Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство?
Торговля женщинами: нарушение прав человека или
добровольное рабство?
Левченко Екатерина Алексеевна - кандидат философских
наук (Киев).
Причины
распространения сексуальной эксплуатации женщин как на Украине, так и за ее
пределами нуждаются в изучении прежде всего с практической целью - формирования
эффективных механизмов предупреждения торговли женщинами на национальном и
интернациональном уровнях.
Исследуя
масштабы распространения этого феномена на Украине и в других странах бывшего
Советского Союза, можно полагаться только на неофициальные источники,
экспертные оценки, данные зарубежных неправительственных организаций, которые
работают в вышеуказанной сфере. Например, в Израиле более половины проституток
- гражданки стран СНГ; из Турции еженедельно депортируют около 10 украинских
женщин, в Голландии работают не менее 3 тыс. проституток из бывшего СССР; по
оценкам югославских экспертов, только в Сербии в барах принудительно работают
около 1 тыс. украинских женщин; значительно больше их в крупных городах России»
- Москве и Санкт-Петербурге.
Торговля женщинами: уровень дефиниций
24-26
апреля 1997 года по инициативе Нидерландского руководства в Гааге состоялась европейская
министерская конференция, которая проходила под руководством Европейского
Содружества. Там была принята Гаагская министерская декларация европейских
рекомендаций по эффективным мерам по предотвращению и борьбе с торговлей
женщинами с целью их сексуальной эксплуатации.
Эта
декларация определяет торговлю женщинами как «любые действия, направленные на
легальный или нелегальный ввоз, провоз, пребывание или вывоз с территории
страны женщин с целью их прибыльной сексуальной эксплуатации, с использованием
принуждения, в частности насилия, угроз или обмана, злоупотребления служебным
положением или иного давления, вследствие которого лицо не имеет никакого
реального и удовлетворительного выбора как только покориться противоправным
действиям» [1, с. 26].
Иное
определение торговли людьми дано в статье 124-1 Уголовного кодекса Украины:
«Открытое или тайное овладение человеком, связанное с законным или незаконным
перемещением с согласия или без согласия лица через государственную границу
Украины или без такового для дальнейшей продажи или иной оплатной передачи с
целью сексуальной эксплуатации, использование в порнобизнесе, втягивание в
преступную деятельность, вовлечение в долговую кабалу, усыновление в
коммерческих целях, использование в вооруженных конфликтах, эксплуатация ее
труда» [2, с. 8].
Как
видим, определение, которое дается в украинском законодательстве, шире, чем
определение в Гаагской декларации. Главное его отличие в том, что феномен
торговли женщинами рассматривается в контексте торговли людьми вообще. Это, с
одной стороны, расширяет понятие, давая возможность исследовать более широкий
спектр явления, а с другой стороны, затрудняет выявление его особенностей.
Например, признаки такого преступления, как торговля женщинами с целью
сексуальной эксплуатации, его мотивация и составные части отличаются от
торговли детьми с целью усыновления. Поэтому необходимо провести исследования с
целью уточнить это определение, выявить его главные характеристики и признаки.
Голландские
правозащитники из неправительственной организации «Фундация против торговли
женщинами» считают, что о торговле женщинами речь идет тогда, когда некто путем
использования насилия, обмана или злоупотребления своим служебным положением
принуждает женщину заниматься проституцией. При этом не имеет значения,
занималась ли она этим ранее. Основа такого преступления - нарушение свободы
женщины.
Признаком
торговли женщинами можно считать такие ситуации, когда:
-
женщина не знала о том, что она будет заниматься проституцией или была обманута
относительно обстоятельств, в которых ей придется работать;
-
женщина не свободна принять личное решение о том, хочет ли она вообще
заниматься проституцией;
-
женщину принуждают отдавать заработанные ею деньги иным лицам;
-
женщина обременена долгами, с которыми она на первых порах должна расплатиться,
прежде чем сама сможет распоряжаться своими собственными доходами и свободно
решать, может ли она прекратить эту деятельность раньше, чем получит обратно
свой паспорт;
-
женщину постоянно держат под контролем другие лица;
-
женщину ущемляют в свободном передвижении или в возможностях общения с другими
людьми;
-
женщина не свободна отказать некоторым клиентам или протестовать против
отдельных видов сексуального контакта [2, с. б].
