Теория государства и права (2)  Теория государства и права (2)
 Теория государства и права (2) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Теория государства и права (2)

Теория государства и права (2)

26. Закон: его понятие и роль в обществе. Виды законов

Закон, как основной источник права большинства современных государств, отличается характерными только ему признаками:

1) законы принимаются только высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума

2) законы принимаются по основным вопросам общественной жизни

3) принятие законов обусловлено особым законодательным порядком, который не свойственен принятию других нормативных актов

4) законы не подлежат отмене другими государственными органами, кроме как парламентом, принявшим этот закон

5) законы составляют основу всей правовой системы государства

6) законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам

Как источник права, законы отличаются по своей юридической силе. Законы бывают конституционные и обыкновенные.

Конституция, как основной закон государства, является основным источником права и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативным актам.

Конституционные законы, следующие после конституции по своей юридической силе, определяют основные начала государственной и общественной жизни. На основе конституции и конституционных законов строится всё остальное законодательство государства.

В процессе реализации норм права в повседневной жизни важно установить пределы действия нормативно-правовых актов, так как всякий нормативный акт издаётся для того, чтобы в определённый промежуток времени на конкретной территории регулировать отношения определённого круга лиц.

27. Действие нормативных актов по времени

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как отмечалось ранее, этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.

Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1. если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2. если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют накзуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

1. по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

2. в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

3. на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

28. Действие нормативных актов в пространстве

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства – на территории района, префектуры, города, земли и т. п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

29. Действие нормативных актов по кругу лиц

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

31. Понятие и основные признаки системы права

Само понятие “система” означает единое целое, составленное из взаимосвязанных и расположенных в определённом порядке частей данной системы.

Под “системой права” принято понимать совокупность взаимосвязанных, согласованных и расположенных в определённом порядке по институтам и отраслям права юридических норм, в соответствии с особенностями и характером регулируемых ими общественных отношений и составляющих вместе единое целое. Рассматривая содержание понятия “система права”, следует иметь ввиду совокупность норм права современного государства, которое представляет целостное образование и которому присущи внутреннее единство и согласованность. Система права формируется не по желанию отдельной группы людей или отдельной личности, а обусловленной системой общественных отношений в данной стране.

Составными частями системы права принято считать нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли права. Первичным элементом в системе права являются нормы права. Из различных сочетаний норм права складываются все остальные компоненты системы, однако общественные отношения не существуют изолированно друг от друга, а взаимосвязаны между собой в той или иной степени и образуют обособленные группы общественных отношений. В соответствии с обособленностью этих однородных групп общественных отношений группируются и нормы права, которые регулируют данные общественные отношения. Так например: нормы права, регулирующие отношения найма жилплощади, образуют обособленные группы норм, которые являются правовым институтом.

Институтом права называется обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид однородных общественных отношений.

Основным элементом системы права современного государства является отрасль права. Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют определённую область общественных отношений, которая отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к определённой отрасли права, присуще общее для них своеобразие, которое и является основой для объединения их в отрасль. Следовательно, отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием.

34. Отрасли права

Отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием. Российское право является внутреннеединым и согласованным и подразделяется на отдельные составные части, которые именуются отраслями права.

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха.

7. Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно-опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Международное право - это система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Общепризнанные нормы международного права по вопросам прав человека обладают приоритетом над внутригосударственным правом.

37. Понятие и формы реализации права

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение злодей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства. Реализация норм права есть воплощение их предписаний в действиях людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации).

1. Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. Особенность данной формы реализации состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права.

2. Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственный и общественный организаций, их органов. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами праве.

3. Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения, соблюдение обязанностей носит пассивный характер, так как юридические обязанности при этом реализуются посредством воздержания от определенных действий. В первом случае граждане должны активно действовать, чтобы реализовать норму права, а во втором, наоборот, не совершать запрещенных действий.

Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации.

Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Этот вопрос требует специального и более внимательного рассмотрения.

38. Понятие применения права и его виды. Акты применения права

Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев индивидуально определенных лиц.

