Таможенное законодательство и внешнеэкономическая деятельность
Таможенное
законодательство и внешнеэкономическая деятельность
Прежде чем
начинать говорить о таможенном законодательстве, давайте определимся с тем, что
его образует - с его источниками.
Источником
таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот который носит
нормативный характер.
К таким
источникам относятся:
а) внутреннее
таможенное законодательство;
б)
международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся
таможенных вопросов.
Также большое
влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная
практика, накопленная при разрешении таможенных споров, хотя в разных регионах
такая практика складывается по разному.
К
законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс (ТК), Закон РФ
"О таможенном тарифе", а также иные законодательные акты РФ, принятые
в соответствии с ТК (ст. 5). Причем Таможенный кодекс и Закон РФ "О
таможенном тарифе" занимают центральное место в механизме правового
регулирования таможенных отношений и вследствие этого они регулируют лишь самые
общие вопросы таможенного законодательства, содержа в себе много отсылочных
норм. Вследствие этого по количественным параметрам подзаконные нормативные
акты - наиболее многочисленный вид источников таможенного права.
Основными
видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
1. Указы
Президента РФ.
2.
Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы
таможенной политики.
3. Подзаконные
акты, принимаемые совместно несколькими государственными органами. Примером
может служить инструкция Банка России и ГТК РФ от 12 октября 1993 года "О
порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки
от экспорта товаров".
4. Нормативные
акты ГТК РФ. Им посвящена ст. 11 ТК: "...ГТК РФ издает в пределах своей
компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения
всеми таможенными органами РФ и иными государственными органами РФ,
предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и
подчиненности, а также должностными лицами и гражданами", которые вступают
в силу, за некоторыми исключениями, по истечении 30 дней после их опубликования
ГТК
К источникам
таможенного права относятся нормативные приказы и инструкции ГТК. В свою
очередь, нормы в них содержащиеся ГТК разъясняет в письмах и указаниях. Кроме
того, ГТК все чаще используется такая форма доведения информации до местных
органов таможни, как телеграммы, телетайпограммы, где довольно часто содержится
довольно важная информация для участников ВЭД.
В разделе I ТК
(ст. 6) устанавливается принцип соотношения между актами внутреннего права и
международными договорами, в которых участвует Россия: "Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые
предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской
Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора".
Аналогичная норма содержится в Законе РФ "О таможенном тарифе" (ст.
38). Во взаимоотношениях с таможней необходимо помнить об этом, т.к. довольно
часто бывает, что внутреннее таможенное законодательство РФ или складывающаяся
практика его применения противоречит международным соглашениям или договорам в
которых участвует Россия, и правоту свою участник ВЭД, при определенной доли
везения, может доказать зачастую лишь в суде.
Следует
учитывать, что по общему правилу для регулирования отношений в таможенной сфере
применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной
декларации и иных документов таможенным органом. В то же время ТК допускает
отход от этого правила в случаях, непосредственно оговоренных в таможенном
законодательстве.
Далее,
предлагаю разобраться с таким понятием, как таможенная территория.
Таможенная
территория состоит из сухопутной территории Российской Федерации,
территориальных и внутренних вод и воздушного пространства над ними.
Исключаются из
таможенной территории - территории свободных таможенных зон и свободных
складов, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной
территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим
Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному
делу" (ст. 3 ТК) (например, Калининградская область).
Вот вроде бы мы
с Вами разобрались с тем, что относится к источникам таможенного права, с
понятием таможенной территории – т.е. той территории, на которой и действуют
таможенно-правовые нормы.
Что еще нужно
знать при участии в таможенных правоотношениях?
Во-первых тот
факт, что, хоть и в большинстве своем никто из нас с детства не любит
жаловаться, ст. 17. ТК закрепляет важнейший принцип взаимоотношений граждан и
юридических лиц с таможенными органами и их должностными лицами: Решения,
действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их
должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном Таможенным
Кодексом. Конкретные вопросы и процедура обжалования рассматриваются в
соответствующих статьях ТК. Следует обратить внимание на сроки обжалования –
они, в зависимости от того, что и кем обжалуется, варьируются от 10 дней до 6
месяцев, и будет очень печально если он будет пропущен. Хотя и в этом случае не
стоит особо расстраиваться, бывает что и удается что-то еще придумать, чтобы
добиться своего.
Если уж Вы и
решили разобраться в таком сложном вопросе, как таможенное законодательство, то
непременно советую заглянуть в ст.18 ТК, где даются разъяснения основных
понятий, используемых в ТК, например, что такое товары, транспортные средства и
др.
Общие принципы
перемещения товаров и/или транспортных средств через таможенную границу РФ
таковы:
1. Все лица на
равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской
Федерации товаров и транспортных средств, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской
Федерации.
2. Ввоз и/или
вывоз отдельных товаров, транспортных средств может быть запрещен.
3. Ввоз и/или
вывоз отдельных товаров, транспортных средств может быть ограничен.
Перемещение
товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке,
предусмотренном Таможенным Кодексом.
Виды таможенных
режимов таковы:
1) выпуск для
свободного обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный
склад;
5) магазин
беспошлинной торговли;
6) переработка
на таможенной территории;
7) переработка
под таможенным контролем;
8) временный ввоз
(вывоз);
9) свободная
таможенная зона;
10) свободный
склад;
11) переработка
вне таможенной территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14)
уничтожение;
15) отказ в
пользу государства.
Таким образом,
законодатель установил 15 таможенных режимов, особенности применения и
требования каждого из этих таможенных режимов регулируются положениями
соответствующих глав ТК, а в части не урегулированной ими - в соответствующих
положениях постановлений Правительства РФ и принимаемых в соответствии с ними
приказами, указаниями, письмами ГТК (ст.24 ТК).
Следует
учитывать, что для каждого конкретного товара не существует раз и навсегда
предопределенного таможенного режима, лицо может изменить таможенный режим
товара (транспортного средства) на другой, естественно с соблюдением всех
требований и за изъятиями, установленными таможенным законодательством.
Указанные
таможенные режимы можно комбинировать в зависимости от того, какова ваша
конечная цель в отношении товаров, действующего налогового и таможенного
законодательства РФ, например, товар можно оформить вначале в таможенном режиме
"переработка вне таможенной территории", затем, через какое-то время
оформить таможенный режим "экспорт", или например таможенный режим
товара "временный ввоз" на режим "выпуск в свободное обращение".
Каждая ситуация по своему уникальна, и при разработке каких-либо схем в
отношении товаров, необходимо принимать не только действующее законодательство,
но и перспективы его изменений, что например сейчас происходит в отношении
товаров, ввозимых иностранным учредителем в качестве взноса в уставный капитал
совместно предприятия.
После того как
товары или транспортные средства пересекли таможенную границу РФ (ст. 27 ТК)
прошли таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии со ст. 26 ТК,
ими можно пользоваться в соответствии с их таможенными режимами (ст. 28 ТК).
Если же в отношении товаров и/или транспортных средств были предоставлены
льготы по таможенным платежам, то такие товары и/или транспортные средства
считаются условно выпущенными, а пользование ими осуществляется в соответствии
с теми целями, ради которых и были предоставлены таможенные платежи.
Использование их в других целях, так же как и распоряжение ими, осуществляется
при условии уплаты таможенных платежей и соблюдения других требований
установленных таможенным законодательством.
В дальнейших
статьях мы подробнее остановимся на каждом из таможенных режимов и особенностях
его применения.
Юрист Берещук А.В.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/
|