Торговля
женщинами - это не только форма проявления насилия, но и нарушение
фундаментальных прав человека. И рассматривать этот феномен и формы борьбы с
ним необходимо именно в таком контексте.
Международные документы и соглашения против
торговли женщинами
В
последние десятилетия был принят целый ряд международных соглашений, конвенций,
договоров, направленных на предотвращение торговли женщинами. Наиболее важные
из них Конвенция 1949 года против торговли людьми. Конвенция ООН «О ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), Итоговые материалы IV
Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), Гаагская
министерская декларация (1997 г.).
Конвенция
1949 года была направлена на борьбу с торговлей людьми и проституцией. В
Конвенции внимание акцентировалось на запрещении сексуальной эксплуатации,
использовании женщины в проституции и сексуальной индустрии. Она требовала от
государств, подписавших Конвенцию, считать преступниками сводников, особ,
которые используют проституцию с целью наживы, держателей публичных домов, а
также их соучастников. Конвенция содержала требования о введении специфического
медицинского и законодательного обеспечения, а также выдвигала условия перед
государствами-участниками пересмотреть национальное законодательство с целью
внедрения основ международной кооперации в решении проблемы торговли людьми.
Она сыграла позитивную роль, однако со временем устарела. Главное, чего ей не
хватало, это внимания к жертвам торговли людьми: права женщины-жертвы
сексуального бизнеса были прописаны несовершенно.
18
декабря 1979 года ООН одобрила Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин», ставшую по сути международным документом прав женщин.
Статья 6 Конвенции провозглашает, что государства-участники принимают все
соответствующие меры, включая законодательные, которые касаются прекращения
всех видов торговли женщинами и использования женщин в проституции.
Как
видно из этой статьи, вопрос о наказании женщин за проституцию вообще не
ставится. В общих рекомендациях к Конвенции обращается внимание на тот факт,
что появились новые формы сексуальной эксплуатации: секс-туризм, вербовка
рабочей силы из стран третьего мира для использования в домашнем хозяйстве
граждан развитых стран, а также фиктивные браки женщин стран третьего мира с
иностранцами и «невесты по переписке».
Конкретные
шаги на пути формирования действующих механизмов предлагаются
странам-участницам Пекинской конференции, например:
-
рассмотрение вопроса о ратификации и обеспечении применения международных
конвенций, касающихся торговли людьми и рабства;
-
сотрудничество и согласованные действия всех соответствующих правоохранительных
органов;
-
выделение ресурсов на цели разработки всеобъемлющих программ, рассчитанных на
оказание терапевтической помощи и возвращение в общество лиц, ставших жертвами
торговли;
-
налаживание сотрудничества с неправительственными организациями в целях
оказания медицинских и социальных услуг жертвам;
-
рассмотрение вопроса о принятии законодательства, нацеленного на предотвращение
секс-туризма и торговли женщинами [3, с. 66, 67].
Идеология
Пекинской конференции была положена в основу разработки мер по предотвращению
торговли женщинами на уровне европейских государств.
В
1997 году была проведена Гаагская министерская конференция, на которой была
принята декларация. На европейском уровне и ранее имели место инициативы в
области торговли людьми, в том числе принятие Европейским парламентом в январе
1996 года решения по этой проблеме, а также Предложения о действиях, которые
должны быть предприняты государствами-членами Содружества, разработанные в
рамках Совета Европы. Цель Гаагской министерской декларации - поддержка
дальнейших действий по предупреждению торговли людьми, а также оказание
необходимой помощи жертвам торговли.