Каковы же характерные признаки применения норм права?

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, и, следовательно, применять нормы права не могут.

Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.

В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление и др.

В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

Когда, в каких случаях возникает необходимость в применении норм права?

1. Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, для того, чтобы учиться в высшем государственном учебном заведении (реализовать свое право на образование), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении; чтобы реализовать право на трудоустройство, необходимо официальное решение администрации предприятия, организации о принятии на работу. В каждом из названных и подобных случаев необходимо издание приказа руководителем соответствующего учреждения о реализации указанных прав.

2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома.

3. Необходимость в применении норм права возникает и тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору - поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства

4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд на основании норм уголовного права.

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического спора.

Признаки актов применения применения норм права: - имеет властных характер и охраняется принудительной силой государства; - акт применения - индивидуальный правовой акт; - правоприменительные акты должны быть законны; - акты применения норм права издаются в установленной форме и умеют точное наименование.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: – акты представительных органов государственной власти; – акты исполнительных органов государственной власти; - акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др. ); - акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др. ).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: - на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); – на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

39. Стадии применения права

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных, фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. 

2. Выбор и анализ нормы права подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дели.   

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Правоприменительный орган должен точно установить: действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; - действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; - распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

3. Вынесение решения компетентным органов и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается – начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

40. Акты применения права

Особый разговор об актах применения права. Эти акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами. Они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель их принял и когда. Они имеют внешние, формальные реквизиты - штампы, печати, подписи, подтверждающие их юридическое значение. Реквизиты (оформление) правоприменительного акта: 1)вводная - наименование акта, кто, когда принят, адресат

2)конституирующая - фактические обстоятельства дела

3)мотивировочная - обоснование принятого решения.

Правоприменительные акты классифицируются:

1)по правоприменителям

2)по их компетенции

3)по полномочиям Различают правоохранительные акты суда, прокуратуры, органов МВД и т. п.

По характеру актов - приговор суда, приказ руководителя, постановление инспекции. Отличие правоприменительного акта от нормативного акта:

1)содержит не общее, а индивидуально-конкретное предписание;

2)касается только конкретных случаев;

3)адресуется конкретным лицам;

4)имеет разовое значение.

41. Понятие и виды толкования (уяснения) права

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания нормы. Уяснения смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований.

Основные приемы толкования-уяснения содержания правовых норм:

1. Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Для этого устанавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая форма, определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяснении значений отдельных терминов. В законодательстве часто используются термины, имеющие общепринятое значение. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, непосредственно заложенный самим правотворческим органом. Иначе это может привести к неправильному решению юридического дела.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами. Прежде всего устанавливаются связи с нормами, близкими по содержанию с толкуемой нормой и детализирующими ее. Принимается во внимание и то, в каком нормативно-правовом акте она сформулирована, какое место в этом акте она занимает. Возможно и сопоставление норм различных отраслей права.

3. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяснении следует глубоко изучить социальное назначение и цели правовой нормы, а также конкретные условия ее принятия. Такой подход позволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравственное содержание.

4. При уяснении правовых норм следует использовать все указанные приемы. Только их совместное применение способствует точному и правильному пониманию смысла толкуемой нормы права.

42. Толкование по объему

По объему толкования - логический способ в результате приводит в определению объема толкования - он может быть буквальным, расширительным(сделка, заключаемая с помощью ЭВМ, приравнивается к письменной) или ограничительным(забота о детях, их воспитание - обязанность родителей - это значит, что после достижения детьми совершеннолетия они сами будут о себе заботиться).

Буквальное толкование имеет место тогда, когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы, когда отсутствует расширительное толкование.

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания нормы права. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование - это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах, которые издает компетентный орган. Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права.

Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию делятся на судебные и административные.

Судебное толкование - это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов.

Административное толкование - это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и др. Толкование норм права могут давать в пределах своей компетенции и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной им территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность этих актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые ими юридические нормы. Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которые не носят обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование не обязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права.

