51 млн. м3).
Особое беспокойство вызывает отсутствие четкого и ясного плана преобразований, полная закрытость
процесса принятия решений, игнорирование мнения общественности, а также происходящая на глазах деградация территориальной системы лесного хозяйства и
развал системы государственного контроля за лесами.
Искусственное поддержание государством мифа об обильности лесов в России, несовершенство критериев при выборе территорий для
строгой охраны природы и отсутствие практически работающей системы оценки воздействия лесопользования на окружающую среду ограничивают возможности
лесопромышленных компаний по ведению подлинно неистощительного лесопользования и препятствуют их выходу на экологически чувствительные рынки.
М. Л. Карпачевский
|