Учение Холмса о праве  Учение Холмса о праве
 Учение Холмса о праве РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Учение Холмса о праве

Учение Холмса о праве

Оливер Вендел Холмс (1841--1935) родился в Бостоне в семье известного поэта. Он успел стать участником Гражданской войны, где был трижды ранен. Свое философское и юридическое образование получил в Гарварде. Самый творческий период его жизни приходится на 1882--1902 гг., когда он вначале стал членом Верховного суда в Массачусетсе, а затем и Верховного суда США. Президенту Т. Рузвельту, который рекомендовал его в члены Верховного суда США, сильно импонировали его послужной список и “солдатская судьба”.

Между тем сам Холмс готовил себя не в практикующие юристы, а в исследователи. После окончания университета он читает лекции по конституционному праву в Гарварде, редактирует  юридический журнал. Его классическая работа “Общее право” возникла на основе курса лекций. Именно здесь была зафиксирована известная формула о том, что “жизнь права не имеет логики: она имеет опыт”. Истоки права, согласно Холмсу, следует искать в желаниях примитивного человека взять реванш  у тех, кто причинил ему какой-либо ущерб. Отсюда следует, что развитие права неизбежно зависит от превалирующих  условий человеческого бытия: от насущных потребностей данного периода, преобладающих моральных и политических теорий, от чутья в области политической деятельности, уверенных  или же неосознанных влечений, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами. Подобные условия в состоянии сделать гораздо больше для выработки правил по управлению человеческим общением, чем какие-либо силлогизмы.

Конституция страны для Холмса -- это своего рода социальный  эксперимент, и в этом смысле она сравнима с человеческой жизнью, которую тоже можно рассматривать как своеобразный эксперимент. В работе “Путь права” (1897) он в духе господствовавшего  тогда прагматизма заявил, что объект изучения в праве составляет “предсказание сферы применения публичной силы через посредство суда”. Чтобы познать право как таковое, человек должен отказаться от моральных и чисто формальных соображений и взглянуть на себя как на внеморального субъект та, который заботится лишь о тех материальных приобретенияхк либо утратах, о которых ему в состоянии-предсказать такое знание.

С учетом изложенного Холмс выстраивает такое определение права: право есть не что иное, как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике. Представление о законном праве (как и о законной обязанности) связано с предсказанием о том, как будет наказан человек в том или другом случае по решению суда, если он сделает или не сделает то, что надо сделать. Рассматривая право как серию предсказаний,  он сближал его с эмпирической наукой. Конечная цель науки, в том числе юридической,-- определять относительную ценность наших различных социальных целей.

Воззрение на право Холмса не расходилось с установками позитивистов на технико-вспомогательные свойства властно- принудительных дозволений или запретов закона, однако в нем было несравненно больше реализма за счет признания право- творческой роли суда и иной правоприменительной деятельности.  В праве, говорил Холмс, как и в любой другой области человеческого общения, индивид может в полной мере ощутить или проявить всю полноту своих чувств и своих намерений: он может излить свой гнев на жизнь, он может испить здесь горькую чашу героизма, он может износить свое сердце в погоне за недостижимым. В этом обобщении много справедливого, поскольку право не воспринималось и не воспринимается философско-правовой  традицией неким вспомогательным орудием правления, но всегда соизмеряется с добром, справедливостью и общим благом.

Жизнь права, по мнению Холмса, неизбежно зависит от превалирующих условий человеческого существования-- насущных  потребностей данного момента или периода, преобладающих  моральных и политических убеждений и представлений, от наличия интуиции и ее использования в политической деятельности, от явных или же неосознаваемых влияний, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами. Эти условия в состоянии сделать гораздо больше и повлиять гораздо сильнее, чем какие-либо силлогизмы формально-юридического  характера, а потому следует принимать как аксиому -- “жизнь права не имеет логики; она имеет опыт”.

Связь концепции Холмса с прагматизмом как философии действия (сам термин введен В.Джемсом) более всего прослеживается  в его восприятии истины. Истина предстает не в виде непререкаемого абстрактного абсолюта, а в тех формах, в каких она проявляет себя в процессе практического использования, в ходе осуществления своей функции руководства к действию и т.д. Правовой прагматизм Холмса оказал впоследствии заметное  влияние на становление социологической юриспруденции Р.Паунда и на доктрину “правовых реалистов” (Дж. Франк, К.Ллевелин и др.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/





      ©2010