44. Понятие и отличительные признаки правового отношения

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Отличительные признаки:

Правоотношение складывается на основе правовых норм. В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все отношения регулируются с помощью норм права. Многие регламентируются нормами морали, обычаями, традициями.

Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект наделен правом, то у другого появляются обязанности. (купля-продажа)

Правоотношения гарантируются государством и охраняются им в случае необходимости его принудительной силой.

Правоотношения чаще всего различаются по отраслям права - административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д.

45. Содержание (элементы) правоотношения

Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность - это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество.

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем права одних и обязанности других выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни.

Объем субъективных прав и обязанностей в общем виде определяется нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом.

Субъективное право - это предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективное право проявляется:

1. в возможности положительного поведения обладателя субъективного права в целях удовлетворения своих интересов. - собственник может распоряжаться и пользоваться принадлежащей ему вещью.

2. субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определнного действия от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов.

3. субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Т. е. возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения.

Необходимо строить свое поведение так, чтобы оно не противоречило предъявленным требованиям, чтобы удовлетворять интересам управомоченного.

Содержание юридической обязанности:

1. необходимость совершать активные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Купля-продажа - продавец обязан передать вещь покупателю в собственность, за которую покупатель уплатил определенную сумму.

2. юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Сдача в поднаем имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается.

46. Понятие и виды субъектов права

Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей. Однако в реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений. Мера участия субъекта в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней коцентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность - это признаваемая нормами объективного права способность субъект самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок.

Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского, политического и брачного совершеннолетия. В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной.

На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья (душевная болезнь, слабоумие и т. д. ).

Родство субъектов ( брачно-семейное законодательство )

Законопослушность субъектов.

Религиозные убеждения.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав и свобод называется правовым статусом. Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни (служба в армии, право занимать определенные государственные должности).

К организациям - коллективным субъектам правоотношений - относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям. Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой осуществляется их правоспособность и дееспособность. Дееспособность организаций непосредственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций.

Среди субъектов организаций особое место занимают так называемые юридические лица. Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лица являются прежде всего субъектами гражданско-правовых, имущественных отношений. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют - публичные или частные.

Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений. Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом международно-правовых отношений.

47. Правоспособность и дееспособность

Понятия “правоспособность” и “дееспособность” неразрывно связаны с понятием “субъекты права”. Субъектами права являются граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективного права и юридических обязанностей. Государство, признавая определённые категории субъектами права, наделяет их правоспособностью, то есть способностью иметь права и обязанности. Следовательно, субъектом права является лицо, обладающее правоспособностью.

Способность своими действиями осуществлять права и обязанности называется дееспособностью.

Правоспособность и дееспособность - это такие юридические свойства, которые присущи только субъектам права.

Правоспособность - это установленная законом способность лица, участника правоотношений, обладать субъективными правами и юридическими обязанностями.

Дееспособность - это установленная законом способность лица, участника правоотношений, непосредственно своими действиями, самостоятельно, осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Правоспособность и дееспособность вместе составляют понятие “правосубъектности”.

Объём правоспособности и дееспособности субъектов права, то есть совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, определяется в нормативно-правовых актах и конституции государства. Субъектами правоотношений могут быть прежде всего люди, так называемые физические лица, предприятия, учреждения, само государство, субъекты федерации (если государство федеративное), общественные организации и политические партии.

Субъекты права наделены правовыми нормами, возможностью определённого поведения, которую можно поделить ещё на 3 возможности:

Возможность определённого поведения (действий) того, кто обладает правом.

2) Возможность требовать определённого поведения (деятельности) от

другой стороны, которая несёт обязанности.

3) Возможность прибегнуть к содействию государства для принудительного

выполнения обязанностей этой стороны, если обязанности не

выполняются добровольно.

Юридическая ответственность - это предусмотренное правовыми нормами должное поведение субъектов данного отношения.

Чтобы стать участником правоотношений, необходимо обладать таким юридическим качеством, как правоспособность, то есть предусмотренная законодательством способность иметь юридические права и обязанности.

