Территория государства
Территория
государства
Правовые
основания и способы изменения территории государства.
Как отмечает
проф. П.И. Савицкий, изменение государственной территории может быть
произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в
соответствии с нормами и принципами международного права; правовым основанием
такого изменения становится международный договор о передаче определенной части
территории или об обмене ее участками[1]
.
При этом изменение территории государств не может противоречить нормам
международного права. Например, государственный договор 1955г. обязывает
Австрию не объединяться с Германией[2]
.
Я. Броунли
выделяет следующие предпосылки[3]
для передачи той или иной территории от одного государства к другому:
1. Способность
передавать и приобретать территорию. Только суверенное государство вправе
передавать и приобретать территорию. Мандатарий, например, не вправе отчуждать
подмандатную территорию, что вытекает из цивилистического принципа nemo dat quod non habet ("нельзя передать то, чего не
имеешь").
2. Наличие
правового титула на территорию. Как отмечает Я. Броунли, "в принципе
понятие собственности, противополагаемой всем другим государствам и
единотитульной, может существовать и существует в международном праве… Так,
первое и неоспариваемое завладение территорией, являющейся res nullius[4]
, или давняя и неоспариваемая атрибуция
(как в случае Англии и Уэльса), может порождать титул, эквивалентный понятию dominium римского права"[5]
.
Учитывая
принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы
силой) в международных отношениях[6]
,
единственным способом изменения территории государства является международный
договор, двусторонний или многосторонний.
Государственная
граница.
Государственная
граница – это воображаемая линия и проходящая по ней вертикальная поверхность,
определяющие пределы государственной территории (по суше, воде, недрам и
воздушному пространству). Границы между сопредельными государствами обычно
определяются двусторонними международными договорами между ними.
Государственные
границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.
На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного
фарватера, либо по линии наибольших глубин. На озерах государственная граница
обычно представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к
берегам озера. Государственной границей на море является линия внешнего предела
территориального моря.
Процесс
установления государственной границы включает две стадии:
Делимитация:
определение в международном договоре общего направления прохождения
государственной границы и нанесение ее на географическую карту.
Демаркация:
обозначение линии государственной границы на местности посредством установления
специальных пограничных знаков.
Как отмечает Я.
Броунли, "границы, являющиеся границами де-факто ввиду отсутствия
демаркации или наличия неразрешенного территориального спора, для некоторых
целей могут все же считаться юридическим пределом суверенитета – например, для
целей гражданской или уголовной юрисдикции, законов о гражданстве, запрещения
недозволенного вторжения"[7]
.
Сопредельные
государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы
ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки
соответствовали требованиям демаркационных документов. Пересечение государственной
границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров и
грузов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах, с
осуществлением пограничного, таможенного, иммиграционного,
санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. На территории
государства, прилегающей к государственной границе, устанавливается особый
пограничный режим, с определенными ограничениями на ведение хозяйственной,
промысловой и иной деятельности.
Список
литературы
Международное
право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я.
Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie
J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1]
1,
с.473.
[2]
См.: 2,
с.194.
[3]
См.: 2,
сс.196-198.
[4]
Ничейная
вещь.
[5]
2,
с.198.
[6]
См.: пп.3,4
ст.2 Устава ООН.
[7]
2,
сс.199-200.
|