В
декларации предлагается целый ряд мер - на уровне Европы, Европейского
Содружества, стран-кандидатов в члены Содружества, которые могут быть
предприняты на основе двусторонних соглашений между государствами и внутри
одного государства. Особое внимание уделяется помощи жертвам торговли.
Постоянно акцентируется внимание на том, что только в рамках интегрированного
подхода на всех уровнях можно эффективно предупреждать и бороться с торговлей
женщинами.
Реальные
меры против распространения торговли женщинами предложены неправительственной
организацией - Всемирным альянсом против торговли женщинами (Таиланд). В
сотрудничестве с международной юридической группой были разработаны Стандарты
по оказанию гуманитарной помощи лицам, ставшим объектами торговли. В этом
документе ставятся акценты на том, что жертвы торговли женщинами и
принудительной проституции не являются преступницами. А это значит, что они не
могут подлежать судебному и иным формам преследования со стороны государства и
государственных органов. Каждое государство и общественность должны встать на
их защиту. Законодательно необходимо закрепить гуманное обращение с ними. А
правительства должны гарантировать им безопасное возвращение на родину или
право на легальное убежище в той стране, куда их вывезли.
Документ
по сути предлагает всем странам гарантировать:
свободу
жертвам от преследований;
конфиденциальную
медицинскую и психологическую помощь;
квалифицированный
перевод при рассмотрении дела в полиции;
бесплатную
правовую помощь;
чтобы
прошлое жертвы не использовалось против нее, ее семьи или друзей;
конфиденциальное
тестирование на СПИД только по согласию особы согласно с положениями Всемирной
организации здравоохранения.
В
международных документах страны подразделяются на три типа:
страны-поставщицы
женщин на мировые рынки сексуального бизнеса;
страны,
через которые осуществляется транспортация (транзит) женщин;
страны
назначения, куда вывозятся женщины.
В
международной системе страны СНГ идентифицированы как страны-поставщицы женщин
на мировые рынки интимного бизнеса. Граждане этих стран сейчас составляют
значительную часть живого «товара» на открытых и тайных рынках Европы и Азии.
За границей всех женщин независимо от современного гражданства обычно называют
«русскими» по общему языку общения. В Турции же всех называют «Наташами». Это
краткий синоним «проститутки из бывшего Советского Союза».
Причины
возникновения и распространения торговли женщинами в странах СНГ
По
нашему мнению, причины распространения торговли женщинами на постсоветском
пространстве одинаковые. Поэтому результаты анализа этого явления на примере
Украины вполне возможно экстраполировать на страны СНГ в целом.
Причины
распространения торговли женщинами на Украине - это внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам надо отнести в первую очередь тяжелое экономическое
положение женщин. Даже по государственным статистическим данным, около 80%
официально зарегистрированных безработных - это женщины.
Низкий
уровень жизни и высокий уровень безработицы среди женщин толкают их на поиск
работы за пределами государства. По данным социологического исследования
Международной организации миграции в рамках программы «Предотвращение
контрабанды женщин из Украины: украинская информационная кампания» (1998 г.),
80% опрошенных женщин высказали желание работать за границей [4, с. II]. А в
ситуации с рабочими-мигрантами в европейских и иных развитых странах наиболее
доступна для украинских гражданок - сфера сексуальной индустрии в ее легальном
и нелегальном вариантах.
К
внутренним факторам относятся также правовые: прежде всего отсутствие
регламентации сексуального бизнеса на Украине и незащищенность потерпевших.
Важные,
но мало исследованные психологические факторы: по принципу «уже хуже не будет»
женщины соглашаются на различные авантюрные предложения, даже не думая об их
последствиях.
Внешние
факторы также играют не последнюю роль, а именно:
-
открытие границ и падение железного занавеса;
-
упрощение возможности для украинских граждан путешествовать по миру в поисках
как развлечений, так и труда;
-
интернационализация теневой экономики, образование международных криминальных
групп, коррумпированность работников государственных органов;
-
лояльность законодательства к занятиям проституцией во многих странах мира.