Однако гражданское право как одна из отраслей права включает в себя такую юридическую категорию, как дееспособность. Возникновение такого понятия, как дееспособность, вызвано тем, что есть люди, которые наделены правами и обязанностями, но не могут самостоятельно, в достаточной мере или вообще не могут осознавать свои поступки и их последствия. Такие люди признаются в установленном законом порядке ограниченно дееспособными или недееспособными.

К этой категории лиц относятся малолетние, у которых их дееспособность ограничена до определённого возраста, но с наступлением совершеннолетия бывшие несовершеннолетние обретают полный объём прав.

Другая категория лиц - это слабоумные и умалишённые, которые признаны таковыми в установленном законом порядке. Такие лица не могут самостоятельно пользоваться правами и отвечать за свои поступки. Вместо них в правоотношениях их законными представителями выступают официально оформленные таковыми их опекуны и попечители.

Несовершеннолетние обладают ограниченной до определённого возраста правоспособностью. В трудовые отношения они могут вступать с 14 лет, а в брачно-семейные - с 18 лет.

Лица в возрасте от 15 до 16 лет могут совершать крупные сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей, однако мелкие бытовые сделки они могут совершать самостоятельно. Несовершеннолетние могут сами распоряжаться своим заработком или стипендией.

Ответственность за вред, причинённый детьми в возрасте до 15 лет, несут их родители или другие законные представители. В возрасте от 15 до 18 лет подросток уже сам способен нести ответственность за причинённый им вред. Однако при отсутствии средств для возмещения вреда ущерб, нанесённый подростком, возмещается родителями или попечителями.

Ограниченно дееспособными считаются лица, злоупотребляющие спиртными напитками или являющиеся наркоманами, признанные таковыми в законном порядке (если состоят на учёте, то они являются ограниченно дееспособными). Такие лица лишаются права, без согласия попечителей, продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество и совершать другие сделки по распоряжению имуществом. Однако мелкие бытовые сделки они могут совершать самостоятельно.

Понятия “правоспособность” и “дееспособность” дают в сумме правосубъектность. Правосубъектность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершённые правоотношения (деликты). Так например, способность лица, совершившего правонарушение в уголовном праве, наступает с 16 лет, а по особо тяжким преступлениям - с 14 лет.

Деликтоспособность в области административного права наступает при достижении нарушителем возраста 16 лет, а уголовную ответственность лица начинают нести к моменту совершения преступления при достижении 16 лет, а по тяжким преступлениям (грабёж, убийство, изнасилование) - с 14 лет.

Физические лица по своему правовому статусу подразделяются на 3 категории:

1) граждане данного государства

2) иностранцы

3) лица без гражданства

Правоспособность человека зависит от того, является ли лицо гражданином данного государства или нет. Иностранцы - это лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лица без гражданства - это люди, не принадлежащие к гражданству какого-либо государства. Как правило, это политические эмигранты, которые утратили прежнее гражданство и не приобрели новое. Лица без гражданства и иностранцы, проживающие на территории России, не имеют права избирать и избираться депутатами, быть командирами корабля, воздушного судна, не призываются в армию.

48. Объекты правоотношений

Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Правоотношение конкретизирует общие права и обязанности, предусмотренные нормой права, применительно к индивидуальным субъектам. Следовательно, объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. Поведение участников правоотношений всегда имеет общественную значимость. Оно осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных интересов общества, государства, личности. Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют определенные материальные, духовные и иные потребности.

Объекты правоотношений могут быть различными по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников. Совершая те или иные действия, предусмотренные нормами права, участники правоотношений тем самым удовлетворяют свои потребности. Другими словами, юридические права и обязанности, воздействуя на поведение участников неимущественных правоотношений, достигают целей правового регулирования.

Вопрос об объекте правоотношений юридической наукой рассматривается неоднозначно. Довольно широкое распространение имела и имеет трактовка объекта как совокупности разнообразных материальных и нематериальных благ, которые находятся в сфере интересов участников правоотношений. Представляется, что материальные и нематериальные блага являются целью, ради которой лица вступают в правоотношения.

