Уголовная ответственность за преступления в области избирательного права
Уголовная
ответственность за преступления в области избирательного права
Одним из
важнейших институтов конституционного права является избирательное право.
Порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления,
другие ключевые вопросы государственного устройства и общественной жизни
закреплены в ст. 3, 32 Конституции РФ, иных законах и правовых актах1. Ввиду
предстоящей предвыборной кампании по выборам в Государственную Думу Российской
Федерации, а также предстоящих выборов президента Российской Федерации особо
важными становятся вопросы уголовной и иной ответственности за действия,
связанные с нарушениями в области избирательного права.
Избирательная
система государства предполагает создание целого комплекса правовых гарантий
порядка осуществления выборов установления результатов голосования,
избирательных прав всех субъектов избирательного процесса2. Определенное
немаловажное место среди указанных гарантий принадлежит уголовно-правовым
нормам, устанавливающим ответственность за незаконные действия лиц при
осуществлении выборов в органы государственной власти.
Уголовным
законом предусматриваются две нормы, устанавливающие ответственность за
нарушения избирательного права. В новом УК законодатель исключил статью,
предусматривающую уголовное наказание за нарушение избирательного
законодательства лицом, подвергавшимся административному взысканию за эти же
нарушения (ст. 1331 УК РСФСР). Вместе с тем в УК РФ 1996 г. в целом усилена
ответственность за действия, нарушающие право избирать и быть избранным в
Российской Федерации.
По данным
статистики число совершаемых преступлений, предусмотренных ст. 141, 142 УК РФ.
сравнительно не велико. Существование данных норм является необходимым условием
надежного правового механизма реализации гражданами своих избирательных прав.
Неслучайно поэтому, вопреки отсутствию каких-либо существенных проблем их
применения, конструкция данных уголовно-правовых деликтов с момента их введения
в Уголовный кодекс постоянно корректируется с учетом изменений избирательной
системы российского государства3.
Статья 141
Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных
комиссий. По смыслу ст. 32 Конституции РФ употребленное в статье 141 УК РФ
понятие "избирательные права" следует понимать как право избирать и
право быть избранным.
Непосредственным
объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие
реализацию избирательных прав граждан, их право участвовать в референдуме, а
также установленный законом порядок работы избирательных комиссий. Когда
указанное деяние сопряжено с применением насилия или угрозой его применения, то
оно посягает на дополнительный объект. При насилии им являются здоровье,
телесная неприкосновенность, а при угрозе применения насилия - личная
безопасность. Объективную сторону преступления составляют действия или бездействие,
которые образуют:
воспрепятствование
осуществлению гражданином своих избирательных прав;
воспрепятствование
осуществлению гражданином права участвовать в референдуме;
воспрепятствование
работе избирательных комиссий пли комиссии по проведению референдума.
В конкретных
ситуациях важно установить какому из элементов избирательной системы
создавались препятствия.
Воспрепятствование
может состоять в прямом отказе или противодействии свободному и всестороннему
обсуждению кандидатов в народные депутаты или в президенты Российской
Федерации, создании препятствии в ведении предвыборной агитации, блокировании
работы доверенных лиц кандидатов в депутаты, устранении возможности
ознакомления со списками избирателей, отказе в подаче заявлений о включении в
список избирателей и пр.
Воспрепятствование
осуществлению гражданином права участвовать в референдуме может выражаться в
необоснованном отказе в регистрации инициативной группы, противодействии ее
деятельности, незаконном отказе гражданам в участии в референдуме, в получении
открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день выборов,
ином противодействии волеизъявлению избирателей.
Воспрепятствование
работе избирательных комиссий может состоять:
в лишении
членов избирательных комиссии возможности работать на участке голосования;
незаконном
изменении ее состава;
игнорировании
законных требований комиссии;
лишении
возможности присутствовать при голосовании наблюдателей;
организации
нарушении общественного порядка, создании обстоятельств, дезорганизующих
деятельность избирательных комиссии.
