Типы государства (Доклад)  Типы государства (Доклад)
 Типы государства (Доклад) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Типы государства (Доклад)


План

Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права. Истори- ческие типы права и государства: рабовладельческое,феодальное,бур- жуазное,социалистическое,выделенные на основе формационного подхода.

Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов мира; романо-гер- манская, англо-саксонская, религиозная,традиционная.

Соотношение права и правовой системы.

Правовая система общества;понятие и структура

Правовая система общества- это конкретно-историческая совокуп- ность права, юридической практики и господствующей правовой идеоло- гии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы;

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятие "право" и "правовая система"соотносятся как часть и це- лое. Если под правом понимается система общеобязятельных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых госу- дарством, то под правовой системой -явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право-ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые; правотворчество, правоотношения, правовые учреж- дения, законность и т.п

Понятие "правовая система" выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Романо-германская правовая семья.

Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой семье, необходимо сначала определить понятие "правоваясемья".

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы
Италии, Франции,Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках рома- но-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые систе- мы (Югославии, Болгарии и т.д.). Cовременная правовая система России, при всехее особенностях,более родственна именно романо-германской пра-

вовой семье.

Такие страны, как Италия, Франция, Испания и др. возникли на об- ломках Великой Римской Империи. Они имели большой опыт Римской Импе- рии, иисходя из ее ошибок и достоинств создали свою провавую систему.
Многие юристы, политики и просто люди, которые хоть немного смыслят в правовой системе, считают, что романо-германская прововая система на нынешний момент является самой совершенной правовой системой в мире.
Правовая система Италии, Германии, Франции и тд. имеют общий источник, структуру права и исторический путь его формирования, по этому все эти страны объеденяют в романо-германскую правовую семью.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законо- дательство/:

- главная роль в формировании права отводится законодателю, кото- рый создает общие юридические правила поведения; правоприниматель же
(судья, административные органы и т.п./ призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах:

- имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической си- лой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов:

- весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регла- менты, инструкции, циркуляры и др.):

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрас- ли:

- правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве вспомогательных, дополнительных источников:

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина:

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (реорию) построения данной правовой семьи.

Англо-саксонская правовая семья.

Прежде чем давать характеристику англо-саксонской правовой семье
(семье общего права), необходимо сначала определить понятие "правовая семья".

К англо-саксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Все страны англо-саксонской правовой семьи, такие как США, Кана- да, Новая Зеландия и др. в прошлом были колонезированны Англией. Они впитали в себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую систему. Их правовая система стала отражением Английской. В ней были похожи струк- тура признак. И через некоторое время, страны такие , как Англия, США,
Канада, Австрия, Новая Зеландия объединили в англо-саксонскую семью.

Среди признаков данной семьи можно выделить cледующие;

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела):

- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер:

- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе госу- дарственных органов;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, до- казательственное) право, которое во многом определяет право материаль- ное;

- отсутствуют кодифицированные отрасли права;

- отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи высту- пают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

Семья религиозного права.

Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо сначала определить понятие правовая семья .

Ксемье религиозного права относятся правовые системы таких му- сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также ин- дусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие;

- главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и со- ответственно строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравстенные нормы и цен- ности,содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распростра- няющиеся на мусульман либо в Шастрах,Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

- весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными, религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды уче- ных-юристов (доктрины),конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений:

- отсутсвует деление права на частное и публичное;

-нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное зна- чение;

-судебная практика в собственном смысле слова не является источ- ником права;

- во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека
(как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

Семья традиционного права.

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие "правовая семья"

Ксемье традиционного права относятся правовые системы Мадагаска- ра, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие;

- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передавемые из поколения в поколение;

- обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, мо- ральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами;

- обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

- нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в ка- честве основного источника права;

- судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавли- вая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность;

- юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

- архаичность многих ее обычаев и традиций.