Задача юриспруденции состоит в изучении действий участников правоотношений, а не вещей и других благ, ради которых они вступают в правоотношения. Для юриста важно установить характер этих действий, их соответствие юридическим правам и обязанностям субъектов. Теория права лишь выявляет юридическое свойство вещей, находящихся в сфере интересов субъектов правоотношений.

49. Юридические факты

Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных жизненных обстоятельств (фактов). Например, факт призыва на действительную военную службу является основанием для вступления призывника в военно-служебные правоотношения; увольнение в запас, наоборот, прекращает эти правоотношения; с достижением совершеннолетия возникают правоотношения, допускающие участие гражданина в выборах представительных органов государственной власти; в связи с рождением ребенка у супругов возникают обязанности по его воспитанию.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Мы уже знаем, что гипотеза устанавливает те жизненные обстоятельства и условия, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности. Другими словами, юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовой нормы.

Юридические факты имеют большое значение для практики правового регулирования общественных отношений. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание или непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления – это юридический факт, который порождает уголовно-правовые отношения между лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом (следователем, судьей). Следователь, судья должны точно установить факт совершения преступления конкретным лицом, что и будет основанием для возникновения уголовно-правовых отношений.

Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъекта на две группы: события и действия.

События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).

Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. С точки зрения законности все действия людей подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения).

Правомерные действия – это такие юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты – это такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи; постановление следователя о возбуждении уголовного дела; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии. В первом случае возникают имущественные правоотношения, во втором – уголовно-правовые, в третьем – пенсионные.

Юридические поступки – это правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия. Например, гражданин написал письмо в газету с целью решения экологической проблемы района. После опубликования письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследовал.

Неправомерные действия (правонарушения) – это такие юридические факты, которые противоречат (не соответствуют) требованиям правовых норм. Неправомерные действия нарушают установленный в стране правопорядок. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлениями являются уголовные правонарушения. Проступки бывают дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.

Такова краткая характеристика юридических фактов, являющихся необходимой предпосылкой правоотношений.

50. Пробел в праве. Институт аналогии. Применение права по аналогии

Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Объективная и субъективная природа пробелов в праве. Объективные факторы - законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. В законодательном органе наблюдаются столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают новизной. - появляются правовые вакуумы. Субъективные факторы - несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т. п. Недопустим отказ субъекту права со стороны правосудия под предлогом несовершенства законодательства. При существовании пробелов в праве правоприменитель может попытаться решить спор, применив аналогию права, либо аналогию закона.

Аналогия закона - решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. Уголовное законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом. В связи с постоянным совершенствованием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

51. Понятие и основные принципы законности

Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.

Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах.

Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и другой. Ну а поскольку всякое количество есть количество какого-то качества, то в рассматриваемом равенстве скрывается внутреннее качество. Таким качеством является воля субъектов права. Иначе говоря, каждый из них посредством общего волевого акта признает друг в друге равного себе. Эта общая воля и образует сущность законности. На поверхности же явлений она выражается в точном соблюдении и исполнении законов всеми лицами.

Требованиями законности являются:

1. верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов;

2. издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции;

3. своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;

4. обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами;

5. контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;

6. пресечение всех и всяких проявлений беззакония и произвола.

К принципам законности относятся:

1. единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает борьбу с местничеством и волокитой, единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д. ;

2. обязательность законности для всех, без какого бы то ни было исключения – перед законом все должны быть равны;

3. неразрывная связь законности с общей культурой населения: чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества – без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан, именно поэтому в Конституции РФ было записано, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются»;

4. связь законности и целесообразности, что означает: законы государства должны быть оптимальными, т. е. не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона, и на основе законов;

5. контроль со стороны общества за законностью осуществляется в разнообразных формах и призван обеспечить незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан.

53. Понятие правопорядка. Соотношение законность и правопорядка

Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и режима законности.

Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.