Указанные факторы предоставляют широкое поле деятельности сводникам и сутенерам
для вербовки молодых женщин. Говоря о причинах распространения этого. явления,
нельзя игнорировать моральную сторону проблемы, но не следует перекладывать вину
целиком на плечи женщин. Проблема торговли женщинами очень тесно связана с
проституцией и использованием женщин в коммерческом сексе внутри страны, но это
не одна и та же проблема. В большинстве международных документов разводятся
проституция и принудительная проституция, добровольное занятие проституцией и
эксплуатация проституции третьими лицами. Однако такой подход отсутствует в
странах СНГ.
Как женщины
попадают в нелегальный секс-бизнес
Анализ
историй девушек-жертв торговли людьми, которые обратились в Международный
женский правозащитный центр «Страда» - Украина, свидетельствует, что ситуация,
в которую они попали за границей, была в большинстве случаев неожиданной для
них, что о своем реальном положении за границей они получили представление уже
после пересечения границы Украины.
Способы
вербовки женщин разнообразны и в то же время традиционны для этой сферы. Прежде
всего это объявления о трудоустройстве за границей. Они печатаются во всех
газетах, которые предлагают работу для граждан Украины. При проведении
контент-анализа (осень-зима 1997-1998 гг.) газет «Работа для вас», «Авизо»,
«Предлагаем работу», «РИО» (Киев), «Городская газета» (Харьков) было выявлено,
что в каждом номере печатается в среднем от 5 до 20 «скользких» объявлений с
приглашениями для молодых и симпатичных женщин. Есть нейтральные объявления
типа «Работа в Чехии», «Работа для украинских граждан в Германии», «Работа в
Голландии» и т. п., а есть объявления, содержащие ограничения по полу, возрасту
и даже внешности. Вот наиболее типичные примеры, которые дают информацию для
размышления: «Высокооплачиваемая работа в ночном клубе по контракту для молодых
симпатичных девушек. Проживание, апартаменты, полный пансион. Наличие
загранпаспорта. Оплата от 2000 нем. марок». И далее адрес места, где проходит
собеседование с кандидатками. Или такое объявление: «Приглашается танцевальный
коллектив для работы за границей». И телефон. И еще несколько подобных
объявлений в одной и той же газете.
При
этом выявился такой факт: газеты печатают около 80% объявлений с предложениями
работы для мужчин (прежде всего в границах страны, но и за границей, в
особенности в Чехии). Даже там, где речь идет о гендерно индифферентной работе,
преимущество отдается мужчинам. И только около 20% объявлений - для женщин;
среди них больше половины - швеи, потом домашние работницы, секретарши.
Не
удивительно, что женщины пытаются искать свое «трудовое счастье» за границей в
сфере сексуального бизнеса.,
Те
фирмы, которые занимаются трудоустройством украинских граждан за границей,
должны получить лицензию Министерства труда и социальной политики, что при
существующем уровне бюрократии сделать непросто. Но, по мнению специалистов
министерства, как раз такие фирмы не идут на «уголовные» дела. Объявления в
газетах дают посредники и фиктивные, никем не зарегистрированные фирмы.
Проверить честность намерений этих работодателей усилиями только украинской
стороны очень трудно, кроме того, на Украине нет законов, на основе которых это
возможно сделать. И все-таки по объявлениям фирм о трудоустройстве за границу
отъезжает меньше 20% женщин, которые потом становятся жертвами торговли.
Интервью
с женщинами - жертвами сексуальной торговли и свидетельства экспертов
(работников украинских посольств за границей и правоохранительных органов)
показывают, что многие едут по приглашению случайных знакомых, иными словами,
через сети посредников и поставщиков, которые не оформлены в легальные фирмы.
Вот
рассказ одной девушки: «Познакомилась с Юрием в Луганске. Встречались несколько
лет. Знала, что возит девушек в Югославию работать, попросила, чтобы отвез
туда, так как с деньгами и работой на Украине - проблема. Юрий говорил, что
девушки хорошо зарабатывают - до 2 тыс. марок.