Особенности государства конкретного исторического периода опре- деляются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории,публичной вл асти,сувереннитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления,цели,задачи и социальная направленность. На характер государственнсти и государс- твенное устройство влияют национальный состав населения,своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоре- нившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов,эпох) в развитии го- сударственно-организованного общества у различных народов в различ- ное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Пер- вые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

А р и с т о т е л ь считал, что основными критериями разграни- чения государств являются; 1) количество властвующих в государстве;
2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них дос- тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные це- ли). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель главное различие государств видел в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин- тересыкаждого.

П о л и б и й говорил, что развитие государства, смена его ти- пов (разновидностей)-естественный процесс,определяемый природой.
Государство развивается по бесконеному кругу,который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие госу- дарства, его обновление и изменение- это замкнутый круг, считает
Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс- твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу- дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го- сударственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру- гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьетивной основой концептуального плюрализма типологии государства.

ТИПЫ ПРАВА: различные подходы.

Типология права-это его специфическая классификация, производи- мая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма- ция). Именно базис (тип производсвенных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен- ного развития, который детерминируети соответствующий тип надстро- ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов эконо- мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

ДОСТОИСТВО;

-продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес- ких факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

СЛАБАЯ СТОРОНА;

- формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди- ческую специфику права.

В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны- ми критериями выделяют такие типы права;

1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующией правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают слудующие правовые семьи; общего пра- ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделенны национально-исторические, конкретнор-географические и техничес- ко-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируется на категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й ф о р м а ц и и. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это историчес- кий тип общества, основанный на определенном способе производства.
Уровень развития призводственных сил определяет материально-техни- ческую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, состав- ляют экономический базис общества, которому соответствуют опреде- ленные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм проихводственных отно- шений и замены их новым экономическим строем. Качественные измене- ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре- образавания в надстройке. Вывод о том, что решающей силой истори- ческого процесса являются материальные производственные отношения
(экономический базис),дал "твердое основание для представления раз- вития общественных формаций естественно-историческим путем ". Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государс- тва и права.

Понятие исторического типа связывается с установлением законо- мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо- мических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства,сог- ласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающх общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран прояв- ляется в господствующем типе собственности на средства производс- тва, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса, в общности основных черт классовой структуры общества, ока- зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и права.

Господство производственных отношений одного типа в ризличных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого гос- подствующего класса оно служит. При таком подходе государство при- обретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве дик- татуры экономически господствующего класса.

ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс- тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори- ческий тип- социалистическое государство, которое,теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в об- щественное коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо- вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу- дарство - это организация политической власти господствующующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ- нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев- на средства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо- го строя и возникновения феодальной общественно-экономической фор- мации.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государстенной власти. которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократи- ческого государства выражается в следующем;

Во-первых,такой режим предоставляет свободу личности в сфере эко- номической деятельности. которая составляет основу материального бла- гополучия общества.

Во-вторых, реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда- нина, его возможность выражать собственное мнение о политике государс- тва, активно участвовать в различных культурных, научных,профессио- нальных и других общественных организациях придают высокую нравствен- ность демократическому государству.

В-третьих, демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной влас- ти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов).

В-четвертых, в демократическом государстве личность защищена от произвола беззакония, так как ее права находятся под постоянной охра- ной органов правосудия.

В-пятых,демократический режим является следствием реального раз- деления властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.

В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает ин- тересы большинства и меньшинства,индивидуальные и национальные особен- ности населения. Она также является препятствием бюрократическому про- изволу и нарушениям социально-экономичесикх прав национальных мень- шинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности;

В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечи- вают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

В-восьмых, основными принципами деятельности демократического го- сударства является плюрализм. В условиях демократического режима дейс- твуют различные партии, другие общественные организации,объедине- ния,самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государс- тва, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и их общественных образований.

В-девятых, демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стобильный правопорядок, низкий уро- вень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и нацио- нальными группами людей.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов; формы государственного режима.
Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной главе учебника.

класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Как утверждают основоположники марксизма - ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину.
Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных людей. Социалистическое государство
– орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско - ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататроского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе : коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском погимании исторический тип государстваопределяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается специфического пути развития государственности ряда стран и народов Азии и
Африки, то применение общих методологических принципов требует всстороннего учета исторических и национально - этнографических олсобенностей различных стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии.
Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к опреленному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смежанной, капиталистической с элементами общественной собственнностии) – экономическая основа данных государств.

Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму,
“перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью пролетариата передовых стран, – писал Ленин, – отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития – к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития”.

Подтверждением правильности данной концепции считалась победа социалистической социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока, которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных отношений. Подобная общественная практика позволила позже выдвинуть и обосновать тезис о государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства социалистической ориентации ориентации финкционируют на основе переходной многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По своей классовой сущности они представляют собой революционно - демократическую диктатуру народа. Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных и других предпосылок перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений, ориентированных преимущественно на частную собчтвенность, должны перейти к буржуазному типу государства.

Важное место в марксистско - ленинской типологии занимает положение осмене исторических типов государств, преемтвенности в развитии государства и права различных типов. Первопричиной смены исторических типов государства считается социально - экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого в истории классово - антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которая меняет экономическуб основу общества. “С изменением экономической основы, – пишет Маркс, – более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке”.

Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответсвует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит, таким образом, в результате социальной революции.

Один из важных моментов марксистско - ленинского учения состоит в том, что развитие исторических типов и права – это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и права к феодальному и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой государственно - правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат к старой, более низкой с точки зрения прогрессивого исторического движения, государственности.

Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества. Задача, функции каждого последующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях. “Данная закономерность выступает как тенденция политического развития. Ее нельзя рассматривать”чисто логически, в отрыве от реальной исторической действительности”. В истории есть немало примеров того, как конкретное государство более высокого типа во многом уступает государствам прошлых исторических типов (Римская империя и германские феодальные княжества, возникшие на ее обломках).

Преемтвенность между историческими типами государства заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксистской литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации старых классов, которые приемлимыдля него и могут быть наполнены новым классовым содержанием (например, организация армии, полиции, судов, уголовное и гражданское судопроизводство).

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государства, которые роднит их общая эксплуататрская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по- разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму. Маркс писал, что только социалистическая революция открывает подлинную историю человечества. Решительно разрушая эксплуататорскую государственную машину и правовую систему буржуазии, рабочий класс берет от старого общества только то, что может служить интересам трудящихся. При переходе к социализму преемственность государственно - правовой оргаизации общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что социалистическое государство – это не только высший, но и совершенно новый, противоположный эксплуататорскому, исторический тип государства.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств марксистско
- ленинская теория выделяет их следующие общие признаки :

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениям, которые базируютcя на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличие от эксплуататорских государств социалистические государста, согласно марксизму - ленинизму, представляют собой организацию политической власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а построение бесклассового коммунистического общества. Отсюда и соответствующая характеристика основных черт государства социалистического типа :

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственностина орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов и всего народа.

Любое социалистическое государство в процессе своего развития не только отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним.

В этом марксистско - ленинская наука видит коренные различия между эксплуататорским и социалистическим типом государства.

Классово - формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства называлось “совокупность государств, развивающихся в рамкой и той же общественно - экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”.
“Исторический тип государства (или права) – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно - экономической формации”. “Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью”.

Мировая политико - правовая мысль выработала другие критериитипологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификациигосударств являетяс понятие “ цивилизации ”.

Так, Г. Еллинек писал, что, “несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно, однако, установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа”. Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа
Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и положения, которые занимает индивид в этом союзе, следующие главные исторические типы государства : древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономический, географических, религиозных, психологических и другихфакторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государств, существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду такойц важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обуславливает в значительной мере не только тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых форм хозяйствования и зарождения принципиально новых экономический форм.

Во-вторых, при формационном рассмотрении строуктуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои нажодятся за пределами исследования : они не вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым объединяется социальная картина общественной, в том числе государчственно - правовой жизни народов.




      ©2010