Будучи венцом, итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право – законность – правопорядок).

Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом.

Выделим эти основные черты правопорядка: господство закона в области отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; безусловное утверждение прирожденных прав и свобод человека; четкая и эффективная работа всех юридических органов, прежде всего правосудия; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение.

Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека.

54. Правосознание и его структура

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной , жизни. политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий , категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология - это совокупность чувств, привычек, настроений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворенная при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми. Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание – это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества – оно отражает лишь отдельные, существенные черты конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого – ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

55. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура — это общее состояние зaкoнoдaтельства, работы суда, других правоохранительных органов правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.

Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Вместе с тем понятие «правовая культура» более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре—высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т. д. ).

57. Правонарушение: понятие, состав и виды

Правонарушения - это возникшие в определённых жизненных обстоятельствах правоотношения, юридические факты, которые представляют собой виновные, противоправные деяния лица, способного нести юридическую ответственность (деликтоспособного лица), и являющиеся основанием для юридической ответственности.

В юридической литературе принято отличать правонарушения по их характеру, а также по степени общественной опасности и некоторым другим основаниям. Правонарушения принято делить на дисциплинарные, административные, гражданские и уголовные. Однако не все правонарушения являются преступлением. Так, преступлением являются только уголовные правонарушения, все другие правонарушения - гражданские, административные, дисциплинарные - являются проступками.

Дисциплинарные правонарушения, по сравнению с другими видами правонарушений, наносят наименьший вред обществу. Они в основном ослабляют трудовую, служебную дисциплину и тем самым наносят вред нормальному функционированию государственных, хозяйственных, уголовных и других заведений. Характерной чертой таких дисциплинарных проступков, как например, прогул, опоздание на работу и тому подобное, является пренебрежение нарушителя дисциплиной, а также правилами внутреннего распорядка. При таких правонарушениях предусмотрены следующие санкции, как например: замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, понижение в должности, строгий выговор, увольнение с работы и так далее.

Административные правонарушения, по наносимому ими вреду обществу, являются более серьёзным проступком, нежели дисциплинарные Административный проступок - это посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (как умышленное, так и неосторожное) действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям следует отнести: нарушение правил уличного движения, правил санитарии, пожарной безопасности.

Правонарушители, совершая административные проступки, нарушают нормы административного, финансового, земельного, процессуального и других отраслей права. Административные поступки влекут за собой такие административные взыскания, как: предупреждение; штраф; лишение специального права, которое предоставляется гражданину; административный арест.

Следующими по вреду, наносимому обществу после дисциплинарных и административных правонарушений, являются гражданские правонарушения, которые в гражданском праве именуются гражданско-правовыми дириктами. Гражданско-правовой дирикт - это гражданское правонарушение, влекущее за собой обязанность возмещения причинённого ущерба. Ответственность за такие правонарушения предусматривается нормами гражданского, семейного, земельного права.

Само правонарушение заключается в неисполнении, или ненадлежащем исполнении, договорных или недоговорных обязательств; в причинении имущественного вреда государственным, частным организациям, личности. Гражданско-правовые нормы предполагают восстановление нарушенных отношений и выполнение, иногда в принудительном порядке, невыполненных обязательств или обязанностей; восстановление нарушенных прав. На практике это означает возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмену противоречащих закону сделок, договоров и других противоправных актов.

Другим видом правонарушений является преступление. Преступление представляет для общества особую опасность и причиняет вред наиболее важным общественным отношениям. Преступлением считается предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй, на собственность, на права личности и так далее.

Преступления перечислены в уголовном праве, следовательно, преступлением всегда является уголовное правонарушение, которое закреплено в уголовном кодексе. Деяния, которые не упоминаются в уголовном кодексе, преступлением на являются.

Уголовные правонарушения запрещены законом, и правонарушитель, после совершения уголовного преступления, подвергается уголовному наказанию: лишению свободы, штрафу в особо крупных размерах и так далее.

58. Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды

Каждое государство, издавая правовые нормы, принимает меры по их охране, и нарушение этих норм влечёт за собой юридическую ответственность. Привлечение нарушителя правовых норм к юридической ответственности является реакцией государства на совершённое правонарушителем деяние. К правонарушителю в этом случае компетентные государственные органы применяют меры принуждения. Это означает, что государство отрицательно оценивает противоправное поведение нарушителя правовых норм и заставляет его претерпевать отрицательные для него последствия, такие как: лишение свободы, наложение штрафа, возмещение материального ущерба и так далее.

Однако не всегда государственное принуждение является ответственностью, как например, если правонарушитель задержан милицией и против его воли доставлен в отделение милиции, это ещё не является юридической ответственностью. Но когда правонарушитель предстанет перед судом и суд назначит ему наказание - это уже юридическая ответственность.

Ответственность предназначена для того, чтобы наказать нарушителя, предупредить его неправомерные действия в будущем. Следовательно, юридическая ответственность носит воспитательный характер. Ответственность, которую несёт правонарушитель, является воспитательной мерой не только для него самого, но и оказывает воспитательное воздействие на окружающих. Исключением является смертная казнь. Здесь главной целью такой меры является воспитательное воздействие на окружающих.

Наиболее строгой является уголовная ответственность. Она применяется к лицам, которыми совершаются общественно-опасные деяния, преступления, которые наказываются в соответствии с уголовным кодексом. К такой ответственности относятся: штраф в большом размере, лишение свободы, конфискация имущества и так далее.

Совершение административного проступка влечёт за собой административную ответственность. Административный проступок не является общественно-опасным деянием, поэтому и называется проступком, а не преступлением. К таким проступкам относятся: нарушение общеобязательных правил поведения в общественных местах, нарушение правил противопожарной безопасности, нарушение правил охраны труда и технической безопасности, правил торговли, охоты, рыбной ловли и так далее.

Привлечение к административной ответственности, как правило, влечёт за собой такие меры, как: наложение штрафа, лишение права управления автомобилем, конфискация предметов охоты или рыбной ловли и тому подобное.

Меры административной ответственности применяются, как правило, не судом, а органами государственной инспекции, а также местными административными комиссиями, то есть теми государственными органами, которым правонарушитель по роду своей деятельности не подчинён.

Дисциплинарная ответственность применяется при нарушении трудовой дисциплины. Как правило, это выражается в объявлении замечания, выговора, строгого выговора, понижения в должности, перевода на нижеоплачиваемую работу, увольнения по инициативе администрации. Эта ответственность применяется вышестоящими организациями по отношению к рабочим и служащим подчинённых им нижестоящих организаций.

Дисциплинарная ответственность применяется в соответствии с нормами трудового права, а в армии - в соответствии с нормами дисциплинарного устава.

Гражданско-правовая ответственность применяется к гражданам и юридическим лицам в том случае, когда стороны нарушают свои договорные обязательства, и в случае причинённого вреда, например, имуществу. К нарушителю могут быть применены такие меры, как: штраф, выплата неустойки, пеня, признание сделки недействительной.

Гражданско-правовая ответственность применяется общим судом, а также арбитражным судом, иногда в административном порядке.

Материальная ответственность возникает в том случае, когда противоправные действия лица, работающего на данном предприятии или учреждении, нанесли материальный ущерб этому предприятию или учреждению. Материальная ответственность осуществляется в соответствии с нормами трудового права. Обычно за нанесённый ущерб с виновного удерживается часть его зарплаты.

Полная материальная ответственность имеет место тогда, когда с виновным заключён договор о полной материальной ответственности. В случае, если виновный уклоняется от возмещения ущерба, то дело может быть передано в суд.

59. Англо-саксонская правовая семья

История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем, однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные группы, которые образуют правовую семью.

Существует ряд взглядов и критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация правовых систем и объединение их в отдельную семью. Наиболее распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой, правовые системы группируются на 2 основные правовые семьи.