Состав
преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ, - формальный. Оно считается
оконченным с момента совершения любого из указанных действий. В данном случае
не имеет значения удалось ли субъекту фактически пометить р еализации прав или
полномочии по проведению выборов либо референдума. Способ совершения деяния,
закрепленного ч. 1 ст. 141 УК РФ, также не имеет значения для квалификации. Оно
может быть совершено любым способом.
Субъективная
сторона анализируемой нормы предполагает прямой умысел. Виновный сознает, что
он препятствует осуществлению избирательных прав или работе избирательных
комиссий и желает этого. Мотивы, которыми он руководствуется, решающего
значения не имеют.
Квалифицирующими
признаками ч. 2 ст. 141 Уголовного кодекса РФ являются
подкуп, обман,
применение насилия либо угрозы его применения;
использование
липом своего служебного положения;
совершение
преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Подкуп означает
передачу денег, имущества или иных благ либо обещание имущественных выгод
гражданину, членам избирательной комиссии за неучастие в выборах, неявку на
работу, осуществление иных действий, заключающихся в воспрепятствовании
проведения выборов.
Обман может
выражаться и предоставлении ложной информации о месте и времени проведения
выборов, данных кандидатов, их партийной принадлежности и т.д. Обманными
являются пассивные действия - умолчание об истинном положении кандидаток, иных
существенных обстоятельствах. предопределяющих волю избирателей.
Насилие
предполагает оказание физического воздействии, выражающегося в нанесении
ударов, удержании, лишении свободы, побоях, истязании, причинении легкого
телесного повреждения. В случаях причинения тяжкого или средней тяжести вреда
здоровью содеянное следует квалифицировать по совокупности со статьями,
предусматривающими преступления против личности.
Угроза
применения насилия заключается в психологическом воздействии на человека по
изменению его воли путем его запугивания, высказывания готовности применить
насилие. Угроза должна быть реальной. Моментом ее реализации может быть как
настоящее, так и будущее время.
Совершение
предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ деяния лицом с использованием своего служебного
положения образует особый квалифицирующий признак. В данном случае
ответственность наступает за действия, совершенные специальным субъектом. Тем,
который имеет соответствующие полномочия, возможности, позволяющие ему
совершать анализируемые действия. При квалификации обстоятельств использования
служебного положения при совершении рассматриваемою преступления следует
учитывать положения примечании к ст. 210 н 285 УК РФ.
В п.
"в" ч. 2 ст. 141 УК РФ воспрепятствование осуществлению избирательных
прав или работе избирательных комиссий, совершенное группой или по предвари
тельному сговору или организованной группой, также отнесено к квалифицирующему
признаку данного преступления, поскольку подобные формы соучастия в
значительной мере могут повлиять на ход н результаты выборов. В соответствии с
ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по
предварительному сговору, если в нем участвовали не менее двух лиц, заранее
(т.е. до начала преступной деятельности) договорившихся о совместном совершении
преступления. Под организованной группой согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ следует
понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившуюся для совершения одного
или нескольких преступлении.
Действия,
препятствующие осуществлению гражданином Российской Федерации своих
избирательных прав либо права участвовать в референдуме, в определенных случаях
влекут не уголовную, а административную ответственность. Разграничение
административного правонарушения, предусмотренного ст. 401 КоАП РСФСР, и
преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, следует проводить по степени
опасности совершенных деянии с учетом их возможных последствии в каждом
конкретном случае.
В статье 142
Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная
ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов
референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное
установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования,
если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы
или комиссии по проведению референдума.
Непосредственный
объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие
политические права граждан на свободное волеизъявление на выборах или
референдуме, тайну голосования, реализацию их воли в итоговом решении
голосования.
Объективная
сторона характеризуется активными действиями, заключающимися в следующем.
Фальсификация
избирательных документов, документов референдума представляет собой умышленное
изменение содержания данных подлинных документов путем подделки, подчистки,
дописки, пометки другим числом, иным способом, а также изготовление (создание)
другого документа с ложным содержанием.
Заведомо
неправильный подсчет голосов состоит в умышленном искажении сведений, отражающих
количество голосов, поданных за кандидата или в пользу вынесенного на
референдум вопроса. Подобное искажение количественных сведений может
осуществляться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения
фактического числа голосов.