Привез
в Сербию, в г. Самбор. Сам уехал. Хозяин бара объяснил, что купил всех за 6
тыс. нем. марок. Работали в стриптиз-баре с секс-услугами. Танцевали в нижнем
белье; клиент выбирал девушку, приглашал за столик, угощал, потом платил
хозяйке по 100 нем. марок и увозил. Работали в отеле, куда привозил клиент, в
машинах, а то и просто в лесу. Как правило, мужчины не хотели пользоваться
презервативами, грозили рассказать хозяину, что их плохо обслужили, иногда были
пьяные мужчины. Один брал, а обслуживали двух-трех сразу и опять же под
угрозами. Нас активно спаивали клиенты, чтобы мы были расслабленные и на все
готовы. Если девушка возмущалась, жаловались хозяевам на плохую работу».
Например,
за одну девушку «торговец» получает за границей от 200 до 5 тыс. долл. (это
зависит от страны, уровня посредника, условий сделки и «качества» товара).
Посредниками в этом криминальном бизнесе выступают не только мужчины, но и
женщины. Об участии женщин в организации этого бизнеса свидетельствуют данные
органов внутренних дел Украины, неправительственных организаций, в частности
Всемирной сети за выживание (США) [5], а также анализ истории потерпевших,
которые обратились в Международный женский правозащитный центр «Страда» -
Украина. «Меня привезла в Боснию землячка Вера. Когда приехали в Боснию,
встретил там сутенер - друг Веры Кларк. Он открыл стриптиз-бар и когда девочки
приехали, он забрал паспорта, поставив всех перед фактом необходимо работать
проститутками» (из интервью с девушкой, депортированной на Украину).
Еще
один путь «вывоза» украинских женщин за границу - брачные объявления и
контракты. Существует практика приглашения женщин через брачные агентства. В
отличие от фирм, которые занимаются трудоустройством за границей, эти агентства
вообще не должны получать никаких лицензий.
За
такую женщину мужчины, которые обратились в агентства, платят немалые деньги, а
потом могут перепродать. При этом психические и моральные убытки они оплачивают
не жертве, а той фирме, которая продала «товар». Интервью с женщиной, которая
была предложена французскому гражданину за 200 тыс. долл., показало, что она
была обманута киевской «свахой». Клиент предупреждал фирму, что вступать в брак
он не будет, ибо уже трижды состоял в браке, что ему нужна женщина для постели
и для домашниу хозяйственных работ. «Жертве продажи» фирма сообщила другое: с
ней хочет вступить в брак французский миллионер, и она за такую партию должна
заплатить 500 долл., что она и сделала.
Есть
случаи попадания в сексуальное рабство даже через Интернет - всемирную «сеть
невест».
Негативную
роль в процессе вербовки играет неинформированность женщин и девушек, которые
соглашаются на предложения, даже не задумываясь о том, что им угрожает, или о
том, имеют ли они в принципе право работать за границей. Этот факт был
подтвержден во время проведения социологического исследования Международной
организации по миграции на Украине в декабре 1998 года.
Страны приоритетного вывоза украинских женщин
за границу с целью использования в секс-бизнесе и судьба девушек за границей
Приоритетными
странами вывоза украинских женщин (по данным экспертных оценок, интервью с
женщинами-жертвами торговли, анализа материалов горячей линии программы
«Страда» - Украина, а также данных неправительственных организаций Европы,
которые работают по предотвращению торговли женщинами) являются:
Турция,
Греция, Кипр, Италия, Испания, Югославия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Чехия,
Хорватия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Китай, Нидерланды,
Канада, Япония (примерно в порядке значимости).
В
то же время, по данным опросов методом фокус-групп, основными странами, в
которых хотели бы работать женщины (не в секс-бизнесе, а в иных сферах),
являются США и Канада (54%), Италия, Испания, Швейцария, Франция (50%),
Германия, Нидерланды (36%), и это естественно, так как женщины избрали более
развитые в экономическом плане и привлекательные страны. Но в то же время это
страны, в которых практически невозможно для украинских граждан найти легальную
работу [4, с. 33].