В государствах, принадлежащих к англо-американской правовой семье, то есть семье общего права, основным источником права является судебный прецедент, то есть судебное решение, которое впоследствии становится нормами при решении аналогичных дел в судах. К государствам с системой общего права относятся США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и государства, принадлежащие к британскому содружеству.

В основе возникновения и развития данной правовой семьи находится принцип жесткого разделения властей, при котором судебная власть является мощным противовесом центральной власти. Общее право развивалось на основе принцип -“право там, где есть его защита”. Однако, роль законодательного, или статутного права, в странах с данной правовой системой также достаточно высока.

Прецедентное право отличается тем, что судья при решении конкретного дела в государствах общего права признаёт обстоятельства конкретного дела, которые он в данный момент разрешает, сходными с обстоятельствами аналогичного дела, по которому уже было принято судебное решение. Следовательно, решение суда, принятое ранее по аналогичному делу, становится нормой при решении аналогичных дел. Однако, если судья не находит аналогии в обстоятельствах дел, ранее решённых судом, и обстоятельствах дел, которые решаются в данный момент, то он при отсутствии указаний закона по данному делу может сам принять решение, которое может стать будущей нормой при решении аналогичных дел.

60. Романо-германская правовая семья

История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем, однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные группы, которые образуют правовую семью.

Существует ряд взглядов и критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация правовых систем и объединение их в отдельную семью. Наиболее распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой, правовые системы группируются на 2 основные правовые семьи.

Одной из них является германо-романская правовая семья, или система континентального права. К странам, правовые системы которых относятся к данной правовой семье, относятся: Франция, Италия, Испания, ФРГ и так далее.

Большое влияние на формирование данной правовой семьи оказывает римское право, которое в результате усилий учёных и учёных-практиков было воспринято правовыми системами многих европейских государств. Для правовых систем германо-романской правовой семьи характерны следующие признаки:

-данная правовая семья является результатом рецепции, то есть восприятия римского права;

-во всех странах германо-романской правовой семьи есть писанные конституции, нормы которых по своей юридической силе стоят на первом месте в правовой системе. В таких странах учреждается орган конституционного контроля за конституционностью остальных законов государства;

Для германо-романской правовой семьи характерны три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы, то есть текущие законодательства, и сводные тексты норм права.

Для большинства правовых систем стран континентального права характерно наличие гражданских, уголовных, гражданско-процессуальных и некоторых других кодексов.

Для германо-романской правовой семьи характерно использование некоторых общих принципов, которые юристы могут найти в самом законе или вне его. Данные принципы свидетельствуют о подчинении права велению справедливости, в том понимании справедливости, которое характерно для данной эпохи в определённый момент.

Для юридических концепций данной системы характерна гибкость в решении сложных вопросов правового регулирования, а также стремление юристов данных стран найти такое решение вопросов, которое бы отвечало чувству справедливости на основе сочетания как общих, так и индивидуальных интересов.

Для германо-романской системы характерно широкое использование доктрины, а именно доктринального (неофициального) толкования правовых актов и сложившихся общественных отношений, неурегулированных правовыми нормами. Для данной правовой семьи большое значение имеет законодательная и правоприменительная доктрина, которая позволяет законодателю создавать новые правовые нормы, отвечающие прогрессивным тенденциям общественного развития, а правоприменителю, при толковании закона в сложных ситуациях,- правового регулирования.

Отличительной особенностью германо-романской системы является приоритет международного права для национальных правовых систем, принадлежащих данной правовой семье. В конституциях многих государств, правовые системы которых принадлежат к данной правовой семье, прямо закреплено, что общие принципы международного права имеют приоритет над национальным законом.

Другой особенностью германо-романской правовой семьи является отношение к обычаям. Обычай в данной правовой семье не является самостоятельным источником права, однако в отдельных случаях он применяется в дополнение к закону. Для национальных правовых систем, относящихся к германо-романской правовой семье, характерно ограниченное применение прецедента в судебной практике этих государств.

Основным источником права в данной правовой семье является закон. И несмотря на использование прецедента, приоритет в правовом регулировании отдаётся закону.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/





      ©2010