Заведомо
неправильное установление результатов выборов или референдума означает
объявление ложных результатов, в частности объявление кандидата избранным (или
неизбранным) вопреки действительному положению вещей, объявление в нарушение
закона недействительности референдума и т.п.
Нарушение тайны
голосования заключается в нарушении условий, обеспечивающих негласность
волеизъявления голосующих, либо совершении различных действии (бездействия),
дающих возможность контролировать волеизъявление голосующих. Такими действиями
могут, в частности, быть: ненадлежащее оборудование избирательного участка,
воспрепятствование голосованию в кабинах, допуск посторонних в кабины,
установка в кабинах специальной видеоаппаратуры, пометки бюллетеней и т.п.
Прямые выборы
предполагают, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или
против кандидатов или списков кандидатов непосредственно. Каждый гражданин
должен проголосовать лично, голосование за других лиц запрещается. Если
гражданин не может присутствовать на избирательном участке, он имеет
возможность проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в
помещении окружной избирательной комиссии (за 4-15 дней до выборов) или в
участковой избирательной комиссии (за 1-3 дня до выборов). В случае
невозможности голосования на избирательном участке участковая избирательная
комиссия должна организовать голосование по месту нахождения гражданина (по его
заявлению). Член избирательной комиссии и наблюдатель (если он присутствует на
участке) выезжают к избирателю и доставляют специальный переносной ящик н
избирательные бюллетени.
Законодательный
порядок проведения выборов предусматривает, что в списки избирателей включаются
все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным
избирательным правом. Списки избирателей составляются участковой избирательной
комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведении,
предоставленных главой местной администрации. Запрещается вносить изменения в
списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей4. Во всех
избирательных округах установлены единые формы избирательных бюллетеней для
голосования по общефедеральному избирательному округу, по одномандатным и
многомандатным округам, которые удостоверяются (на обороте) печатью участковой
избирательной комиссии или двумя подписями ее членов.
Любой подлог
избирательных документов, документов референдума, любое нарушение тайны
голосования в этой процедуре влечет уголовную ответственность по ст. 142 УК РФ.
Фальсификация
избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет
голосов (ст. 142 УК РФ) по ряду действий объективной стороны относится к
разновидности служебного подлога. В отличие от служебного подлога, предметом
которого являются различные официальные документы, предметом ст. 142 УК РФ
могут считаться только определенные документы. В соответствии с
законодательством о выборах избирательными документами являются: списки
избирателей или участников референдума, подписные листы, избирательные
бюллетени, удостоверения на право голосования, открепительные талоны, протоколы
по подсчету голосов, счетные листы и т.п. Очевидно, к избирательным документам
следует относить все документы, на основании которых осуществляется фиксация
избирательных голосов, подведение итогов выборов или референдума.
Фальсификацию
избирательных документов, документов референдума следует отличать от иных
злоупотреблений при проведении выборов: введение в заблуждение избирателей,
оказание на них давления, обманное заполнение бюллетеней за граждан и т.п.
Следует иметь в виду, что при фальсификации избирательных документов нарушается
прежде всего порядок документального оформления, подтверждения результатов
выборов (референдума). Иные действия, нарушающие процедуру проведения выборов
или референдума, при соответствующих обстоятельствах могут расцениваться как
воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав или
воспрепятствование работе избирательных комиссии и квалифицироваться по ст. 141
УК РФ.
По своей
конструкции состав преступления "фальсификация избирательных документов,
документов референдума или неправильный подсчет голосов" - формальный. Для
признания преступления оконченным достаточно совершения одного из перечисленных
в диспозиции нормы действия.
С субъективной
стороны рассматриваемое преступление характеризуется только прямым умыслом.
Виновный в совершении деяния, предусмотренного ст. 142 УК РФ, сознает
общественную опасность своих действий и желает их совершения. При этом не имеют
значения для квалификации мотивы и цели преступления.