Большинство
украинских женщин не знают миграционного законодательства, они считают, что иностранцы
имеют право работать за границей наравне с гражданами своей страны и получать
такие же деньги. Тот факт, что Украина имеет официальные договоры о
трудоустройстве своих граждан за границей только с Чехией, Словакией и Польшей,
на основе которых устанавливается квота на выезд для работы за рубеж, -
информация для специалистов. То, что с туристической и гостевой визой (а именно
такие имеют наши девушки, выезжающие за границу и попадающие потом в
нелегальный сексуальный бизнес) нельзя работать, тоже знает незначительная
часть.
Страны,
в которые девушки изъявляют желание ехать работать, имеют достаточно жесткие
законы и ограничения на использование труда иностранных граждан. Это очень
серьезное расхождение между желаниями и реалиями. Значительные социальные и
психологические проблемы возникают у женщин вследствие того, что они
оказываются в странах, с законами, традициями и языком которых мало знакомы.
Какая
судьба ждет многих из тех, кто собрался работать за границей? Вот один из
типичных примеров (интервью января 1998 г.): «Продали Свету в Сербию за полторы
тысячи марок. Через месяц хозяева перепродали ее в Хорватию. Работали в
Хорватии не в стриптиз-баре, а с солдатами ООН - русскими, бельгийцами,
индонезийцами, чехами. Оплата была 100 долл. за ночь, платили хозяевам. 20
долл. должно было идти девушке, но ей не платили ничего.
Выкупил
ее русский солдат, потому что Свету намеревались перепродать в Италию.
А
работать приходилось в машинах - «уралах», БТРах, в разбитых домах, на постах в
кубриках. А когда приезжала ночью проверка (офицеры на машине), нужно было
прятаться за пост, прыгать через бруно (смотанная клубами колючая проволока) в
ров за пост. Рядом минное поле. Прыгали чуть дальше и попадали на минное поле.
Ребята после проверки бросали веревки и поднимали с минного поля. Заходить туда
сами боялись и не хотели.
Обращаться
в полицию с жалобами и за помощью было бесполезно, так как один из трех хозяев
был полицейский. Он даже часто ходил в бар в форме.
Денег
Света не заработала. Счастлива, что вернулась».
Тенденции развития торговли женщинами на
Украине
Согласно
данным, полученным от экспертов и женщин, которые возвратились на родину,
контрабанда женщин может распространяться и дальше при сохранении кризисного
экономического положения на Украине [4].
Некоторые
женщины, которые в первый раз попали в секс-бизнес за границу обманным путем,
адаптировались к новой работе и часто возвращаются домой с измененной
психологией, считая, что работа проститутки - это нормальная возможность
зарабатывать деньги. Они уже знают, как приноровиться к жизни в данной стране и
в каком баре или секс-клубе можно работать, получая неплохие деньги.
Возникла
новая тенденция, которую условно можно назвать «второй волной»: те женщины,
которые были вывезены за границу обманным путем, в последующем сами становятся
сводницами, вывозя новых женщин. «Я уже в четвертый раз поеду в Германию. Одна
моя подруга со мной точно поедет, другая еще не решила... Я им честно говорю,
что официантками они работать не будут, а будут обслуживать клиентов... Я им
помогу оформить документы, а они мне потом возвратят по 500 нем. марок» [4, с.
38].
Еще
одна тенденция выявляется из глубинных интервью: если женщины привезли деньги,
даже небольшие, после работы в секс-бизнесе, куда были втянуты обманом, они не
считают себя жертвами, даже несмотря на ужасные условия, в которых они
находились за границей. Женщины, которые убегают из секс-клубов и борделей,
нередко ищут иной возможности заработать деньги, чтобы возвратиться домой не с
пустыми карманами.
Интервью
с женщинами, которые уже были за границей или собираются ехать, показали, что,
несмотря на все страдания и унижения, которые им пришлось пережить, желание
выехать в иную страну снова сохраняется у 14 из 20 опрашиваемых.
Стойкое
желание работать за границей связано не только с большим заработком, который
они надеются там получить, но и с лучшими, чем на Украине, условиями жизни,
среди которых респондентки не на последнее место поставили чистые и красивые
города.
Объявления
о работе за границей исчезают из центральных и местных газет больших городов,
перемещаясь в маленькие города, районные центры. Там молодежь более наивна и
получает меньше достоверной информации.
Подытоживая
сказанное, можно с уверенностью говорить о распространении вывоза женщин с
Украины и о том, что необходимо искать эффективные меры противодействия. В
противном случае торговля людьми не только будет продолжаться, но и превратится
в угрозу национальной безопасности стран СНГ.
Инициативы неправительственных организаций
Проблема
борьбы с торговлей людьми привлекла внимание прежде всего неправительственных
организаций, которые всегда более остро, чем представители государственных
структур, воспринимают необходимость соблюдения прав человека, скорее реагируют
на нарушение этих прав.
В
конце 80-х годов в Нидерландах была создана Организация против торговли
женщинами, деятельность которой непосредственно направлена на предотвращение
этого феномена и помощь пострадавшим. Эта организация в 1995 году инициировала
вместе с неправительственными организациями Польши и Чехии программу «Страда» -
Предотвращение торговли женщинами в странах Центральной и Восточной Европы. К
ней присоединились неправительственные организации Украины (1997 г.) и Болгарии
(1998 г.).
Организация
«Страда» считает торговлю женщинами грубым нарушением элементарных прав
человека. Основные направления деятельности «Страды» на Украине:
помощь
жертвам торговли; организация работы «горячей линии»; проведение исследований
по проблемам насилия относительно женщин; экспертиза законодательных актов,
которые затрагивают положение женщин на Украине; ведение просветительской
деятельности среди молодежи; работа со средствами массовой информации;
распространение информации по проблеме; издание материалов, бюллетеней,
печатание листовок по проблеме предотвращения торговли и их распространение;
проведение
семинаров, рабочих секций, конференций по проблеме; сотрудничество с
работниками государственных структур с целью формирования национальной
программы действий по предотвращению торговли женщинами на Украине;
сотрудничество с посольствами заграничных государств на Украине и украинскими
посольствами за границей, с правительственными и неправительственными
организациями на Украине и за границей с целью предотвращения торговли
женщинами и помощи жертвам нелегальной торговли.
Особое
внимание обратим на работу «горячей линии». Это не только эффективный способ
адресного ведения превентивной работы, но и возможность предоставления
консультаций и помощи тем женщинам, которые за ними обращаются. «Горячая линия»
была открыта 18 ноября 1997 года. За период до июня 1999 года было проведено
более 2600 телефонных консультаций. Во время общения с потерпевшими
определяется круг тех, кто нуждается в непосредственной помощи. Например, с
июня по ноябрь 1998 года социальная поддержка была предоставлена 116 женщинам,
в том числе: возвращение на Украину из-за границы (13); трудоустройство (6);
помощь при получении новых документов (4); финансовая помощь (5); помощь
женщинам, которые находятся в тюрьмах за границей (3); помощь при обращении в
посольства Украины за границей (44); помощь при решении личных проблем (8);
поиск пропавших без вести (24).
Законодательная защита украинских граждан
Украинское
законодательство и прежде всего Уголовный кодекс, частично перелатанный из
бывшего УК УССР, не отражает изменившихся реалий современного мира. Прежде
всего это касается тех его разделов, которые посвящены сексуальной эксплуатации
женщин и наказанию за нее.
Принуждение
женщины к занятию проституцией рассматривается как уголовно наказуемое деяние.
Это сложно доказуемый вид преступления даже в границах одной страны.
Действительно,
торговля женщинами - это весьма специфическое преступление, которое совершается
одновременно на территории нескольких стран и может поэтому рассматриваться
только в комплексе, как организованное преступление, совершенное группой лиц.