Отличительным
признаком состава преступления "фальсификация избирательных документов,
документов референдума или неправильный подсчет голосов" является
специальный субъект. Преступление, предусмотренное ст. 142 УК РФ, могут
совершить лишь члены избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии
по проведению референдума. Полагаем, что правовой статус указанных лиц должен
найти отражение в соответствующих индивидуальных нормативных актах (решениях,
приказах, распоряжениях, постановлениях и др.)
К числу субъектов
рассматриваемого преступления могут бы п. отнесены также должностные лица,
правомочия которых прямо или косвенно связаны с проведением выборов или
референдума (например, формирование списков избирателей военнослужащих
осуществляют командиры воинских частей, капитаны судов, находящихся в плавании
и др.).
Неоднозначно в
теории уголовного права решается вопрос об ответственности соучастников
(частных или должностных лиц) и подлог избирательных документов. В свое время
Т. Л. Сергеева предлагала привлекать частных лиц, принимающих участие в
выборах, к ответственности наряду с членами избирательной комиссии5. По мнению
А. В. Кузнецова, Б. И. Пинхасова, соответствующая ответственность наступает
только в отношении лиц, указанных в соответствующей норме6. А. Н. Игнатов
считает, что иные должностные лица, имеющие прямое или косвенное отношение к
проведению выборов или референдумов, должны отвечать по статье за должностное
преступление7. Напомним, что последняя редакция ст. 133 УК РСФСР включала
должностных лиц в число субъектов данного преступления, а также предусматривала
отдельный квалифицированный состав о совершении этого деяния иным лицом.
Представляется,
что в зависимости от субъектного состава фальсификации избирательных документов
возможны три основные ситуации.
Рассматриваемое
деяние совершено частным или должностным лицом без признаков соучастия с
членами избирательной комиссии или иными уполномоченными иными. Если в этом
случае иное должностное лицо не обладает какими-либо полномочиями по проведению
выборов пли референдума, то данное лицо, а также частное лицо должны нести
ответственнось, по ч. 1 или 2 ст. 327 УК РФ.
Фальсификация
избирательных документов или иные действия по подлогу выборов совершены в
соучастии с частным лицом. В этой ситуации в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ
частное лицо несет ответственность по ст. 143 УК РФ в форме пособничества,
подстрекательства или как организатор преступления.
Деяние
совершено в соучастии с должностным лицом. Если при зтом полномочия должностною
лица каким-либо образом связаны с проведением выборов или референдума
(например, глава органа местного самоуправления, назначенный наблюдатель за
проведением референдума, командир воинского формирования и т.п.), то указанные
лица за участие в фальсификации избирательных документов при соответствующих
обстоятельствах должны отвечать по ст. 34, 285 и ст. 143 УК РФ.
Список
литературы
Указ Президента
РФ от 17.09.95 № 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и в органы местного самоуправления"; Федеральный
закон РФ от 17.05.95 "О выборах Президента Российской Федерации";
Федеральный закон РФ от 21.06.95 № 90-ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 10.10.95 № 2-ФКЗ "О референдуме
Российской Федерации".
Федеральный
закон РФ от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; Федеральный
закон РФ от 26.11.96 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления".
Ведомости
Верховного Совета РСФСР. - 1982, № 49, ст. 1821; Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991, № 18, ст.567; Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации. - 1992, № 47, ст. 2664; Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1995, № 18, ст. 1594.
Федеральный
закон РФ от 26.12.94 "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации".
Сергеева Т.Л.
Борьба с подлогами документов по советскому уголовному праву. М., 1949, с. 89.
Кузнецов А.В.
Ответственность за подлог официальных документов // Вопросы уголовного права и
процесса. - М., 1958, с. 30-31; Пинхасов Б.И. Защита документов по советскому
праву. Ташкент, 1976, с. 13-15. См. также: Комментарий к Уголовному кодексу
РСФСР 1960 г. Л., 1962, с. 251.
Щиголев Ю.В.,
к.ю.н., адвокат Московской областной коллегии адвокатов, член Федерального
союза адвокатов России. Уголовная ответственность за преступления в области
избирательного права.
|