Но доказать вину таких торговцев очень сложно именно потому, что, скажем, на
Украине не совершается преступление - женщине предлагается работа за границей,
но это «соглашение» завершается совершенно «неожиданно» на территории иной
страны и вполне вероятно, что там принуждать женщину заниматься проституцией
будут уже граждане других стран. Поэтому статья 119 УК Украины (принуждение женщины
к половому акту с особой, по отношению к которой женщина зависима по службе или
материально) не защищает украинских женщин от угрозы быть проданными, точно так
же, как и статья 210 УК, наказывающая за содержание публичных домов и
сводничество. Публичный дом на Украине торговец не держит и даже не заставляет
женщину вступать принудительно в половую связь.
Кроме
всего прочего, достаточно сложно доказать преступление по этим статьям,
поскольку необходимы свидетельства жертв, которые с неохотой идут на это. Так,
по данным Информационного бюро Министерства внутренних дел Украины, в 1991-1997
годах по статье 210 УК Украины к уголовной ответственности было привлечено 156
человек.
Сложность
защиты женщин заключается еще и в том, что очень часто за рубежом женщина
находится нелегально (с просроченной визой, фальшивым паспортом и т. п.). Кроме
того, практически во всех случаях принуждения женщин к занятию проституцией за
границей торговцы под различными предлогами или насильственно отбирают у них
личные документы сразу же после пересечения границы.
В
марте 1998 года в действующий УК Украины была внесена статья 124-1 «Торговля
людьми». Однако за прошедший год зарегистрировано только несколько случаев
возбуждения дел по этой статье из-за отсутствия механизмов ее использования, а
также нежелания женщин давать показания.
Возможно ли создать препятствия
распространению торговли женщинами?
Хотя
вывоз украинских женщин за границу становится массовым, у государства пока нет
специальной службы, которая способствовала бы предотвращению этого явления.
В
мае 1998 года был проведен первый международный семинар «Поиск путей решения
проблемы борьбы с торговлей людьми и формирование комплексной программы
действий», результатом которого стала разработка текста Комплексной программы
специалистами различных министерств и неправительственных организаций. От I
Всеукраинского конгресса женщин, который состоялся в мае 1998 года, было внесено предложение Президенту Украины
относительно улучшения положения женщин. В октябре 1998 года президент поручил
Кабинету министров разработать Комплексную национальную программу действий.
Сейчас
государственная программа находится на конечной стадии разработки. Она
охватывает 20 министерств, местных администраций, международных организаций,
спонсоров украинских и международных общественных организаций, государственный
комитет по делам семьи и молодежи, министерство иностранных дел, министерство
внутренних дел, Интерпол, министерство труда и социального обеспечения,
министерство здравоохранения, министерство юстиции, министерство образования.
Но возникают большие вопросы относительно финансирования. Кроме этого
необходимы согласованные действия с иными государствами для изменения ситуации.
Именно
поэтому необходимо не только привлечь внимание широкой общественности к
проблеме, но и разработать и подписать двух-и многосторонние
межправительственные соглашения по предупреждению торговли женщинами, наказанию
торговцев и, главное, оказанию реальной помощи женщинам - жертвам торговли.
Этот
опыт может оказаться полезным для других постсоциалистических государств.
Программа предусматривает целый комплекс мероприятий превентивного,
информационного, социально-психологического плана. Особое внимание в ней
уделяется деятельности правоохранительных органов.
Список литературы
1.
Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов
«Телефонов доверия». Киев, 1998. Вып. 2.
2.
Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов
«Телефонов доверия». Киев, 1999. Вып. 4.
3.
Итоговый документ Четвертой Всемирной Конференции ООН по положению женщин.
1995.
4.
Предотвращение контрабанды женщин из Украины: украинская информационная
кампания. Международная организация миграции. Киев, 1998.
5.
Преступление и порабощение. Всемирная сеть за выживание. Вашингтон, 1997.
|